Статья Школа, школа, ты - начало всех профессий и дорог

В статье обобщается опыт работы по профориентации школьника.  Если  выпускник  выберет профессию, которая будет приносить радость, он не потеряется во взрослой жизни. Такой человек  многого сможет в жизни добиться.   Все работы выбрать невозможно. Мы  знаем, что выпускник выберет то, что ему интересно. Он выберет такую профессию, где он уверен в своих знаниях и возможностях. В тексте нашего школьного гимна  есть такие строки: «Школа, школа, ты начало всех профессий и дорог». Я стараюсь создать ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Школа, школа, ты - начало всех профессий и дорог…»


Если выпускник выберет профессию, которая будет приносить радость, он не потеряется во взрослой жизни. Такой человек многого сможет в жизни добиться. Все работы выбрать невозможно. Мы знаем, что выпускник выберет то, что ему интересно. Он выберет такую профессию, где он уверен в своих знаниях и возможностях. Поэтому одной из важнейших целей моей учительской деятельности является формирование личности, способной к самоопределению. В тексте нашего школьного гимна есть такие строки: «Школа, школа, ты начало всех профессий и дорог». Поэтому я стараюсь создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника, способствую тому, чтобы к выпускному классу интерес к химии, биологии, к учительской профессии перерос к сознательному выбору профессии.

За много лет работы в школе пришла к выводу, что нужно создать такую ситуацию, чтобы ребенок сам захотел учиться и учился. Это основное требование ФГОС. Роли участников образовательного процесса (ученика и учителя) меняются. Чтобы ребенок захотел учиться и учился с удовольствием, на первых же уроках создаю положительный настрой на предмет. Удивление, восхищение, желание узнавать новое, открывать загадки, тайны. К примеру, новый для ребенка предмет «Химия». Как известно, театр начинается с вешалки, а кабинет химии - с Техники Безопасности. Познакомить с которой можно скучно, а можно и интересно.

Ты в химкабинет пришел, так запомни, кроха,

Безопасность - хорошо! Быть безруким - плохо!

Если ты во все подряд окунаешь пальчик,

Про такого говорят: «Бестолковый мальчик!»

Запах можно распознать и на расстоянии,

А в сосуды нос совать - риск для обоняния.

К носу совершай рукой легкие движения,

Вот тогда «нюхач» такой - просто загляденье!

Ты над брюками держал с кислотой пробирку?

Круто, парень, ты попал на штанишки с дыркой!

Насыпай и приливай только над поддоном,

Капнул мимо - не зевай, промокни тампоном.

И так далее. Все правила по ТБ можно рассказать таким образом, а потом еще прочитать на плакате. На дом дать творческое задание - нарисовать правила по технике безопасности в виде схемы или дорожных знаков. Если объявить еще и конкурс на лучший плакат - результат будет замечательный!

На первых порах знакомства с предметом нужно чтобы у ребенка не возникло отвращения от нового предмета. В условиях перехода на ФГОС учитель осуществляет поиск информации, чтобы завлечь ученика, то есть организует деятельность ученика. Что дети делают с удовольствием? Играют. Поэтому на первых этапах изучения предмета часто использую игровые технологии, чтобы найти и разбудить творческое начало в каждом ученике. Это игровые моменты на уроках, это уроки в форме игры. В зависимости от цели урока можно использовать игры при отработке умений, при опросе по обширному текстовому материалу, при обобщении знаний, при проведении физкультминутки. Различные кроссворды, ребусы, цепочки, шарады, парадоксы, синонимы, антонимы, соответствия и т.д. На занятиях кружка ученики изготовили настольные игры по предметам. Сегодня в кабинете имеется целая игротека настольных игр. Игра Домино (четыре набора для каждого класса сложных веществ: оксиды, кислоты, соли, основания) удобно использовать при закреплении знаний, когда нужно много запоминать. Игра Лото позволяет играть индивидуально и группой. Игра Мозаика поможет закрепить знания о веществах, являющихся изомерами. Судоку закрепит умения вычислять. Игра Реакция - хорошая практика для написания уравнений реакций. Настольные игры можно использовать в перемены, и даже после уроков для подтягивания отстающих учеников.

В процессе обучения для меня главной фигурой является личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природного потенциала, как это и предполагает личностно-ориентированная технология (или индивидуально-ориентированная). В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества. Одним из методических приемов гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили является индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха. Использую принцип психологической комфортности, который предполагает снятие стрессообразующих факторов. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит…» Иногда ученик говорит: «Не понимаю». В таком случае стараюсь непонятное сделать понятным. Нахожу пример из жизни. Например, взаимодействие металлов и неметаллов, основных и кислотных оксидов, оснований и кислот представляю как взаимодействия между людьми. Металлы - мальчики, основные оксиды - юноши, основания - мужчины. Неметаллы - девочки, кислотные оксиды - девушки, кислоты - женщины. Теперь ответ на вопрос, кто с кем может взаимодействовать и образовать союз, трудностей уже не вызовет.

Чтобы активизировать учебный процесс, составляем опорные конспекты (технология В.Ф.Шаталова). Или составляем кластеры, например, при обобщении темы. Иногда даю задание ученикам: текст конспекта срифмовать, можно на знакомую детскую мелодию. Например, свойства концентрированной серной кислоты, срифмовали так.

Конц. Серная кислота

(На мотив «Пусть бегут неуклюже»)


Купоросное масло - кислота, ох, опасна.

Лей её ты всегда сверх воды.

Воду вмиг заберет, к ожогу нас приведет.

Олеум с ангидридом дает.

Растворит металлы враз,

Алюминий с железом - пас.

Металл до Н, и после Н.

Водород не отдаст.

И много других слоганов по разным темам.

Применяю технологию критического мышления. Предлагаю ученикам рассмотреть любую информацию критически. Какой-либо процесс или вещество. Отметить положительные стороны, отрицательные. Если нашли отрицательные стороны, предлагаю, как в зеркале отразить действия, которые нужно выполнить для устранения минусов. Ученики думают, анализируют. В таком случае я стараюсь поставить ребенка в положение «сыщика». Для этого использую софизмы. Это намеренные ошибки в сообщении с целью запутать собеседника. Можно раздать тексты, в которых искажена информация или запутаны определения, или нарушена последовательность, или дается неверное толкование процессов. Информация, полученная ребенком путем исправления ошибок, усваивается очень хорошо.

Чтобы ребенок был деятельным, удобно использовать технологию проблемного обучения. Заранее ставлю опыт, сознательно в опыте делаю ошибку. Например, при изучении вопроса прорастание семян (биология 6 класс). Предлагаю ученикам ответить, почему семена не проросли? Те ответы, которые дают ученики, предлагаю проверить экспериментально. Ученики проводят небольшое исследование (можно дома), получают ответ на вопрос «Условия прорастания семян». Выводы, полученные самостоятельно опытным путем, ученик не забудет. Таким образом, формируются у детей УУД (универсальные учебные действия), то есть ребенок сам добывает знания, а учитель только его направляет. На любом этапе урока дети включены в учебную деятельность: целеполагание и мотивация - на этапе постановки учебной задачи, учебные действия - на этапе открытия новых знаний, самооценка и самоконтроль - на этапе самостоятельной работы. Иными становятся и мои задачи - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать.

На следующем этапе, когда у детей уже появился интерес к предметам естественного профиля, применяю исследовательские методы обучения и метод проектов. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать - это черты детского творческого поведения. Формирование исследовательских навыков эффективно при проведении учебного эксперимента на уроках, а также при выполнении домашнего задания исследовательского характера. Например, дети с удовольствием выполняют такие домашние исследования: изучение скорости горения свечи, получение индикаторов в домашних условиях, изменение окраски вишневого варенья в лимонной кислоте и растворе питьевой соды, выращивание кристаллов меди, получение мыла и т.д. В результате таких исследований ребенок получил ответ на вопрос, почему горчит огурец, или как разные органические удобрения влияют на вкус овощей и т.д. Исследовательские методы - это не всегда эксперимент. Часто на уроках обобщения использую ролевые игры с участием представителей исследовательских групп: историков, экологов, физиков, химиков, медиков. Ребенок в своей роли должен аргументировать свою точку зрения, а до этого он готовится, анализирует различные источники, собирает информацию. Это тоже исследование.

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих. Чтобы ребенок мог самостоятельно провести исследование или выполнить проект, организую работу кружка. Работу кружка организую по двум направлениям: экологическое и краеведческое. Каждый ребенок к концу учебного года на занятиях кружка представляет свою работу. Это работы по химии, биологии, экологии, краеведению. Темы исследований и проектов самые разные.

При защите своей работы ученик учится говорить, слушать, аргументировать свои выводы. Сначала аудитория школьная, районная, затем и республиканская. Результат выступлений - множество дипломов разного уровня.

Чтобы у ребенка появился устойчивый интерес к профессиям, связанным с предметами естественного профиля, для старших классов (10-11, 9 кл) разработала элективные курсы по химии и биологии. Для многих профессий объект труда - живая природа. Именно поэтому мною составлен элективный курс «Химия в огороде». Целью элективного курса "Химия в огороде" является ознакомление учащихся со свойствами почвы, её составом, строением и видами, а также с основами мелиорации почв. Большой раздел программы отводится изучению различных видов удобрений и правилам их применения. Учащиеся учатся самостоятельно проделывать агрохимические анализы различных типов почв, некоторых удобрений.

Химия играет немаловажную роль в повседневной жизни каждого человека. Нужно быть химически грамотным. Поможет в этом составленный мною элективный курс «Химия в нашем доме». Он поможет почерпнуть дополнительные знания о важнейших веществах, которыми мы пользуемся повседневно, развивает экологическую культуру и пропагандирует здоровый образ жизни. Вещества, которые нас лечат. Моющие и чистящие средства, красители. Средства гигиены и косметики. Химия и пища. Каждый день любой человек проводит в своем доме много химических реакций. Ребята учатся правильно обращаться с веществами из повседневной жизни. Проводят исследования. В курсе также отводится место и экологическим проблемам. Каждый элективный курс заканчивается защитой творческих проектов. Опыт проведения элективных курсов показывает, что обучающимся они дают хорошую практическую базу, позволяют улучшить знания по предмету, сохраняют устойчивый интерес к предмету.

Таким образом, в течение всего школьного курса моя учительская деятельность выстраивается в цепочку: игра - проблема - исследование - проект - элективный курс - профессия. На любом этапе изучения предмета дети также включены в учебную деятельность. То есть на протяжении всего школьного курса придерживаюсь системно-деятельностного подхода в обучении.

Такая схема деятельности дает положительный результат. Ежегодно 50% выпускников выбирают профессии, связанные с химией, биологией, медициной.


© 2010-2022