- Преподавателю
- Химия
- Рабочие программы по факультативному курсу
Рабочие программы по факультативному курсу
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Буракова И.П. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное учреждение
«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель МО
Заместитель
Приказ №_____
________________
руководителя
от «_____»
/_______________/
по УВР
___________20____
ФИО
_______________
Протокол № ____
/______________/
Директор
от
ФИО
_________________
«___»________20__г
«____»______20__г
Болюх Л.В.
Рабочая программа
по Истории химии
_10_класс
Базовый уровень
2014-2015 учебный год
Всего часов в год__35___
Всего часов в неделю __1__
Буракова И.П., учитель химии
Педстаж:__28__лет
Алыгджер , 2014
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько программ факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были подкреплены изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов. Поэтому нами была поставлена задача разработки учебно-методического комплекта для элективного курса по истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические рекомендации для учителя, приводится описание лабораторных и демонстрационных опытов, темы дискуссий и конференций. Кроме того, в состав учебно-методического комплекта входит также хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий, которые сопровождаются краткими биографическими сведениями об авторах, а также вопросами и заданиями к приведенным в хрестоматии текстам.
В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках. Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и самостоятельное планирование учебно-исследовательских работ. Эволюцию знаний о строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным опытам.
По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие, теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература, в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.
Основная задача курса - проследить эволюцию основных химических идей и представлений от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния основополагающих моментов и нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии, что должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и, в определенной степени, их профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить учащихся с основными направлениями химической науки: общей, неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной химией, а также с основами химической технологии.
Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10-м и11-м классе. Курс рассчитан на 70 учебных часов в течение года, по 35 учебных часов в каждом классе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс
Т е м а I. Ранний период развития химии- 8часов
1. Зарождение химии в Древнем мире. Химические представления в древности. Использование биологических процессов (брожение). Использование технических процессов (спекание, сплавление). Развитие ремесел: гончарное и стекольное производства, выплавка металлов, получение красок и эмалей, ядов и лекарств. Первые теоретические обобщения. Древнегреческая натурфилософия.
2. Химия в период Средневековья. Алхимия, ее достижения, значение и влияние на развитие химии. Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия. Практическая химия. Техническая химия. Ятрохимия.
Персоналии: Ибн Сина (Авиценна), Г.Агрикола, Ф.А.Парацельс.
Знать: Основы химических знаний в древней Греции, развитие ремёсел, работы Авиценны, Агриколы и Парацельса
Уметь: Составлять рефераты об учёных-алхимиках
Т е м а II. Становление химии как науки-10 часов
3. Первые научные представления в химии. Возрождение атомистики. Развитие атомистических представлений. Пневматическая химия. Открытие и исследование диоксида углерода, азота, водорода, кислорода.
4. Первые химические теории. Начало точных измерений в химии. Теория флогистона. Кислородная теория окисления, горения и дыхания.
5. Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии. Представления о химическом сродстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава веществ. Законы кратных и объемных отношений. Закон Авогадро. Новый взгляд на элементы. Атомные веса и символы элементов. Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент».
6. Основные направления химии. Разделение химии. Неорганическая химия. Органическая химия. Аналитическая химия. Физическая химия.
Персоналии: Р.Бойль, М.В.Ломоносов, И.Б. ван Гельмонт, Дж. Пристли, Дж. Блэк, Г.Кавендиш, К.В.Шееле, Г.Э.Шталь, А.Л.Лавуазье, К.Л.Бертолле, Ж.Л.Пруст, Дж.Дальтон, Ж.Л.Гей-Люссак, А.Авогадро, Й.Я.Берцелиус, С.Канниццаро, Г.Дэви, Р.В.Бунзен, Ф.Велер, В.Оствальд, Я.Г.Вант-Гофф.
Знать: О развитии атомно-молекулярного учения
Уметь: решать задачи на определение количественных отношений
Т е м а III. Развитие неорганической химии-16 часов
7. Периодический закон. Первые попытки систематизации элементов. Открытие периодического закона. Заполнение пробелов в периодической системе. Появление новых групп элементов.
8. Новая металлургия. Новые методы получения обычной и легированной стали. Развитие цветной металлургии. Производство алюминия. Порошковая металлургия.
9. Прикладная неорганическая химия. Связывание азота. Появление фотографии. Изобретение спичек. Получение новых синтетических неорганических материалов: особо твердые вещества на полупроводники, сверхпроводники.
10. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения. Координационная теория. Русская школа координационной химии. Соединения благородных газов.
Персоналии: Г.Гесс, Д.И.Менделеев, У.Рамзай, Н.С.Курнаков, А.Вернер, Л.А.Чугаев.
Знать: Об истории открытия Периодического закона
Уметь: Составлять атомные формулы элементов
Учебно-тематическое планирование курса
№
Темы учебного курса
Количество часов
1
Ранний период развития химии
8
2
Становление химии как науки
10
3
Развитие неорганической химии
16
4
Обобщающий урок
1
итого
35
Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по «Истории химии» в 10-ом классе
№
Содержание изучаемого курса
Кол-во часов
Дата проведения
Фактическ.
Тема№1 Раннее развитие химии
8
1
Зарождение химии в древнем мире
1
2
Использование биологических процессов (Брожение)
1
3
Использование технических процессов (плавление и спекание)
1
4
Развитие ремёсел: производство стекла
1
5
Развитие ремёсел: выплавка металлов. Производство лаков и красок
1
6
Развитие ремёсел: производство ядов и лекарств
1
7
Первые теоретические обобщения
1
8
Древнегреческая натурфилософия
1
Тема №2 Становление химии как науки
10
9
Первые научные представления о химии. Зарождение атомистики
1
10
Пневматическая химия
1
11
Открытие и изучение диоксида углерода, водорода, азота и кислорода
1
12
Первые химические теории. Начало точных измерений в химии.
1
13
Теория флогистона
1
14
Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии
1
15
Закон Авогадро
1
16
Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент»
1
17
Основные направления химии
1
18
Разделение химии
1
Тема №3 Развитие неорганической химии
16
19
Периодический закон. Первые попытки систематизации химических элементов
1
20
Открытие Периодического закона
1
21
Заполнение пробелов в Периодической системе
1
22
Новая металлургия. Новые способы получения легированной стали
1
23
Развитие цветной металлургии
1
24
Производство алюминия
1
25
Порошковая металлургия
1
26
Прикладная неорганическая химия. Связывание азота
1
27
Появление фотографии
1
28
Изобретение спичек
1
29
Получение новых сверхтвёрдых материалов
1
30
Проводники и полупроводники
1
31
Открытие новых классов неорганических соединений
1
32
Комплексные соединения
1
33
Координационная теория
1
34
Обобщающий урок по курсу «Основы неорганической химии»
1
35
Резервный урок
1
итого
35
Учебно-методический комплект
Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а
Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ. З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.; Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М. История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1975, 480 с.;
Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 512 с.; Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований. Под ред. М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир, 2002, 292 с.; Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Исторический процесс развития взаимодействия естественно-научных знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.; Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И. Откровенная наука. Беседы со знаменитыми химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред. М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472 с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, 1988-1998; Химия: Энциклопедия химических элементов. Под ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432 с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.; Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. XVII-ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое сентября», 1999, 320 с.
Муниципальное казенное учреждение
«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель МО
Заместитель
Приказ №_____
________________
руководителя
от «_____»
/_______________/
по УВР
___________20____
ФИО
_______________
Протокол № ____
/______________/
Директор
от
ФИО
_________________
«___»________20__г
«____»______20__г
Болюх Л.В.
Рабочая программа
по Истории химии
_11_класс
Базовый уровень
2014-2015 учебный год
Всего часов в год__34___
Всего часов в неделю __1__
Буракова И.П., учитель химии
Педстаж:__28__лет
Алыгджер , 2014
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько программ факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были подкреплены изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов. Поэтому нами была поставлена задача разработки учебно-методического комплекта для элективного курса по истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические рекомендации для учителя, приводится описание лабораторных и демонстрационных опытов, темы дискуссий и конференций. Кроме того, в состав учебно-методического комплекта входит также хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий, которые сопровождаются краткими биографическими сведениями об авторах, а также вопросами и заданиями к приведенным в хрестоматии текстам.
В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках. Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и самостоятельное планирование учебно-исследовательских работ. Эволюцию знаний о строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным опытам.
По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие, теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература, в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.
Основная задача курса - проследить эволюцию основных химических идей и представлений от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния основополагающих моментов и нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии, что должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и, в определенной степени, их профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить учащихся с основными направлениями химической науки: общей, неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной химией, а также с основами химической технологии.
Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10-м и11-м классе. Курс рассчитан на 70 учебных часов в течение года, по 35 учебных часов в каждом классе
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11класс
Т е м а 1. Развитие органической химии-12 часов
11. Первые шаги органической химии. Использование элементного анализа для исследования органических соединений. Возникновение представлений о синтезе органических веществ. Первые теории в органической химии. Представления о валентности. Теория строения органических веществ.
12. Синтетическая органическая химия. Появление синтетических красителей. Исследование и синтез белков и других биологически важных веществ. Развитие химии высокомолекулярных соединений. Нефтепереработка. Каталитические превращения углеводородов. Синтез элементоорганических соединений. Силиконы, фторуглероды. Синтез металлоорганических соединений.
13. Физическая органическая химия. Химическая связь в органических веществах. Современные представления о строении органических веществ. Теории резонанса и представления о мезомерии. Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций.
Персоналии: Ю.Либих, М.Бертло, Ж.Б.Дюма, Ш.Ф.Жерар, О.Лоран, А.Кекуле, А.М.Бутлеров, Н.Н.Зинин, А.В.Гофман, А.Байер, Э.Г.Фишер, Ф.Сенгер, Р.Б.Вудворд, В.Н.Ипатьев, С.В.Лебедев, Н.Д.Зелинский, А.Н.Несмеянов, Л.Полинг, А.Е.Арбузов.
Знать: Основы органической химии
Уметь: распознавать классы органических соединений
Т е м а 2. Развитие аналитической химии-6 часов
14. Качественный анализ. Зарождение аналитической химии. Появление систематического качественного анализа. Система группового анализа. Использование аналитических реагентов. Спектральный оптический анализ.
15. Количественный анализ. Появление весовых и объемных методов анализа. Развитие определения ионов в водных растворах.
16. Новые методы анализа. Появление микроанализа. Физико-химические методы разделения смесей. Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе.
Персоналии: Т.Е.Ловиц, М.С.Цвет.
Знать: основные методы аналитической химии
Уметь: определять вещества при помощи методов аналитической химии
Т е м а 3. Развитие физической химии -12 часов
17. Химическая термодинамика. Появление термохимии. Становление термодинамики. Учение о химическом равновесии.
18. Химическая кинетика. Учение о скорости химической реакции. Возникновение и развитие катализа.
19. Электрохимия. Электрохимические теории. Законы электролиза. Изучение термодинамики электрохимических реакций.
20. Учение о растворах. Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований. Коллоидная химия.
21. Строение вещества. Открытие электрона. Открытие радиоактивности. Развитие представлений о строении атома. Появление квантовой химии. Учение о химической связи.
22. Ядерная химия. Исследование ядерных реакций. Синтез новых доурановых и трансурановых элементов.
Персоналии: Дж.У.Гиббс, В.Нернст, И.Р.Пригожин, С.А.Аррениус, А.Вольта, М.Фарадей, П.И.В.Дебай, Л.Онсагер, И.Ленгмюр, М.Склодовская-Кюри, Ф.Содди, Р.С.Малликен.
Знать: о развитии физической химии
Уметь: составлять уравнения ядерных реакций
Т е м а 4. Современная химия-4 часа
23. Взаимосвязь химии с другими науками. Математическая химия. Химическая физика. Биохимия и молекулярная биология. Изучение структуры белка, гемоглобина, нуклеиновых кислот. Геохимия. Космохимия.
24. Новые направления в химии. Физические методы в химии. Супрамолекулярная химия. Биотехнологии. Нанотехнологии.
Персоналии: В.И.Вернадский, Н.Н.Семенов, С.Хиншелвуд, Р.Вильштеттер, Дж.Уотсон, Ф.Крик.
Знать: взаимосвязь химии с другими науками
Уметь: использовать новые направления в химии
Учебно-тематическое планирование курса
№
Темы учебного курса
Количество часов
1
Развитие органической химии
12
2
Развитие аналитической химии
6
3
Развитие физической химии
12
4
Современная химия
4
итого
34
Примечание: Ввиду отъезда выпускников для сдачи ЕГЭ, уроки 33 и 34 объеденины.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «История химии» в 11-ом классе
№
Содержание изучаемого курса
Кол-во часов
Дата проведения
Фактич.
Тема№1 Развитие органической химии
12
1
Первые шаги становления органической химии
1
2
Использование элементного анализа для исследования органических соединений.
1
3
Возникновение представлений о синтезе органических веществ. Первые теории в органической химии. Представления о валентности.
1
4
Теория строения органических веществ
1
5
Появление синтетических красителей.Силиконы, фторуглероды. Синтез металлоорганических соединений.
1
6
Исследование и синтез белков и других биологически важных веществ
1
7
Развитие химии высокомолекулярных соединений. Нефтепереработка. Каталитические превращения углеводородов. Синтез элементоорганических соединений
1
8
Химическая связь в органических веществах.
1
9
Современные представления о строении органических веществ
1
10
Теории резонанса и представления о мезомерии
1
11
Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций
1
12
Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций
1
Тема №2 Развитие аналитической химии
6
13
Зарождение аналитической химии. Появление систематического качественного анализа.
1
14
Система группового анализа. Использование аналитических реагентов. Спектральный оптический анализ
1
15
Появление весовых и объемных методов анализа.
1
16
Развитие определения ионов в водных растворах.
1
17
Появление микроанализа. Физико-химические методы разделения смесей. Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе.
1
18
Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе
1
Тема№3 Развитие физической химии
12
19
Появление термохимии. Становление термодинамики.
1
20
Учение о химическом равновесии.
1
21
Учение о скорости химической реакции.
1
22
Возникновение и развитие катализа
1
23
Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований.
.
1
24
Коллоидная химия.
1
25
Открытие электрона. Открытие радиоактивности
1
26
Развитие представлений о строении атома. Появление квантовой химии. Учение о химической связи
1
27
Исследование ядерных реакций.
1
28
Синтез новых доурановых и трансурановых элементов.
1
Т е м а 4 Современная химия
4
29
Математическая химия. Химическая физика. Биохимия и молекулярная биология.
1
30
Изучение структуры белка, гемоглобина, нуклеиновых кислот. Геохимия. Космохимия.
1
31
Физические методы в химии..
1
32
Супрамолекулярная химия. Биотехнологии. Нанотехнологии
1
33,34
Обобщающий урок
1
итого
33
Учебно-методический комплект
Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а
Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ. З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.; Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М. История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1975, 480 с.;
Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 512 с.; Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований. Под ред. М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир, 2002, 292 с.; Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Исторический процесс развития взаимодействия естественно-научных знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.; Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И. Откровенная наука. Беседы со знаменитыми химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред. М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472 с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, 1988-1998; Химия: Энциклопедия химических элементов. Под ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432 с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.; Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. XVII-ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое сентября», 1999, 320 с.