ДЛЯ ЧЕГО ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР МОЖЕТ ПРИГОДИТСЯ НА УРОКЕ?

Данная статья может пригодиться учителям при подготовке к семинарам, выступлениям или конференциям по данной тематике. В ней раскрывается, что использование ПК не является самоцелью, а сам компьютер как заменитель преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучение (ТСО). Такое ТСО позволит упорядоченно хранить огромное количество материала и гото­вых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЛЯ ЧЕГО ПК МОЖЕТ ПРИГОДИТСЯ НА УРОКЕ?

Юскаева Ч.М., учитель химии высшей квалификационной категории

Ответ оказывается банально простым - если нее рассматривать использо­вание ПК как самоцель, а сам компьютер как заменителя преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе ПК превращается в универсальное Техническое Средство Обучение (ТСО). Такое ТСО позволит упорядоченно хранить огромное количество материала и гото­вых разработок уроков. Весь вопрос сводится к тому, чтобы найти ПО, которое бы отвечало потребностям учителя.

Я на своих уроках использую классические компьютерные презентации содержание программ которых служит наглядным видеорядом, позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных про­блем. Компоновка материала программы может служить своеобразной формой опорного конспекта.

Вся презентация состоит из слайдов, разбитых на темы в соответствии с основными чертами частями урока. Каждый слайд фактически является или графически- текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое пре­подаватель и учащиеся должны разобрать в ходе урока. Для визуализации со­держания урока используются графические клипы из набора Мiсrosоft Clipart, и заложенные в Power Point анимационные возможности.

По ходу урока преподаватель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использо­вания слайда - задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

Последствия применение информационных технологии в процессе преподавания химий:

Систематическое использование ПК на уровне приводит к ценному ряду

любопытных последствии:

1. Повышения уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышения производительности урока.

3. Установления межпредметных связей с химией и ВТ.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности уча­щихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей ин­форматики и химии.

5. Преподаватель создающий, или использующий информационные тех­нологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний уча­щихся.

6. Изменяются к лучшему взаимоотношения учениками далекими от хи­мии, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».

7. Изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК, как и дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человече­ской деятельности.

1. Введение.

Революционный переворот, который осуществили новые информацион­ные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Не осталось практически ни одного крупного города, не использующего компьютеры, глобальные или локальные компьютерные сети для различных хозяйственных, экономических, финансовых и прочих административных нужд. Практически все учебные уч­реждения осознают, что будущее образования, развития всех его составных тесно связано с НИТ.

На сегодняшний день в преподавании учебных дисциплин складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках химии уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем вос­приятия задействовано в обучении, тем и лучше и прочнее усваивается мате­риал. Активное же внедрение информационных технологии в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

Исследования ученых показывают, что в настоящий момент компьютер является приоритетным информационным средством, который позволяет осу­ществлять новые в качественное изменение в системе образования, включая и обучение химии.

Сегодня, учитывая большую и серьезную увлеченность учащихся компью­терными технологами, учитель может использовать. Эту возможность как сред­ство развития интеллектуальных и творческих способностей на уроках химии.

Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотива­ции, а при умелом использовании - эффективный инструмент развития лично­сти ученика, уровня образованности учащихся, эрудиции, прикладных умений и навыков и т. д.

Следует выделить несколько преимуществ использования компью­терной технологий в обучении химии:

• создание благоприятного психологического климата, повышение мо­тивации изучения химии;

• методические достоинства компьютерного обучения: большая степень интерактивности обучения, чем при работе в аудитории; возможность само­стоятельно выбирать темп и уровень выполненных заданий соответствует принципам индивидуального обучения.

• повышение профессионального уровня преподавателей.

Современные компьютерные технологии на сегодняшний день использу­ются во всех сферах деятельности человека. Подготовка специалиста в любой области знаний включает в себя как минимум обязательную пользовательскую подготовку, компьютерная грамотность становится одной из составляющих современного понимания образованного человека. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьёзное внимание использованию средств новых ин­формационных технологий в обучении химии.

2. Новые Информационные технологии в обучении химии.

Как показывает практика, из всех существующих средств обучения ком­пьютеры наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения химии и реальным условиям. Компьютеры мо­гут воспринимать новую информацию, определенным образом обрабатывать ее и принимать решения, могут занимать необходимые данные, воспроизво­дить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как видеомагнитофон, видеоплеер. Компьютеры существен­но расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащиеся в обучении химии, позво­ляют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особен­ностям учащиеся. Каждый ученик получает возможность работать в своем ритме, т. е. выбирая для себя оптимальные количество и скорость усвоения материала.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса, контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между уча­щимися и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигает и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, т. К. осуществляется одновременно проверка знаний всех учащихся.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации са­мостоятельной работы учеников на уроках химии. Учащиеся могут использо­вать компьютер как для изучения отдельности тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Однако, сказав о достоинствах компьютеров, необходимо отметить и не­которые недостатки. Диалектичность недостаточных явлений состоит в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного процесса оборачивается своей противопо­ложностью и становится своей противоположностью и становится крайне не­желательном при неумеренном, гипертрофированном проявлением, подав­ляющем ДРУГИС, НС менее важные свойства. В условиях компьютеризации су­щественно меняется условия взаимодействия педагога и учащегося, а также учащихся друг с другом.

Уже на первом тане обучения химии, в процессе постановки целей и за­дач предстоящей познавательной деятельности, учащихся учитель участвует опосредовано. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществ­ляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность дей­ствий учащихся в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения - предъявлении и принятии уча­щимися целей и задач учебно-познавательной деятельности - в условиях ком­пьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

Еще один фактор, который в реальной педагогической практике становит­ся очень значимым. Количество машин не позволяет в полной мере использо­вать весь потенциал данного направления современной методики обучения химии.

В связи с этим учитель - практик вынужден каждый раз подходить к ре­шению данного вопроса индивидуально, учитывая как приоритетные задачи, так и реальные возможности.

Таким образом, можно говорить о различных сторонах внедрения совре­менных компьютерных технологий в процессе обучения химий: презентация нового материала, интерактивные упражнения, текстовый контроль с ис­пользованием компьютера и мультимедийного проектора.

В своей работе я активно применяю презентации, которые разрабатываю самостоятельно или разрабатывают учащиеся под моим руководством, исполь­зуя аутентичные источники и ресурсы Интернета. Считаю целесообразным применение компьютерных презентаций как при изучении новой темы, так и в развитии навыков составления формул, УХР, решении задач, а также при проведении итоговых занятий по изученной теме, при организации внеклассных мероприятий и даже родительских собраний.

Уроки с применением компьютерных презентации неизменно вызывают интерес учащихся. Фактически, преподаватель не ограничен в выборе средств и материалов для подготовки красочных, информативных презентации.

Современные компьютерные технологии также позволяют создавать пре­зентации со звуковым сопровождением, таким образом, средства необычного предъявления нового материала значительно расширяются, что способствует повышению мотивации изучения химии.

Особенно ценными представляются компьютерные презентации. При этом особую роль играет подбор фотографий, картинок и использование эф­фектов анимации. Чем безупречнее презентация с этой точки зрения, тем больше положительных эмоции она вызывает у детей, тем увлекательнее пройдет демонстрация.

Компьютерная поддержка с применением презентаций неоценима при введении нового материала. Посредством компьютера и проектора на экран выводятся новые формулы, названия веществ, УХР.

Применение презентации также целесообразно при проведении тексто­вых заданий, так как возможности презентации позволяют осуществить взаим­ный контроль с наглядным представлением ответов на экран.

Подготовка компьютерных презентаций требует привлечения различных ис­точников, это довольно трудоемкий процесс, требующий тщательной проработки материала. Вот почему выполнение презентаций учащимися , как один из видов домашней самостоятельной работы, способствует наилучшему усвоению новой информации. Таким образом, реализуется деятельностный подход в обучении.

Применение компьютерной презентаций на уроках позволяет ввести но­вый материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип нагляд­ности, что способствует прочному усвоению информации, кроме того, в значи­тельной степени экономится время урока. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширя­ет уровень знаний.

3. Использование Интернет - ресурсов на уроках химии.

Основная цель изучения химии в средней школе - формирование всесто­ронне развитого (т.к. химия - интегрированная наука), коммуникативного че­ловека. Для формирования конечного продукта используется в том числе и глобальная сеть Интернет. Интернет предлагает неограниченные ресурсы, ко­торые могут быть использованы на уроке химии, для самостоятельной иссле­дований работы, как школьника, так и учителя.

Приведу конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как традиционные организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями.

Прежде всего выясним, что может обучаемый делать в Интернете и как эти возможности можно использовать в учебном процессе:

Поиск информации:

а) поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

• написание рефератов;

• рецензия на сайт по теме;

• сбор мультимедийного материала к теме;

• иллюстрирование своих текстов из Интернета;

б) сбор информации происходит во время:

• проведения опросов;

• консультации экспертов.

Обобщение:

• виртуальные встречи;

• переписки;

• обсуждение;

• ролевые игры;

Консультации.

Могут проводиться по электронной почте, иногда в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети, на­пример, по средам с 18.00 до 19.00.

Публикация в сети:

• Создание тематических веб - страниц индивидуально и в мини- груп­пах (совместное творчество - одна из наиболее популярных используемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, создают учебные пособия и т. п., работая в мини-группах и предоставляя всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество).

• публикация исследовательских и реферативных работ на школьном сайте;

• конкурсы - элемент состязательность дает дополнительно мотивацию для выполнения задания (например, сетевая викторина). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за определенный срок (например, неде­ля). Оцениваются эрудированность и грамотность изложения, а также оформ­ление ответов;

• Создание в сети фотосериалов. Современные цифровые аппараты помогут создавать серию изображений на заданную тему. Это может быть зада­нием для учащихся - создать веб - страницу с описанием какого- либо процесса. Например, смена времен года в различных климатических поясах. Учащиеся смогут увидеть, что происходит с природой в один и тот же день на различных географических широтах. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Фотосериалы можно использовать входе обучения как к гуманитарным предметам, так и естественно- математическим, так как они позволяют по казать развитие ситуации.

Приведенные примеры не является исчерпывающими - здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возмож­ности ИКТ - технологий в учебном процессе.

Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное тех­ническое средство - обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока, раз­личных форм организации внеклассной работы.

4.Заключение.

Использование информационных технологий раскрывает огромные воз­можности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие про­граммы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды деятельности и сочетать их в раз­ных комбинациях. В мультемидейных обучающих программах по химии ис­пользуются различные методические приемы, позволяющие проводить озна­комление, тренировку и контроль.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компью­тер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тести­рования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного на­копления инструментальных средств для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Ин­тернет для самостоятельной и проектной деятельности учащихся.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: озна­комление, тренировок, применении, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стиму­лировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению химии.

Новые информационные технологии представляют собой огромный ре­зерв для повышения педагогического мастерства учителя. В мире преподава­ния химии постоянно что-то происходит: изобретаются методы, создаются учебные пособия, испытываются новые приемы обучения. И учитель, который не следит за событиями и не повышает свою квалификацию, рискует безна­дежно отстать от современного учебного процесса. Новые информационные технологии позволяют преподавателям знакомиться с динамично развиваю­щимися процессами, участвовать в педагогических Интернет - конференциях, черпать материал для осуществления своей педагогической деятельности.

Список использованной литературы:

1. Новиков С. В. Принципы разработки Интернет- учебников».

2. Иосенко э. л. «Применение ИТ в образовании»





© 2010-2022