- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему
Урок по химии на тему
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бирюлина Е.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
11 класс. Урок химии в профильной группе по программе и учебнику Габриеляна О.С.
Урок №
Тема: Гидролиз солей
Оборудование: I. 1.Реактивы: для лабораторной работы по вариантам соли в твёрдом состоянии:
-
CuCl2 , K2CO3, KCl
-
NH4Cl, Na2S, NaCl
-
KI, Na2CO3, ZnSO4
-
Al(NO3)3 , Na2SiO3 , NaNO3
-
KNO3 , Na2SO3, NH4NO3,, и вода в стакане;
I.2 Реактивы для демонстрационного опыта: растворов FeCl 3 и Na2 CO3
II. Приборы: 1. На каждом столе универсальная индикаторная бумага со шкалой рН, три чистые пробирки в штативе;
2. Одна пробирка в демонстрационном штативе.
-
ОМЭ
1.1-О чём мы говорили на прошлом уроке?( Гидролиз органических веществ)
- Что вам было предложено выполнить дома? (составить синквейн «Гидролиз органических веществ») Кто предложит нашему вниманию результат своих размышлений на заданную тему?( учащиеся выступают со своими синквейнами)
1.2 - У вас на столах стоят реактивы и приборы. Рассмотрите их и подумайте, какие эксперименты вы могли бы с ними провести.
- Исходя из сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока? ( «Гидролиз солей»)
1.3 - Давайте, выполняя ТБ работы с реактивами, проведём предложенный вами опыт. Кто напомнит, что надо сделать? ( насыпать немного каждой соли в пробирки, налить воды ( сколько?), размешать ( как?) и смочив раствором индикаторную бумагу узнать среду раствора)
-Верно! Я лишь попрошу вас записать свои результаты в таблицу ( таблица на экране) используя компьютер . Записывать будете по мере получения результатов.
Таблица №1 «Гидролиз солей»
№
варианта
Формула соли
рН
раствора соли
Среда раствора соли
1
CuCl2
K2CO3
KCl
2
NaCl
Na2S
NH4Cl
3
ZnSO4
Na2CO3
KI
4
Al(NO3)3
Na2SiO3
NaNO3
5
KNO3
Na2SO3
NH4NO3
№
варианта
Формула соли
рН
раствора соли
Среда раствора соли
1
CuCl2
кислая
K2CO3
щелочная
KCl
нейтральная
2
NaCl
нейтральная
Na2S
щелочная
NH4Cl
кислая
3
ZnSO4
кислая
Na2CO3
щелочная
KI
нейтральная
4
Al(NO3)3
кислая
Na2SiO3
щелочная
NaNO3
нейтральная
5
KNO3
нейтральная
Na2SO3
щелочная
NH4NO3
кислая
Соли, раствор которых имеют кислую среду: CuCl2,NH4Cl, ZnSO4, Al(NO3)3, NH4NO3
Соли, раствор которых имеют щелочную среду: K2CO3, Na2S, Na2CO3, Na2SiO3, Na2SO3
Соли, раствор которых имеют нейтральную среду: KCl, NaCl, KI, NaNO3, KNO3
1.4-Почему разные соли в растворе дают разную среду? (????)
- Какова цель нашего урока? ( выяснить почему разные соли в растворе дают разную среду)
II ОИЭ
-
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем результаты наших опытов.
Что вы можете сказать, рассматривая полученную таблицу ?( соли, давшие одинаковую среду раствора образованы или сильной кислотой и сильным основанием или….. или….)всё это можно оформить в схему….
Соли образованы
сильным основанием слабым основание сильным основанием
и сильной кислотой и сильной кислотой и слабой кислотой
2.2.- Почему соли, образованные разными основаниями и кислотами дают разную среду раствора?
- Что такое гидролиз? ( обменная реакция с водой)
- Что происходит с солью, когда она растворяется в воде? ( ЭД)
- Что из себя представляет вода с точки зрения ТЭД?( малодиссоциирующее вещество, состоящее из ионов водорода и гидроксид - ионов)
-Чтобы объяснить результаты эксперимента попробуйте написать уравнения гидролиза предложенных вам солей, зная, что в реакцию вступает только один моль воды. ( гидролиз по второй ступени идёт в ничтожной степени и им мы пренебрегаем)( учащиеся работают в ППС)
- Запишите полученные результаты на доске сначала для солей , растворы которых дали кислую среду.
- Какие есть вопросы? Какие выводы можно сделать?
Запишите полученные результаты на доске для солей , растворы которых дали щелочную среду.
- Какие есть вопросы? Какие выводы можно сделать?
-Запишите полученные результаты на доске для солей, растворы которых дали нейтральную среду.
- Какие есть вопросы? Какие выводы можно сделать?
( При затруднении можно предложить подсказки: 1. Гидролиз - обменная реакция с водой! 2. Вода- Н+ ОН- ! 3. кислая среда определяется ионами водорода, а щелочная-гидроксид- ионами! 4. В гидролиз вступает 1 моль воды! Шпаргалку показываем в случае необходимости)
2.3 - Исходя из всего сказанного сделайте вывод о том, как можно определить среду раствора соли и по какому иону будет идти гидролиз той или иной соли. ( среда раствора соли определяется сильным электролитом, который участвовал в образовании этой соли, а гидролиз идёт по катиону слабого электролита)
2.4 Всё сказанное можно оформит в виде схемы:
Гидролиз солей
идёт по катиону идёт по аниону не идёт
среда кислая среда щелочная среда нейтральная
Задание: Озвучьте предложенную схему.
2.5 - Какую шпаргалку вы бы написали, если бы вас попросили помочь товарищу, который не знает, как определить по какому иону будет идти гидролиз и какова будет среда раствора соли?( гидролиз идее по слабому иону, т.е. иону слабого электролита, а среду определяет ион сильного электролита) Приведите пример того как можно воспользоваться вашим советом.
2.6 -Возникает ли у вас ещё какой- либо вопрос, после рассмотрения гидролиза предложенных солей? (Почему не рассмотрели соли , образованные слабыми основанием и кислотой??)
2.6 Демонстрация опыта: Сливание растворов FeCl 3 и Na2 CO3
Проблема: Объясните, почему при сливании растворов - FeCl 3
и Na2 CO3 - выпадает осадок и выделяется газ? ( работа в ППС)
2.7 -Какие предложения есть по решению нашей проблемы? ( заслушиваем все предположения и фиксируем их на доске, затем обсуждаем полученное и учащиеся делают вывод, что соли образованные слабыми основанием и кислотой гидролизуются по- другому: гидролиз идёт и по катиону и по аниону)
2.8 - К какому типу относится реакция, которая идёт с образованием осадка или газа? ( к необратимым реакциям) Оказывается гидролиз солей может быть обратимым и необратимым!
Задание: Составьте схему классификации гидролиза солей по направлению реакции.( результат фиксируем на доске)
Гидролиз солей ( по направлению реакции)
обратимый необратимый
по катиону по аниону и по катиону и по аниону
-
- Скажите, а то, что мы изучаем имеет ли какое -нибудь практическое значение? Какое? Почему? Воспользуйтесь интернетом для ответа на это вопрос.
-
-Однако, если гидролиз имеет такое большое значение для человека, следовательно человек должен был бы научиться либо ускорять его, либо наоборот подавлять.
Задание: Как ускорить гидролиз карбоната калия? Что нужно сделать, чтобы его подавить?
Справка: 1. гидролиз - эндотермический процесс;
2. для смещения химического равновесия используют принцип Ле-Шателье!
(Учащиеся работают в ППС)
III РОЭ
3.1- Как объясняются результаты проделанных вами экспериментов?
-Итак, мы достигли поставленной цели урока?
-Чтобы всё это запомнить, что хорошо бы нам сделать?( поупражняться!)
Давайте попробуем это сделать так: я предложу вам утверждения. А вы решите правильны они или нет, так сказать « Верю-не верю»:
-
В чистой воде рН=7.
-
Раствор соляной кислоты - слабый электролит.
-
Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.
-
Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.
-
Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.
-
Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.
-
Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН<7.
-
Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
-
Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.
-
Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.
Для самопроверки:
-
да
-
нет
-
да
-
да
-
нет
-
да
-
да
-
нет
-
да
-
нет
10б.-оценка 5
5-6-7б. - 3
8-9б.-4
3.2 Это была лёгкая разминка! А вот попробуйте ответить на вопросы!! Кому какой достанется!
Вопросы:
-
Разные почвы могут иметь рН от 4,5 до 10. По значению рН, в частности, можно судить о содержании в почве питательных веществ, а также о том, какие растения могут успешно расти на данной почве. Например, рост фасоли, салата, черной смородины затрудняется при рН почвы ниже 6,0; капусты - ниже 5,4; яблони - ниже 5,0; картофеля - ниже 4,9.
Какие удобрения необходимо вносить в почву для успешного роста этих растений, если известно, что а)рН почвы 4,5; б) рН= 8?
Справка! Часто используемые удобрения: NH4 NO3(аммиачная селитра), Ca(H2PO4)2 (двойной суперфосфат), KNO3 ( калийная селитра), K2CO3 (поташ, входящий в состав золы), (NH4)2SO4 ( сульфат аммония)
-
Известно, что шерстяные изделия портятся, истончаются, если стирать их мылом. Почему?
Справка: Мыло- натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот (стеарат натрия C17H35COONa, стеарат калия C17H35COOК)
-
Почему народная медицина предлагает пить раствор питьевой соды ( гидрокарбоната натрия) при изжоге?
Справка: изжога наступает, если осуществляется выброс кислоты из желудка в пищевод.
( каждый решённый вопрос 5 баллов)
3.3 самооценка ……5+10+ …… фиксирую максимум на доске…
3.4. Домашнее задание . § 16
Для тех, кто будет сдавать ЕГЭ: упр. 3-12
Для физиков-математиков: упр. 9,12
Для любопытствующих: упр.2,7
Для философов: ответьте на вопрос:
Какое значение гидролиз имеет для образования земной коры?
3.4 Рефлексия: закончите фразу:
-
Сегодня я узнал…
-
Урок дал мне для жизни…
-
Было интересно…
-
Я научился…
-
Было трудно…
-
У меня получилось …
-
Я выполнял задания…
-
Я смог…
-
Я понял, что…
-
Я попробую…
-
Теперь я могу…
-
Меня удивило…
-
Я почувствовал, что…
-
Мне захотелось….
3.5 Гидролиз- последняя тема третьей главы учебника. Мы изучали химические реакции. По окончанию темы надо написать к.р. Готовы ли вы? Нет? Что надо сделать перед к.р.? Следующий урок- обобщение по теме.
Всем спасибо!