- Преподавателю
- Химия
- Рабочая тетрадь по химии
Рабочая тетрадь по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Веретенникова О.М. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОБЛАСТНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение СРЕДНЕго профессионального образования
«ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по химии
для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Разработчик:
Веретенникова О.М. преподаватель
Валуйки, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая тетрадь разработана для студентов 1 курса (I, II семестр) специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Целью рабочей тетради является закрепление знаний химической терминологии и приобретение навыков работы с различными источниками информации, в решении задач и упражнений по дисциплине «химия».
Рабочая тетрадь представляет собой сборник заданий для самостоятельной работы студента по основным разделам химии.
Для подготовки к занятиям рекомендуется изучить материал лекций и соответствующий материал учебника:
1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - 191 с.: ил.
2. Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - 223 с.: ил\
3. Дополнить интернет ресурсы:
Название сайта
Электронный адрес
Полезная информация по химии
alhimikov.net
Электронный учебник по органической химии
alhimikov.net/organikbook/titul.html
Химия: открытый колледж
chemistry.ru/
Органическая химия: Веб-учебник
-
chemistry.ssu.samara.ru/
Сайт о химии
xumuk.ru
Основы химии. Интернет учебник
hemi.nsu.ru
Химия - Российский общеобразовательный портал
school.edu.ru/
Раздел 1. Повторение
Тема 1 Повторение основных разделов по неорганической химии
Самостоятельная работа №1-2
Составление электронных и графических формул элементов, определение типов реакций, определение классов неорганических веществ.
Задание:
1. Зарисуйте схемы строения атома Nе и иона Мg2+; атома Аr и иона Са2+. Что общего в каждой паре частиц? В чем различие?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведенные формулы веществ распределите по классам, дать названия:
-
Оксиды
Основания
Кислоты
Соли
НNO3, CO2, KOH, P2O5, NaNO3, CaSO4, MgO, FeCl3, Cu(OH)2, SO2, HClO4, BaO, Fe2O3, LiOH, H2SiO3, Ca(OH)2, K3PO4, NaOH, Sr(OH)2.
3. Осуществите превращения, указать тип реакции:
а) FеС12 → Fе(ОН)2 → FеSО4 → Fе → FеО
│____________________↑
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 2. Органическая химия
Тема 2.1. Введение в предмет органической химии
Самостоятельная работа №3-4
Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных.
Теория: На рисунке приведена шаростержневая модель молекулы метана. В ней детали, изображающие атомы, соединяются на некотором расстоянии друг от друга посредством стерженьков, символизирующих валентные связи. Такая модель дает наглядное представление о том, какие атомы, с какими соединены.
Задание: используя в качестве оборудования пластелин разных цветов и палочки соберите и зарисуйте модель молекулы хлорметана, этана, бромэтана, зная что, черный - C, белый - H, желтый - CI, красный - Br.
Выполнение работы:
Рис. метан
Рис. хлорметан Рис. этан Рис. бромэтан
Тема 2.2 Строение и классификация органических соединений
Самостоятельная работа №5-6
Составление формул изомеров органических веществ.
-
Напишите название вещества по его структурной формуле:
а)
………………………………………………………
б)
………………………………………………………..
-
Напишите все возможные изомеры алкана C6H14 и назовите их.
3. Напишите структурные формулы следующих соединений: 2,2,3-триметилгексан; 2,4-диметил-3-этиллгептан, 2-хлорпропан, тетрахлорметан.
Тема 2.3 Химические реакции в органической химии
Самостоятельная работа № 7-8
Решение упражнений и задач по теме.
1.Какой объем (V) воздуха потребуется для сжигания 8,4 кг пропена?
Решение:
……………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
2. Установите соответствие между схемой и типом реакции:
1. Окисления
2. Дегидрирования
3. Замещения
Тема 2.4 Углеводороды
Самостоятельная работа №9
Решение упражнений и задач по теме
1. Осуществите ряд превращений: CH4 → CН3СI → C2Н6 → C2Н5Вr.
А)…………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………..
Б)……………………………………………………………………….…….……………………………………………………………………………….
В)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2. Составьте структурные формулы изомерных алканов, которые имеют состав С5Н12, и назовите их.
3. Какие из представленных соединений являются структурными изомерами, дайте названия веществам ?
Самостоятельная работа №10
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Природные источники алканов
2. Вазелин. Вазелиновое масло, парафин
3. Природный газ.
4. Перегонка нефти.
5. Отдельные представители алканов: метан.
6. Отдельные представители: изооктан.
7. Каучуки.
8. Виды изомерии алкенов.
9. Отдельные представители: этилен.
10. Отдельные представители: пропилен.
11. Природные источники алкенов.
Самостоятельная работа №10
Разгадайте ключевое слово кроссворда. Ответы записывайте по вертикали.
-
Какое вещество является продуктом реакции полимеризации этена?
-
Для углеводородов ряда этилена характерны реакции полимеризации и _______________________.
-
Как по международной номенклатуре называется углеводород ряда этилена?
-
Назовите гомолог этилена, формула которого C4H8?
-
Как называется связь в молекуле углеводорода ряда этилена?
1
5
4
2
3
Э
Разгадайте ключевое слово кроссворда. Ответы записывайте по вертикали.
-
Атомы какого вещества, кроме водорода, входят в состав углеводородов?
-
Как называется предельный углеводород с 6-ю атомами углерода?
-
Как по-другому называются предельные углеводороды?
-
Как называется первый гомолог ряда алканов?
-
Назовите автора теории химического строения органических соединений. ?
-
Как называются молекулы алканов, отличающаяся друг от друга на группу СН2?
-
Назовите алкан, структурная формула которого С10Н22?
-
Атомы какого вещества, кроме углерода, входят в состав алканов?
-
Как называется радикал -С3Н7?
-
Назовите продукт монохлорирования метана?
-
Как называется связь в молекуле алканов?
-
5
6
8
10
3
4
9
11
1
2
7
Самостоятельная работа №12
Решение упражнений и задач по теме
1. Способы получения. Запишите уравнения реакций:
а) промышленного; б) лабораторного способов получения этилена.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Какие виды изомерии характерны для алкенов?
А) _________________________, Б) ________________________
.3. Для соединения формула которого:
СН= С - СН2 - СН2 - СН2 - СН3
составьте сокращенные структурные формулы:
а) двух изомеров (с разным типом изомерии):
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) двух гомологов ( с большим и меньшим числом атомов углерода):
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Перед Вами ряд превращений. Составьте уравнения реакций, соответствующих данным превращениям:
Н3С-СН2ОН → СН2=СН2 → СН2Br-СН2Br→ С2Н2
А)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Б)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
В)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Самостоятельная работа №13
Решение упражнений и задач по теме: Арены
1. При нитровании 39 граммов бензола было получено 50 граммов нитробензола. Вычислите выход нитробензола в процентах от теоретически возможного выхода?
Решение:
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
2.. Перед Вами ряд превращений веществ. Составьте уравнения реакций. Укажите условия, при которых протекают реакции. Назовите все вещества.
СН4 →С2Н2 → С6Н6 → С6Н5Br
↓
С6Н12
а)
________________________________________________________
б)
_________________________________________________________
в)
_________________________________________________________
г)
_________________________________________________________
3. Напишите структурные формулы следующих веществ и дайте им другое название:
1,2-диметилбензол мета-ксилол 1,4-диметилбензол
……………………. ……………… ……………………..
Тема 2.5. Кислородосодержащие органические соединения
Самостоятельная работа №14
Решение упражнений и задач по теме: Спирты
1. Запишите определения
Функциональная группа ……………………………………………………………………………………
Предельные одноатомные спирты:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Многоатомные спирты:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Напишите структурные формулы всех изомерных спиртов состава C4H9OH. Назовите эти спирты.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3. Перечислите химические свойства спиртов, обусловленные гидроксильной группой Приведите примеры химических реакций.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Самостоятельная работа №15
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1.Отдельные представители: этанол, метанол. Их свойства, применение.
2. Отдельные представители многоатомных спиртов: глицерин.
3. Непредельные спирты.
4. Ароматические спирты.
5. Фенол, его антисептические свойства.
6. Пикриновая кислота: применение
7. Отдельные представители двухатомных фенолов: пирокатехин.
8. Этиленгликоль, его применение.
9. Гидрохинон, его применение.
Самостоятельная работа №16
Составьте кроссворд не менее чем из 10 слов по теме: «Альдегиды»
Самостоятельная работа №17
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Уксусная кислота: свойства, получение, применение.
2.Муравьиная кислота: свойства, получение, применение.
3. Высшие жирные кислоты.
4. Акриловая кислота: свойства, получение, применение.
5. Олеиновая кислота: свойства, получение, применение.
Самостоятельная работа №18
Решите задачи:
-
При нагревании 200 мл 96% этанола (ρ=0,8 г/мл) и 200 г 90% уксусной кислоты с каталитическим количеством серной кислоты получили эфир с выходом 70% . Определите массу эфира.
Решение:
2. Сколько граммов гидрокарбоната натрия (питьевая сода) потребуется для нейтрализации 15 граммов уксусной кислоты?
Решение:
Самостоятельная работа №19
Решение упражнений и задач:
-
Продолжите определение: Аминами называют органические производные аммиака, в которых __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Приведите примеры различных типов аминов и назовите их:
а) первичный амин………………………………. ………………………
б) вторичный амин……………………………………………………….
в) третичный амин………………………………………………………..
г) ароматические амины…………………………………………………
При сгорании первичного амина массой 62 грамма образовалось 88 граммов СО2 и 90 граммов Н2О. Найдите формулу амина.
Решение:
..........................................................................................................................................
..........................................................................................................................................
.......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................
Самостоятельная работа №20
Решение упражнений и задач:
1. Продолжите определения: Аминокислоты - это ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В каких соединениях присутствует пептидная связь: а) глюкоза;
б) спирт; в) глицерин; г) крахмал; д) белок; е) дипептид? Ответ:______________
3. Напишите реакции аминоуксусной кислоты с NaOH, HCl, H2SO4
1)
2)
3)
Самостоятельная работа №21
Сбор печатных материалов о синтезе белков.
Подготовить сообщение о промышленном синтезе белков, значение и перспективы развития. Перечислить источники информации:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №22
Задание: Проанализируйте состав пищевых продуктов на содержание естественных растительных и животных белков, используя информацию о составе на упаковке.
Результаты оформите в таблицу:
№ п/п
Продукт
Белки в составе
Самостоятельная работа №23
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Витамины.
2.Ферменты.
3. Гормоны.
4. Лекарства
Самостоятельная работа №24
Решение упражнений и задач по теме.
1. Составьте схемы строения атомов элементов: углерода, фтора, магния, серы, кальция. Определите для атомов этих элементов число протонов и нейтронов.
2. Приведите в соответствие:
А. Электронная формула Элемент
1s22s22р63s2Cl
…3s23р63d104 s2 Мg
…3s23р6 Zn
…3s23р63d104 s24p2 Вr
…3s23р63d104 s24p5 Аr
Gе
Заполните таблицу:
-
Электронная формула
Элемент
3. Расположите элементы по возрастанию числа электронов на внешнем уровне: а) В, Н, Са, Аs; б) Мg, Р, Вr, Si; в) I, Вi, Ва, Li; г) С, Ве, Сl, Аl.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №25
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Д.И. Менделеев- ученый с мировыми заслугами.
2. Открытие периодического закона
3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Самостоятельная работа №26
Решение упражнений и задач по теме.
1. Запишите определения:
Ковалентная связь - это _________________________________________________
Ионная связь - это _____________________________________________________
Металлическая связь - это_______________________________________________
Водородная связь - это__________________________________________________
2. Приведенные формулы веществ распределите по видам связи: NaCl, CS2, CH4, Cl2, BaI2, Fe, MgS, NH3, O2, Cu, SO2, P2O5, I2, CaO, HCl, NO.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В приведенной таблице раскрасьте разным цветом клетки с формулами веществ с разным типом связи:
-
NН3
МgS
СuSО4
НNО3
Са(ОН)2
SО2
Р2О5
ВаСl2
Сl2
Н2SО4
О2
РН3
СО2
НI
N2
Приведите условные обозначения, которые вы использовали:
______________________________________________________________________
4. Из приведенного перечня выберите элементы, между атомами которых возможно образование: а) ионной связи; б) ковалентной связи:
О, К, F, С, В, Мg, Сl. Приведите примеры таких соединений.
Укажите тип связи в соединениях и механизм ее образования.
Самостоятельная работа №27 - 28
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Роль полимеров в моей будущей профессии
2.Роль полимеров в современном автомобилестроении
3. Пластмассы - современные конструкционные материалы
4. Термореактивные и термопластичные полимеры
5. Карбюраторная смесь-дисперсная система, состав и принцип работы.
Самостоятельная работа №29
Решение упражнений и задач по теме.
1. Закончите уравнения реакций. Напишите уравнения реакций в ионном виде.
СuSО4 + … = Сu(ОН)2 + ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
LiОН + Н2SО4 = ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
А1(ОН)3 + … = Н2О + _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Н3РО4 + … = Са3(РО4)2 + _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Mg(OH)2 + HNO3 = _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Na2SiO3 + … = NaCl + __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Fе2О3 + … = FеСl3 + ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте схемы классификации химических реакций в органической и неорганической химии. Приведите примеры реакций.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №30
Решение упражнений и задач по теме
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции. Определите окислитель и восстановитель.
C + CuO = Cu + CO2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Al + K2Cr2O7 + H2SO4 = Al2(SO4)3 + Cr2 (SO4) 3 + K2SO4 + H2O
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
H3AsO3 + KMnO4 + H2SO4 = H3AsO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа №31
Решение упражнений и задач по теме
Закончите уравнения реакций. Напишите уравнения реакций в ионном виде
СuSО4 + … = Сu(ОН)2 + ___________________________________________
LiОН + Н2SО4 = ________________________________________________
А1(ОН)3 + … = Н2О + _________________________________________
Сr2О3 + НNО3 = ________________________________________________
Н3РО4 + … = Са3(РО4)2 + _____________________________________
Mg(OH)2 + HNO3 = _____________________________________________
Na2SiO3 + … = NaCl + __________________________________________
Fе2О3 + … = FеСl3 + ___________________________________________
Самостоятельная работа №32
Решение упражнений и задач по теме
-
Напишите уравнения реакций гидролиза следующих солей; указать тип среды
1.K2CO3
2. Na2SO4
3. AlCl3
Самостоятельная работа №33
Решение упражнений и задач по теме
1. Допишите уравнения реакций.
Na + O2 = Mg + HCl =
Ca + S = Ca + V2O5 =
Ba + H2O = Ba + H2 =
2. Получить металлы из их оксидов: дописать уравнения, расставить коэффициенты, указать окислитель и восстановитель.
CuO + AL→
Fe2O3 + AL→
Ag2O+ AL→
Самостоятельная работа №34
Решение упражнений и задач по теме
1. Какой объем (н.у.) газа образовалось в результате реакции 200 г 6,9% - ного раствора карбоната натрия с избытком соляной кислоты?
2. Осуществите цепочку превращений, составьте уравнения реакций.
Вариант 1. Сера - сернистый газ - оксид серы (6) - серная кислота - сульфат бария
Самостоятельная работа №35
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1.Коррозия металлов в автомобиле
2.Свинец в бензине и экология
3. 'Металлы и сплавы в химии и технике
4.Летучие водородные соединения неметаллов
5. Принцип работы аккумулятора
6. Неорганические кислоты в быту.
Самостоятельная работа №36
Решение упражнений и задач по теме
1.Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
NaClO + P = NaCl + P2O5
P + HNO3+ H2O = H3PO4 + NO
2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным.
CaO + 2H+ = Ca2+ + H2O
Сu 2++ 2OH- = Cu(OH)2
3. решить задачу
Какая масса гидроксида меди (II) может быть получена, если взять 200 г 40%-ного раствора гидроксида натрия и избыток хлорида бария?
Самостоятельная работа №37
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1.Химические источники тока
2. Смазочные масла и двигатель.
3.Химия вязкостных присадок.
4.Из чего сделан автомобиль.
5.Химия в системе охлаждения двигателя.
6. Тормозная жидкость автомобиля.
7.Полимеры в автомобиле.
Самостоятельная работа №38
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Минеральные удобрения, плюсы и минусы применения.
2.Макроэменты.
3. Микроэлементы растений.
4. Химические средства защиты растений.
Самостоятельная работа №39
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Парниковый эффект. Причины и последствия.
2. Озоновые дыры. Причины и возможные последствия.
3.Кислотные дожди.
4. Химия на страже здоровья человека.
5. Химия и загрязнения окружающей среды.
6.Экскурсия по домашней аптечке.
Самостоятельная работа №40
Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)
1. Цемент, его значение в жизни человека.
2.Почему клей клеит.
3.Что такое накипь и как ее удалить.
4. Химия в стиральной машине.
5. Носители запаха.
6.Из истории моющих средств.
22