Уроки химии по технологии критического мышления

Технология критического мышления-это та технология,которая на уроках химии заставляет ребят думать, устанавливать логические связи, анализировать, обобщать, делать выводы, ставить перед собой цели и планировать пути их достижения. Предлагаю несколько разработок уроков в рамках данной технологии (с учётом материалов всемирной интернет сети). Они могут являться вариантом проведения урока с включением своих изменений,основанных на особенностях класса,личности учителя. Основа для своего творчества. ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие критического мышления на уроках химии

Разработки уроков на основе технологии развития критического мышления

Урок №1

Теория электролитической диссоциации - 9 класс

Цели урока:

1. Сформировать основные понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы.

2. Дать представление о механизме электролитической диссоциации.

3. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

4. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.

5. Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов.

Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.

План урока

I. Стадия "Вызова"

Вступление

Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

а) Стадия " Вызова"

Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Я знаю

Хочу узнать

Что узнал?

В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: см. приложение №1.

Приложение № 1

Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей

а)Прочти следующие вопросы:

1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?

2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?

3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?

4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?

5. Как называют растворы этих веществ?

6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?

Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.

б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)

в) Выделите ключевые понятия по теме "Электрический ток" в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.

г) Какая информация у вас осталась неполной?

Заполните 2-ю графу таблицы «Не знаю».

Как правило, 80% учащихся осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте: №6. Как возникают заряжённые частицы в одном растворе этих веществ?

Возникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляются ионы.

Демонстрация опыта и заполнение таблицы приложения №2.

См. приложение №2.

Приложение №2

Демонстрационный опыт

Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.

ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.

ИНСТРУКЦИЯ

1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.

3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.

4. Пронаблюдайте опыт.

5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.

II. Стадия "Осмысление"

См. опорный конспект.

Сущность процесса электролитической диссоциации

Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.

Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.

Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электрической диссоциацией.

Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.

В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:

Поэтому молекулы воды полярны: Уроки химии по технологии критического мышлениядиполь.

Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.

Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.

Уроки химии по технологии критического мышления

При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.

Уроки химии по технологии критического мышления

При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.

В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.

Идёт работа с текстом и его маркировка, учащимся предлагается по ходу текста ставить следующие знаки:

V - уже известно

+ абсолютно новое, неожиданное;

- противоречит твоим представлениям;

? хочется узнать что-то больше.

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, "что узнал". Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у учащихся какие у них были знаки?

III. Стадия "размышления" (рефлексия)

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 таблицы - "Что узнал?").

Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).

Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.

Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.

Домашнее задание: § 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.

Урок №2


Тема: Глюкоза. Строение глюкозы. 10 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

I. Обучающие

1. изучение структуры глюкозы - структурной формулы

2. закрепление навыков проведения лабораторных опытов

II. Развивающие

1. овладение универсальными методами познания -

критическим мышлением.

2. научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать,

структурировать и передавать информацию.

3. умение формулировать проблему и находить пути ее

решения

III. Воспитывающие

1. Создание повышенной мотивации изучения нового

материала.

Оборудование:

Глюкоза (тв), вода в стаканчике, раствор сульфата меди (II),

гидроксид калия, держатель, спиртовка, спички, магниты,

транспаранты с фразами

"Знаю"

"Хочу знать"

"Узнал"

"Синквейн"

Особенности урока:

Урок по технологии «Развитие критического мышления»

Ход урока.

1.Рассказ (вступительное слово учителя)

1.0рганизационный

момент

П.

1 .Ответы на вопросы учителя и заполнение

колонки "Знаю"

Постановка проблемы учащихся и начало

заполнения "Хочу знать"

2.Проведение лабораторного опыта

"Изучение свойств глюкозы" и

заполнение колонки "Узнал"

Постановка новой проблемы в

колонке "Хочу знать" и работа с книгой

Продолжение колонки "Узнал"

2.Изучение нового

материала

1 .Стадия "Вызова"

2. Стадия "Осмысление" (добыча знаний)

III.

1 .Анализ колонки "Узнал", сравнение ее с

колонкой "Знаю", "Хочу знать"

2.Построение структурной формулы

глюкозы на основе изученных свойств.

3.Написание синквейна на тему

"Строение и свойства глюкозы"

Ш.Стадия "Рефлексия"

IV.

1 .На основе полученной структуры

и изученных свойств глюкозы

записать уравнения реакций

4.Домашнее задание


Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с общим представлением об углеводах,

их классификацией. Одним из представителей класса моносахаридов

является глюкоза. Наша цель - изучить строение глюкозы, т.е. вывести ее

структурную формулу. Добывать знания вы будете сами - строить гипотезы и

искать им доказательства. Работаем сегодня с вами в стиле " развития критического мышления" (Учащиеся работают по этой технологии не в первый раз, т.е. знают этапы и некоторые приемы). Откройте тетради и запишите тему « Глюкоза. Строение глюкозы.»

Разделите тетрадный лист на 3 части и подпишите колонки: "Знаю", "Хочу

знать", "Узнал".

Работаем с 1-ой колонкой.

Из курса биологии вы знаете молекулярную формулу глюкозы.

Назовите формулу и запишите в первую колонку. О наличии каких функциональных групп мы можем сделать предположение исходя из состава.

Учащиеся заполняют колонку «хочу знать». После постановки гипотезы проделывают лабораторную работу на наличие многоатомности и обнаружение альдегидной группы.

На основе опытов учащиеся строят структурную формулу глюкозы.

Вид доски.

Тема: Глюкоза. Строение глюкозы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Синквейн

Гипотезы:

1. Глюкоза - кислородосодержащее вещество

2. Глюкоза - углевод

3. С6Н12О6

1 .К какому классу

веществ можно

отнести глюкозу?

а)к альдегидам

б)к многоатомным спиртам

в)к карбоновым кислотам

2.Какая углеродная цепь - линейная или разветвленная?

3.Сколько

гидроксильных групп

содержит глюкоза?

Лабораторная работа

"Изучение свойств глюкозы"

Уроки химии по технологии критического мышления

существительное

три прилагательных

два глагола

крылатая фраза

существительное

По данной технологии записей больше у учащихся, поэтому представляю вид записей у учащихся (см. следующую стр.) записи в тетради у учащихся. На доске я только напоминаю форму и распределение записей в колонках у

учащихся (ступенчатый)

Вид записи в тетради у учащихся.

Тема: Глюкоза. Строение глюкозы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Гипотезы:

1. Глюкоза - кислородосодержащее вещество

2. Глюкоза - углевод

3. С6Н12О6

1 .К какому классу

веществ можно

отнести глюкозу?

а)к альдегидам

б)к многоатомным спиртам

в)к карбоновым кислотам

2.Какая углеродная цепь - линейная или разветвленная?

3.Сколько

гидроксильных групп

содержит глюкоза?

Лабораторная работа:"Изучение свойств глюкозы"

1.гидроксидмеди (II) от раствора

глюкозы синеет -> глюкоза многоатомный спирт

2. раствор глюкозы с гидроксидом

меди (II) при нагревании

краснеет -> глюкоза содержит

альдегидную группу

3. присоединяет до 5 молекул

уксусной кислоты-> 5

гидроксильных групп

Уроки химии по технологии критического мышления

Синквейн:

Глюкоза

Сладкая, растворимая, энергетическая

Краснеет и синеет от Cu(OH)2

Хочешь лучше думать - съешь глюкозу

Альдегидоспирт.

Домашнее задание:

Учебник Габриелян О.С. 10 кл. §22, моносахариды

Записать уравнения реакций по третьей колонке «Узнал»:

1. Глюкоза - альдегид 2. Глюкоза - многоатомный спирт (На основе лабораторной работы).


© 2010-2022