Урок по химии на тему: «Типы химических реакций»

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок по теме:

«Типы химических реакций».


Шафигуллина Дилбяр Мансуровна-

учитель химии и биологии

МБОУ «Аксунская средняя

общеобразовательная школа Буинского

района Республики Татарстан»








2016г.

Урок по теме: «Типы химических реакций».

Цели урока: 1) Сформировать представление о химическом уравнении.

2) Дать понятие о реакциях разложения, соединения, замещения.

3) Начать формировать умение составлять уравнения химических реакций, наблюдать и объяснять химические явления, анализировать результаты наблюдаемых опытов, формулировать определения.

4) Воспитать наблюдательность, трудолюбие, уверенность в своих силах, дисциплинированность.

Оборудование: Штатив с пробирками, держатель, спички, р-р cульфата меди(II), медная проволока, железный гвоздь, химические стаканы, свежеполученный студёнистый осадок гидроксида меди(II), компьютер.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: Рассказ. Демонстрация.

Методы и приемы: Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока.

  1. Актуализация прежних знаний и умений.

Проверка домашнего задания.

Учитель проводит самостоятельную работу (1-2 мин.) по теме «Химические уравнения».

Учащиеся выполняют тест по теме: «Химические уравнения».

1.Химическим уравнением называют:

а) уравнение, состоящее из химических формул;

б) условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков;

в) запись химической реакции, показывающая количество исходных веществ и продуктов реакции.

2.Коэффициент перед продуктом реакции в уравнении H2+Cl2=HCl равен:

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

3.О законе сохранения массы веществ можно сказать:

а) масса веществ сохраняется, так как атомы не разрушаются;

б) из графита массой 3г можно получить 3г алмазов;

в) масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ;

г) масса веществ остается постоянной.

После завершения работы учащиеся проверяют друг у друга ответы по слайду и оценивают друг друга.

Ответы: 1-б; 2-б; 3-в.

Учитель:

- Вы все очень хорошо справились с заданиями и оценили друг друга.

II. Изучение нового материала. Тема: «Классификация химических реакций».

Учитель сообщает тему урока, учащиеся оформляют соответствующие записи в тетради.

Учитель:

- В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить представление о них нам помогает классификация реакций. С одной из классификаций - по признаку поглощения или выделения теплоты- вы уже познакомились. Рассмотрим ещё одну классификацию реакций, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. Познакомимся с реакциями разложения. Обратимся к истории химии.

В 1774г. английский химик Дж. Пристли взял простую лупу и направил сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути(II) и получил кислород:

(Демонстрация слайда с уравнениями химических реакций).

2HgO=2Hg+O2.

В настоящее время, согласно требованиям техники безопасности, опыты с ртутью и ее соединениями из-за их токсичности запрещены. Поэтому рассмотрим другую аналогичную реакцию: разложение воды электрическим током в электролизере:

2H2O=2H2+O2.

Учитель:

- Как вы думаете, что объединяет эти реакции?

Ученик:

-Их объединяет то, что в реакцию вступает одно вещество, а получаются два вещества.

Учитель:

- Верно!

Учитель:

- Рассмотрим еще одну разновидность реакций разложения. Подогреем в пробирке на пламени спиртовки свежеполученный голубой студенистый осадок гидроксида меди(II).

(Далее учитель проводит демонстрационный эксперимент- берет пробирку со свежеполученным гидроксидом меди(II). Содержимое пробирки чернеет из-за получающегося в результате реакции разложения оксида меди(II)).

Учащиеся наблюдают за признаками химической реакции.

Учитель:

-Каковы признаки этой реакции?

Ученики:

- Признаками этой реакции является изменение цвета гидроксида меди(II).

Учитель:

- Обратите внимание на следующий признак этой реакции разложения- в нее вступает одно сложное вещество, а образуются два новых сложных вещества.

Теперь попробуйте составить уравнение этой реакции.

Учащиеся записывают уравнения реакций разложения в тетрадях.

Cu(OH)2=CuO+H2O.

Учитель:

- Подведем итоги: сформулируем определение понятия «реакция разложения».

Реакции разложения - это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ.

(Демонстрация слайда с определением реакции разложения. Учащиеся делают записи в своих тетрадях).

Учитель:

-Как вы думаете, имеют ли эти реакции для нас и для окружающей среды значение? Вспомните курс биологии, экологии и попробуйте ответить.

Ученик:

- Да. Если бы не разлагались опавшие листья, вся земля покрылась бы мусором. Это было бы неприятно. Разлагаясь листья превращаются в питательные вещества, которые сами же растения и будут использовать.

Учитель:

-Понятие «реакции соединения» является антонимом понятия «реакции разложения». Попробуйте, используя прием противопоставления, дать определение понятия «реакции соединения».

Ученик:

- Реакции соединения - это такие реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.

Учитель:

-Верно!

(Учитель демонстрирует на слайде определение реакций соединения и примеры уравнений реакций соединения).

2H2+O2=2H2O;

SO3+H2O=H2SO4.

- Теперь попробуем сами провести реакцию соединения. Для этого возьмем медную проволоку и положим в сухую пробирку. Пробирку закрепляем в держателе и нагреваем. Учащиеся наблюдают за признаками этой реакции и отмечают изменение цвета медной проволоки.

Учитель:

-Каковы признаки этой реакции?

Ученик:

- Изменение цвета медной проволоки. В реакцию вступают два вещества, а образуется только одно вещество.

Учитель:

- Теперь напишем уравнение этой реакции.

2Cu+O2=2CuO.

(Ученики делают записи в тетрадях).

Учитель:

- Каково значение этих реакций?

Ученик:

-Их нужно знать, так как в результате этих реакций образуются новые вещества.

Учитель:

-Верно! Теперь познакомимся с третьим типом реакций - реакциями замещения.

(Учащиеся оформляют соответствующие записи в тетрадях).

Хочу вам показать на слайде несколько уравнений химических реакций. Первое уравнение - это уравнение реакции взаимодействия соляной кислоты с цинком.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

Эту реакцию проводил замечательный английский химик лорд Генри Кавендиш. В результате он заметил выделение газа. Этим газом был водород.

Fe2O3+3H2=2Fe+3H2O

Теперь обратимся к эксперименту: поместим в пробирку с раствором сульфата меди (II) большой железный гвоздь.

(Учитель демонстрирует эксперимент).

- Что произошло с гвоздем?

Ученик:

- Та часть гвоздя, которая находится в растворе, покрылась красным налетом.

Учитель:

-Что образует этот налет?

Ученик:

-Налет образует выделившийся медь.

Учитель:

-О чем свидетельствует изменение цвета гвоздя?

Ученик:

- О том, что произошла химическая реакция.

Учитель:

-Хорошо. Теперь все вместе напишем уравнение этой реакции.

(Один ученик работает на доске, все остальные на месте).

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

Учитель:

-Вы все хорошо справились с заданием. Скажите, какой признак объединяет эти реакции?

Ученик:

-То, что в реакцию вступают одно простое и одно сложное вещество, а в результате реакции образуются одно простое и одно сложное вещество.

(Учитель разъясняет механизм данных реакций, используя уравнения химических реакций).

Учитель:

- В данной реакции атом двухвалентной меди в сложном веществе (сульфате меди(II)) заместился на атом железа. В результате реакции образовались новое сложное вещество и новое простое вещество. Итак, какие реакции называются реакциями замещения?

(Ученики пробуют ответить на этот вопрос. Учитель демонстрирует слайд и дает определение реакции замещения).

Учитель:

- Реакции замещения - это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.

(Учитель формулирует правило вытеснения: каждый металл вытесняет из солей металлы, которые стоят правее в ряду активности металлов).

Учитель:

-Имеют ли значение для нас реакции замещения? Вспомните курс географии и попробуйте ответить.

Ученик:

-Имеют. Железные руды содержат железо и чтобы выделить из них железо, используются реакции замещения.

III. Закрепление изученного материала.

(Учитель демонстрирует слайд на компьютере с несколькими уравнениями химических реакций).

NO2+H2O+O2=2HNO3;

Cu+2AgNO3=Cu(NO3)2+2Ag;

CaCO3=CaO+CO2.

Химические реакции(На доске начерчена незаполненная схема по классификации химических реакций).

Урок по химии на тему: «Типы химических реакций».Урок по химии на тему: «Типы химических реакций».Урок по химии на тему: «Типы химических реакций».

Разложения

Замещения

Соединения

Учитель:

- Для закрепления изученного материала я вам предлагаю несколько уравнений химических реакций. Вы должны определить типы этих реакций и заполнить предложенную схему.

(Ученики выполняют задание).


  1. Домашнее задание.

Изучить тему: «Классификация химических реакций».

Выполнить упражнение 2 (стр.46).

Список литературы.

1. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. - М.: Просвещение, 1981, с.64.

2. Интернет-ресурсы: Единая коллекция образовательных ресурсов kinder.ru/podrob.asp?id=5338

3. Примерная программа основного общего образования по химии.

4. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).

5. Учебник. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.

© 2010-2022