- Преподавателю
- Химия
- Урок –проект Углекислый газ
Урок –проект Углекислый газ
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Завгороднева Н.С. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Авторский урок -проект
Завгороднева Наталья Сергеевна, учитель химии и биологии МКОУ
« СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области».
Пояснительная записка:
Класс-9
Раздел программы: Неметаллы
Вклад системы знаний, умений и навыков:
1.Создать условия для развития предметной компетенции. Показать свойства соединений углерода, значение в природе и жизни человека.
2.Создать условия для отработки умений находить нужную информацию с целью получения веществ.
3.Создать условия для развития исследовательской компетенции при работе в лаборатории с химическими веществами.
Тема
« Получение и применение оксида углерода.»
Девиз урока:
« Может тот, кто уверен, что может».
Цели урока:
-
учебные: Актуализировать знания о строении, физических свойствах, химических свойствах, получении и применении оксида углерода (IV).
-
развивающие: Развивать навыки проектирования и исследования при создании продукта своего труда.
-
воспитательные: Показать прикладное значение химии создавая продукт своего труда Вырабатывать чувство ответственности за порученное дело, работая в команде.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Методы опроса:
-
сообщения учащихся;
-
ответы учащихся "у доски" (по карточкам).
Методы изучения нового материала:
-
рассказ учителя;
-
сообщения учащихся;
-
эксперимент.
-
социологический опрос
Лабораторный опыт:
Получение и собирание углекислого газа; качественная реакция на углекислый газ (пропускание его через раствор известковой воды), распознавание углекислого газа (внесение тлеющей лучинки).
Оборудование и реактивы:
-
прибор для получения газов, химический стакан (для собирания углекислого газа), спиртовка, спички, лучинка;
-
раствор соляной кислоты (HCl), раствор известковой воды (Ca(OH)2),стакан с чистой водой, кусочки мрамора( мела) (CaCO3), индикатор (лакмус).
Технологии
1 Игровая.
2 Проектно- исследовательская
3.Беседа
Литература для учителя:
1. О.С. Габриелян. Химия. Учебник. 9 класс. - М., Дрофа, 2002
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М., Дрофа, 2002
3. Я иду на урок химии. Книга для учителя. 8-11 классы. - М., Первое Сентября, 2000
4. Журнал "Химия. Методика преподавания в школе. 2001. №4" (с.58-60).
5. Журнал "Химия в школе". 2004. №5 (с. 22-24).
6. Ширшина Н.В.Проектная деятельность обучающихся. Издательство « Учитель» Волгоград.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организация урока( 1 мин)
Приветствие обучающихся,
проверка готовности к уроку.
Приветствие учителя
2.Проверка домашнего задания
-
Организует работу у доски
-
Организует работу по карточкам
( приложение 1)
1. Работа у доски
А) Положение элемента углерода в ПСХЭ
Б)Строение атома углерода.
В) Химические свойства углерода.
Г) Химические свойства оксида углерода IV
3.Актуализация знаний об оксидах углерода IV
1 Организует беседу об областях применения оксида углерода IV
Учитель: Ребята, элемент какой группы изучается нами в настоящее время?
Предполагаемый ответ: Углерод 4 группа, главная подгруппа
Учитель: Какие соединения данного элементов вы знаете?
Предполагаемый ответ: Оксид углерода (II) Оксид углерода (IV)
1.Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя
4.Погружение в проект
1.Дает информацию для размышления
А) Шумная компания городских жителей решила отметить Новый год на природе, в деревенском домике с печкой. Когда дрова прогорели, они закрыли вьюшку у печки, не заглянув вовнутрь, чтобы, как они решили, тепло сохранилось дольше. Что могло случиться, но, к счастью, не произошло, так как дверь в домике очень часто была открыта?
В Италии, близ Неаполя, есть знаменитая "Собачья пещера ". В ней непрерывно выделяется и скапливается внизу углекислый газ. Человек беспрепятственно может зайти в эту пещеру, для собаки же такая прогулка кончается плохо». Почему? Ответ. Углекислый газ более тяжелый. Он скапливается тонким слоем на дне пещеры.
2.Организует работу с учебником с. 175
3.Организует беседу об областях применения оксидов углерода
Ответы: Угарный газ- хороший восстановитель металлов из оксидов, ядовитое вещество, 1% - вызывает головокружение, до 4% - тяжкие последствия, смерть
Углекислый газ- сухой лед, в огнетушителях, производство газированной воды
Вопрос: Какую газированную воду вы чаще всего покупаете?
Кто из вас пробовал дома приготовить газированные напитки?
Какие ингредиенты вы использовали?
Предполагаемый ответ: 1.лимонная кислота, сода. 2.Любой сок и баллончики с углекислым газом.
Учитель: Сегодня мы с вами попробуем изготовить экспериментальные образцы нового напитка.
1.Размышляют, дают ответы
2.Работают с учебником
3.Участвуют в беседе
5.Реализация проекта
( игровая технология)
1.Организует работу в группах « Производственных фирмах» перед которыми ставится задача ( приложение 2)
- разработать проект нового напитка.
- изготовить экспериментальные образцы нового напитка и провести испытание.
- рассчитать себестоимость разработанного товара.
- провести маркетинговые исследования и рекламную кампанию нового товара, получить сертификат качества.
2.Организует подведение итогов маркетинговых исследований
( сообщения обучающихся)
2.Организует исследовательскую работу.
3.Предлагает, разработать индивидуальный рецепт нового напитка.
( Можно воспользоваться таблицей рецептов)
( приложение 3)
Примерные варианты составов напитков
4.Организует лабораторную работу по инструктивной карточке. Воплощение рецепта.( приложение 4)
Инструктивная карточка. (Вспомните, как получают углекислый газ)!!!
1.Возьмите прибор для получения газов , положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.
2. Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку
( что наблюдаете?)
3. Конец газоотводной трубки внесите в стакан с чистой водой предварительно опустив туда лакмусовую бумагу
( что наблюдаете?)
4.Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой ( что наблюдаете?)
4.Налейте в пробирку, указанное в выбранном вами рецепте, количество воды, насыпьте лимонной кислоты, немного мнимого ароматизатора, мнимого красителя. Все смешайте стеклянной палочкой ( аккуратно), конец газоотводной трубки опустите в приготовленный раствор.
3. Сделайте вывод о возможности получения напитка в лабораторных условиях.
ЗНАЙТЕ, ЧТО В ЛАБОРАТОРИИ ПРОБОВАТЬ НА ВКУС РЕАКТИВЫ НЕЛЬЗЯ!!!
4.Придумайте название вашего напитка.
5.Организует работу по расчету себестоимости товара.
Рассчитать себестоимость товара.
Предлагает воспользоваться таблицей оптовых цен продуктов.
( приложение 5 )
1 Стоимость лимонной кислоты -4 руб за 15 г.
2. Стоимость тары - 2 руб.
3. Стоимость углекислого газа . - 5 руб за 1 литр.
4. Стоимость этикетки- 2 руб.
5 Стоимость дистиллированной воды 5 руб за 1 литр.
6.Стоимость ароматизатора / красителя- (апельсин , лимон, дюшес, ирландские сливки) -2р за 1 г.
Цены даны с учетом амортизации оборудования при их получении, стоимостью перевозки, хранения продукции.
6. Предлагает представить на утверждение сведения о товаре, об экологически опасных веществах, проект торговой этикетки, ориентировочную цену.
7. Предлагает получить «Государственный сертификат качества».
8. Предлагает провести рекламную кампанию
Презентация готовой продукции фирмами. - рассказ о механизме действия разработанного ими товара.
1.Разбиваются на группы
« Производственные фирмы», решают поставленные перед ними задачи.
2.Выступают с результатами опроса.
Сообщение ученика 1 группы Результаты опроса продавцов:
На вопрос, какие напитки пользуются спросом? Продавцы отвечают , что из-за низкой покупательной способности населения чаще всего покупаются дешевые газированные напитки , имеющиеся в ассортименте. Чаще всего « Радуга» , «Дюшес» и другие.
На предложение продавать более дешевую продукцию согласились с удовольствием, если есть сертификат качества.
Сообщение ученика 2 группы
Результаты опроса покупателей:
Более - менее состоятельные люди , и те которые регулярно получают зарплату покупают различные соки и более дорогие напитки, люди имеющие деньги от случая к случаю, покупают более дешевые напитки, которые есть в ассортименте.
2. Сотрудники фирмы рассматривают один из стандартных напитков и переписывают с этикетки его химический состав .
А) Вода- растворитель и основной компонент напитка.
Б) лимонная кислота
В) Углекислый газ- средство газирования
Г) Ароматизатор/краситель
3. Разрабатывают рецепт напитка .
Можно воспользоваться таблицей рецептов.
4.Выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.
п.1 Вспоминают способ получения СО2
п. 2 Делают вывод
о свойствах СО2
не поддерживать горение.
п.3 Делают вывод об углекислом газе как о кислотном оксиде.
п.4Делают вывод о качественных свойствах СО2
делают записи в тетрадь.
Вспоминают правила работы в лаборатории.
5.Расчитывают себестоимость товара.
6. Каждая «производственная фирма» представляет на утверждение сведения о товаре, об экологически опасных веществах, проект торговой этикетки, ориентировочную цену.
7. Получают «Государственный сертификат качества».
8. Проводят рекламную кампанию.
Каждая « фирма» рекламирует свой товар.
Итог урока.
1.Организует беседу:
Чему мы научились на сегодняшнем уроке и во время работы над проектом?
( разрабатывать, рассчитывать, экспериментировать, работать сообща в команде, едино и нестандартно мыслить, быть конкурентноспособными, предлагать свои идеи.
- Какова была цель урока?
- Достигли ли мы её?
-В чём было затруднение?
В целях профориентации : Какие профессии следует освоить, чтобы работать в производственной фирме по изготовлению напитков?
(дегустатор, проектировщик, рекламодатель, эколог, химик и др.,)
1.Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя.
Домашнее задание
Записать все уравнения реакций, о которых говориться в инструктивной карточке, лабораторной работы.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение
а)Проблемы экологии и здоровья человека в зависимости от содержания оксида углерода в окружающей среде, в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Делают записи в дневник.
Оценки за урок.
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди,
и не ждать тех, кто позади.
Аристотель
Приложение 1
Карточка №1
Опишите известные вам физические и химические свойства оксида углерода II
Карточка №2
Продолжите: Адсорбция - это.....
Карточка №3
Продолжите: Аллотропия - это…
Назовите известные вам аллотропные видоизменения углерода.
Приложение 2
План работы над проектом
« Новый напиток»
- разработать проект нового напитка.
- изготовить экспериментальные образцы нового напитка и провести испытание.
- рассчитать себестоимость разработанного товара.
- провести маркетинговые исследования и рекламную кампанию нового товара, получить сертификат качества.
Приложение 3
Примерные варианты составов напитков
Ингредиенты
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
Вода
10 мл
20мл
30 мл
40 мл
50
Лимонная кислота
2г
3 г
4 г
5 г
6 г
Углекислый газ
Сильно газ.
Достаточно 0,5 л
Сильно газ Достаточно 0,5 л
Сильно газ Достаточно 0,5 л
Сильно газ Достаточно 0,5 л
Сильно газ Достаточно 0,5 л
Краситель /ароматизатор
3 г
1 г
2 г
4г
5 г
Приложение 4
3. Лабораторная работа . Воплощение рецепта.
Инструктивная карточка. (Вспомните, как получают углекислый газ)!!!
1.Возьмите прибор для получения газов , положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.
2. Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку
( что наблюдаете?)
3. Конец газоотводной трубки внесите в стакан с чистой водой предварительно опустив туда лакмусовую бумагу
( что наблюдаете?)
4.Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой ( что наблюдаете?)
5.Налейте в пробирку, указанное в выбранном вами рецепте, количество воды, насыпьте лимонной кислоты, немного мнимого ароматизатора, мнимого красителя. Все смешайте стеклянной палочкой ( аккуратно), конец газоотводной трубки опустите в приготовленный раствор.
6. Сделайте вывод о возможности получения напитка в лабораторных условиях.
ЗНАЙТЕ, ЧТО В ЛАБОРАТОРИИ ПРОБОВАТЬ НА ВКУС РЕАКТИВЫ НЕЛЬЗЯ!!!
7.Придумайте название вашего напитка.
3. Лабораторная работа . Воплощение рецепта.
Инструктивная карточка. (Вспомните, как получают углекислый газ)!!!
1.Возьмите прибор для получения газов , положите в него небольшой кусочек мела и прилейте выданное вам количество соляной кислоты. Конец газоотводной трубки введите в пустой стакан и еще некоторое время получайте газ.
2. Внесите в стакан с углекислым газом горящую лучинку
( что наблюдаете?)
3. Конец газоотводной трубки внесите в стакан с чистой водой предварительно опустив туда лакмусовую бумагу
( что наблюдаете?)
4.Конец газоотводной трубки внесите в стакан с известковой водой ( что наблюдаете?)
5.Налейте в пробирку, указанное в выбранном вами рецепте, количество воды, насыпьте лимонной кислоты, немного мнимого ароматизатора, мнимого красителя. Все смешайте стеклянной палочкой ( аккуратно), конец газоотводной трубки опустите в приготовленный раствор.
6. Сделайте вывод о возможности получения напитка в лабораторных условиях.
ЗНАЙТЕ, ЧТО В ЛАБОРАТОРИИ ПРОБОВАТЬ НА ВКУС РЕАКТИВЫ НЕЛЬЗЯ!!!
7.Придумайте название вашего напитка.
Приложение 5
Таблица оптовых цен продуктов.
1 Стоимость лимонной кислоты -4 руб за 15 г.
2. Стоимость тары - 2 руб.
3. Стоимость углекислого газа . -5 руб за 1 л.
4. Стоимость этикетки- 2 руб.
5. Стоимость дистиллированной воды 5 руб за 1 л.
6.Стоимость ароматизатора / красителя- (апельсин , лимон, дюшес, ирландские сливки) -2р за 1 г.
Цены даны с учетом амортизации оборудования при их получении, стоимостью перевозки, хранения продукции.