Урок по химии на тему

Урок "Гидролиз солей" в 11 классе проводится после  изучения темы "Гидролиз органических веществ". Методика проведения урока  выстроена согласно требованиям организации самостоятельной учебной деятельности учащихся на всех этапах урока.На уроке возможно формирование следующих универсальных учебных действий.Личностные: Девиз... Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)        3. Формирование ценнос...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс. Урок химии в профильной группе по программе и учебнику Габриеляна О.С.

Урок №

Тема: Гидролиз солей

Оборудование: I. 1.Реактивы: для лабораторной работы по вариантам соли в твёрдом состоянии:

  1. CuCl2 , K2CO3, KCl

  2. NH4Cl, Na2S, NaCl

  3. KI, Na2CO3, ZnSO4

  4. Al(NO3)3 , Na2SiO3 , NaNO3

  5. KNO3 , Na2SO3, NH4NO3,, и вода в стакане;

I.2 Реактивы для демонстрационного опыта: растворов FeCl 3 и Na2 CO3

II. Приборы: 1. На каждом столе универсальная индикаторная бумага со шкалой рН, три чистые пробирки в штативе;

2. Одна пробирка в демонстрационном штативе.


  1. ОМЭ

1.1-О чём мы говорили на прошлом уроке?( Гидролиз органических веществ)

- Что вам было предложено выполнить дома? (составить синквейн «Гидролиз органических веществ») Кто предложит нашему вниманию результат своих размышлений на заданную тему?( учащиеся выступают со своими синквейнами)

1.2 - У вас на столах стоят реактивы и приборы. Рассмотрите их и подумайте, какие эксперименты вы могли бы с ними провести.

- Исходя из сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока? ( «Гидролиз солей»)

1.3 - Давайте, выполняя ТБ работы с реактивами, проведём предложенный вами опыт. Кто напомнит, что надо сделать? ( насыпать немного каждой соли в пробирки, налить воды ( сколько?), размешать ( как?) и смочив раствором индикаторную бумагу узнать среду раствора)

-Верно! Я лишь попрошу вас записать свои результаты в таблицу ( таблица на экране) используя компьютер . Записывать будете по мере получения результатов.






Таблица №1 «Гидролиз солей»

варианта

Формула соли

рН

раствора соли

Среда раствора соли

1

CuCl2

K2CO3

KCl

2

NaCl

Na2S

NH4Cl

3

ZnSO4

Na2CO3

KI

4

Al(NO3)3

Na2SiO3

NaNO3

5

KNO3

Na2SO3

NH4NO3



варианта

Формула соли

рН

раствора соли

Среда раствора соли

1

CuCl2

кислая

K2CO3

щелочная

KCl

нейтральная

2

NaCl

нейтральная

Na2S

щелочная

NH4Cl

кислая

3

ZnSO4

кислая

Na2CO3

щелочная

KI

нейтральная

4

Al(NO3)3

кислая

Na2SiO3

щелочная

NaNO3

нейтральная

5

KNO3

нейтральная

Na2SO3

щелочная

NH4NO3

кислая

Соли, раствор которых имеют кислую среду: CuCl2,NH4Cl, ZnSO4, Al(NO3)3, NH4NO3

Соли, раствор которых имеют щелочную среду: K2CO3, Na2S, Na2CO3, Na2SiO3, Na2SO3

Соли, раствор которых имеют нейтральную среду: KCl, NaCl, KI, NaNO3, KNO3

1.4-Почему разные соли в растворе дают разную среду? (????)

- Какова цель нашего урока? ( выяснить почему разные соли в растворе дают разную среду)

II ОИЭ

  1. - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем результаты наших опытов.

Что вы можете сказать, рассматривая полученную таблицу ?( соли, давшие одинаковую среду раствора образованы или сильной кислотой и сильным основанием или….. или….)всё это можно оформить в схему….

Соли образованы

Урок по химии на темуУрок по химии на тему

сильным основанием слабым основание сильным основанием

иУрок по химии на тему сильной кислотой и сильной кислотой и слабой кислотой

2.2.- Почему соли, образованные разными основаниями и кислотами дают разную среду раствора?

- Что такое гидролиз? ( обменная реакция с водой)

- Что происходит с солью, когда она растворяется в воде? ( ЭД)

- Что из себя представляет вода с точки зрения ТЭД?( малодиссоциирующее вещество, состоящее из ионов водорода и гидроксид - ионов)

-Чтобы объяснить результаты эксперимента попробуйте написать уравнения гидролиза предложенных вам солей, зная, что в реакцию вступает только один моль воды. ( гидролиз по второй ступени идёт в ничтожной степени и им мы пренебрегаем)( учащиеся работают в ППС)

- Запишите полученные результаты на доске сначала для солей , растворы которых дали кислую среду.

- Какие есть вопросы? Какие выводы можно сделать?

Запишите полученные результаты на доске для солей , растворы которых дали щелочную среду.

- Какие есть вопросы? Какие выводы можно сделать?

-Запишите полученные результаты на доске для солей, растворы которых дали нейтральную среду.

- Какие есть вопросы? Какие выводы можно сделать?

( При затруднении можно предложить подсказки: 1. Гидролиз - обменная реакция с водой! 2. Вода- Н+ ОН- ! 3. кислая среда определяется ионами водорода, а щелочная-гидроксид- ионами! 4. В гидролиз вступает 1 моль воды! Шпаргалку показываем в случае необходимости)

2.3 - Исходя из всего сказанного сделайте вывод о том, как можно определить среду раствора соли и по какому иону будет идти гидролиз той или иной соли. ( среда раствора соли определяется сильным электролитом, который участвовал в образовании этой соли, а гидролиз идёт по катиону слабого электролита)

2.4 Всё сказанное можно оформит в виде схемы:

Урок по химии на тему Гидролиз солей

Урок по химии на тему

иУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темудёт по катиону идёт по аниону не идёт

среда кислая среда щелочная среда нейтральная

Урок по химии на тему

Задание: Озвучьте предложенную схему.

2.5 - Какую шпаргалку вы бы написали, если бы вас попросили помочь товарищу, который не знает, как определить по какому иону будет идти гидролиз и какова будет среда раствора соли?( гидролиз идее по слабому иону, т.е. иону слабого электролита, а среду определяет ион сильного электролита) Приведите пример того как можно воспользоваться вашим советом.

2.6 -Возникает ли у вас ещё какой- либо вопрос, после рассмотрения гидролиза предложенных солей? (Почему не рассмотрели соли , образованные слабыми основанием и кислотой??)

2.6 Демонстрация опыта: Сливание растворов FeCl 3 и Na2 CO3

Проблема: Объясните, почему при сливании растворов - FeCl 3

и Na2 CO3 - выпадает осадок и выделяется газ? ( работа в ППС)

2.7 -Какие предложения есть по решению нашей проблемы? ( заслушиваем все предположения и фиксируем их на доске, затем обсуждаем полученное и учащиеся делают вывод, что соли образованные слабыми основанием и кислотой гидролизуются по- другому: гидролиз идёт и по катиону и по аниону)

2.8 - К какому типу относится реакция, которая идёт с образованием осадка или газа? ( к необратимым реакциям) Оказывается гидролиз солей может быть обратимым и необратимым!

Задание: Составьте схему классификации гидролиза солей по направлению реакции.( результат фиксируем на доске)

Гидролиз солей ( по направлению реакции)

Урок по химии на темуУрок по химии на тему

обратимый необратимый

Урок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на тему

пУрок по химии на темуо катиону по аниону и по катиону и по аниону


  1. - Скажите, а то, что мы изучаем имеет ли какое -нибудь практическое значение? Какое? Почему? Воспользуйтесь интернетом для ответа на это вопрос.

  2. -Однако, если гидролиз имеет такое большое значение для человека, следовательно человек должен был бы научиться либо ускорять его, либо наоборот подавлять.

Задание: Как ускорить гидролиз карбоната калия? Что нужно сделать, чтобы его подавить?

Справка: 1. гидролиз - эндотермический процесс;

2. для смещения химического равновесия используют принцип Ле-Шателье!

(Учащиеся работают в ППС)

III РОЭ

3.1- Как объясняются результаты проделанных вами экспериментов?

-Итак, мы достигли поставленной цели урока?

-Чтобы всё это запомнить, что хорошо бы нам сделать?( поупражняться!)

Давайте попробуем это сделать так: я предложу вам утверждения. А вы решите правильны они или нет, так сказать « Верю-не верю»:

  1. В чистой воде рН=7.

  2. Раствор соляной кислоты - слабый электролит.

  3. Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

  4. Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

  5. Водный раствор соли NaCl имеет рН<7.

  6. Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

  7. Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН<7.

  8. Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.

  9. Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окрасится в малиновый цвет.

  10. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Для самопроверки:

  1. да

  2. нет

  3. да

  4. да

  5. нет

  6. да

  7. да

  8. нет

  9. да

  10. нет

10б.-оценка 5

5-6-7б. - 3

8-9б.-4

3.2 Это была лёгкая разминка! А вот попробуйте ответить на вопросы!! Кому какой достанется!

Вопросы:


  1. Разные почвы могут иметь рН от 4,5 до 10. По значению рН, в частности, можно судить о содержании в почве питательных веществ, а также о том, какие растения могут успешно расти на данной почве. Например, рост фасоли, салата, черной смородины затрудняется при рН почвы ниже 6,0; капусты - ниже 5,4; яблони - ниже 5,0; картофеля - ниже 4,9.

Какие удобрения необходимо вносить в почву для успешного роста этих растений, если известно, что а)рН почвы 4,5; б) рН= 8?

Справка! Часто используемые удобрения: NH4 NO3(аммиачная селитра), Ca(H2PO4)2 (двойной суперфосфат), KNO3 ( калийная селитра), K2CO3 (поташ, входящий в состав золы), (NH4)2SO4 ( сульфат аммония)

  1. Известно, что шерстяные изделия портятся, истончаются, если стирать их мылом. Почему?

Справка: Мыло- натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот (стеарат натрия C17H35COONa, стеарат калия C17H35COOК)

  1. Почему народная медицина предлагает пить раствор питьевой соды ( гидрокарбоната натрия) при изжоге?

Справка: изжога наступает, если осуществляется выброс кислоты из желудка в пищевод.

( каждый решённый вопрос 5 баллов)

3.3 самооценка ……5+10+ …… фиксирую максимум на доске…

3.4. Домашнее задание . § 16

Для тех, кто будет сдавать ЕГЭ: упр. 3-12

Для физиков-математиков: упр. 9,12

Для любопытствующих: упр.2,7

Для философов: ответьте на вопрос:

Какое значение гидролиз имеет для образования земной коры?

3.4 Рефлексия: закончите фразу:


  • Сегодня я узнал…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Было интересно…

  • Я научился…

  • Было трудно…

  • У меня получилось …

  • Я выполнял задания…

  • Я смог…

  • Я понял, что…

  • Я попробую…

  • Теперь я могу…

  • Меня удивило…

  • Я почувствовал, что…

  • Мне захотелось….

3.5 Гидролиз- последняя тема третьей главы учебника. Мы изучали химические реакции. По окончанию темы надо написать к.р. Готовы ли вы? Нет? Что надо сделать перед к.р.? Следующий урок- обобщение по теме.

Всем спасибо!

© 2010-2022