Использование ИКТ на уроках химии

В современном обществе наиболее важным и значительным товаром становится информация. Процесс информатизации направлен на повышение качества образования, удовлетворяющего потребности развития общества. Для школы процесс информатизации – изменение содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка учащихся к умению успешно и самостоятельно строить свою жизнь в быстро развивающемся обществе. Современный урок не...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Елена Александровна Грацианова

МАОУ СОШ № 23, город Липецк

Я услышал и забыл,

Я увидел и запомнил,

Я сделал и я понял.

Китайская поговорка

Информационно - коммуникационные технологии в своей педагогической практике применяю особенно активно в 10-11 классах. Ввожу в практику использование ИКТ в 8 классах, создаю условия для развития творчества, самостоятельности учащихся.

В современном обществе наиболее важным и значительным товаром становится информация. Процесс информатизации направлен на повышение качества образования, удовлетворяющего потребности развития общества. Для школы процесс информатизации - изменение содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка учащихся к умению успешно и самостоятельно строить свою жизнь в быстро развивающемся обществе.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно - коммуникационные технологии (далее - ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

Использование ИКТ дает мне возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организация совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.

Использование ИКТ предоставляет моим ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

Считаю, что основной задачей внедрения информационных технологий в процесс обучения химии является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Трудное восприятие учащимися теоретических основ химии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно - образного мышления учащихся и более эффективному усвоению учебного материала. Учащиеся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

На уроках химии и при подготовке к ним учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

- создание презентаций по темам курсов химии 8 - 11 классов: созданы презентации по темам «Основные классы неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Азот», «Природные источники углеводородов», «Карбоновые кислоты», «Химия и повседневная жизнь человека», «Решение расчетных задач по теме: «Приготовление растворов заданной концентрации»;

- использование готовых мультимедийных пособий на уроках по химии: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для гуманитариев»; дидактический и раздаточный материал 10 - 11 классы;

- использование Интернет-ресурсов:

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» him.1september.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

hemi.nsu.ru

Мир химии

chem.km.ru

Chem Net: портал фундаментального химического образования

chemnet.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия

experiment.edu.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

chemistry.r2.ru

Школьная химия

schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике

rushim.ru/books/books.htm

Органическая химия: электронный учебник для средней школы

chemistry.ssu.samara.ru

- использование виртуальных экскурсий;

- создание проектных и исследовательских работ: созданы проектные работы по темам «Витамины», «Окислительно - восстановительные реакции», «Железо и его соединения»;

- проведение виртуального химического эксперимента;

- моделирование химических процессов и явлений;

- решение расчетных и экспериментальных задач;

- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовка к ЕГЭ.

Творчество - высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации моих уроков с применением ИКТ является создание учащимися собственных цифровых образовательных ресурсов, которые должны содержать разработки таблиц, схем, графиков, задач по изучаемому на уроках теоретическому материалу. К наиболее эффективным формам представления учебного материала следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Учащиеся имеют возможность создать мини-презентацию по изученному на уроках химии материалу. Материалы и слайды этой мини-презентации учащиеся используют при ответе на уроке. Поэтому они не боятся отвечать, имея такие «шпаргалки». При изучении тем: «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды», «Металлы», «Неметаллы», учащиеся составляют мини-презентации, слайды которых содержат таблицы и схемы по вопросам:

- определение для класса неорганического соединения, примеры формул и названий веществ этого класса;

- классификация оксидов, оснований, кислот, солей по различным признакам;

- физические свойства веществ данного класса неорганических соединений (с картинками, фотографиями этих веществ);

- химические свойства веществ, с уравнениями реакций;

- значение веществ, относящихся к тому или иному классу соединений, в жизни человека (с картинками, фотографиями);

- нахождение веществ в природе;

- получение веществ в лаборатории и в промышленности;

- интересное и необычное о веществах (это тот материал, который нашёл сам учащийся и который его заинтересовал в дополнительной научной литературе).

При создании учащимися таких мини-презентаций к различным урокам происходит закрепление изученного теоретического материала. Ученики систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры.

Наиболее удачно с помощью ИКТ провожу уроки по изучению пространственного строения молекул, что всегда вызывает затруднения у учащихся. Любой объект может быть представлен не только в строгой зафиксированной форме на плоскости (как в учебнике), но его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. Также с помощью компьютера удачно проведение тестирования учащихся по различным темам школьного курса химии. Но главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего того, что представляет непосредственную опасность для здоровья учащегося. Включение электронных учебников в учебный процесс имеет большие плюсы. Видеоматериал вводит учащихся в виртуальный мир химических процессов. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием информационных технологий делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Применение ИКТ на уроках химии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более интересными, позволяет отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на первый план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, усилить восприятие, облегчить усвоение и запоминание материала, воздействовать сразу на несколько информационных каналов учащегося. В итоге повышается интерес учащихся к данному предмету.

Эффективное использование ИКТ на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет мне повысить качество знаний учащихся.

С моей точки зрения ученик тогда понимает суть процессов, воспринимает опыты, заинтересован результатом, когда он сам выполняет работу. Не пытайтесь удивить учеников анимацией, мультиками, разноцветными буквами - это только отвлекает. Попросите наиболее "продвинутых" ребят сделать первые слайды, покажите на уроке. Обязательно найдутся последователи. А тут Ваша роль Учителя - подсказать, что Вам надо и в каком порядке.


© 2010-2022