Рабочие программы по факультативному курсу

Предлагаю вашему вниманию рабочие прогаммы факультативного курса "История химии" для 10-11 классов, разработанные на основе авторской программы Савинкиной Е.В., Логиновой Г.П., Плоткина С.С.     В данной программе рассматриваются этапы развития химии с глубокой древности и до наших дней. В программу включены вопросы, которые не рассматриваются в базовом учебнике. Кроме этого имеются вопросы практического характера. Данный курс предусматривает расширение кругозора учащихся и повышает мотивацию к ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель

Приказ №_____

________________

руководителя

от «_____»

/_______________/

по УВР

___________20____

ФИО

_______________

Протокол № ____

/______________/

Директор

от

ФИО

_________________

«___»________20__г

«____»______20__г

Болюх Л.В.


Рабочая программа

по Истории химии



_10_класс



Базовый уровень

2014-2015 учебный год

Всего часов в год__35___

Всего часов в неделю __1__

Буракова И.П., учитель химии

Педстаж:__28__лет

Алыгджер , 2014

Пояснительная записка

В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько программ факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были подкреплены изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов. Поэтому нами была поставлена задача разработки учебно-методического комплекта для элективного курса по истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические рекомендации для учителя, приводится описание лабораторных и демонстрационных опытов, темы дискуссий и конференций. Кроме того, в состав учебно-методического комплекта входит также хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий, которые сопровождаются краткими биографическими сведениями об авторах, а также вопросами и заданиями к приведенным в хрестоматии текстам.

В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках. Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и самостоятельное планирование учебно-исследовательских работ. Эволюцию знаний о строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным опытам.

По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие, теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература, в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.

Основная задача курса - проследить эволюцию основных химических идей и представлений от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния основополагающих моментов и нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии, что должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и, в определенной степени, их профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить учащихся с основными направлениями химической науки: общей, неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной химией, а также с основами химической технологии.

Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10-м и11-м классе. Курс рассчитан на 70 учебных часов в течение года, по 35 учебных часов в каждом классе



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс

Т е м а I. Ранний период развития химии- 8часов

1. Зарождение химии в Древнем мире. Химические представления в древности. Использование биологических процессов (брожение). Использование технических процессов (спекание, сплавление). Развитие ремесел: гончарное и стекольное производства, выплавка металлов, получение красок и эмалей, ядов и лекарств. Первые теоретические обобщения. Древнегреческая натурфилософия.

2. Химия в период Средневековья. Алхимия, ее достижения, значение и влияние на развитие химии. Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия. Практическая химия. Техническая химия. Ятрохимия.

Персоналии: Ибн Сина (Авиценна), Г.Агрикола, Ф.А.Парацельс.

Знать: Основы химических знаний в древней Греции, развитие ремёсел, работы Авиценны, Агриколы и Парацельса

Уметь: Составлять рефераты об учёных-алхимиках

Т е м а II. Становление химии как науки-10 часов

3. Первые научные представления в химии. Возрождение атомистики. Развитие атомистических представлений. Пневматическая химия. Открытие и исследование диоксида углерода, азота, водорода, кислорода.

4. Первые химические теории. Начало точных измерений в химии. Теория флогистона. Кислородная теория окисления, горения и дыхания.

5. Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии. Представления о химическом сродстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава веществ. Законы кратных и объемных отношений. Закон Авогадро. Новый взгляд на элементы. Атомные веса и символы элементов. Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент».

6. Основные направления химии. Разделение химии. Неорганическая химия. Органическая химия. Аналитическая химия. Физическая химия.

Персоналии: Р.Бойль, М.В.Ломоносов, И.Б. ван Гельмонт, Дж. Пристли, Дж. Блэк, Г.Кавендиш, К.В.Шееле, Г.Э.Шталь, А.Л.Лавуазье, К.Л.Бертолле, Ж.Л.Пруст, Дж.Дальтон, Ж.Л.Гей-Люссак, А.Авогадро, Й.Я.Берцелиус, С.Канниццаро, Г.Дэви, Р.В.Бунзен, Ф.Велер, В.Оствальд, Я.Г.Вант-Гофф.

Знать: О развитии атомно-молекулярного учения

Уметь: решать задачи на определение количественных отношений

Т е м а III. Развитие неорганической химии-16 часов

7. Периодический закон. Первые попытки систематизации элементов. Открытие периодического закона. Заполнение пробелов в периодической системе. Появление новых групп элементов.

8. Новая металлургия. Новые методы получения обычной и легированной стали. Развитие цветной металлургии. Производство алюминия. Порошковая металлургия.

9. Прикладная неорганическая химия. Связывание азота. Появление фотографии. Изобретение спичек. Получение новых синтетических неорганических материалов: особо твердые вещества на полупроводники, сверхпроводники.

10. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения. Координационная теория. Русская школа координационной химии. Соединения благородных газов.

Персоналии: Г.Гесс, Д.И.Менделеев, У.Рамзай, Н.С.Курнаков, А.Вернер, Л.А.Чугаев.

Знать: Об истории открытия Периодического закона

Уметь: Составлять атомные формулы элементов









Учебно-тематическое планирование курса

Темы учебного курса

Количество часов

1

Ранний период развития химии

8

2

Становление химии как науки

10

3

Развитие неорганической химии

16

4

Обобщающий урок

1

итого

35











Календарно-тематическое планирование факультативных занятий по «Истории химии» в 10-ом классе

Содержание изучаемого курса

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическ.

Тема№1 Раннее развитие химии

8

1

Зарождение химии в древнем мире

1

2

Использование биологических процессов (Брожение)

1

3

Использование технических процессов (плавление и спекание)

1

4

Развитие ремёсел: производство стекла

1

5

Развитие ремёсел: выплавка металлов. Производство лаков и красок

1

6

Развитие ремёсел: производство ядов и лекарств

1

7

Первые теоретические обобщения

1

8

Древнегреческая натурфилософия

1

Тема №2 Становление химии как науки

10

9

Первые научные представления о химии. Зарождение атомистики

1

10

Пневматическая химия

1

11

Открытие и изучение диоксида углерода, водорода, азота и кислорода

1

12

Первые химические теории. Начало точных измерений в химии.

1

13

Теория флогистона

1

14

Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии

1

15

Закон Авогадро

1

16

Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент»

1

17

Основные направления химии

1

18

Разделение химии

1

Тема №3 Развитие неорганической химии

16

19

Периодический закон. Первые попытки систематизации химических элементов

1

20

Открытие Периодического закона

1

21

Заполнение пробелов в Периодической системе

1

22

Новая металлургия. Новые способы получения легированной стали

1

23

Развитие цветной металлургии

1

24

Производство алюминия

1

25

Порошковая металлургия

1

26

Прикладная неорганическая химия. Связывание азота

1

27

Появление фотографии

1

28

Изобретение спичек

1

29

Получение новых сверхтвёрдых материалов

1

30

Проводники и полупроводники

1

31

Открытие новых классов неорганических соединений

1

32

Комплексные соединения

1

33

Координационная теория

1

34

Обобщающий урок по курсу «Основы неорганической химии»

1

35

Резервный урок

1

итого

35





Учебно-методический комплект

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а

Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ. З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.; Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М. История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1975, 480 с.;
Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 512 с.; Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований. Под ред. М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир, 2002, 292 с.; Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Исторический процесс развития взаимодействия естественно-научных знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.; Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И. Откровенная наука. Беседы со знаменитыми химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред. М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472 с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, 1988-1998; Химия: Энциклопедия химических элементов. Под ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432 с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.; Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. XVII-ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое сентября», 1999, 320 с.



Муниципальное казенное учреждение

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель

Приказ №_____

________________

руководителя

от «_____»

/_______________/

по УВР

___________20____

ФИО

_______________

Протокол № ____

/______________/

Директор

от

ФИО

_________________

«___»________20__г

«____»______20__г

Болюх Л.В.


Рабочая программа

по Истории химии



_11_класс



Базовый уровень

2014-2015 учебный год

Всего часов в год__34___

Всего часов в неделю __1__

Буракова И.П., учитель химии

Педстаж:__28__лет

Алыгджер , 2014

Пояснительная записка

В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько программ факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были подкреплены изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов. Поэтому нами была поставлена задача разработки учебно-методического комплекта для элективного курса по истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические рекомендации для учителя, приводится описание лабораторных и демонстрационных опытов, темы дискуссий и конференций. Кроме того, в состав учебно-методического комплекта входит также хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий, которые сопровождаются краткими биографическими сведениями об авторах, а также вопросами и заданиями к приведенным в хрестоматии текстам.

В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках. Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и самостоятельное планирование учебно-исследовательских работ. Эволюцию знаний о строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным опытам.

По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие, теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература, в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.

Основная задача курса - проследить эволюцию основных химических идей и представлений от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния основополагающих моментов и нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии, что должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и, в определенной степени, их профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить учащихся с основными направлениями химической науки: общей, неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной химией, а также с основами химической технологии.

Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10-м и11-м классе. Курс рассчитан на 70 учебных часов в течение года, по 35 учебных часов в каждом классе

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11класс

Т е м а 1. Развитие органической химии-12 часов

11. Первые шаги органической химии. Использование элементного анализа для исследования органических соединений. Возникновение представлений о синтезе органических веществ. Первые теории в органической химии. Представления о валентности. Теория строения органических веществ.

12. Синтетическая органическая химия. Появление синтетических красителей. Исследование и синтез белков и других биологически важных веществ. Развитие химии высокомолекулярных соединений. Нефтепереработка. Каталитические превращения углеводородов. Синтез элементоорганических соединений. Силиконы, фторуглероды. Синтез металлоорганических соединений.

13. Физическая органическая химия. Химическая связь в органических веществах. Современные представления о строении органических веществ. Теории резонанса и представления о мезомерии. Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций.

Персоналии: Ю.Либих, М.Бертло, Ж.Б.Дюма, Ш.Ф.Жерар, О.Лоран, А.Кекуле, А.М.Бутлеров, Н.Н.Зинин, А.В.Гофман, А.Байер, Э.Г.Фишер, Ф.Сенгер, Р.Б.Вудворд, В.Н.Ипатьев, С.В.Лебедев, Н.Д.Зелинский, А.Н.Несмеянов, Л.Полинг, А.Е.Арбузов.

Знать: Основы органической химии

Уметь: распознавать классы органических соединений

Т е м а 2. Развитие аналитической химии-6 часов

14. Качественный анализ. Зарождение аналитической химии. Появление систематического качественного анализа. Система группового анализа. Использование аналитических реагентов. Спектральный оптический анализ.

15. Количественный анализ. Появление весовых и объемных методов анализа. Развитие определения ионов в водных растворах.

16. Новые методы анализа. Появление микроанализа. Физико-химические методы разделения смесей. Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе.

Персоналии: Т.Е.Ловиц, М.С.Цвет.

Знать: основные методы аналитической химии

Уметь: определять вещества при помощи методов аналитической химии

Т е м а 3. Развитие физической химии -12 часов

17. Химическая термодинамика. Появление термохимии. Становление термодинамики. Учение о химическом равновесии.

18. Химическая кинетика. Учение о скорости химической реакции. Возникновение и развитие катализа.

19. Электрохимия. Электрохимические теории. Законы электролиза. Изучение термодинамики электрохимических реакций.

20. Учение о растворах. Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований. Коллоидная химия.

21. Строение вещества. Открытие электрона. Открытие радиоактивности. Развитие представлений о строении атома. Появление квантовой химии. Учение о химической связи.

22. Ядерная химия. Исследование ядерных реакций. Синтез новых доурановых и трансурановых элементов.

Персоналии: Дж.У.Гиббс, В.Нернст, И.Р.Пригожин, С.А.Аррениус, А.Вольта, М.Фарадей, П.И.В.Дебай, Л.Онсагер, И.Ленгмюр, М.Склодовская-Кюри, Ф.Содди, Р.С.Малликен.

Знать: о развитии физической химии

Уметь: составлять уравнения ядерных реакций

Т е м а 4. Современная химия-4 часа

23. Взаимосвязь химии с другими науками. Математическая химия. Химическая физика. Биохимия и молекулярная биология. Изучение структуры белка, гемоглобина, нуклеиновых кислот. Геохимия. Космохимия.

24. Новые направления в химии. Физические методы в химии. Супрамолекулярная химия. Биотехнологии. Нанотехнологии.

Персоналии: В.И.Вернадский, Н.Н.Семенов, С.Хиншелвуд, Р.Вильштеттер, Дж.Уотсон, Ф.Крик.

Знать: взаимосвязь химии с другими науками

Уметь: использовать новые направления в химии



Учебно-тематическое планирование курса

Темы учебного курса

Количество часов

1

Развитие органической химии

12

2

Развитие аналитической химии

6

3

Развитие физической химии

12

4

Современная химия

4

итого

34

Примечание: Ввиду отъезда выпускников для сдачи ЕГЭ, уроки 33 и 34 объеденины.









Календарно-тематическое планирование факультативного курса «История химии» в 11-ом классе

Содержание изучаемого курса

Кол-во часов

Дата проведения

Фактич.

Тема№1 Развитие органической химии

12

1

Первые шаги становления органической химии

1

2

Использование элементного анализа для исследования органических соединений.

1

3

Возникновение представлений о синтезе органических веществ. Первые теории в органической химии. Представления о валентности.

1

4

Теория строения органических веществ

1

5

Появление синтетических красителей.Силиконы, фторуглероды. Синтез металлоорганических соединений.

1

6

Исследование и синтез белков и других биологически важных веществ

1

7

Развитие химии высокомолекулярных соединений. Нефтепереработка. Каталитические превращения углеводородов. Синтез элементоорганических соединений

1

8

Химическая связь в органических веществах.

1

9

Современные представления о строении органических веществ

1

10

Теории резонанса и представления о мезомерии

1

11

Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций

1

12

Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций

1

Тема №2 Развитие аналитической химии

6

13

Зарождение аналитической химии. Появление систематического качественного анализа.

1

14

Система группового анализа. Использование аналитических реагентов. Спектральный оптический анализ

1

15

Появление весовых и объемных методов анализа.

1

16

Развитие определения ионов в водных растворах.

1

17

Появление микроанализа. Физико-химические методы разделения смесей. Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе.

1

18

Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе

1

Тема№3 Развитие физической химии

12

19

Появление термохимии. Становление термодинамики.

1

20

Учение о химическом равновесии.

1

21

Учение о скорости химической реакции.

1

22

Возникновение и развитие катализа

1

23

Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований.

.

1

24

Коллоидная химия.

1

25

Открытие электрона. Открытие радиоактивности

1

26

Развитие представлений о строении атома. Появление квантовой химии. Учение о химической связи

1

27

Исследование ядерных реакций.

1

28

Синтез новых доурановых и трансурановых элементов.

1

Т е м а 4 Современная химия

4

29

Математическая химия. Химическая физика. Биохимия и молекулярная биология.

1

30

Изучение структуры белка, гемоглобина, нуклеиновых кислот. Геохимия. Космохимия.

1

31

Физические методы в химии..

1

32

Супрамолекулярная химия. Биотехнологии. Нанотехнологии

1

33,34

Обобщающий урок

1

итого

33





Учебно-методический комплект

Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а

Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ. З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.; Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М. История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1975, 480 с.;
Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 512 с.; Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований. Под ред. М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир, 2002, 292 с.; Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Исторический процесс развития взаимодействия естественно-научных знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.; Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И. Откровенная наука. Беседы со знаменитыми химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред. М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472 с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, 1988-1998; Химия: Энциклопедия химических элементов. Под ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432 с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.; Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в химии. XVII-ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое сентября», 1999, 320 с.





© 2010-2022