Рабочая тетрадь по химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь по химииОБЛАСТНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение СРЕДНЕго профессионального образования

«ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по химии

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Рабочая тетрадь по химии

Разработчик:

Веретенникова О.М. преподаватель

Валуйки, 2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая тетрадь разработана для студентов 1 курса (I, II семестр) специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Целью рабочей тетради является закрепление знаний химической терминологии и приобретение навыков работы с различными источниками информации, в решении задач и упражнений по дисциплине «химия».

Рабочая тетрадь представляет собой сборник заданий для самостоятельной работы студента по основным разделам химии.

Для подготовки к занятиям рекомендуется изучить материал лекций и соответствующий материал учебника:

1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - 191 с.: ил.

2. Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - 223 с.: ил\

3. Дополнить интернет ресурсы:

Название сайта

Электронный адрес

Полезная информация по химии

alhimikov.net

Электронный учебник по органической химии

alhimikov.net/organikbook/titul.html

Химия: открытый колледж

chemistry.ru/

Органическая химия: Веб-учебник

  1. chemistry.ssu.samara.ru/

Сайт о химии

xumuk.ru

Основы химии. Интернет учебник

hemi.nsu.ru

Химия - Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru/








Раздел 1. Повторение


Тема 1 Повторение основных разделов по неорганической химии

Самостоятельная работа №1-2

Составление электронных и графических формул элементов, определение типов реакций, определение классов неорганических веществ.

Задание:

1. Зарисуйте схемы строения атома Nе и иона Мg2+; атома Аr и иона Са2+. Что общего в каждой паре частиц? В чем различие?

Рабочая тетрадь по химии Рабочая тетрадь по химии Рабочая тетрадь по химии
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рабочая тетрадь по химии

2. Приведенные формулы веществ распределите по классам, дать названия:

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли




НNO3, CO2, KOH, P2O5, NaNO3, CaSO4, MgO, FeCl3, Cu(OH)2, SO2, HClO4, BaO, Fe2O3, LiOH, H2SiO3, Ca(OH)2, K3PO4, NaOH, Sr(OH)2.

3. Осуществите превращения, указать тип реакции:

а) FеС12 → Fе(ОН)2 → FеSО4 → Fе → FеО

│____________________↑

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Органическая химия

Тема 2.1. Введение в предмет органической химии

Самостоятельная работа №3-4

Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных.

Теория: На рисунке приведена шаростержневая модель молекулы метана. В ней детали, изображающие атомы, соединяются на некотором расстоянии друг от друга посредством стерженьков, символизирующих валентные связи. Такая модель дает наглядное представление о том, какие атомы, с какими соединены.

Задание: используя в качестве оборудования пластелин разных цветов и палочки соберите и зарисуйте модель молекулы хлорметана, этана, бромэтана, зная что, черный - C, белый - H, желтый - CI, красный - Br.Рабочая тетрадь по химии

Выполнение работы:


Рис. метан


Рис. хлорметан Рис. этан Рис. бромэтан

Тема 2.2 Строение и классификация органических соединений

Самостоятельная работа №5-6

Составление формул изомеров органических веществ.


  1. Напишите название вещества по его структурной формуле:

а)

Рабочая тетрадь по химии………………………………………………………

б)

Рабочая тетрадь по химии………………………………………………………..

  1. Напишите все возможные изомеры алкана C6H14 и назовите их.



3. Напишите структурные формулы следующих соединений: 2,2,3-триметилгексан; 2,4-диметил-3-этиллгептан, 2-хлорпропан, тетрахлорметан.



Тема 2.3 Химические реакции в органической химии

Самостоятельная работа № 7-8

Решение упражнений и задач по теме.

1.Какой объем (V) воздуха потребуется для сжигания 8,4 кг пропена?

Решение:

……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

2. Установите соответствие между схемой и типом реакции:

1. ОкисленияРабочая тетрадь по химии


2. Дегидрирования

Рабочая тетрадь по химии

3. Замещения Рабочая тетрадь по химии

Тема 2.4 Углеводороды

Самостоятельная работа №9

Решение упражнений и задач по теме

1. Осуществите ряд превращений: CH4 → CН3СI → C2Н6 → C2Н5Вr.

А)…………………………………………………………………………...…………………………………………………………………………………..

Б)……………………………………………………………………….…….……………………………………………………………………………….

В)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Составьте структурные формулы изомерных алканов, которые имеют состав С5Н12, и назовите их.



3. Какие из представленных соединений являются структурными изомерами, дайте названия веществам ?

Рабочая тетрадь по химии

Самостоятельная работа №10

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Природные источники алканов

2. Вазелин. Вазелиновое масло, парафин

3. Природный газ.

4. Перегонка нефти.

5. Отдельные представители алканов: метан.

6. Отдельные представители: изооктан.

7. Каучуки.

8. Виды изомерии алкенов.

9. Отдельные представители: этилен.

10. Отдельные представители: пропилен.

11. Природные источники алкенов.

Самостоятельная работа №10

Разгадайте ключевое слово кроссворда. Ответы записывайте по вертикали.

  1. Какое вещество является продуктом реакции полимеризации этена?

  2. Для углеводородов ряда этилена характерны реакции полимеризации и _______________________.

  3. Как по международной номенклатуре называется углеводород ряда этилена?

  4. Назовите гомолог этилена, формула которого C4H8?

  5. Как называется связь в молекуле углеводорода ряда этилена?


1






5


4



2





3



Э






























Разгадайте ключевое слово кроссворда. Ответы записывайте по вертикали.


  1. Атомы какого вещества, кроме водорода, входят в состав углеводородов?

  2. Как называется предельный углеводород с 6-ю атомами углерода?

  3. Как по-другому называются предельные углеводороды?

  4. Как называется первый гомолог ряда алканов?

  5. Назовите автора теории химического строения органических соединений. ?

  6. Как называются молекулы алканов, отличающаяся друг от друга на группу СН2?

  7. Назовите алкан, структурная формула которого С10Н22?

  8. Атомы какого вещества, кроме углерода, входят в состав алканов?

  9. Как называется радикал -С3Н7?

  10. Назовите продукт монохлорирования метана?

  11. Как называется связь в молекуле алканов?



5


6

8


10

3

4

9

11

1

2


7
















Самостоятельная работа №12

Решение упражнений и задач по теме

1. Способы получения. Запишите уравнения реакций:

а) промышленного; б) лабораторного способов получения этилена.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Какие виды изомерии характерны для алкенов?

А) _________________________, Б) ________________________

.3. Для соединения формула которого:

СН= С - СН2 - СН2 - СН2 - СН3

составьте сокращенные структурные формулы:

а) двух изомеров (с разным типом изомерии):

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б) двух гомологов ( с большим и меньшим числом атомов углерода):

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Перед Вами ряд превращений. Составьте уравнения реакций, соответствующих данным превращениям:

Н3С-СН2ОН → СН2=СН2 → СН2Br-СН2Br→ С2Н2

А)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Б)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

В)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Самостоятельная работа №13

Решение упражнений и задач по теме: Арены

1. При нитровании 39 граммов бензола было получено 50 граммов нитробензола. Вычислите выход нитробензола в процентах от теоретически возможного выхода?

Решение:

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

2.. Перед Вами ряд превращений веществ. Составьте уравнения реакций. Укажите условия, при которых протекают реакции. Назовите все вещества.

СН4 →С2Н2 → С6Н6 → С6Н5Br

С6Н12

а)

________________________________________________________

б)

_________________________________________________________

в)

_________________________________________________________

г)

_________________________________________________________

3. Напишите структурные формулы следующих веществ и дайте им другое название:

1,2-диметилбензол мета-ксилол 1,4-диметилбензол

……………………. ……………… ……………………..

Тема 2.5. Кислородосодержащие органические соединения

Самостоятельная работа №14

Решение упражнений и задач по теме: Спирты

1. Запишите определения

Функциональная группа ……………………………………………………………………………………

Предельные одноатомные спирты:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Многоатомные спирты:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Напишите структурные формулы всех изомерных спиртов состава C4H9OH. Назовите эти спирты.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3. Перечислите химические свойства спиртов, обусловленные гидроксильной группой Приведите примеры химических реакций.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Самостоятельная работа №15

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1.Отдельные представители: этанол, метанол. Их свойства, применение.

2. Отдельные представители многоатомных спиртов: глицерин.

3. Непредельные спирты.

4. Ароматические спирты.

5. Фенол, его антисептические свойства.

6. Пикриновая кислота: применение

7. Отдельные представители двухатомных фенолов: пирокатехин.

8. Этиленгликоль, его применение.

9. Гидрохинон, его применение.

Самостоятельная работа №16

Составьте кроссворд не менее чем из 10 слов по теме: «Альдегиды»

Самостоятельная работа №17

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Уксусная кислота: свойства, получение, применение.

2.Муравьиная кислота: свойства, получение, применение.

3. Высшие жирные кислоты.

4. Акриловая кислота: свойства, получение, применение.

5. Олеиновая кислота: свойства, получение, применение.

Самостоятельная работа №18

Решите задачи:

  1. При нагревании 200 мл 96% этанола (ρ=0,8 г/мл) и 200 г 90% уксусной кислоты с каталитическим количеством серной кислоты получили эфир с выходом 70% . Определите массу эфира.

Решение:





2. Сколько граммов гидрокарбоната натрия (питьевая сода) потребуется для нейтрализации 15 граммов уксусной кислоты?

Решение:





Самостоятельная работа №19

Решение упражнений и задач:

  1. Продолжите определение: Аминами называют органические производные аммиака, в которых __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры различных типов аминов и назовите их:

а) первичный амин………………………………. ………………………

б) вторичный амин……………………………………………………….

в) третичный амин………………………………………………………..

г) ароматические амины…………………………………………………

При сгорании первичного амина массой 62 грамма образовалось 88 граммов СО2 и 90 граммов Н2О. Найдите формулу амина.

Решение:

..........................................................................................................................................

..........................................................................................................................................

.......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................... .......................................................................................................................................

Самостоятельная работа №20

Решение упражнений и задач:

1. Продолжите определения: Аминокислоты - это ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В каких соединениях присутствует пептидная связь: а) глюкоза;

б) спирт; в) глицерин; г) крахмал; д) белок; е) дипептид? Ответ:______________

3. Напишите реакции аминоуксусной кислоты с NaOH, HCl, H2SO4

1)

2)

3)

Самостоятельная работа №21

Сбор печатных материалов о синтезе белков.

Подготовить сообщение о промышленном синтезе белков, значение и перспективы развития. Перечислить источники информации:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №22

Задание: Проанализируйте состав пищевых продуктов на содержание естественных растительных и животных белков, используя информацию о составе на упаковке.

Результаты оформите в таблицу:

№ п/п

Продукт

Белки в составе






Самостоятельная работа №23

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Витамины.

2.Ферменты.

3. Гормоны.

4. Лекарства

Самостоятельная работа №24

Решение упражнений и задач по теме.

1. Составьте схемы строения атомов элементов: углерода, фтора, магния, серы, кальция. Определите для атомов этих элементов число протонов и нейтронов.



2. Приведите в соответствие:

А. Электронная формула Элемент

1s22s263s2Cl

…3s263d104 s2 Мg

…3s26 Zn

…3s263d104 s24p2 Вr

…3s263d104 s24p5 Аr

Заполните таблицу:

Электронная формула

Элемент




3. Расположите элементы по возрастанию числа электронов на внешнем уровне: а) В, Н, Са, Аs; б) Мg, Р, Вr, Si; в) I, Вi, Ва, Li; г) С, Ве, Сl, Аl.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №25

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Д.И. Менделеев- ученый с мировыми заслугами.

2. Открытие периодического закона

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Самостоятельная работа №26

Решение упражнений и задач по теме.

1. Запишите определения:

Ковалентная связь - это _________________________________________________

Ионная связь - это _____________________________________________________

Металлическая связь - это_______________________________________________

Водородная связь - это__________________________________________________

2. Приведенные формулы веществ распределите по видам связи: NaCl, CS2, CH4, Cl2, BaI2, Fe, MgS, NH3, O2, Cu, SO2, P2O5, I2, CaO, HCl, NO.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В приведенной таблице раскрасьте разным цветом клетки с формулами веществ с разным типом связи:

3

МgS

СuSО4

НNО3

Са(ОН)2

2

Р2О5

ВаСl2

Сl2

Н24

О2

РН3

СО2

НI

N2

Приведите условные обозначения, которые вы использовали:

______________________________________________________________________

4. Из приведенного перечня выберите элементы, между атомами которых возможно образование: а) ионной связи; б) ковалентной связи:

О, К, F, С, В, Мg, Сl. Приведите примеры таких соединений.

Укажите тип связи в соединениях и механизм ее образования.





Самостоятельная работа №27 - 28

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Роль полимеров в моей будущей профессии

2.Роль полимеров в современном автомобилестроении

3. Пластмассы - современные конструкционные материалы

4. Термореактивные и термопластичные полимеры

5. Карбюраторная смесь-дисперсная система, состав и принцип работы.

Самостоятельная работа №29

Решение упражнений и задач по теме.

1. Закончите уравнения реакций. Напишите уравнения реакций в ионном виде.

СuSО4 + … = Сu(ОН)2 + ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

LiОН + Н2SО4 = ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

А1(ОН)3 + … = Н2О + _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н3РО4 + … = Са3(РО4)2 + _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Mg(OH)2 + HNO3 = _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Na2SiO3 + … = NaCl + __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Fе2О3 + … = FеСl3 + ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте схемы классификации химических реакций в органической и неорганической химии. Приведите примеры реакций.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №30

Решение упражнений и задач по теме

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции. Определите окислитель и восстановитель.

C + CuO = Cu + CO2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Al + K2Cr2O7 + H2SO4 = Al2(SO4)3 + Cr2 (SO4) 3 + K2SO4 + H2O

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

H3AsO3 + KMnO4 + H2SO4 = H3AsO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №31

Решение упражнений и задач по теме

Закончите уравнения реакций. Напишите уравнения реакций в ионном виде

СuSО4 + … = Сu(ОН)2 + ___________________________________________

LiОН + Н24 = ________________________________________________

А1(ОН)3 + … = Н2О + _________________________________________

Сr2О3 + НNО3 = ________________________________________________

Н3РО4 + … = Са3(РО4)2 + _____________________________________

Mg(OH)2 + HNO3 = _____________________________________________

Na2SiO3 + … = NaCl + __________________________________________

2О3 + … = FеСl3 + ___________________________________________





Самостоятельная работа №32

Решение упражнений и задач по теме

  1. Напишите уравнения реакций гидролиза следующих солей; указать тип среды

1.K2CO3

2. Na2SO4

3. AlCl3

Самостоятельная работа №33

Решение упражнений и задач по теме

1. Допишите уравнения реакций.

Na + O2 = Mg + HCl =

Ca + S = Ca + V2O5 =

Ba + H2O = Ba + H2 =

2. Получить металлы из их оксидов: дописать уравнения, расставить коэффициенты, указать окислитель и восстановитель.

CuO + AL→

Fe2O3 + AL→

Ag2O+ AL→

Самостоятельная работа №34

Решение упражнений и задач по теме

1. Какой объем (н.у.) газа образовалось в результате реакции 200 г 6,9% - ного раствора карбоната натрия с избытком соляной кислоты?





2. Осуществите цепочку превращений, составьте уравнения реакций.

Вариант 1. Сера - сернистый газ - оксид серы (6) - серная кислота - сульфат бария



Самостоятельная работа №35

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1.Коррозия металлов в автомобиле

2.Свинец в бензине и экология

3. 'Металлы и сплавы в химии и технике

4.Летучие водородные соединения неметаллов

5. Принцип работы аккумулятора

6. Неорганические кислоты в быту.

Самостоятельная работа №36

Решение упражнений и задач по теме

1.Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

NaClO + P = NaCl + P2O5

P + HNO3+ H2O = H3PO4 + NO

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным.

CaO + 2H+ = Ca2+ + H2O

Сu 2++ 2OH- = Cu(OH)2

3. решить задачу

Какая масса гидроксида меди (II) может быть получена, если взять 200 г 40%-ного раствора гидроксида натрия и избыток хлорида бария?


Самостоятельная работа №37

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1.Химические источники тока

2. Смазочные масла и двигатель.

3.Химия вязкостных присадок.

4.Из чего сделан автомобиль.

5.Химия в системе охлаждения двигателя.

6. Тормозная жидкость автомобиля.

7.Полимеры в автомобиле.

Самостоятельная работа №38

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Минеральные удобрения, плюсы и минусы применения.

2.Макроэменты.

3. Микроэлементы растений.

4. Химические средства защиты растений.

Самостоятельная работа №39

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Парниковый эффект. Причины и последствия.

2. Озоновые дыры. Причины и возможные последствия.

3.Кислотные дожди.

4. Химия на страже здоровья человека.

5. Химия и загрязнения окружающей среды.

6.Экскурсия по домашней аптечке.

Самостоятельная работа №40

Подготовка докладов по одной из перечисленных тем.(по выбору)

1. Цемент, его значение в жизни человека.

2.Почему клей клеит.

3.Что такое накипь и как ее удалить.

4. Химия в стиральной машине.

5. Носители запаха.

6.Из истории моющих средств.

22


© 2010-2022