- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии
Конспект урока по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубинина Н.И. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сера - химический элемент и простое вещество.
Соединения серы.
Урок-проект
Цель урока: Цель урока: Расширить знания учащихся по теме «Неметаллы». Изучить свойства серы и ее соединений.
Задачи урока:
Развивающие:
Развивать творческие навыки, навыки экспериментального исследования, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, компьютером, обработки информации, составления мультимедийной презентации, умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли, интерес к предмету, эрудицию. Развивать навыки самостоятельной работы с реактивами и лабораторным оборудованием
Обучающие:
Расширить знания учащихся по теме «Неметаллы». Изучить свойства серы и ее соединений. Продолжить развитие следующих понятий: аллотропия, аллотропные модификации, неметалл, окислитель, восстановитель, зависимость строения и свойств.
Учить обучающихся применять на практике полученные знания и умения. Осуществлять межпредметные связи с литературой, биологией, историей, искусством.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учебе. Создавать условия для самостоятельной и продуктивной работы с различными источниками информации; формировать ответственное отношение к делу, воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, экран, компьютер; учебники химии, дополнительная литература по химии: словари, энциклопедии, учебники, журналы, газеты, содержащие информацию по данной теме. Химическое оборудование, реактивы.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Этап мотивации. Формулирование темы, целей и задач урока.
Цель этапа: Создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формирование интереса к уроку, постановка учебных задач.
Учитель вместе с детьми ставят цели урока и их анализируют. Для мотивации познавательной деятельности и формулировки темы и задач урока учитель читает загадку:
В таблице Менделеева давно уже
Живу с соседями на 3 этаже
В 16 квартире, в подъезде номер 6
Общаюсь я со всеми - друзей не перечесть.
Являюсь неметаллом, вхожу в состав белков,
Еще я существую во многих веществах:
В оксидах и сульфидах, а так же и в солях
Сама я - очень нежная, точнее я хрупка,
По цвету желто- серая, но запах у меня…((((
С огнем я очень дружная,
В огне всплываю я
И в химии и в жизни
Конечно, я важна
S-сера («сира» в переводе с латинского -светло желтый. Была известна с глубокой древности)
(Учащиеся отвечают на вопрос: о каком веществе идёт речь? Тема и цели урока фиксируются в опорном конспекте, проецируемом на экран.)
2.Этап актуализации.
Цель этапа: Активизация личностного опыта каждого и использование его в обучении. Подготовка к восприятию нового материала. Формирование представления об изучаемых объектах и заинтересованности в усвоении изучаемого материала. Формирование рабочих групп
-
Актуализация проблемы. Вступительное слово учителя:
Ребята, вы услышали, что сера- очень важный элемент и в химии и в жизни. А что же мы должны сегодня на уроке о нем узнать? Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы выполнить наш проект?
Примерные ответы детей:
-строение и свойства атомов;
-историю открытия серы;
-нахождение и роль серы в природе;
-образование аллотропных модификаций, их физические свойства;
-получение серы;
-химические свойства серы и ее соединений ( оксидов и кислот);
-соединения серы, их распространение в природе;
-применение серы;
-составить мультимедийную презентацию
2. Деление класса на группы, постановка задач;
Учитель делит класс на группы по интересам, каждой группе вручает инструктивную карточку с поставленными задачами. По истечении определенного времени каждая группа сдает отчет о проделанной работе в группу дизайнеров презентации работе.
№
Название группы
Задачи для каждой группы
1.
Теоретики
1.Изучение строения атома серы, положения в Периодической системе.
2.Подготовить рассказ об истории серы. ( Антуан Лоран Лавуазье в XVIII в.)
2.
Физики
1.Подготовьте сообщение:
-нахождение серы и ее соединений в природе (рассмотрите предложенные образцы и напишите их формулы на доске)
-Какие аллотропные модификации серы вы знаете?
-Расскажите о физических свойствах кристаллической и пластической серы.
( Опыты 1-2. Физические свойства серы. а) Рассмотрите образцы серы и опишите их по плану: агрегатное состояние; внешние признаки (цвет, запах, вкус); физические константы (плотность, температура плавления, температура кипения, растворимость в воде и других растворителях - найдите в справочниках). Опустите в стакан кусочек черенковой серы. Он опускается на дно. Разотрите немного серы в порошок и щепотку вещества насыпьте в стакан с водой. Порошок серы в воде не тонет.
1. В чем причина такого двойственного поведения серы в различном дисперсном состоянии?
2. Как называется это явление?
б) Поместите в пробирку на 1/4 объема измельченной серы и осторожно нагревайте ее при постоянном встряхивании. При температуре около 120 о С сера плавится, образуя легкоподвижную янтарно-желтую жидкость. При дальнейшем повышении температуры жидкость постепенно густеет и темнеет. При 160-180 о С она становится темно-коричневой и такой вязкой, что даже не выливается из пробирки. Дальнейшее нагревание вновь приводит к уменьшению вязкости, окраска при этом остается темно-коричневой, почти черной. При 445 о С сера кипит выделяя пары, которые конденсируются на стенках пробирки в виде желтого налета мелкодисперсной серы - серного цвета. Вылейте часть кипящей серы тонкой струйкой в стакан с холодной водой. (Внимание! Пары серы могут на воздухе воспламенятся в виде вспышек пламени голубого цвета). Наблюдайте в пробирке обратные изменения цвета серы и ее консистенции при постепенном охлаждении вещества. С помощью палочки или пинцета достаньте из стакана с водой черную тягучую массу, представляющую собой аморфную пластическую серу. Через несколько часов она покрывается желтым налетом кристаллической серы - наиболее устойчивой модификации этого вещества.)
3.
Практики
1. Изучите различные варианты получения серы в промышленности и лаборатории. Напишите соответствующие уравнения на доске;
2.Получите серу из раствора тиосульфата натрия. Найдите в литературе соответствующее уравнение и запишите его на доске ( В пробирку налейте 2-3 мл раствора (10%) тиосульфата натрия; добавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Наблюдайте помутнение раствора. Объясните результат опыта)
4.
Химики 1
1.Изучите взаимодействие серы с металлами и неметаллами:
- Внесите в пробирку немного серы и порошка железа, укрепите вертикально в штативе, нагрейте до кипения наблюдайте изменения и запишите уравнение протекающей реакции.
- Какую роль выполняет сера: она окислитель или восстановитель? Укажите.
. Взаимодействие серы с водородом. Поместите щепотку серы в пробирку, укрепите ее в штативе вертикально и нагрейте до получения вязкой серы (200 оС). Поверните пробирку в штативе горизонтально, отверстием чуть вниз. Продолжайте слегка нагревать серу, чтобы она оставалось вязкой, и не выливалась бы из пробирки. Одновременно получите водород (взаимодействием цинка и соляной кислоты). Вставьте газоотводную трубку от прибора для получения водорода в пробирку с расплавленной серой. Выделение сероводорода можно подтвердить (осторожно!) определением запаха.
В этих условиях идет реакция. Напишите уравнение реакции.
-Какую роль выполняет сера в этой реакции? Окислитель или восстановитель?
Сделайте выводы об О/В двойственности серы из проделанных опытов.
5.
Химики 2
Изучите химические свойства соединений серы.
.1. Свойства сероводорода и сульфидов.
- Поместите в пробирку несколько кусочков сульфида железа и добавьте 6-8 мл разбавленной (5%) соляной кислоты. Какая протекает реакция? Запишите ее на доске.
Выделяющийся сероводород можно обнаружить по запаху тухлых яиц) Часть сероводорода растворится в растворе, поэтому он будет обладать соответствующими свойствами.
-Какими свойствами обладает сероводород и сульфид железа?
2. Свойства оксида серы (IV), сернистой кислоты
-Наберите в пробирку серы, подожгите ее в пламени горелки и закройте ее газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в стакан с небольшим количеством воды. Через 3-4 минуты опустите в стакан с водой лакмусовую бумагу. Что наблюдаете? Сделайте выводы.
-Какой газ выделяется при горении серы? Что получилось при его растворении в воде? Почему лакмус окрасился в красный цвет?
6.
Химики 3
Изучите свойства разбавленной серной кислоты:. Серная кислота в водных растворах обладает свойствами, характерными для типичных кислот. Проведите реакции взаимодействия раствора серной кислоты с индикаторами с металлами (цинк, медь); с оксидами металлов (оксид меди); основаниями (гидроксид натрия,); солями (карбонат натрия, силикат натрия, хлорид бария). Опишите ваши наблюдения, запишите уравнения реакций и сделайте выводы о свойствах раствора серной кислоты.
- Какая реакция является качественной на кислоту и ее соли?
7.
Химики 4
Изучите свойства концентрированной серной кислоты: Свойства концентрированной серной кислоты. Концентрированная кислота является сильным окислителем. а) В небольшую фарфоровую чашку положите несколько кусочков очищенной от изоляции медной проволоки и прилейте 1-2 мл концентрированной серной кислоты. Отметьте отсутствие признаков реакции. Нагрейте слегка смесь и наблюдайте выделение газа (не наклоняться над чашечкой!);
б) Подержите над чашкой (пинцет) влажную фиолетовую лакмусовую бумажку, наблюдайте ее покраснение вследствие образования сернистой кислоты:
Понюхайте бумажку. От нее исходит запах сернистого газа. После охлаждения смеси в чашке, слейте жидкость в стакан с водой. Отметьте цвет полученного раствора и дайте объяснения.
Найдите в литературе соответствующие реакции и запишите их на доске
8.
Население страны
Изучите нахождение серы в природе и применение, биологическое значение серы и ее соединений:
сероводорода, сернистой кислоты, серной кислоты.
Расскажите об экологических проблемах, возникающих при производствах кислот.
9.
Лирики
Составление кроссворда или викторины по теме «Сера и ее соединения»
- Используя тексты параграфов , выполните творческое задание
10.
Компьюторщики
Составление мультимедийной презентации проекта презентации.
1.Подобрать варианты слайд - лекции - не менее 10 слайдов
2. Подобрать картинки и фото по соответствующей теме
3. Собрать информацию у представителей рабочих групп
4. Создать презентацию проекта «Сера и ее соединения»
3. Этап формирования новых знаний.
Цель этапа: Формирование новых знаний о распространении в природе серы и ее соединений, физических свойствах, аллотропии, химических свойствах и применении серы.
1.Идет работа над проектом.
В группах обучающиеся готовят рабочий материал к выступлению и защите слайдов презентации. Компьютерщики осуществляют поиск соответствующих фотографий и картинок из заранее сделанных заготовок (в Интернете), формируют слайды к презентации, заполняют их соответствующей информацией, полученной из рабочих групп.
-
Презентация проекта учащимися;
Представители рабочих групп рассказывают о своей работе над задачей, знакомят учащихся со своим фронтом работы и о своих достижениях. Каждое выступление сопровождается показом слайдов из презентации. На каждое выступление отводится 3-4 минуты.
4.Заключительное слово учителя;
На сегодняшнем занятии мы выполнили проект, в ходе которого мы изучили химический элемент серу, простые вещества: кристаллическую и пластическую серу, изучили химические свойства соединений серы. В процессе нашей работы мы охватили множество вопросов, касающихся нас с вами, нашей повседневной жизни.
5. Рефлексия;
- Достигли ли мы цели нашего занятия?
- Скажите, ребята, какое у вас настроение?
-Что вам больше всего запомнилось на этом уроке?
-Что вас встревожило?
-Что показалось самым интересным?
-Какое открытие вы сделали сами для себя?
6. Сюрприз:
Учитель показывает опыт:
сахарная пудра + серная кислота = ?+?+?
Объясните явление, используя дополнительную литературу.
7.Итоги урока, оценки.
7. Домашнее задание разноуровневое:
- а) п. 22, 23 (удовлетворительно)
- б) Задания 1-7 ( хорошо)
-в) Сюрприз ( опыт): ( отлично)
Опыт: сахарная пудра + серная кислота = ?+?+?
Объясните явление, используя дополнительную литературу.
а-удовлетворительно;
а+б-хорошо;
а+б+в-отлично.