• Преподавателю
  • Химия
  • Статья по химии на тему: Здоровье сберегающие технологии на уроках химии и биологии

Статья по химии на тему: Здоровье сберегающие технологии на уроках химии и биологии

В статье по химии на тему: "Здоровье сберегающие технологии на уроках химии и биологии"рассматриваются особенности использования педагогических технологий, которые способствуют сохранению здоровья студентов, формированию общих компетенций студентов, дается характеристика структуры заданий,предназначенных для работы, учитывающих особенности каждого студента, рассматриваются разнообразные психологопедагогические технологии, используемые на уроках химии и биологии Здоровье - это наивысшая ценность,...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ


Л.Е. Стоцкая, преподаватель

ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж,

г.о. Тольятти

В статье рассматриваются особенности использования педагогических технологий, которые способствуют сохранению здоровья студентов, формированию общих компетенций студентов, дается характеристика структуры заданий, предназначенных для работы и др.

Здоровье - это наивысшая ценность, которая есть у любого человека.

Здоровье дороже всех богатств.

Здоровье людей во все времена было важной проблемой, а в наш век технического прогресса без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения, без ущерба для здоровья и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье студентов.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику колледжа высокий уровень реального здоровья, сформировав у него профессиональные умения и общие компетенции, только в этом случае он станет конкурентоспособным рабочим или специалистом среднего звена.

Для решения этой задачи необходимо выстроить систему, которая позволит создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития здоровья студентов.

Их применение дает возможность:

• осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия с учетом индивидуальных психологических особенностей;

• организовать самостоятельную работу студентов, научить их работать со справочным материалом;

• осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении.

Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением.

Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока не менее 60% и не более 80%;

- количество видов учебной деятельности должно быть несколько;

- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности обучающихся;

- в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем студентов, которые способствуют формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребности в нем;

- на уроке необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха;

- кабинет должен отвечать оптимальным гигиеническим условиям: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей.

На уроках химии и биологии студенты знакомятся с основными законами жизни.

Преподавание этих предметов позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии , которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек;

- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках:

снятие эмоционального напряжения - использование игровых технологий, введение в урок исторических экскурсов (история открытия Периодического закона, открытие новых элементов) позволяют снять эмоциональное напряжение; использование интерактивных обучающих программ;

создание благоприятного психологического климата на уроке - доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на точку зрения студентов, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной деятельности;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни - охрана здоровья предполагает не только создание необходимых гигиенических условий для организации учебной деятельности, но и пропаганду здорового образа жизни (при изучении темы «Металлы» показываю роль металлов в жизнедеятельности организма, этот же материал использую на уроках биологии при изучении темы «Химический состав клетки», при изучении темы «Спирты» демонстрирую влияние алкоголя на организм человека - денатурация белка (на примере яичного белка), на уроке «Природные источники углеводородов» рассматривается вопрос о физиологическом воздействии отходов химической промышленности на человека и животных, а также на экологическую ситуацию в регионах нефтедобычи и нефтепереработки);

комплексное использование личностно ориентированных технологий - учитывают особенности каждого студента и направлены на раскрытие его потенциала - стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и форму материала, например задания различной сложности:

«Металлы»

На оценку «3»

На оценку «4»

На оценку «5»

Вариант 1

1. Расположите следующие элементы в порядке возрастания металлических свойств: Ca, K, Cr, V.

2. Запишите графическую схему строения атома: Na.

3. Допишите уравнения реакций:

а) Mg + O2

б) Mg + S →

в) Mg + HCl →

Вариант 1

1. Расположите следующие элементы в порядке возрастания металлических свойств: Rb, K, Na, Cs, Li.

2. Запишите графическую схему строения атома: Mn.

3. Составьте уравнения реакций согласно приведенной схеме:

22О

Ва → ВаО → Ва(ОН)2

24

→ ВаSO4

Вариант 1

1. Расположите следующие элементы в порядке возрастания металлических свойств: Rb, K, Cu, Ca, Sc.

2. Запишите графическую схему строения атома: Cr.

3. Составьте уравнения согласно схеме:

Fe → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3

Что касается наглядности, то от изучения химических свойств веществ различных классов скука проходит моментально, когда студентам демонстрируется химический эксперимент, да еще и с их привлечением в качестве добровольных помощников.

Особо следует отметить, что при внедрении ФГОС в учебный процесс, необходимо формировать ключевые компетенции у студентов. Для этого надо предоставить им возможность самостоятельно справляться с задачами в деятельности и в жизни. Одним из способов заинтересовать студентов является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью и с сохранением собственного здоровья, вовлекая студентов в исследовательские проекты и создание презентаций. Эти виды работы включают в себя следующие компетенции: учебно-познавательную (постановка целей, организация их достижения, планирование, анализ, проведение рефлексии и самооценка собственной деятельности; информационные (владение современными средствами информации), коммуникационные (навыки публичных выступлений при защите проектов и презентаций).

Кроме вышеперечисленных существует ряд других здоровьесберегающих технологий:

педагокика сотрудничества - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья;

технологии развивающего обучения - знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития;

технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов - целевая ориентация на обучение каждого студента на уровне его индивидуальных возможностей и способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет студентам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Библиографический список

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.− М.: «Аркти», 2011.− 320 с.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.− М.: Народное образование, 2010. - 255с.

Сериков, В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология.− Волгоград: «Перемена», 1998. - 150с.

Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии. - М.: Академия. 2010 - 285 с.
Советова, Е. В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов на Дону.: Феникс, 2007. - 285 с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 2012. - 220 с.
pedsovet.ru



© 2010-2022