Конспект урока химии по теме Основания

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Основания

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.

(Китайская народная мудрость)

Цели урока:

Обучающие - познакомить с понятием основание, способами получения, классификацией, свойствами и применением; показать различие между степенью окисления и зарядами ионов; дать понятие о качественных реакциях и индикаторах; выяснить практическое использование оснований в быту, народном хозяйстве.

Развивающие - развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, правильно оформлять результаты опытов и делать соответствующие выводы; развивать умение наблюдать.

Воспитательные - формирование всесторонне развитой личности, воспитание культуры общения в парах "ученик - учитель", "ученик - ученик", воспитание общечеловеческих ценностей, соблюдение моральных норм (честность, порядочность, ответственность).

Задачи:

• создать условия для исследования обучающимися состава и свойств оснований;

• для дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи);

• для развития логико-смыслового мышления обучающихся, памяти, развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

• развивать коммуникативные качества личности;

• воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа

Виды деятельности обучающихся: самостоятельный поиск информации в схемах и таблицах; групповая.

Оборудование и реактивы: таблица растворимости, таблица «Окраска индикаторов», демонстрационный штатив, пробирки, образцы твердых хлорида меди (II) и железа(III), растворы щелочей, вода, растворы индикаторов (метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус).

Методы и методические приемы.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа, взаимопроверка результатов, работа с таблицами, выполнение лабораторной работы в парах, демонстрация опытов, разбор проблемных ситуаций.

Ход урока.

I.Ориентировочно - мотивационный.

1. Мотивация. Актуализация знаний

Ребята, сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. А скажите мне: вы не знаете, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы. И волосы от такой смеси были крепкими, густыми.

Ребята, полученный раствор, мыльный на ощупь - это средство под названием "щелок". А вспомнили мы о нём сегодня потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать на сегодняшнем уроке.

II. Изучение нового материала

В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс неорганических веществ . Для этого мы с вами повторим ранее изученное:

1)Решение задачи:

Определите количество вещества и число молекул для 11,2 л углекислого газа.

2)Рассмотрите формулы веществ, находящиеся на доске:

SO2, Cu(OH) 2, Na 2O, NaCl, , NaOH, CuS, Al 2O3,Al(OH)3.

Задание (у доски работают самостоятельно 2 ученика):

1ученик - выпишите из данного списка формулы бинарных соединений, дайте им названия, определите степень окисления

SO2 оксид серы (4), Na 2O -оксид натрия, NaCl -хлорид натрия, Al 2O3 -оксид алюминия, HCl -хлороводород

2 ученик - исключая формулы бинарных соединений, выпишите оставшиеся формулы.

Учитель: По какому признаку вы так распределили вещества? Что общего между ними?

Обучающиеся отвечают.

Учитель: 1) Существуют сложные вещества, которые состоят из 3-х элементов: Ме, О и Н, которые и называют основаниями.

Ион металла - простой : Ме+, Ме+2, Ме+3

Ион ОН - сложный, давайте определим чему равна величина его заряда, совпадает ли он со степенью окисления каждого элемента? А с суммой степеней окисления элементов?

Ст. ок. - О-2 и Н+; сумма ст. ок. - (О-2Н+1)-1; название - гидроксид ион.

2) Давайте попробуем дать определение оснований:

Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металла и одной или

нескольких гидроксогрупп.

Ребята, я думаю вы уже догадались какая же тема сегодняшнего нашего урока.

( Сообщаю тему и цели)

3) Ребята, посмотрите на выписанные формулы и скажите мне сколько гидроксильных групп может присоединить к себе металл? Д. ( Металл присоединяет к себе столько групп ОН, какова его степень окисления)

4) У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имя, отчество. Так и химические соединения имеют свое название:

слово "гидроксид" + название металла в родительном падеже +

(римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной ст. ок. ( проговорить формулы, дать названия)

Примеры:

NaOH - гидроксид натрия

Cu(OH)2- гидроксид меди (II)

Al(OH)3 - гидроксид алюминия

Учитель: А теперь познакомимся со свойствами оснований. Основания - это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. Чтобы выяснить растворимость оснований в воде ребята сейчас вы проведете лабораторные опыты, но прежде познакомимся с правилами ТБ. Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани.

Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН - едкий натр, КОН - едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.

Техника безопасности при работе со щелочами

1) Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывают омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей.

2) Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения. Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.

3) Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.

4) При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным.

5) При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.

Получение оснований

После изучения инструкции по ТБ, учитель показывает Д.О. №1, а затем обучающиеся приступают к выполнению Л.О. №1

Демонстрационный опыт 1: «Получение раствора щелочи» (проводит учитель)

А) Взаимодействие натрия с водой ( проводит учитель)

2Na + 2Н2 О = 2NaОН + Н2

б) взаимодействие основных оксидов с водой (проводят дети)

К2 О+Н2 О= 2КОН

В) Получите раствор гидроксида натрия

( Добавьте воду в гидроксид натрия)

- Что вы наблюдаете?

Гидроксид натрия - это растворимое основание. Вы легко в этом убедились.

А теперь попробуйте провести следующий опыт:

Прилейте воду к оксиду меди. Что наблюдаете. Верно, никаких изменений не происходит. Следовательно, реакция не идёт. Ребята, нерастворимые основания можно получить только косвенным путем:

Лабораторный опыт 1: «Получение гидроксидов меди (II) и железа (III)»

К растворам солей хлорида меди (II) и железа(III) добавьте гидроксид натрия. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

-Какие признаки химических реакций вы знаете ещё?

Обучающиеся в ходе работы получают нерастворимые основания из соответствующих солей.

Ребята, для того, чтобы узнать растворимое основание или нет, мы с вами будем обращаться к таблице растворимости.

Учитель: Запишите формулы, полученных веществ и найдите по таблице растворимости еще примеры щелочей и нерастворимых оснований. Заполните таблицу№ 1.

Классификация оснований (Таблица №1)

Растворимые (щелочи)

Нерастворимые

NaOH

Mg(OH)2

KOH

Al(OH)3

Ba(OH)2

Fe(OH)3

Давайте сделаем вывод. Как же можно классифицировать основания?

Лабораторная работа №1: Каждой группе даны З неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус - 1 группа, фенолфталеина - 2 группа, метилоранжевого - 3 группа, универсального индикатора - 4 группа) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота? Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды.

Изменение окраски индикаторов

Название индикатора

Щелочная среда

Нейтральная среда

Кислая среда

Лакмус

Синяя

Фиолетовая

Красная

Метиловый оранжевый

Желтая

Оранжевая

Красно-розовая

Фенолфталеин

Малиновая

Бесцветная

Бесцветная

Универсальный

Синий

Желто-зеленая

Красная

Сделайте выводы.

Учитель: А изменится ли окраска индикатора в гидроксиде меди (II) и гидроксиде железа (III).

Обучающиеся выполняют лабораторный опыт №2: К веществам, полученным в лабораторном опыте №1, добавьте каплю фенолфталеина. Сделайте вывод.

Исходные растворы:

Конспект урока химии по теме Основания

Вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях - нет.

Учитель: Ребята, посмотрите на результат своей работы и ответьте на вопрос: так что же это за вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды? Кто затрудняется, найдите ответ в учебнике.

Обучающиеся: Реактив, который указывает не только на одно вещество, но и на группу и целый класс веществ. Индикаторы (лат. «указатели») - это реактивы на растворимые основания.

Учитель: Оказывается, что есть еще один способ, распознавания веществ - с помощью качественных реакций. Это реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона.

Демонстрационный опыт 2: В пробирке находится известковая вода. Пропустите через стеклянную трубочку, опущенную в пробирку углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что наблюдаете? (Результат - помутнение раствора)

Вывод: Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество.

Физкультминутка

( В классе развешаны таблички с изображением химических соединений разного цвета, определить тип связи) Встать, повернутся, посмотреть несколько секунд и затем тихонько сесть. Затем объяснить увиденное.

Практическое значение оснований

Учитель: Мы познакомились еще с одним классом сложных веществ - основаниями. Как вы думаете, имеют ли основания практическое значение? Конечно же, да. (сообщения учащихся)

1) Гидроксид натрия. Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название - едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером.. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" - жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01-0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

2) Гидроксид калия. Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь - это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь - это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко - суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

III. Закрепление

Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ - основаниями.

Для закрепления полученных знаний, ответьте на следующие вопросы:

1. каков состав оснований,

2. как назвать основания,

3. как составить формулу основания по названию,

4. как классифицируются основания,

5. как отличить растворы щелочей от растворов других веществ.

Предлагается выполнить следующие задания:

1)Выбери строку с формулами оснований, в которых металл проявляет степень окисления +1

KOH Ca(OH)2 Ba(OH)2

NaOH KOH LiOH

KOH Ba(OH)2 Al(OH)3

2) Верите ли вы, что…

1. В состав формул оснований входит металл и гидроксильная группа? Приведите пример.
2. Основания - это сложные вещества? Почему?
3. Степень окисления металла и количество гидроксогрупп совпадают?
4. Гидроксид кальция - это малорастворимое в воде основание?

3)Характеристика "лишнего" вещества

Формулы оснований

A. Щёлочь среди нерастворимых в воде оснований

1. NaOH, KOH, Fe(OH)2, LiOH;

Б. Единственное нерастворимое основание среди растворимых

2. Al(OH)3, Mg(OH)2, NaOH, Cu(OH)2;

В. Основание, которое нельзя распознать индикатором

3. NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2

IV. Домашнее задание

Изучить §20 , выполнить упражнение №3-5. Зад. в тпо

Итог урока.

Вот мы с вами и финишировали

Сейчас прозвенит долгожданный звонок

Увы, но к концу подошел наш урок

Я благодарность вам всем объявляю

Отметки в журнал я вам выставляю

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!

V. Используемая литература

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.- М.: Дрофа, 2011.

3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В., "Современные открытые уроки химии 8-9 классы", Ростов-на-Дону, 2009 г.

4. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006г.



© 2010-2022