- Преподавателю
- Химия
- План - конспект урока «Оксиды»
План - конспект урока «Оксиды»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева С.Н. |
Дата | 06.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОКСИДЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ,
СВОЙСТВА
(ОБОБЩЕНИЕ)
Основные понятия урока. Основные ,кислотные, амфотерные оксиды; генетическая связь. Солеобразующие оксиды.
Результаты обучения. Знать классификацию оксидов, характеристику их химических свойств, простейшие фрагменты генетической связи.
Методы и формы обучения. Фронтальная беседа с использованием опорного конспекта, выполнение тренировочных упражнений ( стандартного типа и на основе развивающего метода обучения.)
Ход урока.
-
Актуализация знаний (повторение изученного ранее учебного материала в обобщенном виде .)
Учитель проводит фронтальный опрос с одновременным составлением схемы на доске и в тетрадях учащихся .
Вопросы:
1 дать определение понятия «элемент»;
2 какие вещества называются простыми ,сложными;
3 перечислить физические свойства, характерные для металлов ,неметаллов;
4 дать определение оксидам, кислотам, солям, основания
2. Изучение нового учебного материала, первичное закрепление знаний с одновременной их самопроверкой.
На этом урока проводится работа с опорным конспектом по данной теме .
Вопросы во время фронтального опроса:
1 определение оксидов;
2 состав и названия оксидов ;
3 классификация оксидов ( основные, кислотные и амфотерные);
4 определение характера оксида по его формуле;
Далее самостоятельно( с последующей проверкой) выполнить задания (1-4) с элементами использования приемов по развитию творческих способностей.
Задания предлагаются в распечатанном виде.
-
«Третий- лишний».
А)SO2, HCL, Na2O; Г) CuO, CuSO4, Cu2O;
Б) CaO, CO2, H2CO3; Д) Na2O, CaO,H2 SO4;
В) NaOH, MgO, SO3; Е) CO2, CuO, Na2SO4;
2. Впишите формулы оксидов указанных элементов в соответствующие клетки (по стрелкам).
4
C ? ?
Mg O2 ?
5
AL P ?
3. Закончите уравнения реакций :
а) Li + O2--…; в) CaO + H2O------…;
б) Cu + O2---…; г) Na2O + H2O-----…;
4. Впишите формулы оснований и кислот указанных оксидов в соответствующие клетки ( по стрелкам.)
? SO3 CaO
?
H2O Mn2O7
? ? Na2O
Продолжение работы с опорным конспектом:
Химические свойства оксидов - основных и кислотных- в общем виде и на конкретных примерах( с помощью опорного конспекта акцентировать внимание учащихся на частных вопросах взаимодействия оксидов с водой, составления формул кислот, соответствующих данным кислотным оксидам, и взаимодействия кислотных оксидов с щелочами , т. к. эти вопросы достаточно сложны и требуют постоянного закрепления);
-
Получение оксидов;
-
Генетическая связь в цепи:
Простое вещество--оксид гидроксид металла или неметалла.
+О2 +Н2О
А) М--основный оксид--щелочь;
+О2 +Н2О
Б) НеМ-кислотный оксид--кислота.
Далее учащиеся работают с заданиями 5 и 6.
Один ученик выполнят их у доски.
5.Закончите уравнения реакций:
а) Na2O + CO2-….; г) NaOH + CO2--….;
б) MgO + HCL-….;
в) K2O + H3PO4--….
6. Напишите уравнения реакций по цепочке превращений:
1 2
А) Ba----BaO---Ba(OH)2;
3
BaCL2/
1 2 +K2O
Б)S---SO2---H2SO3-------….
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-
Домашнее задание.
Повторить тему
Записать уравнения возможных реакций согласно схемам, указать типы реакций:
А) HCL +CaO---…; в) Mg + HCL---…;
Б) HCL + AL(OH)3--…; г) Hg + HC---….
Оксиды: Классификация , свойства
(Обобщение) ответы:
-
Фронтальный опрос:
-
Дать определение понятия «элемент»?
__Химический элемент - это определенный вид атомов.
-
Какие вещества называются простыми, сложными?
____Простые- состоят из атомов одного вида. В химических реакциях не могут разлагаться с образованием нескольких других веществ.
____Сложные -состоят из атомов разного вида . В химических реакциях могут разлагаться с образованием нескольких других веществ .
-
Перечислить физические свойства , характерные для металлов, неметаллов?
____Металлы- это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск и способны проводить тепло и электрический ток .
____Неметаллы -это химические элементы , которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов .
4 . Дать определение оксидов, кислот, оснований и солей?
____Оксиды- это сложные вещества ,которые состоят из двух элементов , одним из которых является кислород.
_____Основаниями- называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами.
_____Кислотами-называют сложные вещества ,которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов и кислотных остатков .
____Соли- это сложные вещества ,образованные атомами металлов и кислотными остатками.
-
Изучение нового учебного материала, первичное закрепление знаний с одновременной их самопроверкой. ( Работа с опорным конспектом).
Вопросы во время фронтального опроса:
1 . Определение оксидов?
Оксиды- это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.
2.Состав и название оксидов?
Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления и образуется оксиды.
Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. Например: MgO; CaO; CO.
С переменной валентностью, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность. Например: SO2; N2O5; Na2O.
3. Классификация оксидов?
Основные оксиды- это такие оксиды ,которым соответствуют основания.
Кислотные оксиды- это такие оксиды, которым соответствуют кислоты.
Амфотерные оксиды- это такие оксиды металлов, которые в зависимости от среды проявляют основные и кислотные свойства, т. е. реагируют с кислотами и основаниями называются амфотерными.
4.Нахождение соответствия: основной оксид- основания, кислотный оксид- кислота.
N2O5-HNO3. CuO-Cu(OH)2
SO2---- H2SO3 Na2O-NaOH
CO2---H2CO3 Li2O -- LiOH
Задания предлагается в распечатанном виде.
-
« Третий - лишний».
а) HCL ; б) H2CO3; в) NaOH;
г) CuSO4; д) H2SO4; е) Na2SO4.
4
2 . C +O2-- CO2 ; 4AL +3 O2-- 2AL2O3;
4P + 5O2--2P2O5 ; 2 Mg + O2-- 2 MgO;
3. 4Li + O2-- 2Li2O ; 2Cu + O2--2CuO;
Ca O + H2O -- Ca(OH)2; Na2O + H2O--2NaOH/
4. CaO + H2O--Ca(OH)2; SO3 + H2O--H2SO4;
Mn2O7 + H2O--2HMnO4; Na2O +H2O--2NaOH.
Получение оксидов ? Оксиды образуются:
-
при горении простых и сложных веществ;
-
при разложении сложных веществ:
а. нерастворимых оснований;
б. кислот;
в. Солей.
4P +5O2-2P2O5; 2C2H2+5O2--4CO2+2H2O;
2Fe(OH)3-Fe2O3+3H2O;
H2SiO3--SiO2+H2O;
CaCO3--CaO+CO2//
--- Генетическая связь в цепи:
Простое вещество-оксид-гидроксид металла или неметалла.
2Ca+O22CaO; CaO+H2O--Ca(OH)2;
S+O2SO2; SO2+H2O-H2SO3.
5. Закончит уравнения реакций: а) Na2O+CO2-Na2CO3;
б) MgO+2HCL MgCL2+H2O;
в) 3K2O+H3PO4-2K3PO4+3H2O;
г) 2NaOH+CO2 -Na2CO3+H2O/
-
Напишите уравнения реакций по цепочке превращений:
а) 2Ba+O2-2BaO;
BaO+ H2O-Ba(OH)2;
BaO+2HCL-BaCL2+H2O.
б) S+O2SO2;
SO2+H2O-H2SO3;
H2SO3+K2O--K2SO3+H2O.
-
«Третий- лишний».
А)SO2, HCL, Na2O; Г) CuO, CuSO4, Cu2O;
Б) CaO, CO2, H2CO3; Д) Na2O, CaO,H2 SO4;
В) NaOH, MgO, SO3; Е) CO2, CuO, Na2SO4;
2. Впишите формулы оксидов указанных элементов в соответствующие клетки (по стрелкам).
4
C ? ?
Mg O2 ?
5
AL P ?
3. Закончите уравнения реакций :
а) Li + O2--…; в) CaO + H2O------…;
б) Cu + O2---…; г) Na2O + H2O-----…;
4. Впишите формулы оснований и кислот указанных оксидов в соответствующие клетки ( по стрелкам.)
? SO3 CaO
?
H2O Mn2O7
? ? Na2O
-
Получение оксидов;
-
Генетическая связь в цепи:
Простое вещество--оксид гидроксид металла или неметалла.
+О2 +Н2О
А) М--основный оксид--щелочь;
+О2 +Н2О
Б) НеМ-кислотный оксид--кислота.
5.Закончите уравнения реакций:
а) Na2O + CO2-….; г) NaOH + CO2--….;
б) MgO + HCL-….;
в) K2O + H3PO4--….
6. Напишите уравнения реакций по цепочке превращений:
1 2
А) Ba----BaO---Ba(OH)2;
3
BaCL2/
1 2 +K2O
Б)S---SO2---H2SO3-------….
-
Домашнее задание.
Повторить тему
Записать уравнения возможных реакций согласно схемам, указать типы реакций:
А) HCL +CaO---…; в) Mg + HCL---…;
Б) HCL + AL(OH)3--…; г) Hg + HC---….
03. 03. 08.
ТЕМА:
Оксиды: Классификация, свойства.
( Обобщение)
Цель урока: Знать классификацию оксидов, характеристику их химических свойств и генетической связи.
Основные понятия урока:
Основные ,кислотные, амфотерные оксиды. Генетическая связь. Солеобразующие оксиды.