Статья на тему: «Повышение мотивации учащихся к обучению»

Снижение или отсутствие мотивации к обучению является одной из актуальных проблем современного образования. Учащийся не освоит материал без интереса к предмету. Отсутствие мотивации может происходить по многим причинам: индивидуальные и психологические особенности ученика, особенности склада ума ребенка, неправильный отбор учителем учебного материала. Таким образом, проблема мотивации школьников зависит не только от них самих, но и от учителя, поэтому моей главной задачей является отбор различны...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему: «Повышение мотивации учащихся к обучению»

Снижение или отсутствие мотивации к обучению является одной из актуальных проблем современного образования. Учащийся не освоит материал без интереса к предмету. Отсутствие мотивации может происходить по многим причинам: индивидуальные и психологические особенности ученика, особенности склада ума ребенка, неправильный отбор учителем учебного материала. Таким образом, проблема мотивации школьников зависит не только от них самих, но и от учителя, поэтому моей главной задачей является отбор различных подходов и методов обучения для повышения мотивации учащихся.

На мой взгляд учебный материал должен быть наиболее доступным учащимся и интересным. Также не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Итак, главной целью обучения школьников является повышение мотивации учащихся к изучению химии и биологии. На своих уроках я использую современные информационные и образовательные технологии.

В основе инновационных технологий лежит использование ИКТ в образовательном процессе. Использование данной технологии помогает сделать урок интереснее, насыщеннее. Выбор информационной технологии обусловлен необходимостью обучения учащихся с различными источниками информации. Использование информационной технологии дает возможность ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на уроках и на внеклассных мероприятиях. Ребята грамотно выражают свои мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут диалог. Практически каждый ребенок в классе может составить презентацию по предмету.

В своей профессиональной деятельности я использую следующие информационные технологии: при подготовке к урокам и оформлении результатов проектной деятельности MS Word, MS Excel, MS Power Point.

Благодаря использованию ИКТ на уроках химии уровень мотивации учащихся повышается. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

Применение ИКТ на уроках химии и биологии позволяет повысить качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также обеспечить успешную сдачу ГИА и ЕГЭ.

Также в своей практике я активно применяю проектную деятельность учащихся. Проектная деятельность учащихся - это форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта (постановка социально значимой проблемы, планирование деятельности, поиск необходимой информации, изготовление продукта, презентация продукта, оценка и анализ проведённого проекта). Целью данного типа деятельности является создание дидактических и организационно-педагогических условий для построения обучения на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами и личными целями, что значительно повышает мотивацию школьника.

В нашей школе от учителя требуется постоянного совершенствования профессиональных умений и мастерства.

В своей педагогической деятельности, при преподавании химии я использую также современные образовательные технологии:

  • технология развития критического мышления

  • тестовая технология

  • проблемное обучение

  • игровые технологии.

Особое внимание хотелось бы уделить проблемному обучению на уроках химии. Сущность данного обучения состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, а перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащихся к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи исходя из реальных условий.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Для осуществления проблемного обучения в курсе химии необходимо наличие в структуре урока основных этапов: возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, доказательство и проверка их правильности.

Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами. Создание учителем проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного или коллективного решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения. Рассмотрим фрагмент урока химии в 8 классе на тему: «Оксиды».

По ходу объяснения новой темы я предлагаю ученикам выполнить задание: вспомните химические свойства воды и допишите уравнения реакций:

Na + Н2О -> … ,

Na2O + Н2О -> … ,

Cu + Н2О -> … ,

Один ученик выполняет у доски, остальные в тетради. На правой части доски я записываю способы получения оснований. Ученик правильно написал все уравнения реакции:

2 Na + 2 Н2О ->2 NaOH + H2

Na2O + Н2О -> 2 NaOH

Cu + Н2О -> не идет

Я начинаю задавать ему вопросы.

Учитель(я). Почему первые две реакции возможны, а остальные - нет?

Ученики. Потому что натрий - активный металл, а медь - нет.

Учитель(я). Что образовалось в результате первых двух реакций?

Ученики. Щелочь.

Учитель(я). Так какими способами можно получать щелочи?

Ученики. Взаимодействием активных металлов и их оксидов с водой.

Я на правой части доски записываю опорные схемы для обобщения материала.

Получение щелочей.

1) Взаимодействие активных металлов с водой:

Статья на тему: «Повышение мотивации учащихся к обучению»

2) взаимодействие их оксидов с водой:

Статья на тему: «Повышение мотивации учащихся к обучению»

Учитель(я). Определите типы этих реакций.

Ученики. Замещения, соединения.

Учитель(я). А нерастворимые в воде основания можно получить подобным образом?

Ученики. Нет.

Учитель(я). А почему?

Ученики. Их образуют неактивные металлы, которые с водой не взаимодействуют.

Учитель(я). Так, если для получения нерастворимых оснований нельзя воспользоваться реакциями замещения, соединения и, тем более, разложения, то каким типом реакций нужно воспользоваться?

Ученики. Обмена.

Учитель(я). Итак, в результате реакции обмена мы должны получить нерастворимое основание, что же для этого следует взять? Какие классы веществ должны вступить во взаимодействие? Какие есть у вас гипотезы?

На правой доске я продолжаю записи.

Статья на тему: «Повышение мотивации учащихся к обучению»

Ученики. Соль. Вода. Щелочь.

Учитель(я). Как можно проверить ваши гипотезы?

Ученики. Экспериментально.

Учитель(я). Проведите эксперимент. В одну пробирку к сульфату меди добавьте воду, а в другую - сначала воду, затем гидроксид натрия.

Ученики проводят эксперимент для подтверждения предложенных ими гипотез.

Учитель(я). Где наблюдаете выпадение осадка?

Ученики. В той пробирке, куда добавили щелочь.

Учитель(я). Итак, для получения нерастворимых оснований используют реакцию обмена между соответствующей солью и щелочью.

На правой доске учитель дописывает схему реакции.

Статья на тему: «Повышение мотивации учащихся к обучению»

Учитель(я). Ребята, посмотрите, среди реагентов в последней схеме присутствует основание, следовательно, с одной стороны эту реакцию можно рассматривать как способ получения нерастворимых оснований, а с другой стороны - как химическое свойство щелочей.

На следующем уроке я провела тест на тему «Оксиды» и результаты были очень хорошими. Больше половины класса усвоили данный материал.

Беседа поискового характера является необходимой подготовительной ступенью к работе учащихся на уровне исследования.

По моему мнению, применение данных технологий будет служить дальнейшему повышению мотивации учащихся.



© 2010-2022