Факультативный курс Загадки простой воды

Программа факультативного курса «Загадки простой воды» направлена на более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатывает навыки практического применения имеющихся знаний, развивает способности к самостоятельной работе, в ходе которой происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. Выбор содержания курса обусловлен тем, что проблема питьевой воды в настоящее время стала настолько актуальной,...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации

Зиминского городского муниципального образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»




















Авторская педагогическая разработка

Адаптационная

«Загадки воды»

учебная программа факультативного курса по химии

для обучающихся 8 классов








Автор разработки:

Коблова Елена Владимировна,

учитель химии

МБОУ «СОШ № 7»










2013 г.

г. Зима

Пояснительная записка

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

Программа факультативного курса «Загадки простой воды» направлена на более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатывает навыки практического применения имеющихся знаний, развивает способности к самостоятельной работе, в ходе которой происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.

При изучении курса химии обучающиеся периодически изучают свойства воды в различных темах. Изучая данный курс по выбору, обучающиеся смогут обобщить знания о воде, получат новые интересные сведения о растворах, что позволит им в дальнейшем применять эти сведения на практике и учитывать изменения, происходящие с веществами при растворении.

Выбор содержания курса обусловлен тем, что проблема питьевой воды в настоящее время стала настолько актуальной, что всемирная организация здравоохранения объявила текущее десятилетие десятилетием питьевой воды. Необходимость использования воды для обеспечения жизнедеятельности человека обусловлена ролью, которую она играет в круговороте природы, в том числе в удовлетворении физиологических, гигиенических, рекреационных, эстетических и других потребностей человека.

Данный курс является авторской (адаптационной) разработкой. Программа составлена на основе программы Шуваловой М.А. (Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Профильное обучение /авт. - сост. Г.А. Шипарева. - М.: Дрофа, 2006.- 79). В авторскую разработку внесены следующие изменения:

- В содержание курса включена тема «Вода - аномальное вещество» с целью обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по решению задач, полученных ранее;

- Увеличено количество часов на изучение темы «Вода в химических процессах» на 1 час за счет темы «Вода как растворитель»;

- В тематическое планирование включены графы «Форма занятия» и «Образовательный продукт»;

- Разработаны алгоритмы решения типовых задач, подобраны практические занятия с обучающимися, отвечающие возможностям кабинета химии МБОУ «СОШ №7».

Цель курса: создание условий для ознакомления обучающихся с особенностями научного метода познания природы на примере гипотез происхождения воды на Земле, изучения физических и химических свойств воды, значения этих свойств для биосферы.

На основе поставленной цели были определены следующие задачи:

  • закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о воде, ее строении и свойствах: взаимодействии воды с простыми и сложными веществами, разложении воды;

  • выявить причины нехватки воды на планете и основные источники загрязнения гидросферы;

  • обучить учащихся приемам исследовательской работы;

  • закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;

  • способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики, физики, географии, биологии;

  • продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

  • научить решать задачи на приготовление растворов различной сложности;

  • развивать учебно-коммуникативные навыки.

Данный курс выполняет следующие функции:

  • развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету.

Особенностью и новизной курса является межпредметный характер рассматриваемых вопросов, использующий знания учащихся по химии, географии, биологии. Приоритет отдается реализации практической деятельности обучающихся: наблюдению, измерениям, выдвижению гипотез, математической обработки данных, анализу информационных источников, сотрудничеству в группах, презентации результатов.

Исследования, которые учащиеся должны провести самостоятельно, не требуют наличия специального оборудования и не рассчитаны на сложный алгоритм выполнения работы.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • правила охраны труда и безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

  • правила сборки и работы лабораторных приборов;

  • определение массы и объема веществ;

  • правила экономного расхода горючего и реактивов;

  • порядок рациональной организации своего рабочего места;

  • состав, свойства и применение изученных свойств воды;

  • понятие растворов, сущность процесса растворения, способы выражения состава растворов;

  • сущность электролитической диссоциации, гидролиза.

Уметь:

  • осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;

  • самостоятельно планировать несложный эксперимент,

  • осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;

  • иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

  • работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;

  • получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;

  • проводить расчеты по формулам;

  • наблюдать и объяснять наблюдаемые явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни;

  • находить проблему и варианты ее решения;

  • определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

  • организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;

  • работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

  • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;

  • уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.

Образовательные результаты изучения курса могут быть выявлены с помощью следующих форм контроля по зачетной системе:

Текущий контроль: проверка ведения лабораторного журнала школьников, участия в семинарах, рецензирования устных сообщений, мини-проектов, беседы по изучаемому материалу, выполнение демонстрационных опытов;

Тематический контроль: степень участия школьников в итоговых занятиях по результатам изучения отдельных блоков-модулей; рецензирование рефератов, рассказов-загадок, кроссвордов, химических сказок, экспериментальных задач, придуманных учащимися;

Итоговый контроль: презентация проектов, исследований.


Методологические положения программы

Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Содержание курса сочетается с основным курсом неорганической химии и не противоречит ему во времени.

Для успешной работы по данному курсу необходимо, чтобы обучающиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач. Обучение обучающихся 8 класса решению задач целесообразно вести на основе обобщения и переноса их знаний и умений, полученных на уроках. Эмпирическое обобщение основано на сравнении. Обучающиеся, сравнивая решения некоторой группы задач, находят в них и выделяют одинаковые теоретические знания, общие логические и математические действия, которые помогают осознать многообразие задач, выделить в них части решения и оперировать ими в процессе решения различных по сложности задач.

Основные приоритеты методики изучения данного курса таковы:

  1. междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  2. обучение на основе опыта и сотрудничества;

  3. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

  4. личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Ведущее место при изучении курса следует отвести методам поискового характера, стимулирующим познавательную активность обучающихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы.

Программа предназначена для обучающихся 8 класса. Курс состоит из шести модулей:

Модуль 1. Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк.

Модуль 2. Вода - аномальное вещество.

Модуль 3. Вода как растворитель.

Модуль 4. Вода в химических процессах.

Модуль 5. Проблема чистой воды.

Модуль 6. Итоговый экспериментально-теоретический семинар «Загадки простой воды».






















Содержание курса

Модуль 1. Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк (3 часа)

Содержание модуля: гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, значение водородных связей, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях.

Модуль 2. Вода - аномальное вещество (4 часа)

Содержание модуля: тепловые свойства веществ; аномальность тепловых свойств воды; экспериментальное изучение тепловых свойств воды (теплоемкости, переходов из одного агрегатного состояния в другое); скрытая теплота плавления; поверхностное натяжение; уникальная память воды.

Модуль 3. Вода как растворитель (10 часов)

Содержание модуля: растворяющая способность воды, виды растворов, способы приготовления растворов, приготовление растворов различной концентрации, расчет компонентов растворов.

Модуль 4. Вода в химических процессах (5 часов)

Содержание модуля: вода как химический реагент в химической промышленности, биохимические процессы с участием воды, взаимодействие с водой различных веществ, практическое значение химических реакций связанных в водой.

Модуль 5. Проблема чистой воды (9 часов)

Содержание модуля: проблема чистой питьевой воды, жесткость воды, устранение жесткости различными способами, сточные воды, загрязнение природных вод различными реагентами: солями тяжелых металлов, нефтепродуктами.

Модуль 6. Итоговый экспериментально-теоретический семинар «Загадки простой воды» (3 часа)

Содержание модуля: практический семинар, творческие отчеты учащихся








Тематическое планирование учебного материала

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Образовательный продукт

Модуль №1. Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк.

1.

Вода в природе, космосе. Агрегатное состояние воды. Вода и жизнь на земле.

1

Лекция

Конспект

2.

Вода и климат.

1

Работа в группах

Сообщения учащихся.

3.

Отчет по творческим проектам 1го модуля.

1

Семинар

Модуль 2. Вода - аномальное вещество.

4.

Аномалии физических свойств воды.

1

Лекция

Конспект

5.

Экспериментальное изучение тепловых свойств воды (теплоемкости, переходов из одного агрегатного состояния в другое) Экспериментальное изучение скрытой теплоты плавления.

1

6.

Экспериментальное изучение плотности воды в разных агрегатных состояниях, свойства воды расширяться при кристаллизации, изучение поверхностного натяжения.

1

Практикум

Алгоритм выполнения работы

7.

Уникальная память воды

1

Беседа с демонстрацией заранее выполненного эксперимента

Сообщения учащихся

Модуль 3. Вода как растворитель.

8.

Растворяющая способность воды.

1

Лекция

Опорный конспект

9.

Практическая работа: «Растворение в воде различных веществ».

1

Практикум, работа в группах.

Алгоритм выполнения работы.

10

Практическая работа: «Моющие свойства воды»

1

Практикум, работа в группах.

Алгоритм выполнения работы.

11.

Энергетические процессы при растворении. Растворение физико-химический процесс.

1

Лекция

Опорный конспект

12.

Значение растворов в природе и жизни человека.

1

Лекция

Опорный конспект

13-14

Вычисление при приготовлении раствора разных веществ заданного состава и заданной концентрации

1

Семинар

Решенные задачи

15.

Практическая работа: «Приготовление растворов для лабораторных опытов».

2

Практикум, работа в группах.

Алгоритм выполнения работы.

16-17.

Защита проектов.

2

Зачет

Модуль 4. Вода в химических процессах.

18.

Химические свойства воды.

1

Семинар

Опорный конспект

19.

Практическая работа «Химические свойства воды»

1

Практикум, работа в группах.

Алгоритм выполнения работы.

20.

Вода как химический реагент в промышленности.

1

Лекция

Опорный конспект

21.

Биохимические процессы с участием воды.

1

Лекция

Опорный конспект

22.

Итоговое занятие по модулю

1

Семинар-практикум

Модуль 5. Проблема чистой воды.

23.

Проблема питьевой воды

1

Лекция

Опорный конспект

24-25.

Практическая работа «Проверка качества воды из различных источников».

2

Практикум, работа в группах.

Алгоритм выполнения работы.

26.

Практическая работа «Очистка воды».

1

Практикум, работа в группах.

Алгоритм выполнения работы.

27.

Загрязнение природных вод отходами промышленности и сельского хозяйства.

1

Семинар-практикум

Опорный конспект

28.

Сточные воды и их обработка.

1

Лекция

Опорный конспект

29.

Металлы как загрязнители воды.

1

Лекция

Опорный конспект

30.

Кислотные осадки и тепловое загрязнение.

1

Семинар-практикум

Опорный конспект

31.

Итоговое занятие по пятому модулю.

1

Зачет

Контрольная работа

Модуль 6. Итоговый экспериментально-теоретический семинар «Загадки простой воды».

32-33.

Составление презентаций, проектов

2

Работа в группах.

34

Защита презентаций.

1

Защита авторских работ.

Авторские работы.





Литература для учащихся

  1. Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. - М.: Высшая школа, 2003 г.

  2. Алексинский В. Н. Занимательные очерки по химии. - М.: Просвещение, 1980 г.

  3. Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. - М., 1987 г.

  4. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992 г.

  5. Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1984 г.

  6. Книги из серии «Я познаю мир» (химия) - М.: ТКО «АСТ», 1996 г.

  7. Мар Е. П. Воздух, которым мы дышим. - М.: Детская литература, 1972 г.

  8. Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995 г.

  9. Леенсон И. А. Занимательная химия, ч. 1 и 2. - М.: Дрофа, 1996 г.

  10. Очкин А. В, Фадеев Г. Н. Химия защищает природу.- М.: Просвещение, 1984 г.

  11. Риманенко Е. Н. Книга для начинающего исследователя химика. - Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1987 г.

  12. Смолеговский А. М. и др. Школьная энциклопедия (химия). - М.: Дрофа, 2000 г.

  13. Ходаков Ю. В. Неорганическая химия. - М.: Просвещение,1972 г.

  14. Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия. - М.: Химия, 1984 г.

  15. Энциклопедия для детей. Химия, т. 17. - М.: Аванта +, 2000 г.

  16. Энциклопедический словарь юного химика. (составитель Крицман В. А. и др.).

CD: 1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003 г.

2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.






Литература для учителя


  1. Астафуров В. И. Основы химического анализа. - М.: Просвещение,1982 г.

  2. Алексин О. А. Основы гидрохимии. - Л.: Гидрометеоиздат, 1970 г.

  3. Алексин О. А. Химия океана. - Л.: Гидрометеоиздат, 1966 г.

  4. Глинка Н. А. Общая химия. - Л.: Химия, 1988 г.

  5. Голубов И. Р, Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана. - М.: Просвещение, 1985 г.

  6. Злотников Ю. А. и др. Основы аналитической химии. - М.: Высшая школа, 2002 г.

  7. Подборка научно-методического журнала «Химия в школе», 2005 - 20012 гг.

  8. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002 г.

  9. Фримантл М. Химия в действии. - М.: Мир, 1998 г.

  10. Ходаков Ю. В. Неорганическая химия. - М.: Просвещение, 1972 г.

  11. Хомченко Г. П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. - М.: Просвещение, 1978 г.

Интернет-ресурсы:

alhimik.ru/

chem.rusolymp.ru/ - всероссийская олимпиада школьников по химии

experiment.edu.ru/ - естественно-научный эксперимент - Химия: Коллекция Российскогообщеобразовательного портала

school-collection.edu.ru - видеоопыты в Единой коллекции ЦОР

hemi.nsu.ru - Основы химии: электронный учебник

scool_sector.relarn.ru - Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

abc.chemistry.bsu.ru - азбука Web-поиска для химика

chemfiles.narod.ru - практическая и теоретическая химия







Приложение 1

Методические рекомендации к занятию № 5


1. Экспериментальное изучение тепловых свойств воды (теплоемкости, переходов из одного агрегатного состояния в другое).

Информация:

При увеличении температуры вещества теплоёмкость обычно возрастает.

Вода - исключение. С увеличением температуры от 0˚С до 36,5˚ С падает теплоёмкость, а от 36,5 ˚С до 100˚С возрастает, минимальная теплоёмкость достигается при температуре 36,5 С (это нормальная температура тела человека). При этой температуре организм человека находится в наивыгоднейшем энергетическом состоянии.

За 1 минуту Солнце испаряет 1 млрд. т воды, а пар отдаёт атмосфере Земли огромное количество энергии. Такое же количество энергии за это же время могли бы выработать 40 млн. электростанций. Это та энергия, которая переносит сотни млрд. т воды по воздуху в облаках, орошает дождями всю поверхность Земли, за счёт неё дуют ветры, возникают бури, рождаются штормы, не пересыхают многие реки и озёра.

Опыт 1. Кусочек ткани смочить спиртом и подожечь. Ткань сгорит.

Опыт 2. Кусочек ткани смочить водой, а затем спиртом и подожечь. Ткань не сгорит.


2. Экспериментальное изучение скрытой теплоты плавления

Информация:

При таянии снега, льда поглощается много энергии, а 1литр воды, превращаясь в лёд, может подогреть на 1˚С 250 тысяч литров воздуха. Вот почему в холодные ночи в теплицы ставят бочки с водой: замерзая, она выделяет тепло и согревает воздух.

Опыт 3. На поверхность доски налить немного воды. В воду поставить стаканчик со смесью поваренной соли и льда. Содержимое стаканчика некоторое время помешивать. В результате опыта стакан примёрзнет к доске.



Приложение 2.

Методические рекомендации к занятию № 6


1. Экспериментальное изучение свойства воды расширяться при кристаллизации


Опыт 1. (заранее выполненный): Вода - единственное вещество, которое при затвердевании расширяется. Если поместить бутылку, доверху налитую водой в морозильную камеру, то через некоторое время на бутылке появятся трещины.

2. Экспериментальное изучение поверхностного натяжения.

Информация: Образование водородных связей приводит к такому расположению молекул воды, при котором они соприкасаются друг с другом своими разноименными полюсами, образуя своеобразную плёнку на поверхности воды.

Опыт 2. Опустить иглу в кристаллизатор с водой. Объяснить, почему игла некоторое время не тонет

Опыт 3. Соединить два химических стеклышка, поместив между ними каплю воды. Объяснить, почему их трудно «оторвать друг от друга».









Приложение 3


Методика проведения эксперимента, доказывающего уникальную память воды



Опыт-эксперимент: Взять три стакана с водой и поместили в них одинаковое количество риса. Затем поставить их в комнату, где меньше всего посторонней информации. В течение месяца каждый день произносить слова «спасибо» над одним стаканом с рисом, слова «дурак» над другим стаканом с рисом, а над третьим стаканом мы ничего не произносить.

Наблюдать за процессами брожения риса в трех стаканах.

Предполагаемый результат: Первым забродит рис в стакане, над которым ничего не произносили. Вторым забродит рис в стакане, над которым произносится слово «дурак». И последним забродит рис в стакане, над которым говорили слова «спасибо».










Приложение 4

Необходимое оборудование для проведения практических работ


Номер занятия

Название практической работы

Необходимое оборудование

Занятие №

Практическая работа «Растворение в воде различных веществ»

Оборудование: химические стаканы, химические ложки, спиртовка, держатель, весы, мерные колбы, пробирки

Реактивы: вода, сахар, поваренная соль, карбонат кальция, растительное масло, спирт, куринный белок, уксусная кислота, бензин и другое

Занятие №

Практическая работа: «Моющие свойства воды»

Оборудование: колбы, химические стаканы, кристаллизаторы, кусочки ткани с пятнами йода, крови, чернил, варенья и другими бытовыми пятнами.

Реактивы: вода, мыло, отбеливатель, СМС

Занятие №

Практическая работа «Приготовление растворов для лабораторных опытов»


Оборудование: мерные колбы и пробирки, весы, химические ложки, химические стаканы

Реактивы: вода, соль поваренная, уксус, медный купорос

Занятие №

Практическая работа «Химические свойства воды»


Оборудование: химическая посуда, газоотводные трубки, спиртовки

Реактивы: уголь, фосфор красный, негашеная известь, щелочные металлы (Na, K)

Занятие №

Практическая работа «Определение температуры и органолептических характеристик воды»


Оборудование: термометр, колба, пробирки, шкала миллиметровая или линейка, текст.

Занятие №

Практическая работа «Очистка воды»

Оборудование: химическая посуда, воронки, фильтровальная бумага

Реактивы: вода, активированный уголь, раствор йода







Приложение 5

Вычисление при приготовлении раствора разных веществ заданного состава и заданной концентрации

(примеры задач)



Задача 1. В 1630 году немецкий химик Иоганн-Рудольф Глаубер, изучая состав воды минерального источника вблизи Нойштадта, открыл лечебные свойства мирабилита - кристаллогидрата сульфата натрия состава Na2SO4 . 10H2O. Это вещество, получившее название "глауберова соль", врачи-практики успешно применяли более 300 лет как дешевое и безвредное слабительное средство. Кроме того, мирабилит в большом количестве применяется в стекловарении и других областях промышленности. Рассчитайте массу воды и безводного сульфата натрия, содержащихся в 322 кг Na2SO4 . 10H2O (кр).

Задача 2. Если растения (например, помидоры) в теплице были поражены фитофторозом, то рекомендуется после сбора урожая и удаления ботвы с грядок обработать землю 1,5%-ным (в расчете на безводную соль) раствором сульфата меди. Какая масса кристаллогидрата состава CuSO4 . 5H2O (кр) требуется для приготовления 100 л такого раствора? Плотность 1,5%-ного раствора CuSO4 равна 1014 г/л.

Задача 3. Для засола огурцов используют 7%-ный водный раствор поваренной соли (хлорида натрия). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневого грибка и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и объем воды для приготовления 5 л 7%-ного раствора хлорида натрия, если его плотность равна 1048 г/л. Вычислите молярную концентрацию NaCl в этом растворе.

Задача 4. Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты (30 мг/л). Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию HNO3 в этих сточных водах (при плотности, примерно равной 1 г/мл) . Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината, если объем промышленных стоков составляет ежесуточно 75 м3.

Задача 5. Хранение ценного удобрения - нитрата аммония на открытой площадке, а не на складе под крышей, привело к аварии. Во время ливня 15 т NH4NO3 растворилось в дождевой воде и было смыто в близлежащий водоем. Выживет ли рыба в этом водоеме емкостью 7000 м3, если токсическая массовая доля нитрата аммония в воде равна 0,08%?

Задача 6. Диоксид серы образуется в основном при сжигании твердого топлива на тепловых электростанциях. Это бесцветный газ с резким запахом, он сильно раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Наличие диоксида серы в атмосфере - причина "кислотных дождей", поскольку под действием воды и кислорода воздуха диоксид серы дает серную кислоту. Однако далеко не все производства имеют современные сооружения для газоочистки. Чаще применяется разбавление выбросов чистым воздухом либо рассеивание их в воздушной среде путем устройства дымовых труб большой высоты. Установлено, что при высоте трубы 100 м на расстоянии 2 км от предприятия содержание SO2 в воздухе равно 2,75 мг/м3. Во сколько раз этот показатель превышает значение предельно допустимой санитарной нормы, равное 7,8 . 10--6 моль/м3?

Задача 7. Если двигатель легкового автомобиля работает на холостом ходу, то ежеминутно в воздух выбрасывается 0,08 л (при н.у.) монооксида углерода - "угарного газа", который вызывает сильные отравления. Особенно опасно длительное выделение СО в закрытых помещениях, например, в гаражах или боксах для ремонта машин. Рассчитайте молярную концентрацию, массовую долю и объемную долю монооксида углерода в воздухе гаража площадью 10 м2 и высотой 2,5 м через 10 мин после начала работы двигателя на холостом ходу. Сравните полученные результаты с санитарной нормой - предельно допустимой концентрацией CO с производственных помещениях (5 мг/м3) и содержанием СО в табачном дыме (5 . 10--5% по объему).

Задача 8. Санитарные нормы содержания в воздухе населенных мест для вредных и опасных примесей - это предельно допустимые среднесуточные концентрации (ПДКСС). Их значения составляют: 0,085 мг/м3 для диоксида азота, 0,05 мг/м3 для диоксида серы, 0,008 мг/м3 для сероводорода, 0,03 мг/м3 для хлора. Рассчитайте массовые и объемные доли каждой вредной примеси и их молярные концентрации в воздухе.

Задача 9. Формальдегид HCHO применяется при изготовлении древесно-стружечных плит, красок, искусственного волокна, лекарственных средств, оргстекла и т.п. Он обладает сильным и резким запахом и угнетающе действует на сердечно-сосудистую и нервную систему. Особенно вредно присутствие формальдегида в воздухе детям и людям с хроническими заболеваниями дыхательных путей. Запах формальдегида чувствуется при его содержании в воздухе, равном 0,2 мг/м3, а санитарные нормы требуют, чтобы примесь формальдегида в воздухе не превышала 0,003 мг/м3. Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию формальдегида: а) при полном соответствии воздуха санитарным нормам; б) при появлении запаха формальдегида.

Задача 10. Будет ли вредна для человека питьевая вода с содержанием пестицидов (ядохимикатов, защищающих растения от вредителей и болезней), достигающим 1 мг/м3, если санитарная норма по пестицидам в воде равна 5 . 10--4% по массе?

Задача 11. Можно ли без вреда для здоровья пить молоко, в котором содержится: а) 0,04 мг катионов свинца(II); б) 0,6 мг катионов меди(II); в) 4,5 мг катионов цинка(II)? Для молока санитарные нормы содержания этих ионов равны 2,4 . 10--7 моль/л Pb2+; 1,6 . 10--5 моль/л Cu2+; 7,7 . 10--5 моль/л Zn2+.

Задача 12. При недостатке азота в почве листва яблонь бледно-зеленая, рано желтеет и опадает, рост веток слабый. Какой объем 2%-ного раствора нитрата аммония (плотность раствора 1006 г/л) следует использовать для подкормки яблоневого сада площадью 150 м2 при норме внесения этого удобрения на суглинистых почвах, равной 45-55 г/м2?

Задача 13. Если в почве не хватает фосфора, то листья яблони мелкие, темно-зеленые с голубым, а иногда с бронзовым или пурпурным оттенком. Засыхающие листья становятся очень темными, часто даже черного цвета. При остром недостатке фосфора начинается преждевременный листопад с нижней части побегов. Цветение яблонь, голодающих без фосфора, задерживается, а плоды получаются кислыми. Норма внесения в почву двойного суперфосфата Ca(H2PO4)2 30 г/м2, а площадь сада 800 м2. Какой объем воды потребуется для приготовления 5%-ного раствора всего Ca(H2PO4)2, вносимого в почву по этой норме.

Задача 14. При недостатке магния в листьях растений плохо образуется хлорофилл, поэтому они приобретают светло-зеленую окраску с красным и фиолетовым оттенком по краям и вдоль жилок; в течение лета они постепенно желтеют, а потом опадают. На старых листьях между жилками появляются светло-зеленые пятна. Какая масса кристаллогидрата сульфата магния MgSO4 . 7H2O пойдет на приготовление 200 л 3%-ного (в расчете на безводную соль) раствора сульфата магния? Плотность 3%-ного раствора MgSO4 равна 1,03 г/мл. Какая площадь сада может быть обработана полученным раствором, если норма внесения сульфата магния составляет 25 г/м2?

Задача 15. Помимо основных элементов питания, таких как азот, фосфор, калий, растения нуждаются и в микроэлементах, без которых они не могут нормально развиваться. Например, при полном отсутствии в почве соединений меди плодовое дерево становится больше похоже на куст. Картофель и помидоры при нехватке меди заболевают фитофторой. Обычно в почве бывает достаточно меди, особенно в тех местах, где применялись в качестве ядохимикатов бордосская смесь. Однако на осушенных болотах и торфяниках этого микроэлемента может оказаться слишком мало; его недостаток восполняют, опрыскивая растения раствором медного купороса - кристаллогидрата сульфата меди(II) состава CuSO4 . 5H2O (4 г на 10 л воды). Рассчитайте молярную концентрацию и массовую долю (в процентах) CuSO4 в этом растворе. Плотность раствора 1,03 г/мл.

Задача 16. Будет ли вредна для здоровья питьевая вода, если в ней содержится: а) 3,6 . 10--6 моль/л Fe2+; б) 1,7 . 10--7 моль/л Ni2+; в) 1,9 . 10--7 моль/л Cr3+? Для питьевой воды санитарными нормами допускается содержание железа(II), равное 0,2 г/м3; никеля(II) - 0,1 г/м3; хрома(III) - 0,05 г/м3?

Задача 17. Можно ли будет употреблять в пищу хлеб, при выпечке которого использовали тесто, замешенное на воде, в которой содержалось 6,2 . 10--5 моль/л Cu2+? Считается, что на каждый килограмм хлеба при замесе теста расходуется 1 л воды, а примеси солей тяжелых металлов (в том числе меди) полностью переходят в продукт. Санитарные нормы допускают содержание меди(II) в хлебе не более 5 мг/кг.

Задача 18. Старинный рецепт приготовления "почтового" декстринового клея, совершенно безвредного для здоровья, предусматривает смешивание 400 г декстрина (продукта переработки крахмала), с 600 мл воды, 20 г глюкозы и 5 г безводного сульфата алюминия. Как изменится рекомендуемый объем воды и масса соли алюминия, если вместо безводного Al2(SO4)3 используется кристаллогидрат сульфата алюминия Al2(SO4)3.18H2O?

Задача 19. Один из старинных рецептов приготовления универсального клея "синдетикон", пригодного для склеивания предметов домашнего обихода и детских игрушек, предусматривает смешивание 40 мл воды с 50 г столярного клея и 10 г дигидрата хлорида кальция состава CaCl2 . 6H2O. Какой объем воды и какую массу соли кальция надо будет взять, если вместо шестиводного кристаллогидрата CaCl2 . 6H2O придется использовать а) двухводный кристаллогидрат CaCl2 . 2H2O; б) безводный хлорид кальция CaCl2?

Задача 20. В 1779 году немецкий химик Иоганн-Христиан Виглеб, обрабатывая соляной кислотой оксалат калия, выделенный из сока щавеля и кислицы, открыл щавелевую кислоту. Кристаллы щавелевой кислоты выделяются при выпаривании водного раствора H2C2O4 в виде кристаллогидрата состава H2C2O4 . 2H2O. Определите массу воды, содержащуюся в 150 г этого кристаллогидрата.

Задача 21. Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но также в незрелых яблоках, вишнях, ягодах смородины и т.п. Это органическое соединение выделяется при выпаривании водных растворов в виде кристаллогидрата с формулой (HOOCCH2)3C(OH)COOH . H2O. Лимонная кислота часто используется в кулинарии и в домашнем хозяйстве (например, для выведения ржавых пятен с ткани). Какая масса кристаллогидрата лимонной кислоты и какой объем воды требуются для приготовления 100 г 5%-ного раствора (в расчете на безводное вещество)?

Задача 22. Крупнейший французский химик Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794) посвятил свою дипломную работу исследованию состава гипса и алебастра, которые до сих пор широко используются в строительстве, изготовлении копий скульптур, а также для фиксирующих повязок при переломах. В частности, Лавуазье определял содержание кристаллизационной воды в этих солях. Рассчитайте массу воды, содержащуюся в 100 г кристаллогидрата сульфата кальция состава: а) CaSO4 . 2H2O (гипс); б) 2CaSO4 .H2O (алебастр).

Задача 23. Если в почве имеется избыток азотных удобрений, то в плодах, ягодах, корнеплодах могут накопиться вредные для здоровья соли - нитраты. Попадая в пищеварительную систему человека, они восстанавливаются до нитритов, а это грозит отравлением: нитриты окисляют гемоглобин крови, лишая его способности к переносу кислорода. Среди овощей больше всего способны накапливать нитраты укроп, салат и петрушка, в меньшей степени свекла, капуста и морковь. Картофель, помидоры, яблоки почти не накапливают нитратов: их содержание в этих продуктах редко превышает 100 мг/кг (в расчете на KNO3) при допустимой норме 200 мг/кг. Можно ли употреблять в пищу капусту, содержащую в 1 кг 2,4 . 10--3 моль KNO3?

Задача 24. Во сколько раз надо разбавить водой промышленные сточные воды, содержащие а) 42 г/м3 сульфата магния; б) 6 г/м3 фосфата натрия; в) 12 г/м3 хлорида марганца(II); г) 16 г/м3 хлорида цинка, чтобы были соблюдены санитарные нормы по этим вредным отходам? Предельно допустимые концентрации в воде равны: 1,7 . 10--4 моль/л (MgSO4); 3,0 . 10--6 моль/л (Na3PO4); 1,6 . 10--6 моль/л (MnCl2); 7,3 . 10--7 моль/л (ZnCl2).

Задача 25. Высокая минерализация воды неблагоприятна для растительного и животного мира водоемов, снижает способность воды к "самоочищению" под действием биологических факторов и вдобавок резко ухудшает вкусовые свойства воды. При содержании сульфатов 500 мг/л, а хлоридов 350 мг/л вода приобретает горько-соленый вкус. Рассчитайте молярную концентрацию а) сульфат-иона и б) хлорид-иона в такой "засоленной" воде.

Задача 26. Кислые шахтные воды часто загрязнены примесью соединений железа(II), которые уже при содержании 0,5 мг/л придают воде своеобразный "металлический" вкус. Рассчитайте а) молярность и б) массовую долю катионов Fe2+ в такой загрязненной воде. Плотность воды считайте равной 1 г/мл.

Задача 26. Жесткость воды обусловлена присутствием в ней катионов кальция или магния. Содержание этих ионов, равное (4 -- 8) . 10--3 моль/л, отвечает воде средней жесткости, а свыше 1,2 .10(2 моль/л - очень жесткой. Выразите концентрацию катионов а) кальция, б) магния в массовых долях для воды средней жесткости и для очень жесткой воды. Плотность воды примите равной 1 г/мл.

Задача 27. Для нормального роста и развития растениям требуются не только основные элементы питания, но и микроэлементы, в частности, бор. Подкормку растений этим микроэлементом ведут, поливая почву 3%-ным раствором тетрабората натрия Na2B4O7. Сколько кристаллической буры - кристаллогидрата тетрабората натрия состава Na2B4O7 . 10H2O требуется для приготовления 150 л 3%-ного раствора тетрабората натрия (плотность этого раствора равна 1000 г/л)?











































Приложение 6

Примерный перечень тем итоговых проектов



  1. Различия между дистиллированной и водопроводной водой.

  2. Полярные и неполярные растворители в химической промышленности и в быту.

  3. Выращивание растений на питательных растворах.

  4. Создание компьютерной программы «Круговорот воды в природе».

  5. Что происходит, когда мыло встречается с водой (мини-проект).

  6. Вода, которую мы пьем (исследование проб вод в различных источниках г. Зимы и Зиминского района).

  7. Способы очистки питьевой воды.

  8. Жесткость воды и способы ее устранения.

  9. рН жидкостей, необходимых для человека

  10. Охрана водных ресурсов Зиминского района.

  11. Экологические проблемы акватории страны

  12. Влажность воздуха и самочувствие человека

  13. «Скользкая» и «мокрая вода»






© 2010-2022