• Преподавателю
  • Химия
  • Статья по теме Что такое «гуманизация образования» в преподавании предмета «Химия»?

Статья по теме Что такое «гуманизация образования» в преподавании предмета «Химия»?

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Логунова Ольга Алексанровна, учитель химии МАОУ лицея № 18 г. Калининграда.


Что такое «гуманизация образования» в преподавании

предмета «Химия»?

В Толковом словаре С.И. Ожегова: ГУМАНИЗМ - гуманность, человечность в

общественной жизни, в отношении к людям. С таким понятием трудно не согласиться,

если это касается профессий, которые врачуют тело и душу. Первые - врачи, а вторая

профессия самая нужная на свете - Учитель. Он учится всю жизнь сам и помогает учить

себя другим людям в самом прекрасном возрасте от 7 до 17 лет.

Свою педагогическую деятельность я начала в 1986 году после окончания

Калининградского Государственного Университета в средней школе № 18, которую

закончила в 1978 году. Стаж педагогической работы 21,5 лет, общий стаж - 29,5 лет.

Мне пришлось работать с разными возрастными категориями детей (9-12 лет, 14-17 лет),

что заставило серьезно заниматься возрастной психологией.

Сейчас я работаю в двух 11-х, в пяти 9-х, одном 8-м, одном 7-м и одном 6 -м классах, одновременно являясь классным руководителем в естественно научном- 9-ом классе. Кроме того, на лицейской кафедре учителей ЕНО я вхожу в состав проблемно-творческой группы, отвечающей за качественную реализацию государственного стандарта и пропедевтики химических знаний, а также являюсь председателем профкома лицея, избрана в совет трудового коллектива, защищаю интересы работников перед Работодателем.

Основным в своей работе считаю возрастной, дифференцированный,

здоровьесберегающий, компетентно-индивидуальный подходы к развитию личности

каждого ребенка. Освоив традиционную методику преподавания химии как

естественнонаучной дисциплины, мне было интересно изучать опыт работы по предмету

«химия» учителей-новаторов: Гузика Н.П. «Лекционно-семинарская система

преподавания химии в 9-11 классах», Маховой Л.В. «Развитие мыслительной

деятельности учащихся в преподавании химии», Воскобойниковой Н.П. «Методика

Ривина: азбука КСО» и применяла многие крупицы этого опыта в своей работе с

учащимися по изучению основ химии. Два года занималась при Областном Доме

учителя в «Школе психолога». Применяю в своей профессиональной деятельности

методику педагогики сотрудничества профессора Иванова И.П.: «Каждое дело творчески,

а иначе зачем?» (8)

Много читаю литературы по проблеме формирования познавательного

интереса, мотивации учения, природоохранной деятельности, статей и книг по

возрастной психологии и физиологии, что помогает научить ученика самому

добывать знания, показать ему способы достижения ближней и дальней целей в обучении

химии.

В 1993 году я прошла обучение основам социальной экологии в

биосферном центре Пущино-на-Оке во время Российско-Британского семинара,

организованного Ассоциацией по химическому образованию при Всероссийском

химическом обществе имени Д.И.Менделеева. Имею Сертификат №50 от 1993 года.

Я, как молодой учитель химии, заинтересовалась идеей экологизации

химического образования, высказанной доктором педагогических наук Назаренко В.М.,

автором программно-методического комплекса «Химия и экология» для 7-11классов (5). Мною была разработана Концепция преподавания предмета химии (8-11 классы) и

предложена программа с экологической направленностью, начиная с 7 класса

(пропедевтический курс) по 11 класс (26).

По итогам региональной аттестации в 1993 году программа по химии и

экологии (автор: Лучинкина О.А.) была признана Министерством образования РФ как

авторская программа и предложена в качестве региональной программы в 1994

году ( 27).

Моя концепция по предмету показывает взаимосвязь физических,

химических и биологических факторов. Цель концепции: экологический подход к

формированию сознания, определение способа целесообразной деятельности, познание

себя и отношения к себе и окружающему миру как части себя. Если для сохранения

себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать

себя. Это развитие в первую очередь ученик получает в школе. В программе 8-11

классов предусмотрено большое количество практических работ, решение различных

расчетных задач на экологические темы (25-27).

Школа сегодня - школа развития личности. Жизнь не стоит на месте.

Целью экологического образования является: образование человека, гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, не подрывая основ развития и жизни последующих поколений, заменяющего на практике борьбу за сосуществование партнерством, должно поддерживать развитие цивилизации. Значит, необходим переход на обучение самостоятельного образования и вообще безопасного существования человека в окружающем мире. Хочу привести пример фрагментов уроков химии с экологическим подходом для решения жизненных задач.

Например, в теме «Металлы» 9 класса рассматривается вопрос «Коррозия металлов». Чаще всего учитель в традиционном обучении либо сам рассказывает или пересказывает материал учебника, а также может дать задания учащимся подготовить сообщения по данному материалу, написать конспект и т.д. Наиболее простой подход к проектированию ситуационных задач - построение заданий на основе вопросов учебника или текста параграфа учебника. Сейчас к работе с текстами разноплановыми уделяется много внимания, усиливается мотивация необходимостью для данной группы учащихся или конкретно для ученика изучение жизненной ситуации для поддержания существования человечества на планете Земля. В процессе изучения курса учащимся может быть предложено несколько таких заданий, нацеленных на усвоение усложняющихся способов деятельности, на освоение значимого учебного материала

(с точки зрения процесса обучения) и носящего яркий практико-ориентированный характер.


Платье для металла.

  1. Огромное число машин, появившихся на улицах нашего города, изумляет, а порой и раздражает, особенно когда мы видим грязный, во многих местах проржавевший, с трудом заводящийся и еле-еле передвигающийся автомобиль. Иногда автомобилисты называют такие машины « старое ржавое ведро». А что такое ржавчина? Можно ли уберечь автомобиль от ее воздействия? Можно ли вообще бороться с этим явлением и не только для сохранения автомобиля?

  2. Оцинкованные ведра, оцинкованная жесть на крышах домов - вещи настолько привычные, настолько будничные, что мы, как правило, не задумываемся, а почему, собственно они оцинкованные ? Цинк - металл более активный, прежде, чем железо реагирует с агрессивными компонентами атмосферы. Получается, словно металлы соблюдают правило солдатской дружбы: сам погибай, а товарища выручай… Конечно, металлы не солдаты, тем не менее, цинк выручает железо, погибая.

  3. В начале двадцатого века из нью-йоркского порта вышла в открытый океан красавица яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво - сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта быстро пошла ко дну.

Задания для учащихся:

Прочитайте предложенные тексты, в учебнике найдите информацию о коррозии и способах защиты от нее. Как Вы считаете, является ли знание об этом явлении необходимым для современного человека? Свой ответ аргументируйте.

  1. В каких случаях используют антикоррозийные покрытия? Исследуйте свою квартиру, дачу, загородный дом и установите, где использованы антикоррозийные покрытия. Если потребуется , расспросите своих родителей, родственников. Постройте классификацию антикоррозийных покрытий на основании области их применения.

  2. Проведите экспертизу хотя бы одного предмета, имеющего антикоррозийное покрытие

( например, металлического ведра, дверной ручки и т. д.). По каким параметрам можно судить о степени износа антикоррозийного покрытия?

  1. Найдите дополнительную ( интересную) информацию о коррозии и способах борьбы с ней. Какие источники Вам для этого потребуются? Разработайте проект

( компьютерную презентацию, выпуск электронного журнала «УХ» и т. д.) с использованием найденной информации.

  1. Изложите в форме сказки для учащихся младших классов свое представление о коррозии и способах борьбы с ней. На основании каких критериев может быть сделан вывод о доступности вашей сказки для понимания учениками начальных классов?

Для того, чтобы вопрос или задание, помещенное в учебнике, превратилось в ситуационную задачу, необходимо, поместить его в жизненный контекст, продумать личностно-значимый вопрос, который поможет учащимся убедиться в необходимости данного задания, подобрать тексты, составить вопросы к данным текстам и дать название получившегося задания (24).

Очень важно, чтобы задания были разнообразными, позволяли ученикам не столько воспроизводить знания, сколько их использовать.

При этом я столкнулась с необходимостью интеграции естественно научных знаний и обще учебных умений для воспитания современного разумного человека в нашем меняющемся информационном мире. Для решения этой задачи нужно было объединить всех учителей, работающих в основной школе, вплоть до 9 класса, включая и учителей начального звена лицея.

Поэтому, заинтересовавшись экологизацией химического образования, я и группа моих коллег: Ондрина Г.А, Болтнева Л.Н., работающих в классах развивающего обучения (РО), решили экологизировать естественно научные дисциплины через смешанную модель экологического образования, предложенную «Концепцией общего среднего образования (25).

Основные цели, которые я ставлю перед собой в своей деятельности, вижу в следующем:

  1. Формирование экологического сознания и экологической культуры выпускника школы.

  2. Проявление познавательного интереса к Природе учащимися, к самому себе, к своему здоровью, а через это к изучению естественных наук, в том числе и к химии.

  3. Развитие познавательного потенциала личности через преподавание интегрированных курсов по основам социальной экологии и внедрение в программу по химии межпредметных связей, дающих возможность мне раскрыть единство законов Природы.

  4. Развитие теоретического мышления учащихся через мысленный эксперимент по формированию и применению ключевых понятий социальной экологии и химии при решении экологических проблем.

  5. Нравственное воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей, развитие у них чувства собственного достоинства, коллективизма, трудолюбия, желание творить добро и красоту.

Как известно, порядок есть противоположность хаосу. Познать на

практике все нюансы теории систем и системного подхода мне помог выдающийся ученый и прекрасный человек Юрий Анатольевич Конаржевский, который работал с педагогами нашего лицея в качестве научного руководителя на протяжении шести лет. Именно под его руководством я до конца осознала, что системность - это неотъемлемое свойство всей человеческой практики. Мир - это система систем, да и человек, пожалуй, является, самой сложной системой.



Список литературы.


  1. Воронцов Н.Н., Ревина С.К. Состояние природной среды в СССР: Стратегия экологической безопасности // ЖВХО им. Д.И.Менделеева. 1991. Т 36 № 1 с. 8-17.

  2. Нифантьев Э.В. Школьная химия и потребности общества // Химия в школе. 1996. № 3. С. 2-4.

  3. Экологическое образование: концепции и технологии // Под ред. С.Н. Глазачева. Волгоград: Перемена. 1996.

  4. КОНЦЕПЦИЯ регионального компонента стандарта содержания дошкольного, общего образования Калининградской области. Целевая программа Калининградской области «Развитие образования на 2007-2011 гг.»

  5. В.М. Назаренко «Химия и экология. Программа и дидактика для 7-11 классов. Документы для обсуждения на Российско-Британском семинаре по проблемам химического образования. М., 1992.

  6. Назаренко В. М. Программно-методический комплекс по курсу «Химия и экология» ( 8 - 11 классы), Ассоциация по химическому образованию, М., 1993.

  7. Назаренко В. М. Методические рекомендации к курсу «Химия и экология» .8 класс, Пенза, 1993.

  8. Проект стандарта экологического образования, Химия в школе, № 4 1993.

  9. Экологический букварь под ред. Бердоносова С.С., Лисичкина Г. В, Экоиздат , М., 1993.

  10. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды ( словарь- справочник), Просвещение, 1993.

  11. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир ? ( в двух томах), Мир, М., 1993.

  12. Демина Л. Учебно-методический комплекс «Земля», МИРОС, М., 1994.

  13. Алексеев С. В, Комплект пособий по курсу «Основы экологии и охрана окружающей среды», УПМ, С-Пб, 1992.

  14. Алексеев С, В, Изучаем экологию - экспериментально., УПМ, С-Пб, 1992.

  15. Химия в современном обществе, ЮНЕСКО, М., 1992.

  16. Химия: справочные материалы, Просвещение, М., 1994.

  17. Ковда В. А, Биогеохимия почвенного покрова., Наука, М., 1985

  18. Вернадский В. И. Труды по биохимии и геохимии почв., Наука, М., 1992.

  19. Лавров С. В. Глобальные проблемы современности., УПМ, С.-Пб, 1991.

  20. Фасилитационное обучение. Вестник образования.

  21. Государственный стандарт образования 2004 года

  22. И.П.Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел.Просвещение,1996.

  23. Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов. 1994-1995 годы, с. 112.

  24. Как составить ситуативную задачу?

  25. Концепция общего среднего образования (11)

  26. Разработки уроков по экологии…

  27. Концепция экологического школьного образования.

© 2010-2022