- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии 8 класс (2ч)
Рабочая программа по химии 8 класс (2ч)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кутушева Г.Ш. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ | Тема | Формируемые понятия
| Оборудование | Дата по плану А Б В Г | Дата фактическая А Б В |
1 | Инструктаж по правилам техники безопасности. Предмет и задачи химии | Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превраще- ниях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент | Таблица по ТБ Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 3.09 4.09 3.09 2.09 |
|
2 | Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». Инструктаж по ТБ | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности | Штатив, пробирки, спиртовка, держа- тель,стекл.трубочка, колба с водой | 4.09 7.09 7.09 4.09 |
|
3
| Физические и химические явления. Инструктаж по ТБ «Вещества и их физические свойства». Лабораторная работа № 1 | Химия, вещество, физические, химические явления, исходные вещества, продукты реакции Признаки химической реакции: Физические признаки веществ Химическая реакция. | Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 10.09 11.09 10.09 9.09 |
|
4 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Признаки химической реакции» | Признаки химической реакции: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка | Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 11.09 14.09 14.09 11.09 |
|
5 | Инструктаж по ТБ «Разделение смесей. Очистка поваренной соли» Практическая работа № 2
| Способы разделения смесей: фильтрование, осаждение, намагничивание, выпаривание | Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 17.09 18.09 17.09 16.09 |
|
6 | Атомы. Молекулы. Химические элементы. Строение атома, ядра. Атомно-молекулярное учение в химии. | Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного номера химического элемента. Современная формулировка учения Современные определения понятий «атом», «химический элемент» | Электронный учебник Периодическая система Д.И.Менделеева Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 18.09 21.09 21.09 18.09 |
|
7 | Состав атома. Вид атома - химический элемент. Изотопы. | Ядро, протоны, нейтроны, электроны. Изотопы - разновидности атомов элемента, относительная атомная масса изотопов
| ПСХЭ Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 25.09 25.09 28.09 23.09 |
|
8 | Ионы. | Изотопы, ионы, химический элемент, атом | ПСХЭ Электронный учебник | 1.10 28.09 1.10 25.09 |
|
9
| Символы и названия химических элементов. Масса атома. Относительная атомная масса. Модели атома. Электронные орбитали. | Относительная атомная масса.Орбиталь, электронное облако.Электронная оболочка атома, энергетический уровень | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 2.10 2.10 5.10 30.09 |
|
10 | Взаимодействие электронов с ядром. Энергетические уровни и подуровни. | Энергетические уровни, спин электрон, валентные электроны.
| ПСХЭ Электронный учебник | 8.10 5.10 8.10 2.10 |
|
11 | Последовательность заполнения электронами орбиталей. | Степень окисления, окислитель, восстановитель, электронная формула | ПСХЭ Электронный учебник | 9.10 9.10 15.10 7.10 |
|
12 | Состав, строение, свойства элементов I - III периодов. | Энергетичес-кий уровень, s-и p-элементы | ПСХЭ Электронный учебник | 15.10 16.10 19.10 9.10 |
|
13 | Состав, строение, свойства элементов IV периода. | d-элементы | ПСХЭ Электронный учебник | 16.10 19.10 22.10 14.10 |
|
14
| Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Свойства химических элементов и их периодические изменения. | Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Изменение зарядов ядер и радиусов атомов, числа электронов, валентных электро- нов, металлических и неметалли ческих свойств атомов элементов | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 22.10 23.10 26.10 16.10 |
|
15 8а б в | Контрольная работа «Строение атомов химических элементов» |
|
| 23.10 26.10 29.10 - |
|
15 г
| Характеристика химического элемента и его свойства на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и теории строения атома. | Характеристика химического элемента по плану
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | - - - 21.10 |
|
16 8а б в | Характеристика химического элемента и его свойства на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и теории строения атома.
| Характеристика химического элемента по плану
|
| 29.10 30.10 5.11 - |
|
16 г | Контрольная работа «Строение атомов химических элементов»
| Контроль знаний |
| - - - 23.10 |
|
17 | Современная трактовка периодического закона. Периодическая система в свете теории строения атома. | Период, ряд, группа, подгруппа, характеристика химического элемента. ПС и ПЗ химических элементов. Группы и периоды. Строение атома. Простые вещест ва (Ме и НеМе) | Электронный учебник ПС Д.И.Менделеева Электронный учебник | 30.10 6.11 9.11 28.10 |
|
18 | Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава
| Выведение формул веществ | ПСХЭ Электронный учебник | 5.11 9.11 12.11 30.10 |
|
19
| Валентное состояние и химические связи атомов элементов. Составление формул бинарных соединений | Химическая связь, валентность. Схемы образования молекул, электронные и структурные формулы
| Таблицы,
| 6.11 13.11 16.11 6.11 |
|
20 | Электроотрицательность атомов ХЭ. Виды ковалентной связи и ее свойства. | Понятие о ковалентной полярной и неполярной связях. Электроотрица тельность атома и ее изменение в периодах и главных подгруппах. Длина и энергия ковалентной связи | Таблицы,
| 12.11 16.11 19.11 11.11 |
|
21
| Ионная связь и ее свойства. Степень окисления. | Положительно, отрицательно заряженные ионы. Схема образования ионных соединений. Ионная связь. Ионные кристаллические решетки Ионные соединения, степень окисления атома в соединении
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 13.11 20.11 23.11 13.11 |
|
22 | Количество вещества. Моль-единица количества вещества. Молярная масса. | Количество вещества, моль. Молярная масса
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 19.11 23.11 26.11 18.11 |
|
23 | Относительная молекулярная масса веществ.Массовые доли элементов в соединениях.
| Относительная молекулярная, молярная масса. Индекс, коэффициент, химическая формула. | Электронный учебник ПС Д.И.Менделеева Карточки-задания | 20.11 27.11 30.1120.11 |
|
24 | Кристаллическое состояние веществ. | Твердое, жидкое, газообразное состояние веществ молекулярно го строения. Закон постоянства вещества. | Таблицы, модели | 26.11 30.11 3.12 25.11 |
|
25 | Типы кристаллических решеток. | Молекулярные, ионные, атомные, металлические кристаллические решетки
|
| 27.11 4.12 7.12 27.11 |
|
26 | Количественная характеристика веществ
| Моль, молярная масса | Дидактический материал | 3.12 7.12 10.12 2.12 |
|
27 | Количественная характеристика газов | Молярный объем
| Дидактический материал | 4.12 11.12 14.12 4.12 |
|
28 | Решение задач «Количественная характеристика веществ» | Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем | Таблицы с формулами
| 10.12 14.12 17.12 9.12 |
|
29 | Химический знак и химическая формула. | Химическая формула
| Электронный учебник ПС Д.И.Менделеева | 11.12 18.12 21.12 11.12 |
|
30 | Валентность химических элементов. Определение валентности | Валентность, переменная и постоянная валентность, высшее значение валентности | Электронный учебник ПС Д.И.Менделеева
| 17.12 21.12 24.12 16.12 |
|
31
| Контрольная работа «Молекулярный и макроуровень организации вещества. Химическая связь»» | Контроль знаний |
| 18.12 25.12 28.12 18.12 |
|
32 | Водород - простое вещество. Практическая работа № 3 «Получение водорода и изучение его свойств». Инструктаж по ТБ | Относительная плотность. | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 24.12 28.12 14.01 23.12 |
|
33 | Вода- оксид водорода. Инструктаж по ТБ | Химические уравнения, окислительно-восстановитель-ые реакции, реакции соединения. | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 25.12 15.01 18.01 25.12 |
|
34 | Воздух - смесь газов. Расчет относительной плотности газов. Инструктаж по ТБ | Относительная плотность.
| Периодическая система Д.И.Менделеева | 14.01 18.01 21.01 15.01 |
|
35 | Кислород - химический элемент и простое вещество . | Реакция разложения Индекс, коэффициент, химическая формула. | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 15.01 22.01 25.01 20.01 |
|
36
| Практическая работа№4 «Получение кислорода в лаборатории». Катализаторы Инструктаж по ТБ
| Получение и собирание методом вытеснения воздуха и воды | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 21.01 25.01 28.01 22.01 |
|
37 | Химические свойства и применение кислорода.
| Оксиды, реакции соединения | Справочник ПС Д.И.Менделеева | 22.01 29.01 1.02 27.01 |
|
38 | Окислительно-востановительные реакции. | Химические уравнения, окислительно-восстановительые реакции, реакции соединения.
| Слайд-презентация ПК, проектор
| 28.01 1.02 4.02 29.01 |
|
39 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. | Классификация реакций по изме- нению степени окисления: окисли тельно-восстановительные реак ции. Окислитель, восстановитель
| Дидактический материал | 29.01 5.02 8.02 3.02 |
|
40 | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. | Энтальпия, экзо- и эндотермические реакции.
| Периодическая система Д.И.Менделеева Электронный учебник | 4.02 8.02 11.02 5.02 |
|
41 | Составление уравнений химических реакций
| Индекс, коэффициент, химическая формула
| Электронный модели кристаллических решеток | 5.02 12.02 15.02 10.02 |
|
42 | Расчеты по уравнениям химических реакций.
| Определение количества и массы вещества.
| Электронный учебник, Периодическая система Д.И.Менделеева | 11.02 15.02 28.02 12.02 |
|
43 | Расчеты по термохимическим уравнениям | Определение теплового эффекта реакции |
| 12.02 19.02 22.02 17.02 |
|
44 | Решение задач «Расчеты по уравнениям химических реакций» | Определение количества и массы вещества.
| Дидактический материал | 18.02 22.02 25.02 19.02 |
|
45 | Типы химических реакций. Законы Гей-Люссака и Авогадро. Решение задач «Расчеты на основании закона Авогадро»
| Реакции соединения, разложения, объема, замещения. | Периодическая система Д.И.Менделеева | 19.02 26.02 29.0224.02 |
|
46 | Оксиды.
| Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы оксидов | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 25.02 29.02 3.03 26.02 |
|
47 | Гидроксиды кислотного характера | Определение гидроксидов, состав, номенклатура, классификация. | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 26.02 4.03 7.03 2.03 |
|
48 | Кислоты. | Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы кислот. Различия в обозначении степени окисления | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 3.03 7.03 10.03 4.03 |
|
49 | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
| Степень диссоциации, сильные, слабые кислоты. Определение кислот как электролитов
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 4.03 11.03 14.03 9.03 |
|
50 | Бескислородные кислоты
| Бескислородные кислоты |
| 10.03 14.03 17.03 11.03 |
|
51 | Контрольная работа «Важнейшие классы неорганических веществ»
| Контроль знаний |
| 11.03 18.03 21.03 16.03 |
|
52 | Характеристика кислот | Проверка усвоения учебного материала. | Дидактический материал | 17.03 21.03 24.03 18.03 |
|
53 | Основания - гидроксиды основных оксидов.
| Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы оснований
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru. | 18.03 4.04 4.04 23.03 |
|
54 | Щелочи, их свойства и способы получения. Нерастворимые основания. получение и свойства. | Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимо- действие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 24.03 8.04 7.04 6.04 |
|
55 | Характеристика оснований | Проверка усвоения учебного материала. | Дидактический материал | 7.04 11.04 11.04 8.04 |
|
56 | Индикаторы. Амфотерность.
| Амфотерные свойства веществ | ПСХЭ. Электронный учебник. | 8.04 15.04 14.04 13.04 |
|
57 | Соли: состав и номенклатура. Получение солей. | Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы солей Уметь выводить формулы солей и давать им названия
| ПС Д.И.Менделеева Д. Образцы солей. Таблица растворимости | 14.04 18.04 18.04 15.04 |
|
58 | Составление формул солей | Уметь выводить формулы солей и давать им названия
| ПС, таблицы | 15.04 22.04 21.04 20.04 |
|
59 | Химические свойства металлов | Взаимодействие металлов с неметаллами, кислотными оксидами | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 21.04 25.04 25.04 22.04 |
|
60 | Химические свойства металлов. Лабораторная работа № 3. Инструктаж по ТБ | Взаимодействие металлов с кислотами и солями | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru
| 22.04 29.04 28.04 27.04 |
|
61 | Химические свойства основных оксидов Лабораторная работа№4 «Изучение свойств оксидов металлов» Инструктаж по ТБ
| Состав оксидов, их класси фикация несолеобразующие и солееобразующие (кислот ные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru
| 28.04 6.05 5.05 29.04 |
|
62а | Химические свойства оснований | Состав оксидов, их классификациянесолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 29.04 |
|
63а | Химические свойства оснований Лабораторная работа№5 « Изучение свойств растворимых оснований». Инструктаж по ТБ
| Основания как электролиты. Типичные свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями, реакции разложения.
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 5.05 |
|
64а | Химические свойства кислот Лабораторная работа№6 «Изучение химических свойств кислот». Инструктаж по ТБ | Типичные свойства кислот: взаимодействие их с метал- лами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 6.05 |
|
65а | Химические свойства солей. | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами,с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей раствори- мости) | ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 12.05 |
|
66 а | Генетическая связь между классами неорганических соединений.
| Решение задач | Дидактический материал | 13.05 |
|
67 а
| Промежуточная аттестация | Контроль знаний
|
| 19.05 |
|
68 а
| Повторение по теме «Основные классы неорганических соединений»
|
|
| 20.05 |
|
69а | Резерв |
|
| 26.05 |
|
70 а | Резерв
|
|
| 27.05 |
|
62б | Химические свойства оснований Лабораторная работа№5 « Изучение свойств растворимых оснований». Инструктаж по ТБ
| Состав оксидов, их классификациянесолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 13.05 |
|
63б | Химические свойства кислот Лабораторная работа№6 «Изучение химических свойств кислот». Инструктаж по ТБ | Типичные свойства кислот: взаимодействие их с метал- лами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 16.05 |
|
64б | Химические свойства солей. | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами,с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей раствори- мости)
| ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru | 20.05 |
|
65б | Промежуточная аттестация | Контроль знаний
|
| 23.05 |
|
66 б | Резерв
|
|
| 27.05 |
|
67 б
| Резерв |
|
| 30.05 |
|
68б | Резерв
|
|
|
|
|
62в
Химические свойства оснований Лабораторная работа№5
« Изучение свойств растворимых оснований». Инструктаж по ТБ
Состав оксидов, их классификациянесолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.
ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru
12.05
63в
Химические свойства кислот
Лабораторная работа№6
«Изучение химических свойств кислот».
Инструктаж по ТБ
Типичные свойства кислот: взаимодействие их с метал-
лами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.
ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru
16.05
64в
Химические свойства солей.
Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами,с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей раствори-
мости)
ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru
19.05
65в
Промежуточная аттестация
Контроль знаний
23.05
66 в
Резерв
Дидактический материал
26.05
67 в
Резерв
30.05
68в
Резерв
62г
Химические свойства оснований
Состав оксидов, их классификациянесолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.
ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru
4.05
63г
Химические свойства оснований
Лабораторная работа№5
« Изучение свойств растворимых оснований». Инструктаж по ТБ
Основания как электролиты. Типичные свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями, реакции разложения.
ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru
6.05
64г
Химические свойства кислот
Лабораторная работа№6
«Изучение химических свойств кислот».
Инструктаж по ТБ
Типичные свойства кислот: взаимодействие их с метал-
лами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.
ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР fcior.edu.ru
11.05
65г
Химические свойства солей.
Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами,с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей раствори-
мости)
ПСХЭ. Электронный учебник. Интерактивная доска, коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru
13.05
66 г
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Решение задач
Дидактический материал
18.05
67 г
Промежуточная аттестация
Контроль знаний
20.05
68 г
Повторение по теме «Основные классы неорганических соединений» для
25.05
69г
Резерв
27.05
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
-Примерная программа основного общего образования по химии
Рабочая программа предусматривает использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов
обучения и педагогических технологий, в том числе и ИКТ, а также некоторые изменения в порядке изучения и содержании материала. В
частности тема «Галогены» из курса химии 8 класса перенесена в курс химии 9 класса, а тема «Электролитическая диссоциация» перенесена из
курса химии 9 класса в 8 класс. Такие перестановки являются целесообразными в плане логики изучения материала.
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематическое планирование предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8а классе предполагается обучение в объеме 70 ч, из них 2ч - резерв; 8б,в - 68ч, из них 3ч резерв; 8г - 69ч, из них 1ч резерв.
Преподавание осуществляется по учебнику
1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. «Химия» 8 кл., учебник, под ред. Кузнецовой Н.Е. 2007г
2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. «Задачник по химии» 8 кл.
Цели обучения химии в 8 классе:
-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к знаниям учащихся
Учащиеся должны:
знать
-химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-уметь называть:
химические элементы, соединения изученных классов;
-объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем: кислород, водород,; растворы кислот и щелочей, --вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;
Содержание
№
Название темы
Кол-во часов
Лабораторные,
практические работы
1.
Введение. Состав и строение веществ
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
5
Практические работы:
Приемы обращения с лабораторным оборудованием и посудой. Правила ТБ в кабинете химии. Разделение смесей. Очистка поваренной соли (2часа)
Лабораторные работы
Описание физических свойств веществ. Признаки химической реакции (2 часа)
2
Строение атома.
.Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
8
3
Периодическая система и Периодический закон
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Периодическая система в свете теории строения атома.
Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности.
3
4
Химическая связь
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Кристаллическое состояние вещества.
4
5
Количественная характеристика веществ
Количество вещества. Моль. Молярная масса.
9
6
Простые вещества.
Водород, его получение и свойства.
Вода и ее свойства.
Законы Гей-Люссака и Авогадро.
Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород. Получение кислорода. Катализаторы.
Химические свойства и применение кислорода.
8
Практическая работа «Получение водорода и изучение его свойств»
Практическая работа «Получение кислорода и изучение его свойств»
7
Химические реакции. Расчеты по уравнениям химических реакций
Окислительно-восстановительные реакции.
6
8
Основные классы неорганических соединений
Оксиды.
Основания.
Кислоты.
Соли.
Классификация и генетическая связь неорганических веществ.
20-8а
18-8б
18-8б
20-8г
Лабораторные работы:
1. Изучение свойств металлов
2. Изучение свойств оксидов металлов
3. Изучение свойств растворимых оснований.
4. Изучение химических свойств кислот.
9
Повторение для 8а,в
1-8а
1-8г
Резерв
2-8а
3-8б
3-8в
1-8г
10
Контрольные работы
4
Литература
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. «Химия» 8 кл., учебник, под ред. Кузнецовой Н.Е. 2007
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. «Задачник по химии» 8 кл.
Шаталов М.А. «Уроки химии» 8 кл., методическое пособие.
Аспицкая А.Ф. «Проверь свои знания по химии» 8-9 кл., учебное пособие.
Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ - Пресс», 2002г.
Литература для учителя:
Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс», М., «Экзамен», 2007г.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 8 класс, М., «Дрофа», 2007 г.
М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 8 класс, М., «Вако», 2007 г.
Учебно - методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009
Аранская О.С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии./ Аранская О.С., Бурая И.В. - М.: Вентана-Граф, 2005.
Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. - М.: Дрофа, 2004.
Задачи Всероссийских олимпиад по химии /Под общей редакцией академика РАН, профессора В.В. Лунина - М.:Издательство «Экзамен», 2005 - 480с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.
Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии.- М.: Мирос, 1995.
Сорокин В.В. идр. Задачи химических олимпиад.- М.: Изд-во Московского университета, 1989.
Чуранов С.С. Химические олимпиады в школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1982.
Штремплер Г.И. и др. Методика решения расчетных задач по химии.- М.: Просвещение, 1998.