Элективный курс Химия пищи

      Элективный курс «Химия пищи»  ориентирован на учащихся 9 классов и всех, интересующихся биологией и  химией.   Данный курс базируется на приоритете здорового образа жизни как условия интеллектуального развития учащихся.   Предполагаемый курс рассчитан на 16 часов,  1 час в неделю в течение полугодия.   В теоретической части делается обзор  химической природы питательных веществ, пищевых добавок и заменителей. Раскрывается вопрос биотехнологического производства пищи как важнейшего направл... Спецификой данного курса является:   1. Изучение теоретической части курса в виде лекционно-семинарских занятий. Учащихся могут привлекать к самостоятельному изучению некоторых тем (Витамины, пищевые добавки и другие.)      2. Широкое использование практических работ .    3. Исследование не абстрактных химических веществ, а продуктов встречающихся в повседневной жизни.    4. В результате изучения  курса  учащиеся должны получить знания и умения по вопросам здорового питания.    5. Данный курс д...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РЕПЬЁВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Платавская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на МС школы

«____»___________20_____ года

Протокол № ____________

Председатель МС школы

__________________ Зам.директора по УВР

Горбунова Е.Н.

Утверждена

решением педагогического совета

Протокол №

«_____»_________20_____


Утверждена

директором школы

_________________________

Аксёнов Н.С.


Рабочая программа


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


Составитель:

Ф.И.О.________________________________________________________

Должность ____________________________________________________

Квалификационная категория__________________________________



С. Платава 2011 год.

Пояснительная записка.

Элективный курс «Химия пищи» ориентирован на учащихся 9 классов и всех, интересующихся биологией и химией.

Содержание продуктов питания, предлагаемых современной промышленностью, не всегда отвечает требованиям рационального питания. Исходя из этого, у школьников туманное представление о сбалансированности питания, а узость временных рамок, отведенных для изучения этого материала в школьной программе, не способствует развитию умения правильно питаться. Многие школьницы, не обладая достаточными знаниями о рациональном питании, подвергают свой организм испытаниям либо голоданием, либо перееданием, поэтому немаловажной задачей курса является выявление последствий нерационального питания и расчет дневного рациона питания школьника.

Данный курс базируется на приоритете здорового образа жизни как условия интеллектуального развития учащихся.

Предполагаемый курс рассчитан на 16 часов, 1 час в неделю в течение полугодия.

В теоретической части делается обзор химической природы питательных веществ, пищевых добавок и заменителей. Раскрывается вопрос биотехнологического производства пищи как важнейшего направления генетической инженерии. Практическая часть ориентирована на формирование умения проводить небольшие лабораторные исследования состава пищевых продуктов, составлять меню для правильного и рационального питания, что возможно при умелом выборе продуктов питания в продовольственных магазинах и соблюдении гигиенических требований, в том числе норм и режима питания.

Результат:

повышение внимания к питанию, требованиям гигиены и безопасности питания.

Цель:

  • Оценка рациональности и безопасности собственного питания и создание «банка советов» по рациональному питанию подростков.

  • Развивать знания учащихся по вопросам химии пищевых продуктов, физиологии человека.

  • Ознакомить учащихся с элементарными навыками аналитической работы.

  • Развивать логическое мышление учащихся, способность творчески подходить к решению различных проблем.

  • Дать возможность ученику реализовать свой интерес к предмету.

  • Формировать навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  • Формировать информационные компетентности по овладению умений работать с различными источниками информации (библиотечный фонд, Интернет и др.)

Задачи:

  • Изучить специфику питания человека.

  • Формировать умение анализировать упаковки продуктов на предмет качественности продукта.

  • Научиться пользоваться таблицами калорийности и питательности продуктов питания.

  • Развивать умение составлять дневной рацион питания.

  • Познакомиться с рекомендациями по гигиене и безопасности питания.

  • Провести социологический опрос учащихся.

Спецификой данного курса является:

Изучение теоретической части курса в виде лекционно-семинарских занятий. Учащихся могут привлекать к самостоятельному изучению некоторых тем (Витамины, пищевые добавки и другие.)

Широкое использование практических работ .

Исследование не абстрактных химических веществ, а продуктов встречающихся в повседневной жизни.

В результате изучения курса учащиеся должны получить знания и умения по вопросам здорового питания.

Данный курс даст возможность ученикам сориентироваться в профессиях: технолога пищевых продуктов, химика - аналитика, врача - диетолога, лаборанта и других.


Тематическое планирование курса

(16 часов).

№ п/п

Тема.

Основной вид деятельности.

Основные химические вещества пищи. (10 часов)

1.

Белки.

Лекция

Практическая работа № 1 Исследование пищевых продуктов на содержание белка (молоко, яйца и другое).

2.

Жиры.

Лекция

Практическая работа №2

Анализ пищевых продуктов на содержание жиров.

3.

Углеводы.

Лекция

Практическая работа №3 Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Их обнаружение в пищевых продуктов.

4.

Микроэлементы.

Семинар

5.

Витамины - вещества жизни.

Семинар

6.

Пищевая промышленность.

Пищевые добавки.

Лекция.

Практическая работа № 4

«Исследование продуктов питания на содержание в них пищевых добавок (анализ этикеток)»

7.

Загрязнители пищи.

Конференция

Основы рационального питания ( 4 часа)

1(8).

Особенности и специфика питания человека.

Лекция

2(9)

Основы рационального питания.

Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания.

Практическая работа № 5.

«Анализ недельного меню школьной столовой

3(10)

Нормы питания.

Практическая работа № 6

«Анализ суточного питания школьника»

4(11).

Составление дневного рациона питания.

Практическая работа № 7.

«Составление дневного рациона питания».

Проектная деятельность (4 часа)

1(12).

Как написать учебный проект.

Выбор темы. Составление плана работы.

2(13).

Работа с источниками информации.

Библиотечный фонд и Интернет.

3(14)

Работа с источниками информации.

Библиотечный фонд и Интернет.

4(15).

Оформление результатов. Подготовка презентации проекта.

5(16). Итоговый урок - зачёт. Защита проекта.

Литература:

Алексинский В.Н. «Занимательные опыты по химии». Москва «Просвещение» АО «Учебная литература» 1995 год.

Журин А.А. «Лабораторные опыты и практические работы по химии» Учебное пособие. Москва 1997 год.

Б. Краузер, М. Фримантл. «Химия. Лабораторный практикум». Москва «Химия» 1995 год.

Скурихин И.М., Нечаев А.П.. « Всё о пищи с точки зрения химика». Москва «Высшая школы» 1991 год.

Штремплер Г.И. «Химия на досуге. (домашняя лаборатория)» Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература» 1996 год.










Краткое содержание курса.

Тема 1. Белки.

Белки. Строение, функции, свойства. Пищевая ценность белков. Обмен белков.

Cодержание белка в различных пищевых продуктах: основным источником белков пищи являются все мясные продукты (кроме сала и жира), рыба, птица, сыры, молочные продукты, яйца, орехи, все хлебные злаки, бобовые растения.

Необходимость в белках. Последствия белкового голода.

Практическая работа №1.

Исследование пищевых продуктов на содержание белка (молоко, яйца, мясо или рыба).

Тема 2. Липиды. Жиры.

Жиры. Строение, функции, пищевая ценность жиров. Отличие растительных и животных жиров. Различают жиры животного и растительного происхождения. К первым относятся жиры, находящиеся в различных сортах мяса, сало, сливочное и топлёное масло, в сливках и сметане. К растительным жирам относятся оливковое, кукурузное, подсолнечное, хлопковое масла, жир в орехах.

Содержание жиров в пищевых продуктах. Преобразование жиров в организме.

Практическая работа №2

Анализ пищевых продуктов на содержание жиров.

Тема 3. Углеводы.

Углеводы. Строение, значение углеводов, пищевая ценность. Углеводный обмен.

Содержание углеводов в продуктах питания. Углеводы содержатся преимущественно в растительных продуктах. Из животных продуктов углеводы имеются в молоке. Натуральным продуктом, состоящим почти исключительно из углеводов, является мёд. В результате промышленной переработки получают чистые углеводы - сахар и крахмал. Гидролиз крахмала.

Практическая работа №3

Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Их обнаружение в пищевых продуктов.

Тема 4. Микроэлементы.

Микроэлементы. Содержание в пищевых продуктах. Значение для организма.

Тема 5. Витамины.

Витамины - вещества жизни. Значение витаминов. Содержание в пищевых продуктах, гиповитаминозы и авитаминозы. Заболевания, связанные с недостатком витаминов.

Тема 6. Пищевая промышленность.

Переработка пищи. Использование заменителей и различных добавок.

Термическая обработка пищи. Пищевые заменители, усилители вкуса, консерванты, антиоксиданты и др. «полезные» добавки. Маркировка пищевых добавок. Влияние на здоровье человека.

Пищевая промышленность. Производство пищевых веществ, переработка.

Практическая работа № 4

«Исследование продуктов питания на содержание в них пищевых добавок (анализ этикеток)»

Тема 7. Загрязнители пищи.

Загрязнители пищи (нитраты, ядохимикаты и другие). Источники попадания в пищу чужеродных веществ. Их влияние на здоровье человека.

Тема 8. Особенности и специфика питания человека.

Питание человека от древности до современности.

Древнему человеку, как и современному для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая норма - примерна 2500 ккал в сутки. В этом его биологическая сущность за многие тысячелетия не изменилась.

Переработка пищи в пищеварительной системе.

Работа органов пищеварения

Проблема производства пищи.

Сложная и многогранная жизнь человека связана с расходованием веществ и энергии, поэтому человек нуждается в постоянном введении в организм веществ, которые обеспечивают его энергетические и пластические потребности.

Поиск пищи - основная забота человека, и сегодня, в эпоху НТР, она остаётся актуальной и очень далека от решения. На Земле голодает более миллиарда человек. И в то же время вопросы рационального питания, профилактики ожирения и других заболеваний, связанных с неправильным питанием, являются одной из десяти основных проблем ООН.

Производство пищи как одно из направлений биотехнологии и генной инженерии.. Искусственная пища.

По данным ООН, более половины населения Земли не обеспечено достаточным количеством продуктов питания, примерно 500 млн. людей голодают, а около 2 млрд. питаются недостаточно или неправильно. Именно по этой причине производство пищи стало важнейшим направлением генетической инженерии и биотехнологии..

Тема 9. Основы рационального питания.

Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания. Калорийность. Сбалансированность питания по пищевым компонентам и калориям.

Кроме энергетической ценности необходимо учитывать и качественный состав пищи. Она должна содержать достаточное количество витаминов и минеральных солей, так как они способствуют нормальному перевариванию и всасыванию питательных веществ.

Практическая работа № 5.

«Анализ недельного меню школьной столовой»

Тема 10. Нормы питания.

Суточное количество пищи, необходимое для покрытия энергетических затрат в организме, называется нормой питания. Зная энергетическую ценность пищевых продуктов, можно рассчитать необходимое их количество.

При составлении норм питания следует учитывать, что соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:3,8.

Физиологические нормы суточного рациона для лиц умственного труда предусматривают потребление 800-1000 г овощей и фруктов (сырых, варёных, тушёных), 400-500 г молочных и молочнокислых продуктов (в том числе 25-30 г творога, 15-20 г сыра, 15-20 г сметаны), 100-150 г мяса, 1 яйца, 100-150 г хлеба, 20-25 г растительного и 15-20 г сливочного масла, 20-25 г сахара.

Соблюдение норм питания обеспечивает нормальную массу тела взрослого человека. Масса тела, превышающая допустимую на 10-15%, считается избыточной. Если же превышение составляет более чем 15-20%, то говорят об ожирении.

Особое внимание уделяется продуктам животного происхождения. Для обеспечения нормальных процессов обмена необходимы незаменимые аминокислоты, поэтому животные белки должны составлять до 60% от общего их количества.

Изучение питания учащихся школы.

Анализ сбалансированности и распределения суточного рациона питания.

Практическая работа № 6

«Анализ суточного питания школьника»

Тема 11. Составление дневного рациона питания.

Практическая работа № 7.

«Составление дневного рациона питания».

Тема 12 - 16. Проектная деятельность.

Примерные темы проектно-исследовательских работ:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Знать:

• общую характеристику способов питания;

• значение питательных веществ, их поступление с пищей, функции органических веществ;

• познакомиться с составом продуктов питания и их энергетической ценностью;

• понятие «диетология», «рациональное питание»;

• традиции питания народов мира, в том числе народов Крайнего Севера;

• рекомендации, необходимые для выработки здоровых привычек питания, правила безопасного питания во время путешествий;

• последствия превышения калорийности пищи над энергозатратами организма, а также недостаточного поступления питательных веществ в организм.

Научиться:

• анализировать информацию на упаковках продуктов питания;

• определять энергетическую ценность продуктов по обозначениям на упаковках и используя готовые таблицы;

• определять суточный рацион питания человека по готовым таблицам;

• рассчитывать реальное количество энергии, получаемой учеником во время приёма пищи;

• составлять таблицы и диаграммы на основе имеющихся данных;

• проводить социологический опрос.



Приложение.

Практическая работа № 1.

Тема: Содержание белка в пищевых продуктах.

Объекты исследования: белок сырого яйца, желток сырого яйца, молоко, мясная вытяжка.

Реактивы и оборудование: сульфат меди, гидроксид натрия, концентрированная азотная кислота, концентрированный этиловый спирт, оборудование для нагревания веществ, пробирки, держатель для пробирок.

Цель: Исследовать продукты на содержание белка и доказать общие свойства белков.

Организация работы: Класс делится на группы. Каждая исследует один из объектов. Проводятся опыты:

ксантопротеиновая реакция

биуретовая реакция

термическая денатурация

денатурация концентрированной кислотой

денатурация концентрированным спиртом

денатурация концентрированной щелочью

Результаты сравниваются и заносятся в таблицу.

Объект

Реактивы

Белок яйца

Желток яйца

Молоко

Мясная вытяжка

Опыт 1

рисунок

Записывается результаты опытов

Опыт 2


Опыт 3


Опыт 4


Опыт 5


Опыт 6


Практическая работа № 3.

Исследование углеводов и продуктов питания на их содержание.

Объекты исследования: глюкоза, сахароза, крахмал, мёд,

натуральный сок (любой), мука, крупы (любые).

Оборудование и реактивы: сульфат меди, гидроксид натрия, раствор йода,

пробирки, оборудование для нагревания, держатель для пробирок.

Цель работы: познакомиться с качественными реакциями на углеводы и

исследовать продукты питания на их содержание.

План работы:

Учащиеся все вместе проводят качественные реакции на глюкозу, сахарозу, крахмал.

Проводят исследование а) сока, б) мёда на содержание глюкозы.

Проводят обнаружение крахмала в муке и крупах.

Получение искусственного мёда.

Опыт 2 (А). Обнаружению глюкозы в ягодах и фруктах

(можно использовать свежевыжатый сок или консервированный)

Разбавить сок водой вдвое и прилить к полученному раствору равный объём щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте пробирку со смесью в пламени спиртовки. Образуется желтый, а затем красный осадок.

Опыт 4. Получение искусственного мёда. (Можно использовать в качестве творческого домашнего задания)

О б о р у д о в а н и е : сахар, лимонная кислота, коническая колбочка на 200 мл, стеклянная палочка, штатив с кольцом, водяная баня.

Приготовьте в конической колбе 100 мл раствора сахара в виде негустого сиропа. Добавьте к полученному раствору 1 г лимонной кислоты и нагревайте смесь на водяной бане 40 - 45 минут. Получающийся при этом густой и вязкий сироп - искусственный мёд - представляет собой смесь глюкозы и фруктозы.

Практическая работа № 6

«Анализ суточного питания школьника»

Изучение питания учащихся школы и отображение его в виде таблиц и диаграмм.

Каждый учащийся опрашивает 5 - 10 школьников (во внеурочное время, одного класса о предпочтениях питания на завтрак, обед и ужин; о времени приёма пищи и продолжительности приёма пищи («на ходу», быстро, не торопясь). Данные оформляются в виде таблицы.

Таблица 2. Рацион питания школьников

Завтрак

Обед

Ужин

Блюдо, продукты

Время приёма пищи

Продол

житель

ность

Блюдо, продукты

Время приёма пищи

Продол

житель

ность

Блюдо, продукты

Время приёма пищи

Продол

житель

ность
















Практическая работа № 7.

«Составление дневного рациона питания».

Используя данные таблицы «Химический состав и калорийность пищевых продуктов» рассчитать калорийность пищи, которая должна быть не менее 2200-2400 ккал. Оформить в виде таблицы.


Таблица 3. Пищевой рацион

Режим питания

Наименование блюд

Перечень продуктов, составляющих блюдо

Вес продуктов

Калорийность продукта в 100 гр

Калорийность в блюде

Питательность в 100 гр продукта

Питательность данного блюда

белки

углеводы

жиры

белки

углеводы

жиры

Завтрак (дома)




Итого:

Итого:

Школьный завтрак



Итого:

Итого:

Обед



Итого:

Итого:

Ужин



Итого:

Итого:

Итого в сутки:

Итого в сутки:


Сбалансированность 1:1:3,8(4)

Распределение суточного рациона .

Составить дневной рацион питания для школьника.


© 2010-2022