- Преподавателю
- Химия
- Использование ИКТ на уроках химии
Использование ИКТ на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грацианова Е.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Елена Александровна Грацианова
МАОУ СОШ № 23, город Липецк
Я услышал и забыл,
Я увидел и запомнил,
Я сделал и я понял.
Китайская поговорка
Информационно - коммуникационные технологии в своей педагогической практике применяю особенно активно в 10-11 классах. Ввожу в практику использование ИКТ в 8 классах, создаю условия для развития творчества, самостоятельности учащихся.
В современном обществе наиболее важным и значительным товаром становится информация. Процесс информатизации направлен на повышение качества образования, удовлетворяющего потребности развития общества. Для школы процесс информатизации - изменение содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка учащихся к умению успешно и самостоятельно строить свою жизнь в быстро развивающемся обществе.
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно - коммуникационные технологии (далее - ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
Использование ИКТ дает мне возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организация совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.
Использование ИКТ предоставляет моим ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Считаю, что основной задачей внедрения информационных технологий в процесс обучения химии является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Трудное восприятие учащимися теоретических основ химии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно - образного мышления учащихся и более эффективному усвоению учебного материала. Учащиеся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.
На уроках химии и при подготовке к ним учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:
- создание презентаций по темам курсов химии 8 - 11 классов: созданы презентации по темам «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации»;
- использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал 10 - 11 классы;
- использование Интернет-ресурсов:
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» him.1september.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
hemi.nsu.ru
Мир химии
chem.km.ru
Chem Net: портал фундаментального химического образования
chemnet.ru
Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия
experiment.edu.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
chemistry.r2.ru
Школьная химия
schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике
rushim.ru/books/books.htm
Органическая химия: электронный учебник для средней школы
chemistry.ssu.samara.ru
- использование виртуальных экскурсий;
- создание проектных и исследовательских работ: созданы проектные работы по темам «Витамины», «Окислительно - восстановительные реакции», «Железо и его соединения»;
- проведение виртуального химического эксперимента;
- моделирование химических процессов и явлений;
- решение расчетных и экспериментальных задач;
- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовка к ЕГЭ.
Творчество - высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации моих уроков с применением ИКТ является создание учащимися собственных цифровых образовательных ресурсов, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу. К наиболее эффективным формам представления учебного материала следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Учащиеся имеют возможность создать мини-презентацию по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при ответе на уроке. Поэтому они не боятся отвечать, имея такие «шпаргалки». При изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:
- определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;
- классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;
- физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);
- химические свойства веществ, с уравнениями реакций;
- значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);
- нахождение веществ в природе;
- получение веществ в лаборатории и в промышленности;
- интересное и необычное о веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе).
При создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам происходит закрепление изученного теоретического материала. Ученики систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры.
Наиболее удачно с помощью ИКТ провожу уроки по изучению пространственного строения молекул, что всегда вызывает затруднения у учащихся. Любой объект может быть представлен не только в строгой зафиксированной форме на плоскости (как в учебнике), но его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. Также с помощью компьютера удачно проведение тестирования учащихся по различным темам школьного курса химии. Но главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего того, что представляет непосредственную опасность для здоровья учащегося. Включение электронных учебников в учебный процесс имеет большие плюсы. Видеоматериал вводит учащихся в виртуальный мир химических процессов. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием информационных технологий делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Применение ИКТ на уроках химии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более интересными, позволяет отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на первый план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, усилить восприятие, облегчить усвоение и запоминание материала, воздействовать сразу на несколько информационных каналов учащегося. В итоге повышается интерес учащихся к данному предмету.
Эффективное использование ИКТ на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет мне повысить качество знаний учащихся.
С моей точки зрения ученик тогда понимает суть процессов, воспринимает опыты, заинтересован результатом, когда он сам выполняет работу. Не пытайтесь удивить учеников анимацией, мультиками, разноцветными буквами - это только отвлекает. Попросите наиболее "продвинутых" ребят сделать первые слайды, покажите на уроке. Обязательно найдутся последователи. А тут Ваша роль Учителя - подсказать, что Вам надо и в каком порядке.