• Преподавателю
  • Химия
  • Рабочая программа пропедевтического курса по химии для обучающихся 7 класса Введение в химию

Рабочая программа пропедевтического курса по химии для обучающихся 7 класса Введение в химию

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО Миронова Е.И.

(протокол № 1 от 27.08.2015г.)

_______________________

Согласовано_____________

Председатель МС

Глушенкова А.В.

(протокол № 1 от 28.08.2015г.)

Утверждаю_____________

Директор МБОУ «СОШ №90»

Харламова И.Э.

28.08.2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(пропедевтический курс)

Введение в химию

предмет - ХИМИЯ




Класс: 7

Кол-во часов в году: 34

Учитель химии

Романова Т.Н.

Северск - 2015

Пояснительная записка

Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. подготовить учащихся к изучению нового учеб­ного предмета;

  2. создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;

  3. сформировать предметные знания, умения и на­выки (в первую очередь расчетные и экспери­ментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;

  4. показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;

  5. интегрировать знания по предметам естествен­ного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным пла­ном, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного феде­ральным компонентом государственного образова­тельного стандарта по химии для основной школы.

Химия - наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методо­логические понятия, как «эксперимент», «наблюде­ние», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для формирования экспериментальных умений обучающихся в программе предусмотрены несложные по технике выполне­ния эксперименты, лабораторные опыты и прак­тические работы. Также этой цели способствует пре­дусмотренный в курсе домашний эксперимент, кото­рый полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного (продолжительного по времени) характера.

Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домаш­него химического эксперимента), в том числе подго­товка сообщений для ученических конференций, за­щита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.

Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мыш­ления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.

Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики.

В рабочую программу внесено следующее изменение: добавлен 1 час на изучение курса в конце года в виде заключительного занятия для подведения итогов года, так как авторская программа рассчитана на 34 часа, а при изучении материала 1 час в неделю общее число часов должно составлять 35часов. Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.

Формы и средства контроля:

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый.

При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта и др.

Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.

Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное) по основным вопросам изученного материала.

Для контроля деятельности учащихся предполагается использовать различные формы, в том числе проверку результатов эксперимента (учащиеся приносят самодельные огнетуши-тели, выращенные кристаллы и т. д.); прове­дение краткой фронтальной беседы по выпол-нению и результатам опытов со всеми (или с отдельными) учащимися; проверку письменных отчетов.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс» / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.)

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.

  • Габриелян О.С., Аксёнова И.В. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», - М.: Дрофа, 2010 г

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен:

знать /понимать:

химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;

уметь:

называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, Интернет-ресурсов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту.

Учебно - тематический план


П/п


Тема раздела

Количество часов

По программе

О. С. Габриеляна

По рабочей программе

Контрольных, практических работ

1

Химия в центре

естествознания.

11

11

П/р №1, П/р №2

2

Математика в химии.

9

9

П/р №3, К/р №1

3

Явления, происходящие с веществами.

11

11

П/р №4, П/р №5, П/р №6, К/р №2

4

Рассказы по химии.

3

4

-


Итого:

34

35

К/р - 2, П/р - 6

Учебно-методические средства обучения.

Основная литература:

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Ввод­ный курс. 7 класс». - учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.

  • Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).

Дополнительная литература:

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: за­дачи и истории. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. - 1997. - № 3. - с. 70 -72.

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5-6 кл. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1995.

  2. Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. - М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.

  3. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.

  4. Камни мира. - М.: Аванта+, 2001.

  5. Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. - М.: Химия, 1995.

  6. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8-9 кл. - М.: Вентана-Граф, 2005.


  1. Химия и общество: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995.

  2. Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. - М.: НЦЭНАС, 2005.

  3. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. - М.: Дрофа, 2004.

  4. В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г

  5. Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г

  6. Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г

  7. 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г

  8. Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г

  9. Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г

Интернет-ресурсы:

him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс

pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)

zavuch.info/ сайт Завуч.инфо

uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет

rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду

ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке

window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

uchportal.ru/ Учительский портал

spishy.ru/referat?PHPSESSID=e9q5bs0gqq0q24jma6ft8rr135 коллекция рефератов для учащихся

Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»

(1 час в неделю в течение года, 35 часов)

уро

ка


урока в

теме


Тема урока


Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков


Практические и контрольные работы,

лабораторные опыты


Оборудование

Домашнее задание

Дата

ГЛАВА I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов)

Задачи изучения темы:

  1. позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природове­дения, биологии, географии, физи­ки, что уменьшит психо­логическую нагрузку на учащихся с появлением но­вого предмета.

  2. способствует формированию идеи об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного ос­воения естественнонаучных дисциплин.

1

1

Инструктаж

по ТБ.

Химия как часть естест­вознания. Предмет химии

Естествознание - комплекс наук о природе: физики, хи­мии, биологии и географии. Положительное и отрицатель­ное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и веще­ства. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения

Д. Коллекция разных предметов, и ли фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства - применение»

Пробирки, образцы веществ для исследования физических свойств

§ 1.

Соста­вить прос­той

план § 1

2

2

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Экспе­римент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксиро­вания результатов экспери­мента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки

Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени

Спички, спиртовка, сухое горючее

§ 2.

Подготовка к практ. работе № 1 (с. 14).

Нарисовать знаки, обозначаю­щие прави­ла техники безопаснос­ти при выполнении химиче­ских опы­тов

3

3

Инструктаж

по ТБ.П.Р. № 1. Знакомство с ла­бораторным оборудовани­ем. Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения

Практическая

работа № 1.

Пробирки, кол бы, воронки, цилиндры, ступ ка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания

Оформить отчет о работе.

Подготовка к практической работе№2

4

4

Инструктаж

по ТБ. П.Р.№2

Наблюдение за го­рящей све­чой. Устрой­ство и работа спиртовки.

Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами

Практическая

работа № 2.

Спиртовка, спички, лучинка, стеклянная трубка, фарфоровая пластина

Подготовка докладов по темам: «Из исто­рии изобре­тен. электрофорной машины», «История появлен. глобуса»

5

5

Моделирова­ние

Модели как абстрагирован­ные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материаль­ные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и уста­новок) и знаковые (химиче­ские знаки, химические формулы и химические уравнения)

Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Био­логические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и чело ­века). Физические и химиче­ские модели атомов, моле­кул веществ и их кристаллических решеток

Глобус, карта, муляжи органов и систем органов растений, животных и человека, модели кристаллических решеток, молекул

§ 3.

Вы­учить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S)

6

6

Химические знаки и формулы

Химический элемент. Химические знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества

Д. Шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина

Шаростержневые модели молекул веществ, пластилин,

ПСХЭ

§4.

Домашний опыт «Изготовление моделей молекул веществ из пластили­на». Вы­уч. сим­волы и назван элементов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn)

7

7

Химия и физика

Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение

Д. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

ДЭ. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта (процесс диффузии).

ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия перманганата калия в желатине

модели крист. решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант

§ 5.

Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине»

8

8

Агрегатные

состояния

веществ

Понятие об агрегатном состоя­нии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физиче­ские и химические явления

Д. Вода в трех агрегатных состояниях. Твердые вещества.

ДЭ. «Переливание» углекис­лого газа в стакан на уравновешенных весах.

ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой

Пластиковая бутылка, весы, разновесы, лед, вода

§ 6.

Подго­товка крат­ких сообще­ний о мине­ралах. Задание 8(с. 41)

9

9

Химия

и география

Геологическое строение пла­неты Земля: ядро, мантия, ли­тосфера. Элементный состав геологических составных час­тей планеты. Минералы и гор­ные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы

Д. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопи­рит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы каль цита - мел, мрамор, известняк). Коллекция го­рючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Л. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла

Коллекция минералов и горных пород, го­рючих ископаемых, лупа

§ 7.

Найти в сказах П.П.Бажо­ва «Мала­хитовая шкатулка» и «Камен­ный цве­ток» описа­ние минера­лов

10

10

Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жи­ров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организ­мов

ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок.

Л. Определение содержания воды в растении. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

ДО. Взаимодействие аскор­биновой кислоты с йодом (определение витамина С в различных соках).

Д. Таблица «Животная и растительная клетка»

Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальн бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, йод спиртовой раствор

§ 8.

Домашний опыт «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках)»

11

11

Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещест­во и реактив на него. Возмож­ность изменения их роли на противоположную.

ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ.

Л. Продувание выдыхаемо­го воздуха через известко­вую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.

ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания

Известковая вода, стеклянная трубка, образцы пищевых продуктов, вода, спички, лучина, таблица. Органы чувств

§ 9.

Домашний опыт «Обнаружение крахмала в про­дуктах питания»

Глава II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов)

Задачи изучения темы: совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массо­вая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей).

12

1

Относительные

атомная и молекулярная массы

Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахожде­ние относительной молеку­лярной массы по формуле вещества как суммы относи­тельных атомных масс, составляющих вещество химических элементов

Д. Шкала объектов (замок - человек, человек - яблоко, яблоко - гусеница, гусеница - амеба, амеба - белок, белок - ДНК, ДНК - молекула воды, молекула воды - атом водорода)

ПСХЭ, алгоритм вычисления масс

§10.

13

2

Массовая доля элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

алгоритм вычисления массовой доли элемента

§ 11.

вопросы 4, 5 (с. 65)

14

3

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жид­кие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC).

Смеси гомогенные и гетеро­генные

Д. Коллекция различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.)

Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС

§ 12.

Изуче­ние состава кулинар­ных смесей по эти­кеткам

15

4

Объемная доля газа в смеси

Понятие об объемной доле (φ)

компонента газовой смеси.

Состав воздуха и природного

газа. Расчет объема компонента

газовой смеси по его объемной

доле и наоборот

Д. Диаграмма состава атмо­сферного воздуха. Диаграм­ма состава природного газа

Алгоритм решения задач, диаграммы

§ 13.

Со­ставление диаграмм: состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

16

5

Инструктаж

по ТБ. Массовая до­ля вещества в растворе

Понятие о массовой доле ве­щества (w) в растворе. Раство­ритель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного

вещества и другие расчеты с исполь­зованием этих понятий

алгоритм вычисления массовой доли вещества

§ 14.

Подго­товка к практической работе № 3 (с. 77)

17

6

Инструктаж

по ТБ.

Практиче­ская работа № 3. Приго­товление ра­створа с за­данной мас­совой долей растворенно­го вещества

Практиче­ская

работа № 3.

Шпатель, колбы, весы, разно весы, стакан, мерн. цилиндр, соль, сахар, вода,

Расчетные задачи с использовани­ем понятия «массовая доля»

18

7

Массовая до­ля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля при­меси (и>) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного веще­ства по массе вещества, содер­жащего определенную массо­вую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

Д. Коллекция «Минералы и горн. породы».

ДО. Изучение состава неко­торых бытовых и фарма­цевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их эти­кеткам

Коллекция Минералы и горн. породы, этикетки от бытовых и фармацевтич. препаратов

§ 15.

Изуче­ние состава некоторых бытовых и фармацевти­ческих пре­паратов по этикеткам

19

8

Решение за­дач и упраж­нений по те­ме «Матема­тика в химии»

Задания на карточках

Подготовка к контроль­ной работе № 1 по те­ме «Мате­ма- тика в химии»

20

9

Контроль­ная работа № 1 по теме «Математи­ка в химии»

Контроль­ная

работа № 1

Индивидуаль-ные задания на карточках

ГЛАВА III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов)

Задачи изучения темы: дополнить сведения учащихся об извест­ных им физических и химических явлениях.

21

1

Разделение смесей.

1. Способы разделения смесей

Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделе­ния смесей: просеивание, от­стаивание, декантация и др.

ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порош­ка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование. ДО. Разделение смеси сухого молока и речного песка.

Вода, масло, мука, сахар, сито, воронка делительная, стаканы, песок, сера, железные опилки

§16

(с. 83-85). Домашний опыт «Раз­деление смеси сухого молока и речного песка». Практиче­ская работа № 4. Выра­щивание кристаллов соли (до­маш-ний экс­пери-мент)

22

2

2. Фильтрование

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате

ДЭ. Фильтрование Разделение смеси воды и речного песка.

Д. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуу­мом. Респираторные маски и марлевые повязки.

Л. Изготовление обычно­го и складчатого фильтров из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.

ДО. Изготовление марлевых повязок как средст­ва индивидуальной защи­ты в период эпидемии гриппа.

Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация

Песок, вода, фильтр, марля, ножницы, нитки, салфетки бумажные, респиратор, противогаз

§16

(с. 86-87). Изготовление мар­левой по­вязки. Предло­жить ход эксперимента «Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды и ее деканта­ция». Под­готовка докладов «История возникновения противогаза», «Н.Д.Зелинский»

23

3

3. Адсорб­ция

Понятие об адсорбции и адсор­бентах. Активированный уголь как важнейший адсор­бент, его использование в бы­ту, на производстве и в воен­ном деле. Устройство проти­вогаза

ДЭ. Адсорбционные свой­ства активированного угля.

Д. Противогаз и его устрой­ство.

ДО. Адсорбция акти­вированным углем крася­щих веществ пепси-колы. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ

Уголь активированный, р-р пепси-колы, ку курузные палочки, одеколон, противогаз

§16(с.87 - 89). Домаш­ний опыт «Адсорб­ция активиро-ван­ным углем красящих веществ пепси- колы». «Ад сорбция кукурузны­ми палочками паров пахучих веществ»

24

4

Дистилляция

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпари­вание. Кристаллизация и вы­паривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоро­вые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха

ДЭ. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Раз­деление смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

Д. Коллекция «Нефть и неф­тепродукты». Катализатор.

ДО. Очистка воды

Учебный дистиллятор, Коллекция Нефть и неф­тепродукты, таблицы Переработка нефти

§17.

Домашний опыт «Очистка воды»

25

5

Обсуждение результатов практиче­ской работы № 4. Выра­щивание кристаллов соли (домаш­ний опыт)

Этапы выращивания кристаллов соли.

Подготовка к практиче­ской работе № 5. Очист­ка поварен­ной соли (с. 96)

26

6

Инструктаж

по ТБ.

Практиче­ская работа № 5. «Очист­ка поварен­ной соли»

Практиче­ская

работа № 5.

Стаканы, ворон ка, фильтр, лаб. штатив, соль, песок, фарфор. чашка, вода, стекл. палочка

Практиче­ская работа № 6. Изуче­ние процес­са корро­зии железа (домашний опыт)

27

7

Химические реакции. Условия протекания и прекращения

химических

реакций

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Д. Устройство кислотного огнетушителя.

ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие желез ных опилок и порошка серы при на­гревании. Получение угле­кислого газа взаимодействи­ем мрамора с кислотой и об­наружение его с по-мощью известковой воды. Катали­тическое разложение пероксида водорода (катализа­тор- диоксид марганца IV.

Растворы кислоты, известко вой воды, мрамор, железо, сера, асбестир. сетка,

§18.

Домашний опыт «Изготовление самодельно­го огнетушителя»

28

8

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла.

ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Воз- гонка йода. Выделение газа из раствора.

Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора йода.

ДО. Приготовление лимо­нада

Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка

§ 19.

Домашний опыт «При­готовление лимонада»

29

9

Обсуждение результатов практиче­ской работы № 6 «Изуче­ние процес­са коррозии железа» (до­машний опыт)

Процесс коррозии железа.

Условия, вызывающие коррозию железа. Вред, наносимый процессом коррозии народному хозяйству.

Подгото­вить докла­ды на тему «Выдающи­еся русские ученые-химики» к конферен­ции

30

10

Обобщение и актуализа­ция знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка к контроль­ной работе №2

Задания на карточках

Подготовка к контроль­ной работе №2

31

11

Контроль­ная работа № 2 по теме «Явления, происходя­щие с веще­ствами»

Контроль­ная

работа № 2

Индивидуальные задания на карточках

Подготовить проек­ты на тему «Исследования химических реакций»

ГЛАВА IV. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 часа)

Задачи изучения темы: способствует формированию научных представлений об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

32

1

Учениче­ская конфе­ренция «Вы­дающиеся русские ученые-химики».

0 жиз­ни и деятель­ности

М. В. Ломо­носова, Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова

Вклад, внесенный русскими учеными - химиками в развитие химии. Жизнь и деятельность М. В. Ломо­носова,

Д. И. Менде­леева,

А. М. Бутле­рова

Портреты ученых М. В. Ломо­носова,

Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова и др.

(с. 111 - 122)

Подготовить сообщение «Мое люби­мое химиче­ское вещест­во».

(Об от­крытии, по­лучении и значении вы­бранного хи­мического вещества)

33

2

Конкурс сообщений учащихся «Мое люби­мое химиче­ское вещест­во». Об от­крытии, получении и значении вы­бранного химического вещества

Многообразие химических веществ.

Книги для дополнительного чтения по химии, презентации о химических веществах

(с. 123 - 145) Завершить проек­ты на тему «Исследования химических реакций»

34

3

Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций

Выставка работ учащихся

(с. 146 - 154)

35

4

Заключение. Итоги изучения курса за год. Химическая викторина

Задания химической викторины, карточки, жетоны, призы



© 2010-2022