• Преподавателю
  • Химия
  • Интегрированный урок: ( математика + химия): «Решение расчётных задач на массовую и объёмную доли»

Интегрированный урок: ( математика + химия): «Решение расчётных задач на массовую и объёмную доли»

Современному школьнику необходимо усвоить большой объём знаний, сохранив при этом целостное восприятие мира. Интегрированные уроки способны помочь в решении этой задачи. Данный урок позволяет  сформировать у учащихся умения решения расчетных задач по теме, сократить время, затрачиваемое на их выполнение в тестовой форме.        Задачи на расчет массовой и объёмной  долей компонентов в смеси встречаются в заданиях ГИА как по химии, так и  по математике . поэтому данная тема , на взгляд авторов. я...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок: ( математика + химия ): « Решение расчётных задач на массовую и объёмную доли»

Цель урока: Задачи урока.

  1. Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».

  2. Развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения, методику составления конверта Пирсона.

  3. Воспитывать гордость за свой регион, расширять кругозор учащихся, за счет привлечения материалов национально-регионального компонента.

Оборудование урока: инструктивные карты, задачи, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся

Учитель химии: Сегодня у вас, ребята, будет необычный урок. Его будут вести сразу два учителя : учитель математики: Надежда Владимировна

Учитель математики: И учитель химии - Ирина Викторовна. А сейчас запишите тему урока ( слайд №1, учащиеся записывают тему урока в тетрадь) Как вы уже поняли, сегодня мы займёмся решением задач.

Учитель химии: Но, прежде всего, мы хотим показать вам портрет учёного , очень хорошо , если вы знаете , о ком идёт речь, в противном случае вам предстоит определить: каким видом деятельности он мог заниматься. Итак, ваши предположения. ( демонстрируется портрет Вант-Гоффа, слайд №2 )

Интегрированный урок: ( математика + химия ): « Решение расчётных задач на массовую и объёмную доли»

Учащиеся высказывают предположения.

Учитель химии: Внимание на экран, сейчас мы проверить правильность ваших предположений.( демонстрируется слайд № 3 )

Итак, речь идёт о Якобе Вант-Гоффе. Он родился 30 августа 1852 года Роттердаме. В 1871 году он стал студентом естественно-математического факультета Лейденского университета. На следующий год Вант-Гофф перешёл в Боннский университет, чтобы изучать химию под руководством Фридриха Кекуле. Два года спустя он продолжил свои исследования в Парижском университете, где в 1874 году завершил работу над диссертацией, посвящённой исследованию некоторых органических кислот. В 1878 году, вернувшись в Нидерланды, он защитил диссертацию по математике, и ему было присвоено звание- доктор математики. В последующие годы , Вант-Гофф много и плодотворно работал над изучением свойств разбавленных растворов, что способствовало развитию теории электролитической диссоциации. В 1901 году он был удостоен Нобелевской премии по химии за открытие законов химической динамики в растворах. Вант-Гофф писал о себе: «Двойное стремление: к математике, с одной стороны, и к химии- с другой, проявилось во всех моих научных устремлениях».

Учитель математики: По сути дела, Вант-Гофф создал математическую химию- раздел теоретической химии, посвящённой новым применениям математики к химическим задачам. Две науки - математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике. Мы говорим в химии « Массовая (объемная) доля компонента в смеси», на математике рассчитываем процентный состав смеси.

Учитель математики: ( слайд № 4 ) Итак, цель сегодняшнего урока определена - это решение задачи на смеси.

Учитель химии: Вспомним, из курса химии 8 класса. Что такое смесь? Как можно классифицировать смеси? ( Слайд 5.)

Смесь - это система, состоящая из двух и более компонентов.

Смеси бывают: жидкие, твердые, газообразные.

Смеси бывают: однородные и неоднородные.

Где мы встречаем смеси?

( Слайд 6). Смеси окружают нас повсюду: атмосфера (воздух); гидросфера(вода), литосфера(горные породы); смеси есть в биосистемах, в продуктах производимых человеком(растворах, сплавах).

Расчеты, связанные со смесями, мы проводили на уроках химии по схеме: (Слайд 7)

На уроках математики расчет вели, составляя пропорции. (Слайд 8).

III. Постановка цели урока и ее реализация

Учитель математики: Сегодня на уроке мы будем решать задачи, используя свои знания, полученные на химии и математике.

Учитель химии демонстрирует опыт: горение бенгальского огня.

Задача 1 ( слайд №9) : Бенгальский огонь - красивейшее зрелище сгорания алюминия и железа в кислороде. На изготовление одной бенгальской свечи расходуется 5 г смеси, содержащей 2,2 г железа и 0,25 г алюминия. Определите процентное содержание железа и алюминия в одной свече.

Учитель химии вызывает к доске учащегося, который решает данную задачу. В случае необходимости учитель помогает ему с решением.

Учитель химии: В материалах ГИА по математике и по химии часто встречаются задачи на смешивание растворов. Для решения таких задач можно пользоваться двумя методами: алгебраическим и химическим.

( демонстрируются слайды №,№ 10,11 , учитель математики и учитель химии поясняют сущность методов).

Учитель математики: А теперь давайте решим задачу, которая в прошлом году была представлена в демоверсии ГИА по математике ( слайд №12)

Задача: Смешали 30% и 10% растворы соляной кислоты и получили 600 г 15% раствора. Сколько грамм каждого вещества взяли?

Задачи данного блока могут быть решены двумя способами. Они применяются нами в разных классах при решении химических и математических задач на «Смеси».

Слайд № 13 : Алгебраический метод (учитель математики)

(учитель математики) Алгебраический:

I раствор - х (г) - 30% кислота - 0,3х

II раствор - у (г) - 10% кислота - 0,1у

Смесь: 600(г) - 15% кислота = > 0,15*600=90(г)

0,15*600=90(г) - кислоты содержит смесь

тогда:

0,3х+0,1у=90

х+у=600

у=450

х=150

Ответ: 150(г) и 450(г)

Слайд № 14 : Квадрат Пирсона (учитель химии). Скоростным и бесспорно более выигрышным по времени способом является метод Пирсона.

Решение: (учитель химии) "Конверт Пирсона":

30%

5%

3 - 450г.

600г.

15%

5

10%

15%

1 - 150г.

600 : (1+3) = 150г. - 10% раствор.

150*3 = 450г. - 30% раствор.

Далее учитель химии предлагает классу решить три задачи ( слайд №15), учащиеся каждого ряда решают соответственно задачу под № 1, или №2, или №3, причём те, кто обычно решают вариант под №1, решают задачу математическим способом, а ребята с варианта №2, решают задачу химическим способом. Через определённое время учителя вызывают на выбор кого-либо из учеников и те решают задачу у доски. Затем демонстрируются слайды №16,17,18 с решениями соответствующих задач.

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок. (слайд №19)



© 2010-2022