- Преподавателю
- Химия
- Статья по химии на тему: Здоровье сберегающие технологии на уроках химии и биологии
Статья по химии на тему: Здоровье сберегающие технологии на уроках химии и биологии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стоцкая Л.Е. |
Дата | 27.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Л.Е. Стоцкая, преподаватель
ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж,
г.о. Тольятти
В статье рассматриваются особенности использования педагогических технологий, которые способствуют сохранению здоровья студентов, формированию общих компетенций студентов, дается характеристика структуры заданий, предназначенных для работы и др.
Здоровье - это наивысшая ценность, которая есть у любого человека.
Здоровье дороже всех богатств.
Здоровье людей во все времена было важной проблемой, а в наш век технического прогресса без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения, без ущерба для здоровья и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье студентов.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику колледжа высокий уровень реального здоровья, сформировав у него профессиональные умения и общие компетенции, только в этом случае он станет конкурентоспособным рабочим или специалистом среднего звена.
Для решения этой задачи необходимо выстроить систему, которая позволит создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития здоровья студентов.
Их применение дает возможность:
• осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия с учетом индивидуальных психологических особенностей;
• организовать самостоятельную работу студентов, научить их работать со справочным материалом;
• осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении.
Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением.
Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока не менее 60% и не более 80%;
- количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности обучающихся;
- в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем студентов, которые способствуют формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребности в нем;
- на уроке необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха;
- кабинет должен отвечать оптимальным гигиеническим условиям: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей.
На уроках химии и биологии студенты знакомятся с основными законами жизни.
Преподавание этих предметов позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии , которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках:
снятие эмоционального напряжения - использование игровых технологий, введение в урок исторических экскурсов (история открытия Периодического закона, открытие новых элементов) позволяют снять эмоциональное напряжение; использование интерактивных обучающих программ;
создание благоприятного психологического климата на уроке - доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на точку зрения студентов, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной деятельности;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни - охрана здоровья предполагает не только создание необходимых гигиенических условий для организации учебной деятельности, но и пропаганду здорового образа жизни (при изучении темы «Металлы» показываю роль металлов в жизнедеятельности организма, этот же материал использую на уроках биологии при изучении темы «Химический состав клетки», при изучении темы «Спирты» демонстрирую влияние алкоголя на организм человека - денатурация белка (на примере яичного белка), на уроке «Природные источники углеводородов» рассматривается вопрос о физиологическом воздействии отходов химической промышленности на человека и животных, а также на экологическую ситуацию в регионах нефтедобычи и нефтепереработки);
комплексное использование личностно ориентированных технологий - учитывают особенности каждого студента и направлены на раскрытие его потенциала - стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и форму материала, например задания различной сложности:
«Металлы»
На оценку «3»
На оценку «4»
На оценку «5»
Вариант 1
1. Расположите следующие элементы в порядке возрастания металлических свойств: Ca, K, Cr, V.
2. Запишите графическую схему строения атома: Na.
3. Допишите уравнения реакций:
а) Mg + O2 →
б) Mg + S →
в) Mg + HCl →
Вариант 1
1. Расположите следующие элементы в порядке возрастания металлических свойств: Rb, K, Na, Cs, Li.
2. Запишите графическую схему строения атома: Mn.
3. Составьте уравнения реакций согласно приведенной схеме:
+О2 +Н2О
Ва → ВаО → Ва(ОН)2 →
+Н2SО4
→ ВаSO4
Вариант 1
1. Расположите следующие элементы в порядке возрастания металлических свойств: Rb, K, Cu, Ca, Sc.
2. Запишите графическую схему строения атома: Cr.
3. Составьте уравнения согласно схеме:
t°
Fe → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3
Что касается наглядности, то от изучения химических свойств веществ различных классов скука проходит моментально, когда студентам демонстрируется химический эксперимент, да еще и с их привлечением в качестве добровольных помощников.
Особо следует отметить, что при внедрении ФГОС в учебный процесс, необходимо формировать ключевые компетенции у студентов. Для этого надо предоставить им возможность самостоятельно справляться с задачами в деятельности и в жизни. Одним из способов заинтересовать студентов является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью и с сохранением собственного здоровья, вовлекая студентов в исследовательские проекты и создание презентаций. Эти виды работы включают в себя следующие компетенции: учебно-познавательную (постановка целей, организация их достижения, планирование, анализ, проведение рефлексии и самооценка собственной деятельности; информационные (владение современными средствами информации), коммуникационные (навыки публичных выступлений при защите проектов и презентаций).
Кроме вышеперечисленных существует ряд других здоровьесберегающих технологий:
педагокика сотрудничества - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья;
технологии развивающего обучения - знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития;
технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов - целевая ориентация на обучение каждого студента на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Библиографический список
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.− М.: «Аркти», 2011.− 320 с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.− М.: Народное образование, 2010. - 255с.
Сериков, В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология.− Волгоград: «Перемена», 1998. - 150с.
Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии. - М.: Академия. 2010 - 285 с.
Советова, Е. В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов на Дону.: Феникс, 2007. - 285 с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 2012. - 220 с.
pedsovet.ru