Факультативный курс «ЗАГЛЯНЕМ В МИР ХИМИИ»

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Факультативный курс «ЗАГЛЯНЕМ В МИР ХИМИИ» химии составлен на основе авторской программы по химии Штремплера Г. (рекомендовано Министерством образования Саратовской области).

Основными целями курса являются:

- подготовка обучающихся к более успешному и осознанному достижению установленных образовательными стандартами личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по химии в 8-9 классах, которая в рамках, отведенных на ее изучение двух учебных часов в неделю, осваивается школьниками с большим трудом;

- формирование представления о химии, развитие интереса к данной области знаний и убеждений в значении химической науки и химической технологии в современном обществе;

- ознакомление с трудовой и творческой деятельностью специалистов химического профиля.

Задачей курса «ЗАГЛЯНЕМ В МИР ХИМИИ» в аспекте предметных результатов освоения образовательной программы является ознакомление учащихся с химическим лабораторным оборудованием, химической символикой и простейшими расчетами. Отдельный раздел программы отводится изучению свойств различных веществ, их значению в жизнедеятельности человека и в быту.

Кроме этого программа курса предполагает:

-развитие интересов учащихся в области химии и проведение профориентационной работы;

-дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в развитии общества;

-расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении и методах получения веществ и материалов;

-расширение научного мировоззрения учащихся и уточнение естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

-воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

-подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.

Наряду с образовательными задачами, курс предполагает решение воспитательных задач и развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.

Теоретической базой курса служат химия, биология и физика. Расширяя и углубляя межпредметные знания, умения и навыки, полученные на уроках природоведения, физики, биологии, экологии и географии, учащиеся овладевают элементами химических знаний.


общая характеристика курса «ЗАГЛЯНЕМ В МИР ХИМИИ»

На первых занятиях курса школьники знакомятся с предметом и задачами химии, а также с базовыми понятиями этой науки; более подробно знакомятся с химическим кабинетом, посудой и лабораторным оборудованием. Обязательно проводится развернутый инструктаж по технике безопасности работы в химическом кабинете с соответствующей его регистрацией в журнале химического кабинета.

Занятия курса целесообразно начинать с краткого обзора и повторения материала, рассмотренного на предыдущих занятиях. Проверяется выполнение домашнего задания, которое сводится в основном проведению домашнего химического эксперимента. Затем решаются основные задачи занятия, предусмотренные планом в соответствии с программой. Этот этап работы должен выполняться с максимальным использованием наглядности (эксперимента) и самостоятельности учащихся. Для этого программой предусмотрен методический прием опережающего домашнего задания. Выполнение таких заданий потребует активного поиска необходимой информации, в первую очередь, в сети Интернет, и даст возможность обучающиеся осознанно участвовать в обсуждении вопросов новой темы.

Ознакомление учащихся с теоретическим материалом разделов курса должно сопровождаться выполнением учебного химического эксперимента по определению свойств рассматриваемых веществ. Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента являются его безопасность, доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь с жизнью. Техника и методика химического эксперимента подробно описана в рекомендуемых источниках информации. Не следует заменять натурный химический эксперимент видеоматериалами и виртуальными опытами.

Предполагается возможность вариативного разноуровневого проведения курса на основе педагогики сотрудничества учителя и ученика с применением оптимального сочетания различных методов обучения. Повысить эффективность курса (в зависимости от условий школы) можно также, если проводить занятия на базе средних и высших специальных образовательных учреждений, в тесном сотрудничестве с лабораториями химического профиля.

В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, оформлять полученные сведения в виде творческих проектов и стенных газет, рефератов. Тематика проектных работ, рефератов и стенных газет определяется индивидуально в соответствии и исходя из содержания пропедевтического курса.

Итоги работы курса рекомендуется подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, выставки, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей.

Основными идеями (концепциями) курса являются:

-химическая наука служит интересам человечества, и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;

-материальное единство веществ и живых организмов основано на эволюционно сложившемся обмене веществ между организмом и окружающей средой;

-человек и окружающая среда взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости;

- прочные знаний химии необходимы не только специалистам-химикам, врачам, ветеринарам, агрономам, но и каждому человеку, чтобы грамотно пользоваться всеми достижениями химической науки и химической технологии.


Место в учебном плане.

Согласно учебному плану на изучение факультативного курса отводится 35 часов, из расчета - 1 учебный час в неделю из вариативной части учебного плана.

Основное содержание тесно переплетено с курсом химии 8 класса и призвано подготовить учащихся к осознанному восприятию и успешному усвоению базового курса. С другой стороны, должен возбудить интерес к химии, максимально реализовать как межпредметные связи и связь с жизнью, так и возможности выхода школьника на будущую профессию.


содержание курса «заглянем в мир химии»


Введение (2 часа)

1. Вводный урок. Химия - наука о веществах. Из чего состоят вещества? Химическое вещество. Физическое тело. Знакомство с химическим кабинетом. Инструктаж по технике безопасности при проведении химического эксперимента. Можно ли химические опыты проводить в домашних условиях?

2. Практическая работа. Техника работы со штативом, горелкой, химической посудой и реактивами.

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе: strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/osnovy_tekhniki_laboratornykh_rabot_v_khimkabinete/6-1-0-38.

Вещества вокруг нас (31 час)

3.Вещества вокруг нас. Состав и строение вещества. Свойства веществ. (Описание свойств мела, воды, сахара).

4-5.Чистые вещества и смеси. Как описать свойства вещества или смеси? Демонстрационный эксперимент: Способы разделения смесей (отстаивание, фильтрование, выпаривание, дистилляция, перегонка, хроматография).

Методическое сопровождение к урокам 3-5 в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/laboratornyj_praktikum_pervonachalnye_khimicheskie_ponjatija/6-1-0-1.

6. Практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли».

Методическое сопровождение к уроку в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/laboratornyj_praktikum_pervonachalnye_khimicheskie_ponjatija/6-1-0-1.

7. Химический язык. Знаки химических элементов. Химические формулы. Химические элементы в организме человека.

Методическое сопровождение к уроку в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/publ/klassifikacija_khimicheskikh_ehlementov_v_antropologii/1-1-0-9.

8-9. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе. Решение расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в веществе.

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/khimicheskie_zadachi/shkolniku_na_zametku_kak_reshat_khimicheskie_zadachi/5-1-0-15.

10. Простые вещества. Металлы и неметаллы. Демонстрационный эксперимент: Демонстрация коллекций металлов и неметаллов. Обсуждение их свойств, на основе которых эти вещества используются в деятельности человека.

11. Сложные вещества. Пространственное строение молекул сложных веществ. Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/uchebnyj_ehksperiment_tipy_khimicheskikh_reakcij/6-1-0-52.

12-13. Валентность. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Бинарные соединения. Составление формул по валентности в бинарных соединениях.

14-15. Определение состава вещества. Вывод химической формулы. Решение задач на вывод химической формулы.

Методическое сопровождение к урокам 12-15 в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/khimicheskie_zadachi/shkolniku_na_zametku_zadachi_na_opredelenie_formuly_veshhestva/5-1-0-36.

16. Физические явления. Химические явления. Химические реакции. Сущность химических реакций. Признаки протекания химических реакций.

Методическое сопровождение к уроку в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/laboratornyj_praktikum_pervonachalnye_khimicheskie_ponjatija/6-1-0-1.

17-18. Воздух. Состав воздуха. Барометр (воздух имеет вес). Исследуем воздух на содержание азота и кислорода. Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/laboratornyj_praktikum_pervonachalnye_khimicheskie_ponjatija/6-1-0-1.

19-20. Кислород. История открытия кислорода. Описание физических свойств кислорода. Кислород в жизни человека. Условия горения веществ. Условия прекращения горения веществ.

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/laboratornyj_praktikum_pervonachalnye_khimicheskie_ponjatija/6-1-0-1.

21. Вода. Виды природной воды. Дистиллированная вода. Растворяющая способность воды. Таблица растворимости веществ.

22. «Исследуем природную воду на содержание солей, газов, хлоридов, сульфатов, железа и органических веществ».

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/ehlektivnye_kursy_i_proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja/fiziko_khimicheskij_analiz_vody_pochvy_i_vozdukha/7-1-0-16.

23-24. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества.

Методическое сопровождение к урокам 21-24 в электронных ресурсах:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/laboratornyj_praktikum_pervonachalnye_khimicheskie_ponjatija/6-1-0-1.

strempler.ucoz.ru/load/khimicheskie_zadachi/shkolniku_na_zametku_zadachi_po_teme_quot_rastvory_quot/5-1-0-27.

25-26. Почва. Состав почвы. Главные свойства почвы (плодородие, водопроницаемость, водопоглощаемость).

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/ehlektivnye_kursy_i_proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja/fiziko_khimicheskij_analiz_vody_pochvy_i_vozdukha/7-1-0-16.

Методическое сопровождение к домашнему заданию смотрите в электронном ресурсе: strempler.ucoz.ru/load/ehlektivnye_kursy_i_proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja/proektnaja_rabota_quot_vlijanie_nekotorykh_veshhestv_na_prorastanie_semjan_pshenicy_quot/7-1-0-118.

27- 28. Органические вещества. Углеводы. Процесс фотосинтеза.

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/uchebnyj_ehksperiment_pri_izuchenii_organicheskikh_veshhestv/6-1-0-22.

29-30. Органические вещества Жиры. Значение в жизнедеятельности организмов.

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/uchebnyj_ehksperiment_pri_izuchenii_organicheskikh_veshhestv/6-1-0-22.

31-32. Органические вещества. Белки. Значение для живой природы. Беседа о здоровом питании.

Методическое сопровождение к урокам в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/uchebnyj_ehksperiment_pri_izuchenii_organicheskikh_veshhestv/6-1-0-22.

33. Молоко и молочные продукты. Что пишут на упаковках молочных продуктов? Если на упаковке написано «масло», может ли там быть не сливочное масло

Методическое сопровождение к уроку в электронном ресурсе:

strempler.ucoz.ru/load/ehlektivnye_kursy_i_proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja/ehlektivnyj_kurs_khimija_okruzhajushhej_sredy/7-1-0-176.

Примечание. Методическое сопровождение по общим вопросам организации дидактических игр в обучении химии в электронном ресурсе: strempler.ucoz.ru/load/zanimatelnaja_khimija/didakticheskie_igry_i_zanimatelnost/4-1-0-21.

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (2 часа)

Отчеты и презентации учеников по итогам выполнения проектных работ; резервные часы. Защита проектных работ и стендовых докладов.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

1. Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов/ Г.И. Штремплер. М.: Дрофа, 2008. 413, [3].

2. Штремплер Г.И. Домашняя химическая лаборатория. Книга для учащихся. Москва: Просвещение - "Учебная Литература". 1996.- 94 с.

3. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в обучении химии /Учебное издание/ Москва: Дрофа, 2003-2005 два издания. - 96 с.: ил.

4. Злотников Э.Г., Веселова Т.А., Штремплер Г.И. и др. Внеклассная работа по химии. 8-11 кл. /Учебное издание/ Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 133 с. (серия Библиотека учителя химии).

5. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. - М.: Дрофа, 2007. - 256 с.

6. Штремплер Г.И. [Электронный ресурс]: Методика обучения химии. // Штремплер Г.И. Учебный химический эксперимент / [Электронный ресурс] URL: strempler.ucoz.ru/load//uchebnyj_khimicheskij_ehksperiment/ (дата обращения 20.05.2014). Загл. с экрана. Яз. рус.

7. Штремплер Г.И. [Электронный ресурс]: Методика обучения химии. // Штремплер Г.И. Домашняя химическая лаборатория/ [Электронный ресурс] URL: strempler.ucoz.ru/load/ domashnjaja_khimicheskaja_laboratorija/ (дата обращения 20.05.2014). Загл. с экрана. Яз. рус.

8. Штремплер Г.И. [Электронный ресурс]: Методика обучения химии. // Штремплер Г.И. Занимательная химия/ [Электронный ресурс] URL: strempler.ucoz.ru/load/zanimatelnaja_khimija/4/. (дата обращения 20.05.2014). Загл. с экрана. Яз. рус.

9. Штремплер Г.И. [Электронный ресурс]: Методика обучения химии. // Штремплер Г.И. Элективные курсы и проектная деятельность учащихся / [Электронный ресурс] URL: strempler.ucoz.ru/load/ ehlektivnye_kursy _i_proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja/ (дата обращения 20.05.2014). Загл. с экрана. Яз. рус.

Программа курса не предусматривает применение специального аналитического оборудования или приборов. Для проведения практических работ вполне достаточен обычный типовой перечень оборудования школьных химических кабинетов.


Результаты освоения курса «Заглянем в мир химии»


Программа курса «ЗАГЛЯНЕМ В МИР ХИМИИ» позволяет достичь определенных результатов обучения в соответствии с содержанием, построением и целями курса.

В качестве основных личностных результатов освоения программы курса необходимо выделить следующие:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.

В качестве основных метапредметных результатов освоения программы курса необходимо выделить следующие:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

5) смысловое чтение;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

В качестве основных предметных результатов освоения программы курса необходимо выделить следующие:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания;

3) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

4) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

5) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАГЛЯНЕМ В МИР ХИМИИ»


п/п

Дата

Тема

Форма занятий


Инструктаж по технике безопасности при проведении химического эксперимента. Вводный урок. Химия - наука о веществах.

Игровая форма

Дидактические игры: «Химические прятки», «Узнай-ка» «Что исчезло?»


    Техника работы со штативом, горелкой, химической посудой и реактивами.

    Практическая работа


      Вещества вокруг нас. Состав и строение вещества. Свойства веществ. (Описание свойств мела, воды, сахара).

      Беседа с игровыми приёмами, дидактическая игра «Руки вверх»


        Чистые вещества и смеси. Как описать свойства вещества или смеси?

        Исследовательская работа


          Описание свойств веществ и смесей.

          Практическая работа


            Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли».

            Практическая работа


              Химический язык. Знаки химических элементов. Химические формулы. Химические элементы в организме человека.

              Игровая форма, дидактическая игра «Химическая тайнопись», «Кто дальше»

              8-9


              Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе. Решение расчетных задач на нахождение массовой доли элемента в веществе.

              Интерактивная форма с применением игровых приемов (дидактическая игра «Эстафета расчетных формул»

              10

              Простые вещества. Металлы и неметаллы

              Интерактивные формы с применением дидактической игры «Раздели нас»

              11

              Сложные вещества. Пространственное строение молекул сложных веществ

              Игровая форма с применением дидактической игры «Найди ошибку»

              12-13

              Валентность. Вещества с постоянной и переменной валентностью. Бинарные соединения. Составление формул по валентности в бинарных соединениях.

              Интерактивная форма

              14-15

              Определение состава вещества. Вывод химической формулы. Решение задач на вывод химической формулы.

              Интерактивная форма с применением игровых приемов (дидактическая игра «Эстафета расчетных формул»)

              16

              Физические явления. Химические явления. Химические реакции. Сущность химических реакций. Признаки протекания химических реакций.

              Интерактивная форма с игровыми приёмами, дидактическая игра «Руки вверх».

              Эксперимент

              17

              Воздух. Состав воздуха. Барометр (воздух имеет вес). Исследуем воздух на содержание азота и кислорода.

              Интерактивная форма с применением приемов технологии критического мышления (прием «ЗХУ»)

              18

              Исследуем выдыхаемый воздух.

              Практическая работа

              19-20

              Кислород. История открытия кислорода. Описание физических свойств кислорода. Кислород в жизни человека. Условия горения веществ. Условия прекращения горения веществ.

              Интерактивная форма. Эксперимент.

              21

              Вода. Состав природной воды. Растворяющая способность воды. Таблица растворимости веществ.

              Интерактивная форма с применением дидактической игры «Назови вещество»

              22

              Содержание в природной воде солей, газов, хлоридов, сульфатов, железа и органических веществ.

              Практическая работа

              23

              Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества.

              Интерактивная форма

              Самостоятельная работа

              24

              Практическая работа «Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества».

              Практическая работа

              25

              Почва. Состав почвы. Главные свойства почвы (плодородие, водопроницаемость, водопоглощаемость).

              Интерактивная форма. Эксперимент

              26

              Исследуем состав почвы (песок, глина, гумус, воздух, соли).

              Практическая работа

              27

              Органические вещества. Углеводы. Процесс фотосинтеза.

              Интерактивная форма с применением приемов технологии критического мышления (прием «Кластер»)

              28

              Практическая работа № 8 «Исследуем глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку (растворение, обугливание, горение, обнаружение)».

              Практическая работа

              29

              Органические вещества Жиры. Значение в жизни живых организмов.

              Интерактивная форма с применением приема «Дерево решений»

              30

              Исследуем твердые и жидкие жиры (растворимость, плотность, состав), содержание жиров в растениях и семенах.

              Практическая работа

              31

              Органические вещества. Белки. Значение для живой природы. Беседа о здоровом питании

              Интерактивная форма с применением приема «Карусель»

              32

              Исследуем белки (растворимость, состав, денатурация, цветные реакции). Исследуем куриное яйцо. Яйцо в бутылке.

              Практическая работа

              33

              Молоко и молочные продукты. Что пишут на упаковках молочных продуктов?

              Практическая работа

              34-35

              Заключительные занятия

              Конференция


              8


              © 2010-2022