Рабочая программа электива по органической химии

       Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также  для гуманитариев. Курс предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 1 час (всего 34 часа). Введение данного курса предусматривает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня.Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и ма...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Широко распростирает химия

руки свои в дела человеческие.

М.В. Ломоносов


При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от 05.03.04 года №9-ФЗ)

  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года.№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 1 час (всего 34 часа). Введение данного курса предусматривает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня.

В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи органической химии используются без осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.

Содержание курса существенно расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в естественнообразовательной области «химия». Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Кроме того, содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс, предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами.

Динамику интереса к темам элективного курса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.

Изучив данный элективный курс, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: сахара, растительного масла, уксусной эссенции, фруктовой эссенции, консервантах, крахмале, сорбите, некоторых лекарственных препаратов, йоде, растворе бриллиантового зелёного, мыла, стиральных порошках, духах, лосьонов; уметь проводить эксперимент по обнаружению крахмала в продуктах питания, получение бриллиантового зелёного, варения мыла, получения медного зеркала, берлинской глазури, турнбулевой сини, определять химические свойства некоторых лекарственных средств, соблюдая правила техники безопасности.

Основные цели курса:

  • помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии

  • расширение и углубление знаний об органических веществах

  • развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием разных источников, в том числе и компьютерных

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества

Задача курса

  • раскрыть более подробно содержание органической химии

  • показать практическое значение органических веществ для человека

  • показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека

  • научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью.

  • раскрыть роль и перспективы химических знаний в решений экологических проблем

  • создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации

  • способствовать развитию способности познавательных интересов учащихся

  • совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности

  • объяснить на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком

  • предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике

Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развертывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно связывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.

По окончании курса учащиеся должны

Знать:

  • классификацию органических соединений

  • общие свойства гомологических рядов в зависимости от строения

  • практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения

  • способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь:

  • устанавливать структурно - логические связи между всеми классами органических веществ

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • составлять уравнения реакций разных типов

  • соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни

  • проводить самостоятельный поиск информации

В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций, семинаров, организации коллективных способов обучения, метод проектов, практические работы и лабораторные опыты.

В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием, решение расчетных задач, практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий электронных библиотек, дополнительной литературой в виде защиты проекта по одной из тем.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Вводное занятие - 1 час

Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Углерод как основа строения органических веществ.

Химия в быту - 27 часов

Анализ органических веществ.

Практическая работа №1. Анализ органических веществ.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара.

Практическая работа №2. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Что такое «антиоксиданты».

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Лабораторный опыт № 1.

Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Пищевые добавки. Воздействие на организм человека.

Пищевые добавки и консерванты, за и против.

Практическая работа № 3. «Санитарная проверка пищевых продуктов».

Этот прозаический крахмал!

Практическая работа № 4.Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Сорбит тоже спирт, только многоатомный. Другие спирты.

Чай как химическое вещество, его состав и свойства, значение для человека.

Лабораторный опыт №2. «Выделение кофеина».

Демонстрационный опыт: «Качественная реакция на кофеин».

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Лабораторный опыт №3: Действие кислот на бриллиантовый зеленый». «Получение основания бриллиантового зеленого».

Практическая работа №4.Опыты с йодом.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?

Лабораторный опыт № 4.

Каждое лекарство - химический реактив.

Практическая работа №6. Взаимодействие анальгина с хлоридом железа (III). Взаимодействие анальгина с дихроматом калия»

Антибиотики (значение и особенности применения).

Лабораторный опыт №5.Опыт 1. «Ампициллиновый хамелеон»; Опыт 2. «Щелочное расщепление левомицетина»; Опыт 3. «Реакция тетрациклина с хлоридом железа (III)»

Витамины и минералы, их значение для организма человека.

Практическая работа № 7. «Качественные реакции на некоторые витамины».

Этот не заменимый витамин С.

Практическая работа№ 8. «Определение витамина С в яблоках».

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Шампуни для волос. Гели для тела.

Демонстрационный опыт. Горит ли мыло.

Лабораторный опыт № 6. Варение мыла.

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Чего должна опасаться мама.

Можно ли самому изготовить питательный крем. Изучение состава кремов.

Практическая работа №9.Изучение состава крема.

Бензин, керосин и другие «- ины».

Ядовитый формалин и бесценная глюкоза - что же между ними общего?

Серебрим медные изделия и делаем ёлочные шары. А как получить медное зеркало? Практическая работа №10. Получение медного зеркала.

Пигменты, или «цветная химия красок».

Лабораторный опыт № 8. «Получение берлинской лазури, турнбулевой сини и кобальта фиолетового».

Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах - 4 часа

Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Токсическое действие кислородсодержащих соединений.

Практическая работа №11. «Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты».

Экологические проблемы в курсе органической химии. Вещества-тератогены, вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека, вредное воздействие на организм человека спиртов и фенолов.

Лабораторный опыт № 9. «Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты».

Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.

Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями - 2 часов

Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду - промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм.

Темы рефератов:


1.Из истории открытия лекарств.

2. История открытия антибиотиков.

3. Антисептические препараты.

4.Лекарства против простуды.

5.Напиток под названием «ЧАЙ».

6.Белки, их значение.

7.Углеводы, их значение.

8. Совершенствование химических производств и влияния их на окружающую

среду.

9.Витамины, условия сохранения при кулинарной обработке.

10. Витамины и витаминоподобные вещества.

11.Консерванты, их значение.

12.История открытия спичек.

13.Из истории моющих средств.

14.Действие мыла на кожу человека.

15.Синтетические моющие средства, их состав.

16.Как и чем мыть посуду?

17. Макро - и микроэлементы. Значение и действие на организм человека.

18.Стойкие органические загрязнители - пестициды.

19. Стойкие органические загрязнители - диоксины

20. Опасные токсические вещества.

21. Бытовые загрязнители окружающей среды.


Литература и электронные ресурсы:

  1. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

  2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

  3. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995

  4. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

  5. Мир химии: научно-художественная литература. М. М. Колтун. «Детская литература», М., 1988.

  6. Химия вокруг нас. Ю. Н. Кукушкин. «Дрофа», М., 1992.

  7. Гроссе Э. Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1979.

  8. Макаров К.А. Химия и здоровье.: Книга для внеклассного чтения уч-ся VIII - X кл. М.:Просвещение, 1995.

  9. Николаев Л.А. Химия жизни. М.: Просвещение, 1973.

  10. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1987

  11. Энциклопедический словарь юного химика / под ред. Д.Н.Трифонова, - М.: Педагогика - Пресс, 1999

  12. Витамины круглый год / К.С.Петровский и др. М.:Россельхозиздат, 1983.

  13. Г.А. Богдановский: «Химическая экология».

  14. Г.Б. Шульгин: «Эта увлекательная химия».

  15. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу // Химия в школе. - 1997 - № 5.

  16. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5

  17. hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

  18. en.edu.ru/ - Естественно-научный образовательный портал.

  19. alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

  20. chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.

  21. chemistry.r2.ru/ - Химия для школьников.

  22. college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия.

  23. grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.







ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Практические работы, опыты, демонстрации

1

Вводное занятие (1 ч.)

Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Углерод как основа строения органических веществ.

2

Химия - в быту ( 27 ч)

Анализ органических веществ.

Практическая работа №1. Анализ органических веществ.

3

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара.

Практическая работа №2. Необычное применение сахара.

4

Растительные и другие масла. Что такое «антиоксиданты».

5

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Лабораторный опыт № 1.

6

Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

7

Пищевые добавки. Воздействие на организм человека.

8

Пищевые добавки и консерванты, за и против.

Практическая работа № 3 «Санитарная проверка пищевых продуктов»

9

Этот прозаический крахмал!

Практическая работа №4.Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

10

Сорбит тоже спирт, только многоатомный. Другие спирты.

11

Чай как химическое вещество, его состав и свойства, значение для человека.

Лабораторный опыт №2. «Выделение кофеина».

Демонстрационный опыт: «Качественная реакция на кофеин».

12

Круглый стол, защита рефератов.

13

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Практическая работа №5..Опыты с йодом.

Лабораторный опыт №3: Опыты с бриллиантовым зеленым (зеленкой).

Опыт 1:Действие кислот на бриллиантовый зеленый. Опыт 2:Получение основания бриллиантового зеленого.

14

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?

Лабораторный опыт № 4

15

Каждое лекарство - химический реактив.

Практическая работа №6. Взаимодействие анальгина с хлоридом железа (III). Взаимодействие анальгина с дихроматом калия»

16

Антибиотики (значение и особенности применения).

Лабораторный опыт №5.

Опыт 1. «Ампициллиновый хамелеон»;

Опыт 2. «Щелочное расщепление левомицетина»;

Опыт 3. «Реакция тетрациклина с хлоридом железа (III)»

17

Витамины и минералы, их значение для организма человека.

Практическая работа № 7. «Качественные реакции на некоторые витамины».

18

Этот не заменимый витамин С.

Практическая работа№ 8. «Определение витамина С в яблоках».

19

Круглый стол, защита рефератов.

20

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Шампуни для волос. Гели для тела.

Демонстрационный опыт. Горит ли мыло.

Лабораторный опыт № 6. Варение мыла.

21

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

22

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Чего должна опасаться мама.

23

Можно ли самому изготовить питательный крем. Изучение состава кремов.

Практическая работа №9. Изучение состава крема.

24

Бензин, керосин и другие «- ины».

25

Ядовитый формалин и бесценная глюкоза - что же между ними общего?

26

Серебрим медные изделия и делаем ёлочные шары. А как получить медное зеркало?

Практическая работа №10. Получение медного зеркала.

27

Пигменты, или «цветная химия красок».

Лабораторный опыт № 8. «Получение берлинской лазури, турнбулевой сини и кобальта фиолетового»

28

Круглый стол, защита рефератов.

29

Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах - 4 часа

Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Токсическое действие кислородсодержащих соединений.

Практическая работа № 11. «Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты».

30

Экологические проблемы в курсе органической химии. Вещества-тератогены, вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека, вредное воздействие на организм человека спиртов и фенолов.

Лабораторный опыт № 9. « Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты».

31

Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.

32

Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду - промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство.

33

Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями - 2 часов

Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванные воздействием кислородсодержащих соединений на организм.

34

Круглый стол, защита рефератов.


© 2010-2022