Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)

Исследовательский проект о вреде курения выполнен учащимися 11 классаЦель проекта: изучить физиологические основы влияния курения на состояние здоровья человека. Задачи: - изучить культуру знаний о вреде курения среди учащихся нашей школы; - выявить отношение к курению учащихся нашей школы; - исследовать влияние табачного дыма на некоторые функции организма человека. Методы исследования: изучение теоретического материала, сбор данных анкетирования, эксперимент, анализ, сравнение.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Липкинская СОШ»

Ромодановского района РМ






Исследовательский проект


ЭТА ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА









Выполнили:

Учащиеся 11 класса

Руководитель:

Хапугина С. В.


2014 год.


Цель проекта:

изучить физиологические основы влияния курения на состояние здоровья человека.

Задачи:

- изучить культуру знаний о вреде курения среди учащихся нашей школы;

- выявить отношение к курению учащихся нашей школы;

- исследовать влияние табачного дыма на некоторые функции организма человека.

Методы исследования:

изучение теоретического материала, сбор данных анкетирования, эксперимент, анализ, сравнение.

I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ


ТАБАКОКУРЕНИЕ

Не все еще сегодня осознают опасность такой вредной привычки, как курение. Особенно тревожно, что к курению табака приобщаются подростки. Среди них есть и девочки. А между тем подростковый период в жизни человека имеет особое значение. В возрасте 14-15 лет происходит бурное физическое развитие организма. Наступает период превращения юноши в мужчину, девочки в девушку. Наукой установлено, что начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном отношении, хуже успевают в учебе, отстают в спорте, чаще болеют.

Почему подростки приобщаются к курению? Большинство подростков начинают курить по примеру взрослых, из-за мнимой престижности этой привычки, склонности подражать, стремления к возмужанию. Некоторые пробуют курить, влекомые любопытством. Привычка быстро укореняется, появляется тяга к курению.

Подростки, начинающие курить, порой не имеют ни малейшего представления о том, сколь пагубно курение воздействует на их здоровье, на здоровье окружающих тоже.

Курящего человека легко отличить по бледной, несвежей, с ранними морщинами коже лица, пожелтевшим пальцам, запаху изо рта и от волос, сиплому голосу. Он выглядит старше своих лет. Как правило, у него набухшие, кровоточащие десны, разрушаются зубы, язык с серовато-белым налетом. Со временем у курящих краснеют кончик носа, ушные раковины, щеки, багрово-синюшной становится кожа кистей и стоп. Следы, оставляемые курением, особенно заметны у девушек.

Что же происходит в организме, когда человек затягивается сигаретой? Через 2-3 минуты никотин проникает внутрь клеток головного мозга. Наступает снижение его активности. Уменьшается острота зрения, точность движений. У курящих часто болит голова. Отсюда - раздражительность, неуравновешенность, беспокойный сон.

Никотин стимулирует выделение гормонов, вызывающих сужение сосудов, что повышает артериальное давление и заставляет сердце работать с большей нагрузкой. Никотин ослабляет действие антисвертывающей системы крови, что ведет к тромбообразованию в сердце, мозге, почках. Никотин вызывает спазмы сосудов нижних конечностей. Появляются боли в икроножных мышцах, могут возникнуть осложнения, требующие серьезного оперативного вмешательства.

Коварство табачного дыма углубляется тем, что окись углерода, попав в организм, соединяется с гемоглобином эритроцитов, образуя стойкое соединение карбоксигемоглобин. Доля гемоглобина, способного соединяться с кислородом, уменьшается. Создаются условия постоянной кислородной недостаточности организма в целом и сердечной мышцы в первую очередь.

Отравляющее действие табачного дыма на курящих школьников много больше, чем на взрослых. Тайное курение сопровождается торопливостью, затягивание дыма происходит энергично, из-за экономии сигарета выкуривается до конца. Все это приводит к тому, что в дыхательные пути попадает наибольшее количество токсических веществ. Кроме того, курение лишает школьника такого важного для него отдыха между уроками, поскольку подростки курят в основном именно в школе, на переменах.

Бросать курить нужно сразу. И сделать это нетрудно, поскольку «стаж» приверженности к сигарете у школьника еще небольшой. Учащиеся должны знать, что только при отказе от курения можно стать сильным и ловким, быть космонавтом и покорителем горных вершин, заниматься подводным плаванием, самолетным и парашютным спортом. Курение и спорт несовместимы. Курящим - не курить, некурящим - не начинать.

ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ


Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)


К сожалению, это не так. Самостоятельно бросить курить в состоянии не более 5 человек из 100. При помощи врача - 25-30 человек. Международный критерий, показывающий избавление от этой привычки - некурение в течение года. По данным статистики, из тех, кто не курил 1 месяц, 70% вновь начинают курить, из некуривших 3 месяца - 50%, полгода - 30%, год - 5%.

Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)


Как только курильщик бросает курить, включается процесс дезинтоксикации: организм самоочищается. Уже через 3 месяца, максимум 3 года, организм курильщика может полностью избавиться от всего того, что в нем накопилось. Однако даже 1-2 сигареты в день блокируют процесс очищения. Так что если бросаете курить - не курите вообще.

Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)


Подобные препараты содержат очищенный никотин в гораздо меньших дозах по сравнению с потребляемыми курильщиками. В них нет массы вредных канцерогенных и мутагенных веществ, содержащихся в табачном дыме. Именно никотин вызывает зависимость, поэтому препараты с никотином помогают преодолеть синдром отмены, который длится около месяца.


Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)


Увеличение веса при отказе от курения возникает у 20-30% людей. Чтобы избежать этого, переходите на дробное питание (5-6 раз в день) и пейте больше жидкости. Примерно через месяц пищеварительная система перестроится, вес нормализуется.

II. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ

Анкета


1

Ваш пол:

  • мужской

  • женский

2

Возраст:

3

Как вы учитесь:

  • отлично

  • хорошо

  • удовлетворительно

  • неудовлетворительно

4

Курят ли ваши родители:

-отец:

  • да

  • нет

  • изредка

-мать:

  • да

  • нет

  • изредка

5

Курите ли вы:


  • да

  • нет

    • изредка

6

В каком возрасте вы начали курить:

  • до 7 лет

  • 8-11 лет

  • 12-15 лет

  • 16-17 лет

7

Сколько сигарет в день вы выкуриваете:

  • 1-2

  • 3-6

  • 7-10

  • Более 10

8

По каким мотивам, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

  • от нечего делать

  • за компанию

  • для снятия напряжения

  • поднимает настроение

  • хочется быть взрослым

  • модно

  • любопытно

  • помогает похудеть

  • просто так

9

Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель:

  • да

  • нет

  • изредка

10

Как часто вы болеете простудными заболеваниями:

  • 1 раз в месяц

  • 1 раз в 3 месяца

  • 1 раз в полгода

  • 1 раз в год

  • не болею

11

На какие органы и системы органов действует курение:

  • на дыхательную

  • на нервную

  • на репродуктивную

  • на сердечно-сосудистую

  • на пищеварительную

  • на органы чувств

  • не знаю

12

Знаете ли вы, что такое пассивное курение:

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

13

Влияет ли пассивное курение на окружающих людей:

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

14

Совместимы ли спорт и курение:

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

15

Пытались ли вы бросить курить:

  • да

  • нет

16

Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения:

-запретить продажу сигарет

  • вообще

  • до 21 года

  • нет

- запретить рекламу сигарет

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

-ввести штрафы за курение в общественных метах

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

-получать достоверную информацию о вреде курения:

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

-ваши предложения:

Результаты обработки анкет показали, что курящих учащихся в нашей школе 8%. Среди родителей - курящих 55%.

Действие курения на организм человека осознают почти все учащиеся. Были предложены учащимися действенные меры по предупреждению курения.

Источник информации о вреде курения


Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)




Причины курения


Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)

III. ЭКСПЕРИМЕНТ

Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.

- Получение сигаретного дыма и его растворение.

Укрепили в лапке штатива сигарету, надели на нее резиновую грушу со стороны фильтра.

Сжав грушу, подожгли сигарету и, осторожно разжимая грушу, заполняли ее табачным дымом. Набранный дым выпускали в стакан с дистиллированной водой несколько раз, пока не «выкурится» сигарета.

- Извлечение веществ из сигаретного фильтра.

Развернули фильтр от сигареты после «курения» и поместили его в небольшую колбу с дистиллированной водой на некоторое время, встряхнув и закрыв пробкой.

- Определение реакции среды полученных растворов.

В пробы полученных растворов внесли универсальную индикаторную бумагу. Она показала кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SO2, NO2, выделяющимися при тлении табака.

СО2 + Н2О = Н2СО3

SO2 + H2O = H2SO3

4NO2 + 2H2O = 4HNO3

Опыт 2. Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет.

- Реакция с FeCl3.

В две пробирки налили по 1мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра, и добавили 2 -3 капли 5% раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов.

Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)



- Реакция с KMnO4.

В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролин. Они обнаруживаются следующим образом.

В две пробирки налили по 1мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавили в пробирки несколько капель 5% раствора перманганата калия. Произошло обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме. В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролин.

MnO4- + 2H2O + 3e → MnO2 + 4OH-

Опыт 3. Обнаружение непредельных соединений.

В две пробирки налили по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавили по 2 капли йодной воды. Наблюдается обесцвечивание раствора.

Исследовательский проект Эта вредная привычка (о вреде курения)


IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ


  1. Исходя из результатов анкетирования, считаем, что процент курящих в школе небольшой.

  2. Результаты работы убеждают в том, что курение вредно для организма.

  3. В целях пропаганды здорового образа жизни ознакомить всех учащихся с результатами работы.

  4. Выпустить стенгазету «Жизнь или смерть?» о вреде курения.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курение - небезопасное занятие. Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Регулярно проходят конференции Всемирной организации здравоохранения. Создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, следует отметить:

- запрещение рекламы табачных изделий;

- предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма;

- запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним;

- разъяснительная работа о вреде курения;

- сокращение площадей выращивания табака;

- запрещение курения в общественных местах и на рабочих местах.

VI. ЛИТЕРАТУРА


  1. Новикова Т. А. Наследие Жана Нико. /Т. А. Новикова, Е. В. Кривотулова, А. В. Шишкина //Биология в школе. - 1997. - №2.

  2. Маюров А. Н. Табачный туман обмана. /А. Н. Маюров, А. Я. Маюров. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

  3. Маюров А. Н. Алкоголь - шаг в пропасть. /А. Н. Маюров, А. Я. Маюров. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

  4. Мельникова Т. И. За здоровый образ жизни. /Т. И. Мельникова //Биология в школе - 1997. - №6.

  5. Внеклассные занятия по биологии /под ред. Л. Ю. Ганич. - М.: Школа-Пресс, 1998.

  6. Журнал «Химия в школе» 2006г. №1, 5

  7. Проектная деятельность учащихся. Биология. /Е. А Якушкина, Т. Г. Попова, Е. В. Трахина, Т. И. Типикина. - Волгоград, «Учитель», 2009.

© 2010-2022