Рабочая программа по химии 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений», соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2011 г.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс». О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2011г. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается в первый год обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Такое построение программы дает возможность развивать первоначально полученные знания на богатом практическом материале.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Увеличено число часов на изучение тем, за счет того, что практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом. Нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2011г. издания, за исключением практических работ 8 и 9, которые переименованы в 6 и7, чтобы не нарушалась нумерация .

- «Введение» 6 часов вместо 4 часов за счет включения практической работы №1, №2

- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 14 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.

- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.

- Тема № 5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения практических работ № 8, 9. Практическая работа № 6 и 7 исключены, т.к. опыты из этих работ повторяются в практической работе №8 и 9.

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные

работы

1.

Введение

6

2

2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

10

1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7

1

4.

Тема 3.

Соединение химических элементов

14

2

1

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

11

1

1

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

20

2

1

Итого

68

7

5

Содержание тем учебного курса

Введение (6 часов)

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практические работы: 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

знать

Определение важнейших понятий: простые и сложные вещества ,химический элемент, атом, молекула. различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе. называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Формы контроля и возможные виды самостоятельной работы учащихся:

Устные ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках, химический диктант, решение и составление кроссвордов, самостоятельные и проверочные работы, тестовые задания, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Ключевые компетенции: (У-П) учебно-познавательная, (И) информационная, (С-Т) социально-трудовая.

ТЕМА 1 Атомы химических элементов (10 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны

знать Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.

Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.

Формы контроля и возможные виды самостоятельной работы учащихся:

Устные ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках, химический диктант, решение и составление кроссвордов, самостоятельные и проверочные работы, тестовые задания, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, работа с учебником, самостоятельная работа по периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, контрольная работа по теме «Атомы химических элементов».

Ключевые компетенции: (У-П) учебно-познавательная, (К) коммуникативная.

ТЕМА 2 Простые вещества (7 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны

знать

Общие физические свойства металлов. определение понятий «моль», «молярная масса». определение молярного объёма газов.

Уметь Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа ( и обратные задачи).

Формы контроля и возможные виды самостоятельной работы учащихся:

Устные ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках, химический диктант, решение и составление кроссвордов, самостоятельные и проверочные работы, тестовые задания, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, работа с учебником, составление таблиц, самостоятельная работа по решению разноуровневых расчетных задач, контрольная работа по теме «Простые вещества».

Ключевые компетенции: (У-П) учебно-познавательные, (ЛС) личностное самосовершенствование.

ТЕМА 3 Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практические работы: 3. Анализ почвы и воды. 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны

знать

определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.

Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.

Формы контроля и возможные виды самостоятельной работы учащихся:

Устные ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках, химический и словарно-лексический диктанты, решение и составление кроссвордов, самостоятельные и проверочные работы, тестовые задания, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, работа с учебником, контрольная работа по теме «Соединения химических элементов».

Ключевые компетенции: (У-П) учебно-познавательные, (К) коммуникативные, (С-Т) социально-трудовые.

ТЕМА 4 Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практические работы: 5. Признаки химических реакций.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны

Знать. Способы разделения смесей. Определения понятий «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязненной поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, разложения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.

Формы контроля и возможные виды самостоятельной работы учащихся:

Устные ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках, химический диктант, решение и составление кроссвордов, самостоятельные и проверочные работы, тестовые задания, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, работа с учебником, самостоятельная работа по парам и в группах, контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами».

Ключевые компетенции: (У-П) учебно-познавательные, (Ок) общекультурные, (С-Т) социально-трудовые.

ТЕМА 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практические работы: 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 7. Решение экспериментальных задач.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны

знать

определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит»; понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель - восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно - восстановительных реакциях методом электронного баланса.

Формы контроля и возможные виды самостоятельной работы учащихся:

Устные ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках, химический диктант, решение и составление кроссвордов, самостоятельные и проверочные работы, тестовые задания, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, работа с учебником, самостоятельная работа с таблицей растворимости, индивидуальные и групповые задания, контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Ключевые компетенции: (У-П) учебно-познавательные, (Ок) общекультурные, (С-Т) социально-трудовые.

Требования к уровню подготовке

В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны

знать/понимать

важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии,

важнейшие вещества и материалы.

уметь

называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

-ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

-ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З» :

-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

-при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

-работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

-эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

-работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

-работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

-в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

-в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

-в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

-имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

-ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

-нет ошибок - оценка «5»;

-одна ошибка - оценка «4»;

-две ошибки - оценка «З»;

-три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

-25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

-19-24 правильных ответов - оценка «4»;

-13-18 правильных ответов - оценка «З»;

-меньше 12 правильных ответов - оценка «2»

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

-соблюдение требований к его оформлению;

-необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

-умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

-способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

2. Таблица растворимости.

3. Химические реактивы, для выполнения практических работ и лабораторных опытов.

Список литературы:

1.О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». «Дрофа», Москва, 2009год.

2.О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии. «Дрофа», Москва, 2009 год. .

3. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011

4.О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Основная школа, средняя ( полная) школа. Базовый уровень, профильный уровень. «Дрофа», Москва, 2011 год.

5.Химия. 8 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия.8 класс » / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2010год



















Календарно-тематическое планирование:

По химии

Класс 8 А

Учитель Самедова Ольга Викторовна

Количество часов 68 часов

В неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 5, практических работ 7 ч.;

Планирование составлено на основе программы курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений, автор Габриелян О.С. - Дрофа, 2011г.

Учебник Химия 8 класс/ О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2011г.


п/п

Тема урока

часы

Сроки проведения

корректировка

ВВЕДЕНИЕ (6 ЧАСОВ)

1

Предмет химии. Вещества

1

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека

1

3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. знаки химических элементов

1

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

1

5

ПР №1. ТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

1

6

ПР. №2. Наблюдение за горящей свечой

1

РАЗДЕЛ 1. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 ЧАСОВ)

7

Основные сведения о строении атома

1

8

Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы

1

9

Строение электронных оболочек атомов

1

10

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов

1

11

Ионная связь

1

12

Взаимодействие атомов элементов - неметаллов между собой

1

13

Ковалентная полярная химическая связь

1

14

Металлическая химическая связь

1

15

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

1

16

К/р №1 по теме «Атомы химических элементов»

1

РАЗДЕЛ 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7 ЧАСОВ)

17

Простые вещества - металлы

1

18

Простые вещества - неметаллы

1

19

Количество вещества

1

20

Молярный объем газов

1

21

Решение задач по теме «Количество вещества, молярный объем газов»

1

22

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

23

К/р №2 по теме «Простые вещества»

1

РАЗДЕЛ 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (14 ЧАСОВ)

24

Степень окисления

1

25

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, летучие водородные соединения

1

26

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, летучие водородные соединения

1

27

Основания

1

28

Кислоты

1

29

Соли

1

30

Соли

1

31

Кристаллические решетки

1

32

Чистые вещества и смеси

1

33

Массовая и объемная доли компонентов смеси (растворов)

1

34

ПР №3 Анализ почвы и воды

1

35

ПР №4 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе

1

36

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

1

37

к/р №3 по теме «Соединения химических элементов»

1

РАЗДЕЛ 4. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 ЧАСОВ)

38

Физические явления в химии

1

39

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ

1

40

Химические уравнения. Типы химических реакций

1

41

Химические уравнения. Типы химических реакций

1

42

Типы химических реакций

1

43

Типы химических реакций

1

44

Расчеты по химическим уравнениям

1

45

Расчеты по химическим уравнениям

1

46

Пр №5 Признаки химических реакций

1

47

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

48

К/р №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

РАЗДЕЛ 5. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (20 ЧАСОВ)

49

Растворение. Растворимость веществ в воде

1

50

Электролитическая диссоциация

1

51

Основные положения теории электролитической диссоциации

1

52

Ионные уравнения

1


53

Ионные уравнения

1

54

Кислоты, их классификация и свойства

1

55

Кислоты, их классификация и свойства

1

56

Основания, их классификация и свойства.

1

57

Оксиды, их классификация и свойства

1

58

Соли, их классификация и свойства

1

59

Соли, их классификация и свойства

1

60

Генетическая связь между классами соединений

1

61

Решение задач по теме «Химические свойства основных классов соединений»

1

62

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

1

63

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

1

64

ПР №6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

1

65

ПР №7. Решение экспериментальных задач

1

66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

67

Итоговая к/р №5

1

68

Анализ контрольной работы, обобщение всего пройденного материала

1

итого

68 часов





© 2010-2022