- Преподавателю
- Химия
- Элективный курс Химия пищи
Элективный курс Химия пищи
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горбунова Е.Н. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РЕПЬЁВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Платавская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на МС школы
«____»___________20_____ года
Протокол № ____________
Председатель МС школы
__________________ Зам.директора по УВР
Горбунова Е.Н.
Утверждена
решением педагогического совета
Протокол №
«_____»_________20_____
Утверждена
директором школы
_________________________
Аксёнов Н.С.
Рабочая программа
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Составитель:
Ф.И.О.________________________________________________________
Должность ____________________________________________________
Квалификационная категория__________________________________
С. Платава 2011 год.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Химия пищи» ориентирован на учащихся 9 классов и всех, интересующихся биологией и химией.
Содержание продуктов питания, предлагаемых современной промышленностью, не всегда отвечает требованиям рационального питания. Исходя из этого, у школьников туманное представление о сбалансированности питания, а узость временных рамок, отведенных для изучения этого материала в школьной программе, не способствует развитию умения правильно питаться. Многие школьницы, не обладая достаточными знаниями о рациональном питании, подвергают свой организм испытаниям либо голоданием, либо перееданием, поэтому немаловажной задачей курса является выявление последствий нерационального питания и расчет дневного рациона питания школьника.
Данный курс базируется на приоритете здорового образа жизни как условия интеллектуального развития учащихся.
Предполагаемый курс рассчитан на 16 часов, 1 час в неделю в течение полугодия.
В теоретической части делается обзор химической природы питательных веществ, пищевых добавок и заменителей. Раскрывается вопрос биотехнологического производства пищи как важнейшего направления генетической инженерии. Практическая часть ориентирована на формирование умения проводить небольшие лабораторные исследования состава пищевых продуктов, составлять меню для правильного и рационального питания, что возможно при умелом выборе продуктов питания в продовольственных магазинах и соблюдении гигиенических требований, в том числе норм и режима питания.
Результат:
повышение внимания к питанию, требованиям гигиены и безопасности питания.
Цель:
-
Оценка рациональности и безопасности собственного питания и создание «банка советов» по рациональному питанию подростков.
-
Развивать знания учащихся по вопросам химии пищевых продуктов, физиологии человека.
-
Ознакомить учащихся с элементарными навыками аналитической работы.
-
Развивать логическое мышление учащихся, способность творчески подходить к решению различных проблем.
-
Дать возможность ученику реализовать свой интерес к предмету.
-
Формировать навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся.
-
Формировать информационные компетентности по овладению умений работать с различными источниками информации (библиотечный фонд, Интернет и др.)
Задачи:
-
Изучить специфику питания человека.
-
Формировать умение анализировать упаковки продуктов на предмет качественности продукта.
-
Научиться пользоваться таблицами калорийности и питательности продуктов питания.
-
Развивать умение составлять дневной рацион питания.
-
Познакомиться с рекомендациями по гигиене и безопасности питания.
-
Провести социологический опрос учащихся.
Спецификой данного курса является:
Изучение теоретической части курса в виде лекционно-семинарских занятий. Учащихся могут привлекать к самостоятельному изучению некоторых тем (Витамины, пищевые добавки и другие.)
Широкое использование практических работ .
Исследование не абстрактных химических веществ, а продуктов встречающихся в повседневной жизни.
В результате изучения курса учащиеся должны получить знания и умения по вопросам здорового питания.
Данный курс даст возможность ученикам сориентироваться в профессиях: технолога пищевых продуктов, химика - аналитика, врача - диетолога, лаборанта и других.
Тематическое планирование курса
(16 часов).
№ п/п
Тема.
Основной вид деятельности.
Основные химические вещества пищи. (10 часов)
1.
Белки.
Лекция
Практическая работа № 1 Исследование пищевых продуктов на содержание белка (молоко, яйца и другое).
2.
Жиры.
Лекция
Практическая работа №2
Анализ пищевых продуктов на содержание жиров.
3.
Углеводы.
Лекция
Практическая работа №3 Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Их обнаружение в пищевых продуктов.
4.
Микроэлементы.
Семинар
5.
Витамины - вещества жизни.
Семинар
6.
Пищевая промышленность.
Пищевые добавки.
Лекция.
Практическая работа № 4
«Исследование продуктов питания на содержание в них пищевых добавок (анализ этикеток)»
7.
Загрязнители пищи.
Конференция
Основы рационального питания ( 4 часа)
1(8).
Особенности и специфика питания человека.
Лекция
2(9)
Основы рационального питания.
Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания.
Практическая работа № 5.
«Анализ недельного меню школьной столовой
3(10)
Нормы питания.
Практическая работа № 6
«Анализ суточного питания школьника»
4(11).
Составление дневного рациона питания.
Практическая работа № 7.
«Составление дневного рациона питания».
Проектная деятельность (4 часа)
1(12).
Как написать учебный проект.
Выбор темы. Составление плана работы.
2(13).
Работа с источниками информации.
Библиотечный фонд и Интернет.
3(14)
Работа с источниками информации.
Библиотечный фонд и Интернет.
4(15).
Оформление результатов. Подготовка презентации проекта.
5(16). Итоговый урок - зачёт. Защита проекта.
Литература:
Алексинский В.Н. «Занимательные опыты по химии». Москва «Просвещение» АО «Учебная литература» 1995 год.
Журин А.А. «Лабораторные опыты и практические работы по химии» Учебное пособие. Москва 1997 год.
Б. Краузер, М. Фримантл. «Химия. Лабораторный практикум». Москва «Химия» 1995 год.
Скурихин И.М., Нечаев А.П.. « Всё о пищи с точки зрения химика». Москва «Высшая школы» 1991 год.
Штремплер Г.И. «Химия на досуге. (домашняя лаборатория)» Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература» 1996 год.
Краткое содержание курса.
Тема 1. Белки.
Белки. Строение, функции, свойства. Пищевая ценность белков. Обмен белков.
Cодержание белка в различных пищевых продуктах: основным источником белков пищи являются все мясные продукты (кроме сала и жира), рыба, птица, сыры, молочные продукты, яйца, орехи, все хлебные злаки, бобовые растения.
Необходимость в белках. Последствия белкового голода.
Практическая работа №1.
Исследование пищевых продуктов на содержание белка (молоко, яйца, мясо или рыба).
Тема 2. Липиды. Жиры.
Жиры. Строение, функции, пищевая ценность жиров. Отличие растительных и животных жиров. Различают жиры животного и растительного происхождения. К первым относятся жиры, находящиеся в различных сортах мяса, сало, сливочное и топлёное масло, в сливках и сметане. К растительным жирам относятся оливковое, кукурузное, подсолнечное, хлопковое масла, жир в орехах.
Содержание жиров в пищевых продуктах. Преобразование жиров в организме.
Практическая работа №2
Анализ пищевых продуктов на содержание жиров.
Тема 3. Углеводы.
Углеводы. Строение, значение углеводов, пищевая ценность. Углеводный обмен.
Содержание углеводов в продуктах питания. Углеводы содержатся преимущественно в растительных продуктах. Из животных продуктов углеводы имеются в молоке. Натуральным продуктом, состоящим почти исключительно из углеводов, является мёд. В результате промышленной переработки получают чистые углеводы - сахар и крахмал. Гидролиз крахмала.
Практическая работа №3
Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Их обнаружение в пищевых продуктов.
Тема 4. Микроэлементы.
Микроэлементы. Содержание в пищевых продуктах. Значение для организма.
Тема 5. Витамины.
Витамины - вещества жизни. Значение витаминов. Содержание в пищевых продуктах, гиповитаминозы и авитаминозы. Заболевания, связанные с недостатком витаминов.
Тема 6. Пищевая промышленность.
Переработка пищи. Использование заменителей и различных добавок.
Термическая обработка пищи. Пищевые заменители, усилители вкуса, консерванты, антиоксиданты и др. «полезные» добавки. Маркировка пищевых добавок. Влияние на здоровье человека.
Пищевая промышленность. Производство пищевых веществ, переработка.
Практическая работа № 4
«Исследование продуктов питания на содержание в них пищевых добавок (анализ этикеток)»
Тема 7. Загрязнители пищи.
Загрязнители пищи (нитраты, ядохимикаты и другие). Источники попадания в пищу чужеродных веществ. Их влияние на здоровье человека.
Тема 8. Особенности и специфика питания человека.
Питание человека от древности до современности.
Древнему человеку, как и современному для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая норма - примерна 2500 ккал в сутки. В этом его биологическая сущность за многие тысячелетия не изменилась.
Переработка пищи в пищеварительной системе.
Работа органов пищеварения
Проблема производства пищи.
Сложная и многогранная жизнь человека связана с расходованием веществ и энергии, поэтому человек нуждается в постоянном введении в организм веществ, которые обеспечивают его энергетические и пластические потребности.
Поиск пищи - основная забота человека, и сегодня, в эпоху НТР, она остаётся актуальной и очень далека от решения. На Земле голодает более миллиарда человек. И в то же время вопросы рационального питания, профилактики ожирения и других заболеваний, связанных с неправильным питанием, являются одной из десяти основных проблем ООН.
Производство пищи как одно из направлений биотехнологии и генной инженерии.. Искусственная пища.
По данным ООН, более половины населения Земли не обеспечено достаточным количеством продуктов питания, примерно 500 млн. людей голодают, а около 2 млрд. питаются недостаточно или неправильно. Именно по этой причине производство пищи стало важнейшим направлением генетической инженерии и биотехнологии..
Тема 9. Основы рационального питания.
Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания. Калорийность. Сбалансированность питания по пищевым компонентам и калориям.
Кроме энергетической ценности необходимо учитывать и качественный состав пищи. Она должна содержать достаточное количество витаминов и минеральных солей, так как они способствуют нормальному перевариванию и всасыванию питательных веществ.
Практическая работа № 5.
«Анализ недельного меню школьной столовой»
Тема 10. Нормы питания.
Суточное количество пищи, необходимое для покрытия энергетических затрат в организме, называется нормой питания. Зная энергетическую ценность пищевых продуктов, можно рассчитать необходимое их количество.
При составлении норм питания следует учитывать, что соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:3,8.
Физиологические нормы суточного рациона для лиц умственного труда предусматривают потребление 800-1000 г овощей и фруктов (сырых, варёных, тушёных), 400-500 г молочных и молочнокислых продуктов (в том числе 25-30 г творога, 15-20 г сыра, 15-20 г сметаны), 100-150 г мяса, 1 яйца, 100-150 г хлеба, 20-25 г растительного и 15-20 г сливочного масла, 20-25 г сахара.
Соблюдение норм питания обеспечивает нормальную массу тела взрослого человека. Масса тела, превышающая допустимую на 10-15%, считается избыточной. Если же превышение составляет более чем 15-20%, то говорят об ожирении.
Особое внимание уделяется продуктам животного происхождения. Для обеспечения нормальных процессов обмена необходимы незаменимые аминокислоты, поэтому животные белки должны составлять до 60% от общего их количества.
Изучение питания учащихся школы.
Анализ сбалансированности и распределения суточного рациона питания.
Практическая работа № 6
«Анализ суточного питания школьника»
Тема 11. Составление дневного рациона питания.
Практическая работа № 7.
«Составление дневного рациона питания».
Тема 12 - 16. Проектная деятельность.
Примерные темы проектно-исследовательских работ:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Знать:
• общую характеристику способов питания;
• значение питательных веществ, их поступление с пищей, функции органических веществ;
• познакомиться с составом продуктов питания и их энергетической ценностью;
• понятие «диетология», «рациональное питание»;
• традиции питания народов мира, в том числе народов Крайнего Севера;
• рекомендации, необходимые для выработки здоровых привычек питания, правила безопасного питания во время путешествий;
• последствия превышения калорийности пищи над энергозатратами организма, а также недостаточного поступления питательных веществ в организм.
Научиться:
• анализировать информацию на упаковках продуктов питания;
• определять энергетическую ценность продуктов по обозначениям на упаковках и используя готовые таблицы;
• определять суточный рацион питания человека по готовым таблицам;
• рассчитывать реальное количество энергии, получаемой учеником во время приёма пищи;
• составлять таблицы и диаграммы на основе имеющихся данных;
• проводить социологический опрос.
Приложение.
Практическая работа № 1.
Тема: Содержание белка в пищевых продуктах.
Объекты исследования: белок сырого яйца, желток сырого яйца, молоко, мясная вытяжка.
Реактивы и оборудование: сульфат меди, гидроксид натрия, концентрированная азотная кислота, концентрированный этиловый спирт, оборудование для нагревания веществ, пробирки, держатель для пробирок.
Цель: Исследовать продукты на содержание белка и доказать общие свойства белков.
Организация работы: Класс делится на группы. Каждая исследует один из объектов. Проводятся опыты:
ксантопротеиновая реакция
биуретовая реакция
термическая денатурация
денатурация концентрированной кислотой
денатурация концентрированным спиртом
денатурация концентрированной щелочью
Результаты сравниваются и заносятся в таблицу.
Объект
Реактивы
Белок яйца
Желток яйца
Молоко
Мясная вытяжка
Опыт 1
рисунок
Записывается результаты опытов
Опыт 2
Опыт 3
Опыт 4
Опыт 5
Опыт 6
Практическая работа № 3.
Исследование углеводов и продуктов питания на их содержание.
Объекты исследования: глюкоза, сахароза, крахмал, мёд,
натуральный сок (любой), мука, крупы (любые).
Оборудование и реактивы: сульфат меди, гидроксид натрия, раствор йода,
пробирки, оборудование для нагревания, держатель для пробирок.
Цель работы: познакомиться с качественными реакциями на углеводы и
исследовать продукты питания на их содержание.
План работы:
Учащиеся все вместе проводят качественные реакции на глюкозу, сахарозу, крахмал.
Проводят исследование а) сока, б) мёда на содержание глюкозы.
Проводят обнаружение крахмала в муке и крупах.
Получение искусственного мёда.
Опыт 2 (А). Обнаружению глюкозы в ягодах и фруктах
(можно использовать свежевыжатый сок или консервированный)
Разбавить сок водой вдвое и прилить к полученному раствору равный объём щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте пробирку со смесью в пламени спиртовки. Образуется желтый, а затем красный осадок.
Опыт 4. Получение искусственного мёда. (Можно использовать в качестве творческого домашнего задания)
О б о р у д о в а н и е : сахар, лимонная кислота, коническая колбочка на 200 мл, стеклянная палочка, штатив с кольцом, водяная баня.
Приготовьте в конической колбе 100 мл раствора сахара в виде негустого сиропа. Добавьте к полученному раствору 1 г лимонной кислоты и нагревайте смесь на водяной бане 40 - 45 минут. Получающийся при этом густой и вязкий сироп - искусственный мёд - представляет собой смесь глюкозы и фруктозы.
Практическая работа № 6
«Анализ суточного питания школьника»
Изучение питания учащихся школы и отображение его в виде таблиц и диаграмм.
Каждый учащийся опрашивает 5 - 10 школьников (во внеурочное время, одного класса о предпочтениях питания на завтрак, обед и ужин; о времени приёма пищи и продолжительности приёма пищи («на ходу», быстро, не торопясь). Данные оформляются в виде таблицы.
Таблица 2. Рацион питания школьников
№
Завтрак
Обед
Ужин
Блюдо, продукты
Время приёма пищи
Продол
житель
ность
Блюдо, продукты
Время приёма пищи
Продол
житель
ность
Блюдо, продукты
Время приёма пищи
Продол
житель
ность
Практическая работа № 7.
«Составление дневного рациона питания».
Используя данные таблицы «Химический состав и калорийность пищевых продуктов» рассчитать калорийность пищи, которая должна быть не менее 2200-2400 ккал. Оформить в виде таблицы.
Таблица 3. Пищевой рацион
Режим питания
Наименование блюд
Перечень продуктов, составляющих блюдо
Вес продуктов
Калорийность продукта в 100 гр
Калорийность в блюде
Питательность в 100 гр продукта
Питательность данного блюда
белки
углеводы
жиры
белки
углеводы
жиры
Завтрак (дома)
Итого:
Итого:
Школьный завтрак
Итого:
Итого:
Обед
Итого:
Итого:
Ужин
Итого:
Итого:
Итого в сутки:
Итого в сутки:
Сбалансированность 1:1:3,8(4)
Распределение суточного рациона .
Составить дневной рацион питания для школьника.