Разработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургииРазработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургии



Методическая разработка



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Дисциплина: ХИМИЯ

Тема урока: Железо. Основы металлургии



Разработал:

преподаватель КГБ ПОУ

"Красноярский монтажный колледж"

Бабакова Н.Н.

Красноярск 2015



Дисциплина: химия

Тема урока: « Железо. Основы металлургии»

Тип урока: освоение новых знаний

Форма: деловая игра «Экскурсия по металлургическому комбинату»

Цели урока:

Дидактическая: углубление знаний о промышленном способе выплавки чугуна доменным способом. Рассмотрение действия научных законов в производстве.

Развивающая: развитие у студентов навыков самостоятельного поиска знаний путем рационального использования различных источников информации для эффективного выполнения профессиональных задач.

Методическая: привитие навыков организации производства посредством деловой игры. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Воспитательная: развитие деловых качеств, повышение уровня культуры речи. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Межпредметные связи: материаловедение, экология, экономическая география

Внутрипредметные связи: общие свойства металлов, окислительно-восстановительные реакции, углерод.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА

Наглядные пособия: коллекция «Железные руды», презентация «Железо. Основы металлургии»

Раздаточный материал: бланк опорного конспекта, карточка индивидуальных заданий (тест «Металлургия»)

ТСО: мультимедийное оборудование

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организационный момент:

  • отметка отсутствующих

  • готовность группы и аудитории к занятию

  1. Настрой студентов на работу:

  • Информация о целях урока

  • Информация о ходе проведения урока

  1. Изложение нового материала

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Изучение темы:

«Железо. Основы металлургии» является логическим продолжением знакомства с металлами и их свойствами.

Железо и его сплавы (чугун и сталь) имеют чрезвычайно большое народохозяйственное значение. Чугун является химическим сырьем для получения различных марок сталей.

Знания, полученные по этой теме, используются студентами в дальнейшем при изучении ОПД «Материаловедение». Также помогут ориентироваться среди предметов материальной культуры, используемых в повседневной жизни человека.

Метод: деловая игра

Деловая игра проходит в виде экскурсии по металлургическому комбинату, которую проводят «сотрудники комбината».

Заранее составляется план игры, подготавливается список литературы, по желанию студентов распределяются роли (директор комбината, главный инженер, технолог, сотрудник научного отдела, инспектор по охране окружающей среды, представители СМИ и т.д.). Успех проведения игры и во многом зависит от правильного распределения ролей на основе учета речевых данных, умения интересно построить выступление.

К игре оформляются презентации (плакаты), при этом используются данные о составе сырья, уравнения химических процессов, их основные параметры.

В начале занятия каждому студенту (не исполняющему роль сотрудника) выдается бланк опорного конспекта, который должен быть заполнен по мере проведения экскурсии.



ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

3.1 Положение железа в ПС. Строение атома

3.2 Историческая справка

3.3 Сырье для доменного процесса

3.4 Подготовка руд к доменной плавке

3.5 Строение доменной печи

3.6 Доменный процесс

3.7 Продукты доменного процесса

3.8 Переработка чугуна в сталь

3.9 Виды стали

3.10 Перспективы развития производства

3.11 Экологические проблемы черной металлургии

КРАТКИЙ ОБЗОР ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

3.1 Урок начинается словами преподавателя, который доводит до сведения аудитории сведения о положении железа в ПС, строение его атома, дает краткую характеристику элемента. Указывает роль железа в развитии цивилизации.

3.2 В вступительном слове перед началом экскурсии «директор комбината» дает краткую историческую справку о зарождении металлургического производства и представляет сотрудников комбината.

3.3 Представитель горнодобывающей компании сообщает, что сырьем для доменного процесса является железная руда, твердое топливо, воздух и флюсы. Пояснил, какие минералы относятся к железным рудам. Используя коллекцию минералов, показал разновидности железных руд: красный, магнитный, бурый, шпатовый железняки, их состав и месторождения. Было указано на роль флюсов в доменной плавке.

3.4 О подготовке руд к плавке, сообщает начальник цеха подготовки сырья. Он рассказывает об основных этапах обогащения руд: дроблении, промывке, обжиге, магнитном обогащении. Указывает причины, по которым руды подвергаются обогащению.

3.5 Главный инженер комбината, используя слайд «Схема доменной печи» рассказывает о строении домны, ее размерах, форме, строительном материале. Подробно останавливается на составляющих элементах: засыпной аппарат, шахта, колошник, распар, заплечники, горн, фурма. Рассказывает об их назначении.

3.6 Химик-технолог знакомит с химическими процессами, происходящими при доменной плавке, температурном режиме, шлакообразовании. Для большей наглядности используется слайд «Доменные процессы».

3.7 О продуктах доменного производства рассказывает сотрудник лаборатории стандартизации и сертификации. В своем рассказе он отмечает, на какие виды делится выплавляемый в доменных печах чугун и о предназначении каждого из них. Также указывает, что кроме чугуна продуктами доменного процесса являются шлак, колошниковый газ и калошниковая пыль, указывает их области применения.

3.8 Инженер-технолог знакомит с основными принципами переработки чугуна в сталь - окисление входящих в состав чугуна примесей. Уравнения процессов окисления представляются на слайде. Указывает на особенно нежелательные примеси и способы их удаления.

3.9 Представитель отдела сбыта готовой продукции рассказывает об изменении свойств стали путем закаливания и введения легирующих добавок. Приводит примеры легированных сталей и указывает основные области их применения.

3.10 С перспективами развития производства знакомит начальник отдела НТИ. В своем сообщении отмечает основные направления: использование отходящих газов в виде химического сырья для других производств, обогащение вдуваемого воздуха в домну кислородом, замена доменных печей электродомнами.

3.11 Сотрудник отдела «Охрана окружающей среды» сообщает об экологических проблемах в черной металлургии. При выплавке чугуна и переработке его в сталь в атмосферу выбрасывается различные газы, главным образом СО - угарный газ, SO2 - кроме газов в атмосферу выбрасывается и пыль - соединения марганца, мышьяка, фосфора, свинца. Он знакомит со способами снижения данных загрязнений.

Присутствующие на игре представители СМИ задают сотрудникам комбината побуждающие вопросы, осуществляя тем самым логический переход от одного выступления к другому.

  1. Рефлексия

Выявление непонятных вопросов.



  1. Обратная связь при изложении нового материала

Метод: тестовый опрос

Форма: групповая

Тестовые задания содержат пять вопросов, к каждому вопросу даны три варианта ответов. Студент должен выбрать правильный ответ.

Оценки выставляются: за пять правильных ответов - оценка «5»

за четыре - «4»

за три - «3»

При проверке тестового задания студенты обмениваются работами, пользуясь эталоном (слайд). После проверки работ преподаватель проводит краткий анализ, сопровождающийся пояснениями.



  1. Домашнее задание:

Проработать опорный конспект



  1. Подведение итогов






Доменные процессы

Строение домны

Разработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургии

Разработка игрового урока на тему Железо. Основы металлургии

Термическая обработка: Легирование-

закалка-

отпуск- легирующие добавки:___________________________

Строение атома железа

Способы изменения свойств стали

Передел чугуна в сталь

Сырье:_________________________________

Основные процессы:

окисления

шлакообразования

раскисления

Продукты доменного производства

Литейный (прочный)

_____________________________

Чугун

Передельный (хрупкий)

_____________________________

Доменный

шлак _____________________________

Калошниковый

газ _____________________________

Калошниковая

Пыль _____________________________

Подготовка сырья

Дробление- ________________________________

Обогащение-_______________________________

Промывка-_________________________________

Обжиг-____________________________________

Магнитное-________________________________

Агломерация-______________________________

Сырье

Ш Железная

И руда

Х

Т

А Флюсы

Топливо

Воздух

электронная формула -

Fe порядковый номер -

атомная масса -

Производство чугунаБланк опорного конспекта. Тема «Железо. Основы металлургии»

© 2010-2022