Урок –проект Углекислый газ

  Авторский урок –проект Завгороднева Наталья Сергеевна, учитель химии и биологии МБОУ « СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области».   Пояснительная записка: Класс-9 Раздел программы: Неметаллы Вклад системы знаний, умений и навыков: 1.Создать условия для развития  предметной компетенции. Показать свойства соединений углерода, значение в природе и жизни человека. 2.Создать условия для отработки умений  находить нужную и...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Авторский урок -проект

Завгороднева Наталья Сергеевна, учитель химии и биологии МКОУ

« СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области».


Пояснительная записка:

Класс-9

Раздел программы: Неметаллы

Вклад системы знаний, умений и навыков:

1.Создать условия для развития предметной компетенции. Показать свойства соединений углерода, значение в природе и жизни человека.

2.Создать условия для отработки умений находить нужную информацию с целью получения веществ.

3.Создать условия для развития исследовательской компетенции при работе в лаборатории с химическими веществами.

Тема

« Получение и применение оксида углерода.»



Девиз урока:

« Может тот, кто уверен, что может».

Цели урока:

  • учебные: Актуализировать знания о строении, физических свойствах, химических свойствах, получении и применении оксида углерода (IV).

  • развивающие: Развивать навыки проектирования и исследования при создании продукта своего труда.

  • воспитательные: Показать прикладное значение химии создавая продукт своего труда Вырабатывать чувство ответственности за порученное дело, работая в команде.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Методы опроса:

  • сообщения учащихся;

  • ответы учащихся "у доски" (по карточкам).

Методы изучения нового материала:

  • рассказ учителя;

  • сообщения учащихся;

  • эксперимент.

  • социологический опрос

Лабораторный опыт:

Получение и собирание углекислого газа; качественная реакция на углекислый газ (пропускание его через раствор известковой воды), распознавание углекислого газа (внесение тлеющей лучинки).

Оборудование и реактивы:

  • прибор для получения газов, химический стакан (для собирания углекислого газа), спиртовка, спички, лучинка;

  • раствор соляной кислоты (HCl), раствор известковой воды (Ca(OH)2),стакан с чистой водой, кусочки мрамора( мела) (CaCO3), индикатор (лакмус).

Технологии

1 Игровая.

2 Проектно- исследовательская

3.Беседа

Литература для учителя:

1. О.С. Габриелян. Химия. Учебник. 9 класс. - М., Дрофа, 2002
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М., Дрофа, 2002
3. Я иду на урок химии. Книга для учителя. 8-11 классы. - М., Первое Сентября, 2000
4. Журнал "Химия. Методика преподавания в школе. 2001. №4" (с.58-60).
5. Журнал "Химия в школе". 2004. №5 (с. 22-24).

6. Ширшина Н.В.Проектная деятельность обучающихся. Издательство « Учитель» Волгоград.








Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организация урока( 1 мин)

Приветствие обучающихся,

проверка готовности к уроку.


Приветствие учителя


2.Проверка домашнего задания



  1. Организует работу у доски

  2. Организует работу по карточкам

( приложение 1)


1. Работа у доски

А) Положение элемента углерода в ПСХЭ

Б)Строение атома углерода.

В) Химические свойства углерода.

Г) Химические свойства оксида углерода IV

3.Актуализация знаний об оксидах углерода IV

1 Организует беседу об областях применения оксида углерода IV

Учитель: Ребята, элемент какой группы изучается нами в настоящее время?

Предполагаемый ответ: Углерод 4 группа, главная подгруппа

Учитель: Какие соединения данного элементов вы знаете?

Предполагаемый ответ: Оксид углерода (II) Оксид углерода (IV)

1.Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя


4.Погружение в проект

1.Дает информацию для размышления

А) Шумная компания городских жителей решила отметить Новый год на природе, в деревенском домике с печкой. Когда дрова прогорели, они закрыли вьюшку у печки, не заглянув вовнутрь, чтобы, как они решили, тепло сохранилось дольше. Что могло случиться, но, к счастью, не произошло, так как дверь в домике очень часто была открыта?

В Италии, близ Неаполя, есть знаменитая "Собачья пещера ". В ней непрерывно выделяется и скапливается внизу углекислый газ. Человек беспрепятственно может зайти в эту пещеру, для собаки же такая прогулка кончается плохо». Почему? Ответ. Углекислый газ более тяжелый. Он скапливается тонким слоем на дне пещеры.



2.Организует работу с учебником с. 175

3.Организует беседу об областях применения оксидов углерода

Ответы: Угарный газ- хороший восстановитель металлов из оксидов, ядовитое вещество, 1% - вызывает головокружение, до 4% - тяжкие последствия, смерть

Углекислый газ- сухой лед, в огнетушителях, производство газированной воды

Вопрос: Какую газированную воду вы чаще всего покупаете?

Кто из вас пробовал дома приготовить газированные напитки?

Какие ингредиенты вы использовали?

Предполагаемый ответ: 1.лимонная кислота, сода. 2.Любой сок и баллончики с углекислым газом.

Учитель: Сегодня мы с вами попробуем изготовить экспериментальные образцы нового напитка.


1.Размышляют, дают ответы




2.Работают с учебником

3.Участвуют в беседе

5.Реализация проекта

( игровая технология)

1.Организует работу в группах « Производственных фирмах» перед которыми ставится задача ( приложение 2)

- разработать проект нового напитка.

- изготовить экспериментальные образцы нового напитка и провести испытание.

- рассчитать себестоимость разработанного товара.

- провести маркетинговые исследования и рекламную кампанию нового товара, получить сертификат качества.

2.Организует подведение итогов маркетинговых исследований

( сообщения обучающихся)












2.Организует исследовательскую работу.






3.Предлагает, разработать индивидуальный рецепт нового напитка.

( Можно воспользоваться таблицей рецептов)

( приложение 3)

Примерные варианты составов напитков

4.Организует лабораторную работу по инструктивной карточке. Воплощение рецепта.( приложение 4)

Инструктивная карточка. (Вспомните, как получают углекислый газ)!!!

1.Возьмите прибор для получения газов , положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.

2. Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку

( что наблюдаете?)

3. Конец газоотводной трубки внесите в стакан с чистой водой предварительно опустив туда лакмусовую бумагу

( что наблюдаете?)

4.Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой ( что наблюдаете?)

4.Налейте в пробирку, указанное в выбранном вами рецепте, количество воды, насыпьте лимонной кислоты, немного мнимого ароматизатора, мнимого красителя. Все смешайте стеклянной палочкой ( аккуратно), конец газоотводной трубки опустите в приготовленный раствор.

3. Сделайте вывод о возможности получения напитка в лабораторных условиях.

ЗНАЙТЕ, ЧТО В ЛАБОРАТОРИИ ПРОБОВАТЬ НА ВКУС РЕАКТИВЫ НЕЛЬЗЯ!!!

4.Придумайте название вашего напитка.

5.Организует работу по расчету себестоимости товара.

Рассчитать себестоимость товара.

Предлагает воспользоваться таблицей оптовых цен продуктов.

( приложение 5 )

1 Стоимость лимонной кислоты -4 руб за 15 г.

2. Стоимость тары - 2 руб.

3. Стоимость углекислого газа . - 5 руб за 1 литр.

4. Стоимость этикетки- 2 руб.

5 Стоимость дистиллированной воды 5 руб за 1 литр.

6.Стоимость ароматизатора / красителя- (апельсин , лимон, дюшес, ирландские сливки) -2р за 1 г.

Цены даны с учетом амортизации оборудования при их получении, стоимостью перевозки, хранения продукции.

6. Предлагает представить на утверждение сведения о товаре, об экологически опасных веществах, проект торговой этикетки, ориентировочную цену.



7. Предлагает получить «Государственный сертификат качества».

8. Предлагает провести рекламную кампанию

Презентация готовой продукции фирмами. - рассказ о механизме действия разработанного ими товара.


1.Разбиваются на группы

« Производственные фирмы», решают поставленные перед ними задачи.




2.Выступают с результатами опроса.

Сообщение ученика 1 группы Результаты опроса продавцов:

На вопрос, какие напитки пользуются спросом? Продавцы отвечают , что из-за низкой покупательной способности населения чаще всего покупаются дешевые газированные напитки , имеющиеся в ассортименте. Чаще всего « Радуга» , «Дюшес» и другие.

На предложение продавать более дешевую продукцию согласились с удовольствием, если есть сертификат качества.

Сообщение ученика 2 группы

Результаты опроса покупателей:

Более - менее состоятельные люди , и те которые регулярно получают зарплату покупают различные соки и более дорогие напитки, люди имеющие деньги от случая к случаю, покупают более дешевые напитки, которые есть в ассортименте.






2. Сотрудники фирмы рассматривают один из стандартных напитков и переписывают с этикетки его химический состав .

А) Вода- растворитель и основной компонент напитка.

Б) лимонная кислота

В) Углекислый газ- средство газирования

Г) Ароматизатор/краситель



3. Разрабатывают рецепт напитка .

Можно воспользоваться таблицей рецептов.


4.Выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.

п.1 Вспоминают способ получения СО2

п. 2 Делают вывод

о свойствах СО2

не поддерживать горение.

п.3 Делают вывод об углекислом газе как о кислотном оксиде.

п.4Делают вывод о качественных свойствах СО2

делают записи в тетрадь.


Вспоминают правила работы в лаборатории.









5.Расчитывают себестоимость товара.








6. Каждая «производственная фирма» представляет на утверждение сведения о товаре, об экологически опасных веществах, проект торговой этикетки, ориентировочную цену.



7. Получают «Государственный сертификат качества».

8. Проводят рекламную кампанию.

Каждая « фирма» рекламирует свой товар.

Итог урока.

1.Организует беседу:

Чему мы научились на сегодняшнем уроке и во время работы над проектом?

( разрабатывать, рассчитывать, экспериментировать, работать сообща в команде, едино и нестандартно мыслить, быть конкурентноспособными, предлагать свои идеи.

- Какова была цель урока?

- Достигли ли мы её?

-В чём было затруднение?

В целях профориентации : Какие профессии следует освоить, чтобы работать в производственной фирме по изготовлению напитков?

(дегустатор, проектировщик, рекламодатель, эколог, химик и др.,)

1.Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

Записать все уравнения реакций, о которых говориться в инструктивной карточке, лабораторной работы.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение

а)Проблемы экологии и здоровья человека в зависимости от содержания оксида углерода в окружающей среде, в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Делают записи в дневник.

Оценки за урок.

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди,

и не ждать тех, кто позади.

Аристотель



























Приложение 1

Карточка №1

Опишите известные вам физические и химические свойства оксида углерода II


Карточка №2

Продолжите: Адсорбция - это.....


Карточка №3

Продолжите: Аллотропия - это…

Назовите известные вам аллотропные видоизменения углерода.































Приложение 2

План работы над проектом

« Новый напиток»

- разработать проект нового напитка.

- изготовить экспериментальные образцы нового напитка и провести испытание.

- рассчитать себестоимость разработанного товара.

- провести маркетинговые исследования и рекламную кампанию нового товара, получить сертификат качества.










Приложение 3


Примерные варианты составов напитков

Ингредиенты

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Вода

10 мл

20мл

30 мл

40 мл

50

Лимонная кислота

3 г

4 г

5 г

6 г

Углекислый газ

Сильно газ.

Достаточно 0,5 л

Сильно газ Достаточно 0,5 л

Сильно газ Достаточно 0,5 л

Сильно газ Достаточно 0,5 л

Сильно газ Достаточно 0,5 л

Краситель /ароматизатор

3 г

1 г

2 г

5 г

















Приложение 4

3. Лабораторная работа . Воплощение рецепта.

Инструктивная карточка. (Вспомните, как получают углекислый газ)!!!

1.Возьмите прибор для получения газов , положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.

2. Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку

( что наблюдаете?)

3. Конец газоотводной трубки внесите в стакан с чистой водой предварительно опустив туда лакмусовую бумагу

( что наблюдаете?)

4.Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой ( что наблюдаете?)

5.Налейте в пробирку, указанное в выбранном вами рецепте, количество воды, насыпьте лимонной кислоты, немного мнимого ароматизатора, мнимого красителя. Все смешайте стеклянной палочкой ( аккуратно), конец газоотводной трубки опустите в приготовленный раствор.

6. Сделайте вывод о возможности получения напитка в лабораторных условиях.

ЗНАЙТЕ, ЧТО В ЛАБОРАТОРИИ ПРОБОВАТЬ НА ВКУС РЕАКТИВЫ НЕЛЬЗЯ!!!

7.Придумайте название вашего напитка.

3. Лабораторная работа . Воплощение рецепта.

Инструктивная карточка. (Вспомните, как получают углекислый газ)!!!

1.Возьмите прибор для получения газов , положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.

2. Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку

( что наблюдаете?)

3. Конец газоотводной трубки внесите в стакан с чистой водой предварительно опустив туда лакмусовую бумагу

( что наблюдаете?)

4.Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой ( что наблюдаете?)

5.Налейте в пробирку, указанное в выбранном вами рецепте, количество воды, насыпьте лимонной кислоты, немного мнимого ароматизатора, мнимого красителя. Все смешайте стеклянной палочкой ( аккуратно), конец газоотводной трубки опустите в приготовленный раствор.

6. Сделайте вывод о возможности получения напитка в лабораторных условиях.

ЗНАЙТЕ, ЧТО В ЛАБОРАТОРИИ ПРОБОВАТЬ НА ВКУС РЕАКТИВЫ НЕЛЬЗЯ!!!

7.Придумайте название вашего напитка.



Приложение 5

Таблица оптовых цен продуктов.

1 Стоимость лимонной кислоты -4 руб за 15 г.

2. Стоимость тары - 2 руб.

3. Стоимость углекислого газа . -5 руб за 1 л.

4. Стоимость этикетки- 2 руб.

5. Стоимость дистиллированной воды 5 руб за 1 л.

6.Стоимость ароматизатора / красителя- (апельсин , лимон, дюшес, ирландские сливки) -2р за 1 г.

Цены даны с учетом амортизации оборудования при их получении, стоимостью перевозки, хранения продукции.







© 2010-2022