Методическая разработка Современный урок в свете требований ФГОС

  В методической разработке мастер- класса «Современный   урок по химии в свете требований ФГОС»    урок-исследование «Азот – источник танталовых мук человечества». Представлены требования к современному уроку, к уроку – исследования,  принципы деятельности педагога,  этапы урока- исследования, формы и методы работы по созданию условий  для исследовательской деятельности детей, методы работы по выдвижению и решению учебных проблем, технологическая карта. Предлагается работа по заполнению техноло...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс «Современный урок химии в свете требований ФГОС»

« Урок - это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора эрудиции»

В.А.Сухомлинский

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!!!

(Н.Рыленков)

«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: « А ты что делал целый день?» И тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу».

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: «А я принимал участие в строительстве Храма».

Так и на наших уроках радость от процесса познания, удовольствие от преодоления трудностей получают дети, которые сами являются активными участниками образовательной деятельности. Это такие уроки, когда планирование, организация и управление осуществляется на основе абсолютного паритетного сотрудничества всех участников процесса познания. Это уроки, которые мы отнесли к модулю саморазвития и профессионального самоопределения. И прежде всего - это уроки - исследования, это такие уроки, где ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико - преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Именно на таких уроках возможно формирование универсальных учебных действий за которыми стоят компетентности.

Большую помощь в подготовке таких уроков оказывают технологические карты.

Я для себя разработала такую карту, которая мне удобна.

Попробуем в процессе работы заполнить карту.

Ị этап Ориентировочно - мотивационный ( 2 слайд)

Песня:

Я над землёю нахожусь,

Меня там много, я горжусь, что в атмосфере занимаю столько места.

Меня узнали вы народ, ну да, конечно, я азот.

Для вас я газ уже давным давно известный.

Я бесцветный газ и полезен знаю я для вас……..

Вы из воздуха меня извлечь давным давно старались.

Сколько долгих лет химиков учёных ваших цвет

Только мной одним в лаборатории и занимались.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

Формируемые УУД

О каком элементе пойдёт речь?

Об азоте

Мотивационный приём с опорой на эмоциональную сферу.

Когда человек начинает знакомиться с новым предметом, темой, то всегда возникают вопросы, зачем нужно изучать этот предмет, чем интересна , значима эта тема.
По словам американского биохимика Камена: « Азот - это вечный источник танталовых мук человечества, это вечные терзания голода среди океана изобилия» По данным ООН, одна треть населения планеты голодает. Каждую минуту несколько человек умирает именно по этой причине. (3слайд)

Почему азот связывают с проблемами нехватки пищи, голода?

Сообщение учащегося (4 слайд)

В 1972г английский химик Даниэль Резерфорд открыл новый газ, а в 1773 году французский химик Антуан Лавуазье обнаружил, что мыши погибают в атмосфере этого газа и дал ему название «азот», что значит «негодный для жизни». На самои деле азот вполне заслужил бы имя «биогениум», что значит «рождающий жизнь». Основой любого живого организма является белок. В состав белка входит азот. Установлено, что азот составная часть каждой клетки живого организма независимо от того, будет ли это невесомая бактерия или 150 - тонная туша кита. Человеку в сутки необходимо употреблять 12-17 грамм азота в составе белковой пищи.

Проблемный вопрос

Как можно решить проблему голода?

Решение проблемы на втором этапе урока

Постановка учебной проблемы

2 этап. Операционно - исполнительский (5 слайд)

Тема«Источник танталовых мук человечества»

Девиз « В любом труде, в любом творенье - необходимо вдохновенье» (6слайд)

Работа по инструкционным картам.

Определение объекта исследования.

Объект - азот и его соединения (7 слайд)

Определение предмета исследования.

Предмет исследования - строение и свойства соединений азота.

Формулирование гипотезы исследования.

Гипотеза: Если будут получены соединения азота, усваиваемые растениями, то проблема голода будет решена. ( 8 слайд)

Организация исследовательской деятельности, целеполагание.

Рассматривают строение атома азота, записывают в тетради. 1б

Самостоятельная работа по таблице

Сколько валентных электронов в атоме азота?

3

Эвристическая беседа

Что вы можете сказать об активности атома азота?

Какие соединения образует?

Активен, образует соединения.

Вспоминают формулы соединений азота, записывают в тетради. 1б

Эвристическая беседа

Самостоятельная работа

Проверим версии. Работаем по инструкционной карте.


Рассматривают строение молекулы азота и делают вывод о его пассивности.

Активные методы: анализ

Исходя из строения азот пассивен и не усваивается растениями несмотря на то, что в воздухе 78% азота по объёму и над 1км кв. земной поверхности находится 8 млн. тонн (9слайд).

Учащиеся формулируют задачу, которые они должны решить - Найти пути усвоения азота.

Уточняют гипотезу: Если будут найдены пути связывания азота, то проблема голода будет решена. ( 10 слайд)


Нахождение степеней окисления азота в соединениях. ( аммиаке и азотной кислоте)1б

Самостоятельная работа

проверка

Определение окислителя и восстановителя. Причины. 1б

Самостоятельная работа Проверка. доказательство

Определение наиболее устойчивого вещества. Причины. 1б

Самостоятельная работа. Проверка. Доказательство

Исследование свойств веществ. Решение проблемы будут ли они усваиваться растениями.

Проверка первой версии ( аммиака) ( работа по инструкционной карте). Проверяется среда индикатором. (среда щелочная) 1б

Исследование

Лакмус синий в щелочах

Это каждый знает

А щёлочь как известно кожу разъедает.

Следовательно это среда опасная для жизни. Можно ли вносить в почву?

Нет

исследование

Вещество активное, жидкость агрессивная. Особенный характер проявляет.

Во встречах с индикатором цвет она меняет.

С лакмусом метиловым глаз поднять не смеет, видно от смущения сразу розовеет.

Исследование свойств азотной кислоты.

Определение среды раствора 1б

Среда кислая

Действует на белок. Белок разрушается.

Приливается в почву. Вытесняется оксид углерода.

Вывод: В почву вносить нельзя.

исследование

А что делать ?



Какая связь?

Нейтрализовать.

При взаимодействии этих веществ с друг другом образуются нейтральное по характеру вещество- соль. Нитрат аммония-1б

Связь - донорно - акцепторная 1б 11слайд

Постановка учебной проблемы

Это соль плодородия. Она усваивается растениями 12 слайд

Активный метод: вывод.

3 этап. Рефлексивно - оценочный. 13слайд.

«Жизнь ставит цели науке, наука освещает путь жизни». Этими словами Михайловского начинаем третий этап урока 14 слайд.

Мы установили, что нитраты усваиваются растениями, исследуем листья растений, если качественным реактивом на азот является дифениламин.

Исследование на дифениламин.

Вывод. Синее окрашивание листьев свидетельствует о наличии азота. 1б

исследование

Слайд 14 Пищевая цепь. Беседа по пищевой цепи.

Растения усваивают азотные удобрения, растениями питаются животные, человек, употребляя белок животных, получает азот, необходимый для жизни.

Итак, что вы сделали?

Из веществ, которые не усваиваются растениями, получили вещество, которое усваивается растениями.

Нашли путь связывания азота.

Нельзя забывать о том, что всё должно быть в меру. Избыток нитратов в продуктах может привести к отравлениям.

Представление результатов исследовательской работы.

« Обнаружение нитратов в продуктах питания»

Заканчиваю урок словами. Слайд 15

Элементы и атомы

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой,

Самой творческой из наук.

Учащиеся считают количество поставленных баллов и выставляют

отметки.

10-12б - «5»

8-9б-«4»

6-7 б- «3»

Самооценка






© 2010-2022