Сценарий урока по теме Вода (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Вода

Возрастной состав учащихся: 8 класс

Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения материала по теме «Вода», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Задачи урока:

1. изучить физические и химические свойства воды (предметный результат);

2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат);

3. сформировать умение управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролик «Взаимодействие кислотных оксидов с водой», оборудование и реактивы для проведения экспериментов.





Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

-Какую тему мы изучили на предыдущем уроке?

- Попробуйте быстро ответить на вопросы по д/з. Если считаете, что ответ «да», поднимите правую руку; если «нет», то левую. Будьте внимательнее.

-Водород сложное вещество?

- Водород входит в состав воздуха?

- Водород хорошо растворяется в воде?

- Водород имеет запах?

- Водород тяжелее воздуха?

- Химический знак водорода О?

- Молекула водорода состоит из двух атомов?

-Водород по распространённости в природе занимает первое место.

-Водород-главный элемент космоса.


Учащиеся фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленные вопросы.

2. Актуализация знаний (3 мин)

Сегодня наше занятие посвящается самому удивительному веществу планеты, такому знакомому и незнакомому, изученному и загадочному. Это вещество в чёрном ящике. Послушайте несколько строк об этом веществе:

Она-зеркало, в котором отражается всё самое прекрасное и отвратительное.

Она- снег, который тает на ладони.

Она- туман, в котором можно заблудиться.

Она многолика и противоречива. Она нужна для жизни. Она сама жизнь.

-Что в чёрном ящике?

- Значит какая тема нашего урока?.

-Запишите число и тему в тетрадь.


Учащиеся слушают высказывания, думают, определяют вещество.


Определяют и записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.

3. Фиксация затруднения в пробном действии (5 мин).


4. Приобретение новых знаний.

(15 мин)

















ФИЗКУЛЬТ. ПАУЗА(2 мин)








5. Первичное закрепление во внешней речи (7 мин).



6. Самостоятельная работа с учебником (7 мин).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

(3 мин)

-Ребята, давайте подумаем, что вы знаете о воде из своего жизненного опыта, уроков физики, биологии, окружающего мира.

Берёте в руки снежинку- символ воды, называете известные вам свойства воды и передаёте снежинку соседу по парте.

- Итак, ребята, что сейчас многие из вас не смогли сделать? (охарактеризовать свойства воды)

- Сформулируйте цель нашего занятия?

1. Информационный блок.(7 мин)

1. Вода на земле (то, что выделено курсивом - на слайдах презентации)

Вода - это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1км3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном. Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Воды на Земле, как кажется на первый взгляд, довольно много, но 97% - это соленая вода морей и океанов, и лишь 3% - пресная. Из них около трех четвертей недоступны живым организмам, так как эта пресная вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это настоящий мировой резерв пресной питьевой воды. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из -за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из других стран. Воду надо беречь.

2.Вода в космосе.Первые сведения о внеземной воде были получены итальянцем Пезали в 1864 году при исследовании метеорита. В нем оказалось 13,9% воды. Исследование Венеры показали, что там, в облаках, содержится около 1% водяного пара.В атмосфере Марса был обнаружен водяной шар в виде льда, но водоёмов на поверхности нет. Из больших планет только на Юпитере предполагают наличие воды в трех состояниях. Сведения о других планетах очень скудны

3. Вода в живом организме

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем - животные, на последнем - человек.

Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70% . Содержание воды в теле человека- 65% (кровь содержит 83% воды, сердце и мозг-80%, лимфа - 90%..Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла.

4. Аномалии воды.

В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее корабль, окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы - айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды. Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды.

При замерзании вода расширяется, все другие вещества сжимаютя. Температура кипения воды 1000С, плавления - 00С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться между собой с помощью водородных связей, образуя полимер. На разрыв, которых и затрачивается большое количество тепловой энергии.

ФИЗКУЛЬТ. ПАУЗА

2. Экспериментальный блок (6 мин)

- А теперь, ребята, переходим к изучению химических свойств воды, то есть с чем она может взаимодействовать.

Для этого у вас на партах реактивы, оборудование и инструкции по выполнению экспериментов. Делимся на группы по четыре человека. У каждой группы своя практическая задача. На выполнение экспериментов 5 минут.

1 группа. Задание: Опустите кусочек меди в стаканчик с водой. Зафиксируйте результат.

2 группа. Задание: Достаньте пинцетом кусочек натрия из банки, положите на фильтровальную бумагу, отрежьте скальпелем маленький кусочек металла и опустите в стаканчик с водой. Осторожно! Не наклоняйтесь над стаканчиком, держитесь на расстоянии. Зафиксируйте результат.

3 группа. Задание: Возьмите с помощью лопатки для сыпучих реактивов немного порошка оксида меди и поместите в стаканчик с водой, размешайте. Зафиксируйте результат.

4 группа. Задание: В стаканчик с водой добавьте несколько капель фенолфталеина. Затем с помощью лопатки для сыпучих реактивов возьмите немного порошка оксида кальция и поместите в стаканчик с водой, размешайте. Зафиксируйте результат.

5 группа. Задание: Возьмите с помощью лопатки для сыпучих реактивов немного оксида кремния (речного песка) и поместите в стаканчик с водой, размешайте. Зафиксируйте результат.

- Время эксперимента закончилось. Первая группа знакомит всех со своим экспериментом и его результатами (Задание группы через документ камеру проецируется на экран) Все остальные внимательно слушают и записывают формулы тех веществ, с которыми реагирует вода.

Затем 2-ая группа и т.д.

- Ребята, а теперь посмотрим видеоролик, как вода реагирует с другим оксидом неметалла - оксидом фосфора (демонстрация видеоролика)

-Подведём итог: вода способна реагировать с самыми активными металлами и их оксидами, образуя гидрооксиды. А также со всеми оксидами неметаллов, образуя кислоты (кроме оксида кремния)

- Ребята, составьте уравнения взаимодействия воды с натрием, оксидом кальция, оксидом фосфора, поработав с учебником.

-Подведём итог нашему занятию.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

2. В чем испытывали затруднение?

3. Что понравилось на уроке?

-Запишите в дневники д/з







Называют известные свойства воды и заслушивают ответы одноклассников.


Формулируют цель занятия.

















ФИЗКУЛЬТ. ПАУЗА


Учащиеся проводят эксперименты, фиксируют результаты.





Учащиеся заслушивают результаты и записывают формулы тех веществ, с которыми реагирует вода.



Учащиеся составляют уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся записывают д/з


© 2010-2022