• Преподавателю
  • Химия
  • План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретические сведения по теме ОВР

Перманганат калия как окислитель.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» + восстановители План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

в кислой среде План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

в нейтральной среде План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

в щелочной среде План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

(соль той кислоты, которая участвует в реакции)
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Манганат План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» или План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» -

Дихромат и хромат как окислители.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (кислая и нейтральная среда), План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (щелочная среда) + восстановители План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»всегда получается План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

кислая среда

нейтральная среда

щелочная среда

Соли тех кислот, которые участвуют в реакции: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» в растворе, План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»или План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» в расплаве

Повышение степеней окисления хрома и марганца.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» + очень сильные окислители План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (всегда независимо от среды!)

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», соли, гидроксокомплексы

+ очень сильные окислители:
а)План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», кислородсодержащие соли хлора (в щелочном расплаве)
б) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (в щелочном растворе)

Щелочная среда:

образуется хромат План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», соли

+ очень сильные окислители в кислой среде План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» или План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Кислая среда:

образуется дихромат План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»или дихромовая кислота План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - оксид, гидроксид, соли

+ очень сильные окислители:
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», кислородсодержащие соли хлора (в расплаве)

Щелочная среда: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - манганат

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - соли

+ очень сильные окислители в кислой среде План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» или План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Кислая среда: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - перманганат
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - марганцевая кислота

Азотная кислота с металлами.

- не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота.

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Неактивные металлы (правее железа) + разб. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + конц. кислота

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + кислота среднего разбавления

Активные металлы (щелочные, щелочноземельные, цинк) + очень разб. кислота

Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют:
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации:
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Серная кислота с металлами.

- разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» в ряду напряжений, при этом выделяется водород;
- при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота
Неметаллы + конц. кислота

Щелочноземельные металлы + конц. кислота

Щелочные металлы и цинк + концентрированная кислота.

Разбавленная серная кислота ведет себя как обычная минеральная кислота (например, соляная)

Пассивация: с холодной концентрированной серной кислотой не реагируют:
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Не реагируют с серной кислотой ни при какой концентрации:
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»



Диспропорционирование.

Реакции диспропорционирования - это реакции, в которых один и тот же элемент является и окислителем, и восстановителем, одновременно и повышая, и понижая свою степень окисления:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»



Диспропорционирование неметаллов - серы, фосфора, галогенов (кроме фтора).

Сера + щёлочь План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» 2 соли, сульфид и сульфит металла (реакция идёт при кипячении)

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Фосфор + щелочь План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» фосфин План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и соль гипофосфит План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»(реакция идёт при кипячении)

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Хлор, бром, иод + вода (без нагревания) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» 2 кислоты, План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
Хлор, бром, иод + щелочь (без нагревания) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» 2 соли, План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и вода

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Бром, иод + вода (при нагревании)План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» 2 кислоты, План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
Хлор, бром, иод + щелочь (при нагревании)План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» 2 соли, План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и вода

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Диспропорционирование оксида азота (IV) и солей.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» + вода План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» 2 кислоты, азотная и азотистая
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» + щелочь План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» 2 соли, нитрат и нитрит

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


сульфид и сульфат калия


План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


2 соли, хлорид и перхлорат План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»



Активность металлов и неметаллов.

Для анализа активности металлов используют либо электрохимический ряд напряжений металлов, либо их положение в Периодической таблице. Чем активнее металл, тем легче он будет отдавать электроны и тем более хорошим восстановителем он будет в окислительно-восстановительных реакциях.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Pd Pt Au

Активность неметаллов так же можно определить по их положению в таблице Менделеева.

Запомните! Азот - более активный неметалл, чем хлор!

Более активный неметалл будет окислителем, а менее активный будет довольствоваться ролью восстановителя, если они реагируют друг с другом.

Ряд электроотрицательности неметаллов:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

увеличение электроотрицательности

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей.

а) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды:
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

б) если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления - они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество).
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Необходимые навыки.

  1. Расстановка степеней окисления.
    Необходимо помнить, что степень окисления - это гипотетический заряд атома (т.е. условный, мнимый), но он должен не выходить за рамки здравого смысла. Он может быть целым, дробным или равным нулю.

Задание 1: Расставьте степени окисления в веществах:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Расстановка степеней окисления в органических веществах.
    Помните, что нас интересуют степени окисления только тех атомов углерода, которые меняют своё окружение в процессе ОВР, при этом общий заряд атома углерода и его неуглеродного окружения принимается за 0.

Задание 2: Определите степень окисления атомов углерода, обведённых рамкой вместе с неуглеродным окружением:

2-метилбутен-2: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»-План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»=План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

ацетон: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

уксусная кислота: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»-План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Не забывайте задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции отдаёт электроны, а кто их принимает, и во что они переходят? Чтобы не получалось, что электроны прилетают из ниоткуда или улетают в никуда.

Пример: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

В этой реакции надо увидеть, что иодид калия План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» может являться только восстановителем, поэтому нитрит калия План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» будет принимать электроны, понижая свою степень окисления.
Причём в этих условиях (разбавленный раствор) азот переходит из План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» в ближайшую степень окисления План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ».

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Составление электронного баланса сложнее, если формульная единица вещества содержит несколько атомов окислителя или восстановителя.
    В этом случае это необходимо учитывать в полуреакции, рассчитывая число электронов.
    Самая частая проблема - с дихроматом калия План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», когда он в роли окислителя переходит в План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Эти же двойки нельзя забыть при уравнивании, ведь они указывают число атомов данного вида в уравнении.

Задание 3: Какой коэффициент нужно поставить перед План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» и перед План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 4: Какой коэффициент в уравнении реакции будет стоять перед магнием?

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция.
    Это можно сделать либо про продуктам восстановления марганца и хрома, либо по типу соединений, которые получились в правой части реакции: например, если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид - значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла - точно не кислая. Ну и разумеется, если в левой части мы видим сульфаты металлов, а в правой - ничего похожего на соединения серы - видимо, реакция проводится в присутствии серной кислоты.

Задание 5: Определите среду и вещества в каждой реакции:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Помните, что вода - вольный путешественник, она может как участвовать в реакции, так и образовываться.

Задание 6: В какой стороне реакции окажется вода? Bо что перейдёт цинк?

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 7: Мягкое и жесткое окисление алкенов.
Допишите и уравняйте реакции, предварительно расставив степени окисления в органических молекулах:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (хол. р-р.) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (водн.р-р) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»



  1. Иногда какой-либо продукт реакции можно определить, только составив электронный баланс и поняв, каких частиц у нас больше:

Задание 8: Какие продукты ещё получатся? Допишите и уравняйте реакцию:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Во что переходят реагенты в реакции?
    Если ответ на этот вопрос не дают выученные нами схемы, то нужно проанализировать, какие в реакции окислитель и восстановитель - сильные или не очень?
    Если окислитель средней силы, вряд ли он может окислить, например, серу из План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» в План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», обычно окисление идёт только до План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ».
    И наоборот, если План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - сильный восстановитель и может восстановить серу из План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» до План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», то План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - только до План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ».

Задание 9: Во что перейдёт сера? Допишите и уравняйте реакции:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (конц.) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель.

Задание 10: Сколько ещё продуктов в этой реакции, и каких?

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя - надо продумать, какое из них болееактивный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.

Задание 11: Кто из этих галогенов окислитель, а кто восстановитель?

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Если же один из реагентов - типичный окислитель или восстановитель - тогда второй будет «выполнять его волю», либо отдавая электроны окислителю, либо принимая у восстановителя.

Пероксид водорода - вещество с двойственной природой, в роли окислителя (которая ему более характерна) переходит в воду, а в роли восстановителя - переходит в свободный газообразный кислород.

Задание 12: Какую роль выполняет пероксид водорода в каждой реакции?

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Последовательность расстановки коэффициентов в уравнении.

Сначала проставьте коэффициенты, полученные из электронного баланса.
Помните, что удваивать или сокращать их можно только вместе. Если какое-либо вещество выступает и в роли среды, и в роли окислителя (восстановителя) - его надо будет уравнивать позднее, когда почти все коэффициенты расставлены.
Предпоследним уравнивается водород, а по кислороду мы только проверяем!

  1. Задание 13: Допишите и уравняйте:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Не спешите, пересчитывая атомы кислорода! Не забывайте умножать, а не складывать индексы и коэффициенты.
Число атомов кислорода в левой и правой части должно сойтись!
Если этого не произошло (при условии, что вы их считаете правильно), значит, где-то ошибка.

Возможные ошибки.

  1. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно.
    Часто ошибаются в следующих случаях:

а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - степень окисления у фосфора -отрицательная;
б) в органических веществах - проверьте ещё раз, всё ли окружение атома План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» учтено;
в) аммиак и соли аммония - в них азот всегда имеет степень окисления План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»;
г) кислородные соли и кислоты хлора - в них хлор может иметь степень окисления План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»;
д) пероксиды и надпероксиды - в них кислород не имеет степени окисления План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», бывает План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», а в План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - даже План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»;
е) двойные оксиды: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» - в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.

Задание 14: Допишите и уравняйте:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 15: Допишите и уравняйте:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

  1. Выбор продуктов без учёта переноса электронов - то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот.

Пример: в реакции План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса…

  1. Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой!

а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак;
б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид;
в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.

Задание 16: Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Ответы и решения к заданиям с пояснениями.

Задание 1:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 2:

2-метилбутен-2: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»-План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»=План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

ацетон: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

уксусная кислота: План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»-План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 3:

Так как в молекуле дихромата 2 атома хрома, то и электронов они отдают в 2 раза больше - т.е. 6.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


Задание 4:

Так как в молекуле План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» два атома азота, эту двойку надо учесть в электронном балансе - т.е. перед магнием должен быть коэффициент План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ».

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


Задание 5:

Если среда щелочная, то фосфор План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» будет существовать в виде соли - фосфата калия.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


Если среда кислая, то фосфин переходит в фосфорную кислоту.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


Задание 6:

Так как цинк - амфотерный металл, в щелочном растворе он образует гидроксокомплекс. В результате расстановки коэффициентов обнаруживается, что вода должна присутствовать в левой части реакции:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


Задание 7:

Электроны отдают два атома План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» в молекуле алкена. Поэтому мы должны учесть общее количество отданных всей молекулой электронов:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (хол. р-р.) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»






Обратите внимание, что из 10 ионов калия 9 распределены между двумя солями, поэтому щелочи получится только однамолекула.

Задание 8:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


В процессе составления баланса мы видим, что на 2 иона План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» приходится 3 сульфат-иона. Значит, помимо сульфата калия образуется ещё серная кислота (2 молекулы).

Задание 9:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
(перманганат не очень сильный окислитель в растворе; обратите внимание, что вода переходит в процессе уравнивания вправо!)

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (конц.) План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
(концентрированная азотная кислота очень сильный окислитель)

Задание 10:

Не забудьте, что марганец принимает электроны, при этом хлор их должен отдать.
Хлор выделяется в виде простого вещества.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 11:

Чем выше в подгруппе неметалл, тем более он активный окислитель, т.е. хлор в этой реакции будет окислителем. Йод переходит в наиболее устойчивую для него положительную степень окисления План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ», образуя йодноватую кислоту.

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 12:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
(пероксид - окислитель, т.к. восстановитель - План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»)

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
(пероксид - восстановитель, т.к. окислитель - перманганат калия)

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»
(пероксид - окислитель, т.к. роль восстановителя более характерна для нитрита калия, который стремится перейти в нитрат)

Задание 13:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

Задание 14:

В молекуле План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» из трех атомов железа только один имеет заряд План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ». Он окислится в План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ».
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


Задание 15:

Общий заряд частицы План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» в надпероксиде калия План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» равен План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ». Поэтому он может отдать только План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ».

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»


Задание 16:

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (водный раствор)
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

(щелочная среда)
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ» (водный раствор)
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»

(кислая среда)
План-конспект урока. Классы неорганических веществ. Состав и свойства важнейших классов неорганических веществ»



© 2010-2022