- Преподавателю
- Химия
- Интегрированный урок: ( математика + химия): «Решение расчётных задач на массовую и объёмную доли»
Интегрированный урок: ( математика + химия): «Решение расчётных задач на массовую и объёмную доли»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курдюкова И.В. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок: ( математика + химия ): « Решение расчётных задач на массовую и объёмную доли»
Цель урока: Задачи урока.
-
Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».
-
Развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения, методику составления конверта Пирсона.
-
Воспитывать гордость за свой регион, расширять кругозор учащихся, за счет привлечения материалов национально-регионального компонента.
Оборудование урока: инструктивные карты, задачи, презентация.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся
Учитель химии: Сегодня у вас, ребята, будет необычный урок. Его будут вести сразу два учителя : учитель математики: Надежда Владимировна
Учитель математики: И учитель химии - Ирина Викторовна. А сейчас запишите тему урока ( слайд №1, учащиеся записывают тему урока в тетрадь) Как вы уже поняли, сегодня мы займёмся решением задач.
Учитель химии: Но, прежде всего, мы хотим показать вам портрет учёного , очень хорошо , если вы знаете , о ком идёт речь, в противном случае вам предстоит определить: каким видом деятельности он мог заниматься. Итак, ваши предположения. ( демонстрируется портрет Вант-Гоффа, слайд №2 )
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель химии: Внимание на экран, сейчас мы проверить правильность ваших предположений.( демонстрируется слайд № 3 )
Итак, речь идёт о Якобе Вант-Гоффе. Он родился 30 августа 1852 года Роттердаме. В 1871 году он стал студентом естественно-математического факультета Лейденского университета. На следующий год Вант-Гофф перешёл в Боннский университет, чтобы изучать химию под руководством Фридриха Кекуле. Два года спустя он продолжил свои исследования в Парижском университете, где в 1874 году завершил работу над диссертацией, посвящённой исследованию некоторых органических кислот. В 1878 году, вернувшись в Нидерланды, он защитил диссертацию по математике, и ему было присвоено звание- доктор математики. В последующие годы , Вант-Гофф много и плодотворно работал над изучением свойств разбавленных растворов, что способствовало развитию теории электролитической диссоциации. В 1901 году он был удостоен Нобелевской премии по химии за открытие законов химической динамики в растворах. Вант-Гофф писал о себе: «Двойное стремление: к математике, с одной стороны, и к химии- с другой, проявилось во всех моих научных устремлениях».
Учитель математики: По сути дела, Вант-Гофф создал математическую химию- раздел теоретической химии, посвящённой новым применениям математики к химическим задачам. Две науки - математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике. Мы говорим в химии « Массовая (объемная) доля компонента в смеси», на математике рассчитываем процентный состав смеси.
Учитель математики: ( слайд № 4 ) Итак, цель сегодняшнего урока определена - это решение задачи на смеси.
Учитель химии: Вспомним, из курса химии 8 класса. Что такое смесь? Как можно классифицировать смеси? ( Слайд 5.)
Смесь - это система, состоящая из двух и более компонентов.
Смеси бывают: жидкие, твердые, газообразные.
Смеси бывают: однородные и неоднородные.
Где мы встречаем смеси?
( Слайд 6). Смеси окружают нас повсюду: атмосфера (воздух); гидросфера(вода), литосфера(горные породы); смеси есть в биосистемах, в продуктах производимых человеком(растворах, сплавах).
Расчеты, связанные со смесями, мы проводили на уроках химии по схеме: (Слайд 7)
На уроках математики расчет вели, составляя пропорции. (Слайд 8).
III. Постановка цели урока и ее реализация
Учитель математики: Сегодня на уроке мы будем решать задачи, используя свои знания, полученные на химии и математике.
Учитель химии демонстрирует опыт: горение бенгальского огня.
Задача 1 ( слайд №9) : Бенгальский огонь - красивейшее зрелище сгорания алюминия и железа в кислороде. На изготовление одной бенгальской свечи расходуется 5 г смеси, содержащей 2,2 г железа и 0,25 г алюминия. Определите процентное содержание железа и алюминия в одной свече.
Учитель химии вызывает к доске учащегося, который решает данную задачу. В случае необходимости учитель помогает ему с решением.
Учитель химии: В материалах ГИА по математике и по химии часто встречаются задачи на смешивание растворов. Для решения таких задач можно пользоваться двумя методами: алгебраическим и химическим.
( демонстрируются слайды №,№ 10,11 , учитель математики и учитель химии поясняют сущность методов).
Учитель математики: А теперь давайте решим задачу, которая в прошлом году была представлена в демоверсии ГИА по математике ( слайд №12)
Задача: Смешали 30% и 10% растворы соляной кислоты и получили 600 г 15% раствора. Сколько грамм каждого вещества взяли?
Задачи данного блока могут быть решены двумя способами. Они применяются нами в разных классах при решении химических и математических задач на «Смеси».
Слайд № 13 : Алгебраический метод (учитель математики)
(учитель математики) Алгебраический:
I раствор - х (г) - 30% кислота - 0,3х
II раствор - у (г) - 10% кислота - 0,1у
Смесь: 600(г) - 15% кислота = > 0,15*600=90(г)
0,15*600=90(г) - кислоты содержит смесь
тогда:
0,3х+0,1у=90
х+у=600
у=450
х=150
Ответ: 150(г) и 450(г)
Слайд № 14 : Квадрат Пирсона (учитель химии). Скоростным и бесспорно более выигрышным по времени способом является метод Пирсона.
Решение: (учитель химии) "Конверт Пирсона":
30%
5%
3 - 450г.
600г.
15%
5
10%
15%
1 - 150г.
600 : (1+3) = 150г. - 10% раствор.
150*3 = 450г. - 30% раствор.
Далее учитель химии предлагает классу решить три задачи ( слайд №15), учащиеся каждого ряда решают соответственно задачу под № 1, или №2, или №3, причём те, кто обычно решают вариант под №1, решают задачу математическим способом, а ребята с варианта №2, решают задачу химическим способом. Через определённое время учителя вызывают на выбор кого-либо из учеников и те решают задачу у доски. Затем демонстрируются слайды №16,17,18 с решениями соответствующих задач.
-
Подведение итогов урока и выставление оценок. (слайд №19)