Положение о проведении лабораторных и практических работ по химии

Положение разработано Муниципальным образовательным учреждением     Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1. Настоящее положение применяется в целях упорядочения требований, предъявляемых к оформлению и проведению лабораторных и практических работ. Настоящее положение включает следующие разделы: 1. Общие положения. 2. Планирование лабораторных работ и практических занятий. 3.Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий. 4.Оформление лабораторных работ и практически...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1.

Положение о проведение лабораторных работ и

практических занятий по химии.

Настоящее положение применяется в целях упорядочения требований, предъявляемых к оформлению и проведению лабораторных и практических работ.

1. Общие положения.

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего общего образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений и навыков.

1.2 В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий учащиеся выполняют одну лабораторную работу или одну практическую работу под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

1.3 Выполнение учащимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных, аналитических, проектировочных, конструктивных умений и др.;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

1.4 При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) может делиться на подгруппы чис­ленностью не менее 4 человек.

1.5. Практические и лабораторные работы оформляются учащимися в письменном виде и проверя­ются преподавателем.

2 Планирование лабораторных работ и практических занятий.

2.1 При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений при изучении данной дисциплины.

2.3. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование учебных и практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности по изучаемому предмету.

Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на реализацию Государственных требований.

2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.

2.5. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутри предметных и межпредметных связей, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

2.6 При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

2.7. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе экспериментальных, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием.

2.8. На практических занятиях учащиеся овладевают первоначальными практическими умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

2.9. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах по предмету в разделе "Содержание учебной дисциплины".

2.10. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством учащихся. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных программах.

2.11. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах по предмету, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой.

3 Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

3.1 Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться на специально оборудованных рабочих местах. Продолжительность - не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности учащихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

3.2 Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или на специально оборудованных рабочих местах. Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности учащихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ.

3.3 Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний учащихся их теоретической готовности к выполнению задания.

3.4 По каждой лабораторной работе и практическому занятию преподавателем должны быть разработаны методические указания по их проведению.

3.5 Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их выполнении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны цель работы, оборудование, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок).

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от учащихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

3.6 Формы организации учащихся на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 4 человека.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:

  • разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровож­дающихся методическими указаниями, применительно к конкретным разделам и темам;

  • подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для учащихся;

  • использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого учащегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;

  • проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с самостоятельным отбором необходимого оборудования;

  • подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.

4 Оформление лабораторных работ и практических занятий.

4.1 Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по предмету определяется учителем предметником.

4.2 Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета.

5.Требования к оформлению лабораторных и практических работ.

5.1. Описания практических работ должны содержать:

  • число;

  • номер практической или лабораторной работы;

  • наименование работы;

  • цель работы;

  • перечень используемого оборудования;

  • перечень используемых веществ;

  • отчет о выполнении лабораторной или практической работы должен быть представлен в форме таблицы:

№ п/п

Что брали

Что делали

Что наблюдали

Выводы и уравнения реакций.



  • в содержание отчета должны быть включены необходимые решения, ответы на контрольные вопро­сы, вывод о проделанной работе, соответствуюшие рисунки.

5.2. Перед выполнением практической и лабораторной работы преподаватель проверяет готовность учащихся к ее выполнению.

5.3. Преподаватель контролирует выполнение учащимися практической работы и лабораторной работы в соответствии с инструкцией по проведению.

5.4. Текст разрешено вписывать четким разборчивым почерком, пас­той синего цвета.

5.5. Преподаватель проверяет отчет учащегося о выполненной практической работе и делает отметку в журнале учебных занятий в соответствии с правилами ведения журнала.

5.6. В соответствии с графиком контроля заместитель директора по учебной работе, руководитель ППЛ осуществляют контроль за проведением практических и лабораторных работ.

5.7. Отчеты учащихся по практическим работам хранятся в кабинете до конца учеб­ного года.


© 2010-2022