- Преподавателю
- Химия
- Образовательная программа Химия. Репетиторский курс
Образовательная программа Химия. Репетиторский курс
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мичкина Е.А. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей «Химия (репетиторский курс)» имеет естественнонаучную направленность.
Курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании обучающихся химической картины мира. Эти знания, наряду с физическими, находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у обучающихся отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
Цель: способствовать расширению знаний о химических процессах как компонентах естествознания, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение.
Задачи:
-
создание мотивации к изучению химии
-
формирование у обучающихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту
-
формирование у обучающихся элементарных практических умений в области естествознания
-
систематизация знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
-
актуализация, отработка и закрепление умений производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций
-
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе составления обобщающих таблиц и схем, работы с химическими текстами и понятиями
Образовательная программа «Химия (репетиторский курс)» модифицированная, составлена на основе учебного пособия Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Е. Химия. - М.: Астрель 2008.
Учебный курс по данной программе рассчитан на 1 год.
Принимаются дети от 15 до 17 лет. Занятия групповые. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Группы формируются по возрастному принципу, а также с учетом базовых знаний по химии, имеющихся у обучающихся. В связи с этим выделяются группы двух уровней: 1-й уровень - базовый, 2-й уровень - углубленный. Группы обоих уровней занимаются по общему учебно-тематическому плану, но с корректировкой часов на отдельные разделы и темы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Количество учебных часов в год - 72.
Прогнозируемые результаты.
В конце учебного года обучающиеся должны:
Знать/понимать:
-
важнейшие химические понятия и классы химических соединений
-
основные законы химии
-
химическую номенклатуру
-
важнейшие вещества и материалы (для второго уровня)
Уметь:
-
решать задачи, тесты
-
записывать химические реакции
-
проводить расчеты по химическим реакциям
Называть:
-
вещества по их химическим формулам
-
классы органических и неорганических соединений
-
типы химических реакций
-
изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре (для второго уровня)
Составлять:
-
формулы химических соединений изученных классов
-
схемы, строения атомов первых 20 элементов (для второго уровня более 40 элементов) Периодической системы Д.И. Менделеева
-
уравнения химических реакций
Характеризовать:
-
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов
-
общие химические свойства основных классов неорганических соединений
-
свойства отдельных представителей этих классов
-
строение и химические свойства изученных органических соединений (для второго уровня)
Объяснять:
-
физический смысл порядкового номера химического элемента
-
номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в периодической системе
-
зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева
-
закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений
-
природу химической связи: ионной, ковалентной, металлической, водородной (для второго уровня)
-
зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения
-
сущность химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных, составлять их уравнения (для второго уровня)
-
влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия; взаимосвязь влияния химических веществ на скорость химической реакции (для второго уровня)
Определять:
-
принадлежность веществ к определенному классу
-
типы химических реакций
-
возможность протекания химических реакций
-
валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов
-
вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки
-
характер среды водных растворов веществ, pH среды
-
окислитель и восстановитель в реакциях окисления и восстановления (для второго уровня)
-
принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений
-
гомологи и изомеры
-
свойства веществ в неорганической и органической химии (по классификационным признакам)
Вычислять:
-
массовую долю химического элемента в веществе
-
массовую долю растворенного вещества в растворе
-
количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
Важным составляющим звеном образовательной деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
На занятиях используются разные виды контроля усвоения знаний:
-
текущий - опрос, задание по теме на карточках, химические диктанты, решение задач
-
промежуточный - фронтальный опрос, проверочные задания в виде тестов
-
итоговый - тестовые задания.
Контроль и оценка образовательной деятельности осуществляется постоянно, по мере изучения материала.
Критерии оценки
При контроле оценивается процентное соотношение правильных и неправильных ответов. За 100 % берутся все правильные ответы.
Если есть неверные ответы, то процент верных ответов рассчитывается по формуле: ПР= (количество правильных ответов/общее количество вопросов) х 100 %
Критерий оценки:
100 % - 85 % верных ответов - отлично «5»
84 % - 65 % верных ответов - хорошо «4»
64 % - 50 % верных ответов - удовлетворительно «3»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1 уровень
2 уровень
Всего
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие.
2
2
-
2
2
-
I
Химический элемент
2
1
1
2
1
1
II
Основы теоретической химии
20
11
9
12
3
9
Вещество
Атом. Строение. Заполнение электронами атомных орбиталей
Периодический закон и Периодическая таблица Д.И. Менделеева
Химическая связь и строение вещества
III
Химические свойства неорганических веществ
6
4
2
2
2
-
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
IV
Классификация химических реакций
11
6
5
12
12
-
V
Расчеты по химическим формулам и уравнениям
6
3
3
2
2
-
Решение задач
Важнейшие химические понятия.
VI
Химия элементов
10
8
2
4
2
2
Металлы
Неметаллы
Химические свойства простых веществ
VП
Методы познания веществ
4
4
-
-
-
-
Общие способы получения веществ
VШ
Основные положения
органической химии
5
3
2
30
20
10
Введение в органическую химию
Алканы
Циклоалканы
Алкены
Алкадиены
Алкины
Ароматические углеводороды
Спирты
Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты
Азотсодержащие вещества
Биологически важные вещества
Механизмы протекания органический реакций
Полимеры
ВМС
Характерные реакции
Зачетные занятия
4
-
4
4
-
4
Итоговое занятие
2
-
2
2
-
2
Итого
72
42
30
72
43
29
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Вводное занятие.
Правила внутреннего распорядка Дворца. Правила поведения в учебном кабинете. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Знакомство с изучаемым курсом. Предмет и задачи химии.
I. Химический элемент.
История развития химии. Химическая терминология. Химическая символика. Знаки химических элементов: знакомство с латинскими и русскими названиями, знакомство с и их положением в периодической системе.
II. Основы теоретической химии.
Формулы химических веществ - составление формул, виды формул. Расчеты по химическим формулам.
Уравнения химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Выполнение тренировочных упражнений.
Вещество.
Чистые вещества и смеси. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Атом. Строение. Заполнение электронами атомных орбиталей.
Современные представления о строении атомов. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Относительная и абсолютная атомная масса. Моль. Молярная масса.
Важнейшие химические понятия первого уровня: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, моль, молярная масса, молярный объем. Важнейшие химические понятия второго уровня: аллотропия, изотопы.
Периодический закон и Периодическая таблица Д.И. Менделеева.
Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.
Периодическое изменение свойств элементов.
Химическая связь и строение вещества.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Электроотрицательность. Ковалентная химическая связь, её разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава вещества.
Важнейшие химические понятия второго уровня: валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения.
III. Химические свойства неорганических веществ
Оксиды
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Кислоты
Характерные химические свойства кислот.
Основания
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
Соли
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).
IV. Классификация химических реакций
Определение химической реакции. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от неё. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Важнейшие химические понятия первого уровня: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Важнейшие химические понятия второго уровня: растворы, тепловой эффект реакции, скорость химических реакций, катализ, химическое равновесие.
V. Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Решение задач
-
массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей
-
объемных отношений газов при химических реакциях
-
массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ
-
теплового эффекта реакции
-
массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)
-
массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
-
нахождение молекулярной формулы вещества
-
массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
VI. Химия элементов.
Классификация и номенклатура.
Металлы
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов - меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Неметаллы
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Химические свойства простых веществ
Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа.
Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
VII. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии. Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений.
Общие способы получения веществ.
Принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
VШ. Органическая химия.
Введение в органическую химию
Теория строения органических соединений. Изомерия - структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.
Алканы
Классификация и номенклатура алканов. Характерные химические свойства алканов.
Циклоалканы.
Классификация и номенклатура циклоалканов. Характерные химические свойства углеводородов циклоалканов.
Алкены.
Классификация и номенклатура соединений ряда этилена.. Характерные химические свойства алкенов. Этилен.
Алкадиены.
Классификация и номенклатура органических соединений. Характерные химические свойства углеводородов диенов.
Алкины.
Классификация и номенклатура соединений ряда ацетилена. Характерные химические свойства углеводородов алкинов. Ацетилен.
Ароматические углеводороды.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола.
Спирты.
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола.
Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
Азотсодержащие соединения.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).
Механизмы протекания органический реакций.
Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов: неорганических веществ; углеводородов и кислородосодержащих органических соединений.
Полимеры.
Биополимеры. Синтетические полимеры. Эмпирические и международные названия. Распознавание веществ. Их применение в быту, в промышленности, сельском хозяйстве. Природные источники углеводородов, их переработка.
ВМС.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
Характерные реакции.
Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения: углеводородов; кислородсодержащих соединений.
Зачётные занятия.
Включают в себя самостоятельные, теоретические задания и работы, тестовые задания на проверку изученного материала.
Итоговое занятие.
В конце учебного курса подводятся итоги, анализируются достижения обучающихся по основным темам курса.
Важнейшие химические понятия второго уровня: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация и реализация учебно-воспитательного процесса базируется на основных принципах обучения, направляющих деятельность педагога, определяющих содержание обучения, методы и формы обучения. Такими принципами являются: принцип научности и доступности обучения; принцип системности обучения и связи теории с практикой; принцип сознательности и активности обучающихся при руководящей роли педагога; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
Учитывая различные природные данные подростка, целесообразно применять метод дифференцированного обучения: базисные объяснения даются одинаково для всей группы, а практические задания выбираются в зависимости от конкретных способностей обучаемого.
Занятия делятся на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть - объяснение нового материала, повторение предыдущих тем. Практическая часть - решение задач, проведение самостоятельных работ.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматриваются такие формы и методы организации образовательного процесса:
-
использование частично-поискового и исследовательского методов организации познавательной активности детей
-
диалог, предполагающий свободное владение речью
-
моделирование тел, процессов и явлений.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оборудование кабинета:
-
рабочие столы, стулья
-
магнитная меловая доска
-
специальная и справочная литература
-
наглядный материал, раздаточный материал для индивидуального и коллективного использования
-
телевизор
-
видеомагнитофон
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Егоров А.С. Репетитор по химии. - Ростов н/Д: Феникс, 2009
-
Кузьменко Н.Е. Начала современной химии. - М.: Экзамен, 2008
-
Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: Дрофа,1996
-
Лидин Р.А. Химия. Учебное пособие.- М.: Дрофа, 2000
-
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Е. Химия. - М.: Астрель.
-
Савина Л.С. Детская энциклопедия "Я познаю мир. Химия" - М.: АСТ, 1996
-
Химия в школе // Научно-методический журнал. - РАО Центрхимпресс. - 1998-2005 гг.
-
Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. - М.: Химия, 1984
-
Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. - М.: Химия, 1978
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ
-
Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: Дрофа,1996
-
Лидин Р.А. Справочник школьника. Химия, - М.:АСТ, 2009
-
Савина Л.С. Детская энциклопедия "Я познаю мир. Химия" - М.: АСТ, 1996
-
Хомченко Г.П. Сборник задач для поступающих в ВУЗы. - М.: Новая волна, 1996