- Преподавателю
- Химия
- Кружок «Занимательная химия»
Кружок «Занимательная химия»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорогова Н.Н. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. МИНУСИНСКА
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №7»
Утверждена
Научно-методическим
Советом МОБУ « Лицей №7»
Протокол №______________
От «____»____________2013г.
Директор _________________
Е.П. Антонова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Эколого-биологической направленности
Занимательная химия
( для учащихся 5-8 классов)
срок реализации 2 года.
Автор: Дорогова Н.Н.,
учитель химии.
Минусинск, 2013.
Пояснительная записка
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление на соответствующие специальности.
Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 5,6,7,8 классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Данный курс способствует развитию интереса к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Содержание данной программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Эта программа дает возможность учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются :
-
системность;
-
целостность;
-
объективность;
-
научность;
-
доступность для учащихся основной школы;
-
реалистичность;
-
практическая направленность.
Программа способствует формированию следующих ключевых компетентностей:
- познавательной компетентностей ( использование наблюдений, измерений, моделирований);
- информационной компетентности ( способность работы с различными источниками информации, способность к критическому суждению в отношении получаемой информации, компьютерная грамотность;
-коммуникативной компетентности ( способы формирования и формулирования мысли, владения способами презентации себя и своей деятельности).
Цель кружка: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.
Задачи курса:
-
Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
-
Обучить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
-
Создать условия для становления информационной компетентности;
-
Использовать и развивать межпредметные связи.
Программа рассчитана на учащихся 5-6, 7-8 классов, наполняемость групп (10-15 человек). Срок реализации программы 2 года. ( соответствие Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПи 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий).
Усвоение материала по программе можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельным работам, творческим работам, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы можно проследить конференции, устном журнале и др.
Курс «Занимательная химия» предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.
Содержание программы
1-й год обучения
( 5-6 классы)
Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием. (8 часов)
Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок "Занимательной химии"). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки. Нагревание и прокаливание.
Демонстрация фильма.
Раздел 2. Химия в быту.( 28 часов)
2.1. Кухня.(10 ч.)
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль - яд.
Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды - сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
2.2. Аптечка. ( 4 ч.)
Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же - «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.
2.3. Ванная комната или умывальник. ( 4 ч.)
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Кальцинированная сода и тринатрийфосфат - для чего они здесь.
Соль для ванны и опыты с ней.
2.4. Туалетный столик. (2 ч.)
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.
2.5. Папин «бардачок». ( 6 ч.)
Каких только химикатов здесь нет - и все опасные!
Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит - это что-то знакомое.
Бензин, керосин и другие «- ины».
Обыкновенный цемент и его опасные свойства.
2.6. Садовый участок. (2 ч.)
Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.
Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.
Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.
Раздел 3. Химия за пределами дома. (30 часов)
3.1 Магазин. ( 10 ч.)
Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.
Экскурсия Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».
Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.
Минеральные удобрения и ядохимикаты.
Раствор аммиака. Стеклоочистители.
Экскурсия в хозяйственный магазин каждому необходим.
Экскурсия в магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.
Знакомые незнакомцы.
Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.
3.2. Аптека. ( 6 ч.)
Экскурсия Аптека - рай для химика.
Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.
Марганцовка и глицерин - опасное сочетание.
Формалин. Как посеребрить монету и стекло.
Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.
Необычный препарат «Ликоподий».
Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.
Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.
Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».
Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.
Кто готовит и продаёт нам лекарства.
3.3. Берег реки. ( 14 ч.)
Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек.
Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.
Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.
Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.
Подведение итогов. ( 2 часа)
По окончанию I года обучения учащиеся должны:
Знать:
-
Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.
-
Когда соль - яд.
-
Полезные и вредные черты сахара.
-
Что такое «антиоксиданты».
-
Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
-
Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
-
Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и
-
вкусовые добавки.
-
Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
-
Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства
-
марганцовки.
-
Что полезнее: аспирин или упсарин.
-
Какую опасность может представлять марганцовка.
-
Как поступить со старые лекарствами.
-
Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
-
Какие порошки самые опасные
-
Кто такие «токсикоманы»
-
Чем опасны нитраты.
-
Значение различных минеральных удобрений.
-
Керосин и другое бытовое топливо.
Уметь:
-
Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности
-
Проводить простейшие опыты, исследования
-
Применять полученные знания на практике и в быту;
-
Производить простейшие расчеты.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения.
(5-6 классов)
Тема, изучаемые вопросы
Количество часов
Теория
Практика
Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием.( 8 часов)
Техника безопасности при работе в химической лаборатории.
Оборудование кабинета химии. Ведение лабораторного хозяйства.
1
1
Химическая посуда.
Нагревание, взвешивание. Вытяжной шкаф.
1
1
Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др.
2
Профориентационная лекция.
2
Итого:
4
4
Раздел 2. Химия в быту.( 28 часов)
2.1 Кухня. ( 10ч.)
Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.
2
Поваренная соль и её свойства.
Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
1
1
Растительные и другие масла.
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
1
1
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
1
1
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
1
1
2.2. Аптечка. (4 ч.)
Аптечный иод и его свойства.
1
Домашняя аптечка. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.
1
Перекись водорода и гидроперит.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же - «марганцовка».
1
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.
1
2.3. Ванная комната.( 4 ч.)
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от
туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла.
1
1
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные.
Кальцинированная сода и тринатрийфосфат - для чего они здесь.
1
1
2.4. Туалетный столик.(2 ч.)
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия.
1
1
2.5. Папин «бардачок». ( 6 ч.)
Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Электролит - это что-то знакомое.
1
1
Хозблок или гараж. Бензин, керосин и другие «- ины».
Обыкновенный цемент и его опасные свойства.
1
1
Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве».
2
2.6. Садовый участок. (2 ч.)
Медный и другие купоросы.
1
Сад и огород. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.
1
Итого
13
15
Раздел . Химия за пределами дома. (30 часов)
3.1. Магазин. ( 10 ч.)
Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др.
2
Сера молотая - для чего она и что с ней можно сделать.
Калийная селитра (калиевая селитра) и аммиачная селитра. А при чём тут порох?
1
1
Хозяйственный магазин. Раствор аммиака. Стеклоочистители.
2
Продуктовый магазин. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.
Зачем в продуктовом магазине сорбит. Сорбит тоже спирт, только многоатомный.
1
1
Продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.
Знакомые незнакомцы.
1
1
3.2. Аптека. ( 6 ч.)
Аптека - рай для химика.
1
Ядовитый формалин и бесценная глюкоза - что же между ними общего? Серебрим медные изделия и делаем ёлочные шары. А как получить медное зеркало?
1
Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами
2
Занимательные опыты по теме «Химия в природе»: добывание золота, минеральный хамелеон и др.
2
3.3. Берег реки. ( 14 ч.)
Обнаружение железной руды среди «булыжников»
2
Можно ли спутать золото и медный колчедан? А свинец и галенит?
1
Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём карбонатные породы.
1
Проведение дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление
2
Работа над проектом.
2
Работа над проектом.
2
Работа над проектом.
2
Подведение итогов.
2
Резервное время.
2
Итого ( 68 часов)
27
41
Содержание программы
2-й год обучения
(7-8 классов)
Раздел 1. Введение. ( 14 часов.)
Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.
Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Выпрямитель тока и электролизёр, приёмы безопасной работы с ними. Механические и стеклянные приборы. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Общие правила техники безопасности в кабинете химии.
Демонстрация фильма.
Раздел №2. Мы в мире химии (54 часа).
2.1. Биосфера - среда жизни человека (4 ч).
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.
2.2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (10 ч).
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.
Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Практическая работа №1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.
2.3. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (8 ч).
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Практическая работа №2 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.
Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.
2.4. Пища, которую мы едим (8 ч).
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа №4. Определение нитратов в плодах и овощах.
Практическая работа №5 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.
25. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье
человека (26 ч).
Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.
Практическая работа №6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.
Решение задач с экологическим содержанием (2 ч).
Резервное время (2 ч).
Подведение итогов (2 ч).
Учебно-тематическое планирование.
2-й год обучения.
(7-8 классов )
Тема, изучаемые вопросы
Кол-во
часов
Теория
Практика
Раздел 1. Введение. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. (14 часов)
Лаборатория кабинета химии.
Лабораторное оборудование.
2
Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.
Демонстрационное оборудование.
2
Нагревательные приборы и нагревание. Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы.
1
1
Электрические приборы и работа с ними.
1
1
Вытяжной шкаф.
1
1
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
2
Резервное время
2
Итого:
7
7
Раздел 2. Мы в мире химии (54 часа)
2.1. Биосфера (4 часа)
Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами.
2
2
2.2. Атмосфера. ( 10 часов)
Воздух, которым мы дышим. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.
2
2
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия.
1
1
Пути решения защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив. Международное законодательство в области охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
1
1
Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность.
2
2.3.Гидросфера. Вода, которую мы пьём.( 8 часов)
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.
Вода - универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды.
1
1
Санитария питьевой воды, понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.
1
1
Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность.
2
Практическая работа № 3. Определение жёсткости воды.
2
2.4. Пища, которую мы едим. ( 6 часов)
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу
2
Практическая работа № 4. Определение нитратов в плодах и овощах.
2
Практическая работ № 5. Пищевые добавки. Изучение состава продуктов (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и влияние на организм.
2
2. 5. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека. (26 часов)
Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.
2
Пылевые загрязнения помещений.
Практическая работа № 6.
Определение относительной запылённости помещений.
1
1
Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека.
Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.
1
1
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
2
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
2
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 7-8 классов членами кружка.
2
Решение задач с экологическим содержанием.
2
Викторина «Химия и охрана природы».
2
Анкетирование или сочинение на тему: «Природа и мы».
2
Профориентационная лекция.
2
Проведение дидактических игр:
2
Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии.
2
Заключительное занятие.
2
Итого: ( 68 часа)
33
35
По окончанию II года обучения учащиеся должны:
Знать:
-
качественный и количественный состав воздуха;
-
последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
-
проблему загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
-
роль озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
-
примерный качественный состав природных вод;
-
роль воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
-
методы очистки пресной воды от загрязнений;
-
нормирование качества питьевой воды;
-
проблему загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
-
проблему пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
-
проблему содержания понятия «парниковый эффект»,
-
проблему «кислотных дождей», пути решения проблемы;
-
состав пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
-
проблему, связанною с избытком минеральных удобрений в почве;
-
состав строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
-
основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
-
законодательство в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
-
экологические проблемы местного значения;
-
роль химии в решении экологических проблем.
Уметь:
-
составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
-
оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
-
раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
-
бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
-
применять простейшие методы очистки питьевой воды;
-
анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
-
использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
-
вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
-
оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.
Механизм отслеживания получаемых результатов.
1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);
2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);
3) на развитие воображения (аукцион);
4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);
6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);
7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).
Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.
Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.
Ожидаемые результаты.
Повысить свой общекультурный уровень. Научится находить необходимый материал в различных источниках (книги, Интернет и др.) Создавать и представлять доклады в форме презентаций. Пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие химические опыты. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Материально - техническое обеспечение.
№
Наименование
Количество
I.
Печатные пособия
-
Комплект портретов ученых-химиков.
-
Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).
-
Серия инструктивных таблиц по химии
-
Серия таблиц по неорганической химии
-
Серия таблиц по органической химии
-
Серия таблиц по химическим производствам
1
1
1
1
1
1
II.
Информационно-коммуникативные средства
-
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии
-
Электронные библиотеки по курсу химии
-
Электронные базы данных по всем разделам курса химии
1
1
1
III.
Технические средства обучения
-
Компьютер мультимедийный (с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, и наушниками)
-
Экран проекционный
1
1
IV.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения
-
Демонстрационные набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии
-
Специализированные приборы и аппараты
-
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
-
Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента
-
Модели.
-
Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.
-
Набор для моделирования строения неорганических веществ
-
Набор для моделирования строения органических веществ
-
Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации)
-
Набор для моделирования строения атомов и молекул
-
Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Модели - электронные стенды.
10
4
-
6
6
1
1
1
1
1
3
V.
Натуральные объекты, коллекции.
-
Алюминий
-
Волокна
-
Каменный уголь и продукты его переработки
-
Каучук
-
Металлы и сплавы
-
Минералы и горные породы
-
Набор химических элементов
-
Нефть и важнейшие продукты ее переработки
-
Пластмассы
-
Стекло и изделия из стекла
-
Топливо
-
Чугун и сталь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
VI.
Реактивы
Набор № 1, №2 ОС «Кислоты»
Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
Набор № 5 ОС «Металлы»
Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»
Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»
Набор № 8 ОС «Галогены»
Набор № 9 ОС «Галогениды»
Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
Набор № 11 ОС «Карбонаты»
Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»
Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа».
Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
Набор № 16 ОС «Нитраты»
Набор № 17 ОС «Индикаторы»
Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»
Набор № 19 ОС «Углеводороды»
Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества»
Набор № 21 ОС «Кислоты органические»
Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины»
Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ»
Набор № 24 ОС «Материалы»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература
-
Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. - М.: Центрхимпресс, 2001.
-
Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
-
Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды.- Волгогра: Учитель, 2005.-119с.
-
Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.
-
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.: 5 за занния, 2007.- 208с.
-
Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. - Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. - 208с.
-
Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. - Химия в школе, 5-2004.
-
Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999.
-
Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. - Химия в школе. 5,1997.
-
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.:Дрофа, 2004.-120с.
-
Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
-
Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. - 3,2004.
-
Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
-
Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
-
Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002
-
Ширшина Н.В.Сборник элективных курсов., Волгоград. Учитель, 2008г.
-
Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. - Химия в школе.3-2001.
Интернет ресурсы.
-
hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
-
en.edu.ru/ - Естественно-научный образовательный портал.
-
alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
-
chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
-
chemistry.r2.ru/ - Химия для школьников.
-
college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" - это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
-
grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
-
bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
-
sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.