- Преподавателю
- Химия
- Статья Обучение химии детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий для их социальной адаптации
Статья Обучение химии детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий для их социальной адаптации
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быкова О.С. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обучение химии детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий для их социальной адаптации
Быкова О.С., учитель химии и биологии
Дети-инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:
-
нарушение связи с миром;
-
недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;
-
ограниченный доступ к информационным ресурсам;
-
недоступность общения с природой, культурными ценностями.
В настоящее время дистанционное образование стало реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Данная форма получения образования позволила реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Эта система реализует не только образовательные цели, но и помогает в социализации и личностного развитии ребёнка.
Технология дистанционного образования по химии позволяет организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использование цвета и звука, воздействуя на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению нового материала. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у ученика сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. Этот процесс приобретает интерактивный характер, благодаря возможности двусторонней связи, диалога с учителем.
В системе дистанционного обучения по химии используются электронные сетевые учебники, обучающие и контролирующие задания, электронные практикумы. Урок - основная единица образовательного процесса. Преподаватель дистанционного урока должен ориентироваться на определенный алгоритм его построения, насыщенного электронным контентом. Во-первых, создается план-конспект, включающий описание этапов занятия с указанием планируемого времени на выполнение каждого этапа:
-
описание темы,
-
целеполагание,
-
постановка проблемы,
-
входной тест,
-
лекция,
-
промежуточный тест,
-
виртуальная лаборатория,
-
выводы.
Во-вторых, выполняется наполнение этапов материалами:
-
текстами,
-
слайдами,
-
виртуальными моделями,
-
вопросами различных типов,
-
другими материалами.
Структурными элементами учебных занятий являются:
-
лекция в режиме реального времени,с элементами видео, с элементами аудио;
-
изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации);
-
самостоятельная работа;
-
конференция в чате;
-
тренировочные упражнения;
-
тренинг с использованием специальных обучающих систем;
-
контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы).
Материал урока бывает многообразным, интересным, но очень большим по объему. Поэтому часть материала выносят в рубрики «Это интересно» или «Дополнительный материал». И ребенок сам выбирает, изучать этот материал или нет. При этом в этих рубриках используются не только текстовые документы, но и рисунки, иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, анимации, а также интерактивные задания.
Работая в данной программе, дети имеют возможность не только качественно закрепить пройденный материал с помощью разнообразных и многовариантных заданий, но и получают поддержку компьютера при верном выполнении очередного задания в виде выкатывающегося улыбающегося колобка и аплодисментов.
На первых уроках учащиеся в 8 классе знакомятся с предметом химии : изучают строение и превращение веществ. Для обучающихся, приступающего к изучению химической науки, на первом месте оказывается непосредственное действие с веществом: смешать, поджечь... Эксперимент является средством добывания знаний, раскрытия закономерных связей и отношений веществ, изучения сущности химических процессов и условий их протекания. Успешное выполнение практической работы требует поэтапного подхода:
1) подготовка к ее выполнению;
-
непосредственное ее выполнение;
-
обработка результатов и их осмысление с точки зрения приобретенных теоретических знаний.
Серьезным этапом является подготовка к проведению работы. Учащиеся должны осознать:
1) цель работы;
2) суть используемого метода;
3) какие реальные процессы будут играть существенную роль;
4) возможность применения законов химии;
5) последовательность действий при выполнении работы.
Использование компьютерных программ по химии, включающих виртуальную модель лабораторных установок, теорию и тестовые задания, при подготовке и проведении практических работ облегчает процесс усвоения теоретических знаний, позволяет эффективно использовать время учащегося и учителя, развивает умения и навыки работы с компьютером, дает возможность для самоконтроля и самооценки.
Немаловажное значение для адаптации ребенка в социуме имеет взаимодействие учителя с родителями ребенка. Очень часто родители становятся участниками урока. Каждый ученик, а тем более с ограниченными возможностями, должен почувствовать успех. Успех- самый лучший воспитатель. Успех всегда окрыляет. Порой, без помощи близких и родных ребенку бывает сложно справиться с творческими заданиями, например с домашним экспериментом - это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно, вместе с друзьями или с помощью взрослых, выполняя простые, но увлекательные опыты, дети могут сделать свои первые шаги в науке.
Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых, доступных материалов. Такие задания стимулируют активную познавательную деятельность школьников. Это еще один шаг к адаптации ребенка. Он не чувствует себя оторванным и ущемленным. Так в процессе изучения темы «Карбоновые кислоты» планируется провести лабораторную работу «Изучение свойств уксусной кислоты». Родители с удовольствием подключаются к такой форме работы, в ходе которой ребенок изучает свойства уксусной кислоты.
Использование дистанционных образовательных технологий существенно повышает мотивацию обучающихся и положительно влияют на учебный процесс в целом, открывая большие возможности для творчества. Одной из возможностей развития творческого потенциала ребенка-инвалида педагоги видят в вовлечении их в олимпиадное движение, проектную деятельность, участие в дистанционых конкурсах и проектах.
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя этого цели познания из разных областей, коммуникативные умения. Одной из главных задач является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности.
В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Ребёнок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развитие творческих способностей -это один из способов социальной адаптации детей-инвалидов.
Благодаря технологиям дистанционного обучения дети - инвалиды получают хороший результат, а постоянная ситуация комфорта формирует позитивное отношение к предмету изучения и желание двигаться вперед, проявлять свои способности, демонстрировать свои умения и навыки. Ребенок-инвалид чувствует себя равным со всеми, положительные эмоции служат пробуждению позитивного отношения к жизни, к людям, окружающим его; возникнет желание учиться дальше, делать полезное для других. Социализация пройдет успешнее и спокойнее. Сформируется конкурентоспособная личность. Свою миссию мы видим именно в этом: помочь детям жить, развиваться, быть успешными в социуме. Нельзя забывать, что каждый ребенок обязательно станет взрослым и от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей. Хотелось бы верить , что их ждут только победы.