- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Решение задач»
Конспект урока «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Решение задач»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрявцева Т.В. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цыбина Любовь Михайловна Учитель химии Конспект урока.
Конспект урока по теме: «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Решение задач».
Класс: 11 класс
Цель: создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся о взаимосвязи органических веществ по схеме: состав - строение - свойства веществ и умении решать расчетные задачи.
Задачи:
Образовательные:
-
Обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязи состава - строения - свойств органических веществ на примере углеводородов и кислородосодержащих гомологических рядов.
-
Расширение общекультурного кругозора учащихся
Развивающие:
-
Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно - следственную генетическую взаимосвязь между органическими веществами.
-
Уметь правильно выбирать алгоритм решения расчетной задачи.
Воспитательные:
-
Раскрытие мировоззренческой идеи о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ; воспитание интеллектуально развитой личности; воспитание культуры общения.
-
Уметь работать по алгоритму и с дополнительной литературой.
Тип урока:
-
по дидактической цели: урок систематизации знаний;
-
по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
Технология обучения:
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные
Методы, используемые на уроке:
-
объяснительно-иллюстративные:
- фронтальная беседа;
- объяснение учителя.
-
- схемы-таблицы, алгоритмы
-
практические:
- составление схем превращений и их выполнение.
-
дедуктивные:
- от известного к неизвестному;
- от простого к сложному.
Виды контроля:
-
текущий опрос,
-
работа по карточкам.
Используемые образовательные технологии:
-
Информационные
-
Технология актуализации личного опыта
-
Технология ориентации на познавательное развитие личности
Форма проведения: сочетание беседы с иллюстративно объяснительным материалом, самостоятельной деятельности учащихся.
Оборудование: компьютер, алгоритм решения расчетной задачи.
План урока
План урока
Задачи
I
Организационный момент
Подготовить учащихся к работе на уроке.
II
Актуализация опорных знаний
"Мозговой штурм"
(обзор изученного материала)
Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала.
III
Изучение нового материала
-
генетическая связь;
-
генетический ряд УВ и его разновидности;
-
генетически ряд кислородосодержащих УВ и его разновидности.
Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод.
Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию и умению решать расчетные задачи с применением генетической взаимосвязи.
Развивать экологическое мышление.
Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения и рациональные способы решения расчетной задачи.
IV
Закрепление полученных знаний
Повторение, воспроизведение усвоенного материала.
Отработка данного материала по заданиям в формате ЕНТ.
V
Подведение итогов урока
Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Рефлексия. Выставление отметок.
VI
Домашнее задание
-
Учебник: Химия для 11 класса А. Темирбулатова Н. Нурахметов, Р. Жумадилова, С. Алимжанова. §10.6 стр.119(23,26), с.150(18),
-
Рабочая тетрадь упр.107 а), б) стр.22.
1 этап урока
Организационный. Объявление темы урока. Актуализация опорных знаний.
Что означает понятие "генетическая связь"?
Превращение веществ одного класса соединений в вещества других классов;
Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.
Ключевой момент урока - создание проблемной ситуации. Для этого использую проблемно-поисковую беседу, которая побуждает учащихся к предположениям, высказыванию своей точки зрения, вызывает столкновение идей, мнений, суждений.
Главная задача - указать учащимся на недостаточность их знаний об объекте познания, а также способов действий для выполнения предложенного им задания.
Сравнить, значит выбрать в первую очередь, критерии сравнения. Скажите, пожалуйста, какие критерии мы, по вашему мнению, должны сравнивать. Учащиеся отвечают:
-
Химические свойства веществ;
-
Возможность получения новых веществ;
-
Взаимосвязь веществ всех классов органических соединений.
2 этап урока
"Мозговой штурм" - фронтальная беседа с классом:
-
Какие классы органических соединений вы знаете?
-
Какая особенность в строении этих классов соединений?
-
Как строение вещества влияет на его свойства?
-
Какие основные формулы вы знаете, которые можно применять при решении расчетной задачи?
Используя знания о строении органических веществах, характеристике их общих формул, учащиеся самостоятельно записывают основные формулы и прогнозируют возможные химические свойства органических веществ.
3 этап урока
Осуществление генетической связи органических соединений
Первый вариант: этанол →этилен →этан →хлорэтан →этанол →уксусный альдегид → углекислый газ
второй вариант: метан →ацетилен→этаналь→этанол→бромэтан→этилен→углекислый газ
Третий вариант: ацетилен→этаналь→этанол→бромэтан→этилен→этанол→этилацетат
работа у доски по карточкам: решение расчетной задачи
Задача - 1: Из метана получили 6 кг метилформиата. Напишите соответствующие уравнения реакций. Вычислите, какой объём метана был израсходован?
Задача - 2: Сколько этилацетата можно получить при взаимодействии120г уксусной кислоты и 138г этанола, если выход продукта реакции составляет 90% от теоретического?
Задача - 3: Окислили 2 моль метанола. Образовавшийся продукт растворили в 200г воды. Вычислите содержание метаналя в растворе (в%)?
Правильное решение расчётных задач проектируется на смартбоарде.
Общий вывод:
Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд органических веществ:
-
Вещества разных классов;
-
Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;
-
Разные вещества одного гомологического ряда связаны взаимопревращениями.
-
Знание генетической связи между различными классами органических веществ позволяет подбирать удобные и экономичные методы синтеза веществ из доступных реагентов.
4 этап урока
Повторение, воспроизведение усвоенного материала. Отработка данного материала по заданиям в формате ЕНТ. стр.119(23); Рабочая тетрадь упр.107 а), б) стр.22.
-
Краткий инструктаж по домашней работе: §10.6 стр.119(23,26), с.150(18),
5 этап урока
Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Какие новые понятия были изучены на уроке?
Какие вопросы вызвали затруднения? И т.п.
Учитель ставит оценки тем, учащимся, которые показали хорошие и отличные знания в процессе урока, были активны.