Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Южно-Сахалинск















«Здоровьесберегающие

технологии на уроках химии»










Учитель химии

Федотова Елена Геннадьевна






Проблема здоровья сейчас у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. В среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Около 25-30% детей приходящих в 1-й класс нашей школлы, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 18 %, с нервно-психическими расстройствами - с 1,6 до 2,8%, нарушениями осанки с 19 до 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети - это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

Здоровье - главная ценность жизни. Здоровый ребенок (подросток) с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, предлагаемые школой. Обучение химии - процесс длительный и достаточно сложный.[3] За четыре года обучения, обучающиеся должны усвоить сотни новых понятий, терминов, законов и научиться, свободно ими оперировать. По данным психологов только 30% обучающихся способны освоить программу химии в полном объеме. По статистике медиков, у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% - повышенное чувство тревожности, у половины плохое зрение. Как предотвратить ухудшение состояния здоровья школьников? Как внедрить сберегающую здоровья педагогику? Выход из сложившейся ситуации нужно искать с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Школьники изучают химию в 13-15 лет. Это как раз переходный возраст, когда происходить изменение всех процессов психического развития, развитие процессов самосознания и самоопределение. Вслед за кризисом в 13 лет наступает посткризисный период, характеризующийся наличием у подростков множества личный проблем. Для построения отношений с подростком важно учитывать их потребность в личном общении с взрослыми, динамику поведения. Так, у восьмиклассников наблюдается высокий уровень проявления саморегуляции; подростки часто не доводят до конца начатое дело. Для большинства учеников 9-го класса уже свойственна способность к содержательному и глубокому самоанализу.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура 18-200, свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие посторонних звуков

Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. )

4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности.

Творческие задания снижают утомляемость

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

7-10 мин

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа)

Не боле 3ех

Чередование видов преподавания

Через 10-15 минут

Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Непрерывная деятельность учащегося непосредственно с ПК: 1 кл. - 10 мин., 2-5 кл. - 15 мин., 6-7 кл. - 20 мин., 8-9 кл. - 25 мин., 10-11 кл. - 30 мин.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минут урока 1 минута)

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, организация успеха ученика в учебной деятельности

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт
- напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ

Выработка способов безопасного поведения, влияние различных веществ на организм человека

Организация условий для запоминания и применения учебного материала

Памятки, алгоритмы, схемы и т.д.

Плотность урока

Количество времени, затраченное школьником на учебную работу не менее 60% и не более 80%

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

Спокойное завершение урока, комментирование д/з

Общение - ведущий вид деятельности подростков. Именно поэтому обучение химии следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, обучающиеся чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги, именно это и будет являться первым принципом здоровьесберегающей технологии.

Что касается второго принципа, то он заключается в том, что обучение каждого обучающегося должно осуществляться на доступном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности обучающихся на уроке (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная). Еще один принцип - перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий.[2] Немаловажным, на мой взгляд, является принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у школьников к изученному материалу. Проведение уроков посредством диалогов с учащимися способствует привлечению их внимания к новой теме, актуализации знаний. Такая форма обучения, на мой взгляд, эффективна, при проблемном изложении материала. Диалоги позволяют выявить проблему, найти пути ее решения, обсудить результаты химического эксперимента и способы решения задач, закрепить и повторить теоретические вопросы и т.д. Однако для того, чтобы школьники участвовали в диалоге, на уроке нужно создать атмосферу взаимопонимания, поощрять их участие в диалоге. Конечно, для организации продуктивного диалога необходим определенный запас знаний обучающихся, свободное владение ими химической терминологией. Поэтому в своей работе с обучающимися использую приемы, обеспечивающие их тренировочную деятельность: опросы, решение задач по алгоритму, само- и взаимоконтроль с помощью тестов и т.д. Алгоритмы особенно эффективны для выработки прочных умений решения задач, составления химических формул или уравнения реакций, они приучают обучающихся к построению логических ответов, способствуют развитию самостоятельности. Использование алгоритма устного ответа развивает речь школьников, что особенно важно. При опросе по алгоритму обучающиеся следят за ответами своих одноклассников, быстро включаются в продолжение ответа, обучающиеся меньше отвлекаются. На уроке также использую алгоритмы как руководство для самостоятельного решения задач. При решении той или иной задачи по химии, обучающимся предлагается алгоритм решения. Изучение нового материала можно сопровождать составлением опорных схем - конспектов, работа над которыми ведется в ходе диалога. Такая работа позволяет воспринимать материал целостно и наглядно. Для организации отработки умений школьников на индивидуальном уровне и в темпе, характерном для каждого обучающегося, использую дидактические карточки разного уровня и характера.[1] С помощью разработанных мною дидактических карточек, провожу химические диктанты, устные экспресс - опросы. Для создания благоприятной атмосферы на уроке провожу занимательные демонстрационные опыты. Для улучшения восприятия материла, и предупреждения утомления провожу разнообразные дидактические игры. Такие, например как: «Третий лишний», Крестики - нолики», «Химическое лото» и т.д.

Здоровьесберегающие технологии помогают развитию экологической культуры школьников. Корректировка курса химии заключается во включении заданий экологического характера с содержательную часть занятий.[2] На своих уроках, я: в содержательную часть урока включаю вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем. Например: при изучении темы кислот в 8 классе, затрагиваю проблему кислотных дождей и влияние их на экологию, при изучении простых веществ говорю об озоне и озоновом слое. Изучая промышленное производство серной кислоты и аммиака, обязательно затрагиваю проблему охраны окружающей среды. При прохождении темы «Растворы» подбираю задачи, связанные с организмом человека. Изучая органическую химию, ребята делают проекты о витаминах, гормонах, лекарствах, где обязательно затрагивают вопрос об их пользе и вреде для организма. Говорим о вреде алкоголя при изучении темы: «Спирты». Включаю в программу вопросы, связанные с химией человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей. Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаю в урок физкультминутки.

Провожу рефлексию. На каждом уроке осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Это - разноуровневые задания, работа в группах, в парах, назначаю консультантов для слабых учащихся при изучении сложных тем. Традиционно, с учителем биологии мы проводим интегрированные уроки, которые направлены не только на пропаганду вредных привычек, но и уроки согласно программному материалу. Такая совместная работа учителей - предметников по установлению интегрированный связей между естественными дисциплинами направлена на развитие качества образования и на снижения объема образовательных нагрузок. Интеграция - тот здоровьесберегающий компонент образовательного процесса, который позволяет оптимизировать организацию учебной деятельности не за счет сокращения учебного материала, а за счет необходимого синтеза естественных наук.[4]

Все выше изложенное, по моему мнению, и есть основные приемы здоровьесберегающей технологии на уроках химии. Важнейшие ее результаты - снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.





Список использованных источников

  1. Булычева В.Р. Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках. //Приложение к газете 1 сентября. Химия. - 1999. - №40,41.

  2. Маркина И.В. Современный урок химии. //Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль - 2008. С. 8-16.

  3. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. /Маленкова Л.И.// Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Москва - 2008. С. 175 - 179.

  4. Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. /Спирина Н.В. //Здоровьесберегающий потенциал интеграции естественнонаучного образования. Москва - 2008. С.218- 223.

© 2010-2022