• Преподавателю
  • Химия
  • Технологическая ката обобщающего урока по химии Элементы Vгр главной подгруппы ПСХЭ Д. И. Менделеева

Технологическая ката обобщающего урока по химии Элементы Vгр главной подгруппы ПСХЭ Д. И. Менделеева

Данный урок проводится после изучения темы "Подгруппа азота"( элементы Vа группы)с целью обобщения.Хорошо подходит для подготовки к контрольной работе и для развития познавательного интереса к химии. Урок проходит в игровой форме. За несколько дней до урока нужно дать ребятам задания, темы для подготовки, так как имеются интересные факты, не включенные в материал учебника.  На уроке имеют место следующие межпредметные связи: С географией – нахождение элементов VА группы и их соединений в природе...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта обобщающего урока по химии

"Элементы VА группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева"

Учитель: Жиркова Марина Викторовна

Предмет: химия

Класс: 9б

Тема

«Элементы VA группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель темы

Обобщение знания обучающихся о свойствах элементов VА группы, их роли в природе и жизни человека; подготовка обучающихся к проведению контрольной работы по данной теме.

Задачи

I. Образовательные.

  1. Выявить, скорректировать и обобщить знания обучающихся об азоте и фосфоре как об элементах и простых веществах, их нахождении в природе, физических и химических свойствах, способах получения и применения.

  2. Закрепить и углубить знания обучающихся о соединениях элементов VА группы, их составе и способах получения.

  3. Закрепить и расширить знания о связи химии с практической жизнью. (Предметный результат)

II. Воспитательные.

  1. Воспитать чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.

  2. Экологическое воспитание на основе знаний о круговоротах азота и фосфора в природе, их значении для жизни на Земле.

  3. Формирование у обучающихся научного мировоззрения.(Личностный результат)

III. Развивающие.

  1. Развить познавательный интерес к химии.

  2. Развить логическое мышление обучающихся на примерах сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.

  3. Развить речь, память, внимание, воображение.(Метапредметный результат)

УУД

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Самоконтроль и самооценка

Регулятивные:

1.Постановка цели и анализирование условий достижения цели.

2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Познавательные:

  1. Определение понятий.

  2. Умение структурировать знания.

  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.

  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

  2. Умение работать в группе

  3. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  1. С географией - нахождение элементов VА группы и их соединений в природе.

  2. С биологией - биологическая роль азота и фосфора.

  3. С экологией - круговороты азота и фосфора в природе, их значение для жизни на Земле; способы повышения плодородия почвы.

  4. С историей - история открытия и применения элементов VА группы и их соединений.


  1. Работа с ПСХЭ.

  2. Работа с программой деятельности (схемами, карточками).

  3. Работа в группах.

Учебник химии класса, рабочая тетрадь.

раздаточный материал (схемы, таблицы, кроссворды),дополнительная литература, интернет источники., презентация.



Структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные (смыслообразование)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Объявляет тему тему, формулирует вместе с ребятами цель и задачи урока. Мотивирует учебную деятельность учащихся.

Формулируют вместе с учителем цель и задачи урока.

Личностные (смысло-образование, учебно-познавательный интерес к учебному материалу). Регулятивные (прогнозирование, саморегуляция). Коммуникативные (общение с учителем и учащимися).

  1. Актуализация знаний

Предлагает группам интеллектуальную разминку - решить кроссворд.

Решают в группах кроссворд.

Познавательные (обще-учебные универсальные действии, логические универсальные действия.

Коммуникативные (общение в группе, умение работать сообща).

  1. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

- Учитель предлагает ученикам начать игру

- Делит класс на команды

- Объясняет командам ход игры.

- Объявляет конкурсы, объясняет задания.

1) «Исторический конкурс»- проводится по типу телевизионной программы "Своя игра". Команды выбирают вопросы из таблицы, имеющие разную "стоимость" в баллах.

2) «Конкурс капитанов»

Конкурс проводится с использованием ТСО - мультимедиапроектора, с помощью которого задание проецируется на экран для общего обзора. В качестве ответа капитаны заполняют таблицу на соответствие формул веществ и степеней окисления элементов VА группы (аналогично заданиям ЕГЭ из части В):

Технологическая ката обобщающего урока по химии Элементы Vгр главной подгруппы ПСХЭ Д.И.Менделеева

Каждый правильный ответ капитанов приносит команде 1 балл; первый справившийся с заданием получает добавочные 2 балла за скорость и право выбора дополнительных вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. При неправильном ответе команда имеет право оказать помощь; если правильного ответа нет, на него отвечает команда соперников.

Дополнительные вопросы:

  1. Какой аллотропной модификации соответствует формула P4? Какова геометрическая форма данной молекулы?

  2. Назовите кислоту H3PO3 и определите ее основность. Аргументируйте свой ответ.

  3. Какое производное аммиака используется в качестве реактивного топлива? Как оно называется?

  4. Назовите несолеобразующие оксиды азота.

  5. Какое вещество имеет тривиальное название "лисий хвост"? Почему? Определите его характер, докажите с помощью уравнения реакции.

  6. Какое из приведенных веществ имеет самую высокую температуру плавления? Почему?

3) «Химическое домино»

Командам раздаются карточки (2 вертикальные и 4 горизонтальные), на половинках которых записаны начала и окончания разных химических реакций.

Задание: разложить карточки таким образом, чтобы получились две строчки записи правильных уравнений:

N2 + O2 = 2NO || 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O || NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4

2NO + O2 = 2NO2 || 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O || 2NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4

Задание приносит командам 3 и 5 баллов соответственно времени выполнения.

4) «Экологический лабиринт»

Команды получают листы с лабиринтом, на которых фломастером отмечают правильный путь. Если команда согласна с утверждением, нужно двигаться по стрелке "да", если считает утверждение ложным - по стрелке "нет". Каждый правильный шаг приносит команде 1 балл; команда, первая справившаяся с заданием, получает дополнительные 2 балла.

Работают в группах, обсуждают, анализируютвозможные ответы, поддерживают друг друга.

Капитаны команд идут к доске и выполняют задание. Команда болеет за своего капитана.





Вместе обдумывают вопрос и находят, выбирают правильный ответ.




Сообща собирают химическое домино.




Все вместе читают утверждение, обсуждают и приходят к единому мнению, отмечают путь.

Личностные (уметь выстраивать инициативное сотрудничество в группе; распознавать и ставить вопросы, приводящие к исследованию; формулировать выводы; ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме).

Познавательные (сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений).

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).


  1. Подведение итогов.

По результатам набранных баллов объявляется команда-победитель. В зависимости от степени активности и правильности ответов участники получают положительные оценки.


  1. Рефлекция

Организует обсуждение результатов.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Регулятивные (контроль и оценка результатов своей деятельности).

Познавательные (рефлексия способов и условий действия).

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).

  1. Домашнее задание

Просмотреть записи в тетрадях, подготовиться к контрольной работе.

Воспринимают информацию, записывают задание, задают вопросы, уточняют.



© 2010-2022