Кружок «Занимательная химия»

Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 5,6,7,8  классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Данный курс                                         способствует  развитию интереса к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологичес...      Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. МИНУСИНСКА

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №7»


Утверждена

Научно-методическим

Советом МОБУ « Лицей №7»

Протокол №______________

От «____»____________2013г.

Директор _________________

Е.П. Антонова




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Эколого-биологической направленности

Занимательная химия

( для учащихся 5-8 классов)

срок реализации 2 года.



Автор: Дорогова Н.Н.,

учитель химии.



Минусинск, 2013.

Пояснительная записка

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление на соответствующие специальности.

Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 5,6,7,8 классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Данный курс способствует развитию интереса к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

Содержание данной программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.

Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Эта программа дает возможность учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются :

  • системность;

  • целостность;

  • объективность;

  • научность;

  • доступность для учащихся основной школы;

  • реалистичность;

  • практическая направленность.

Программа способствует формированию следующих ключевых компетентностей:

- познавательной компетентностей ( использование наблюдений, измерений, моделирований);

- информационной компетентности ( способность работы с различными источниками информации, способность к критическому суждению в отношении получаемой информации, компьютерная грамотность;

-коммуникативной компетентности ( способы формирования и формулирования мысли, владения способами презентации себя и своей деятельности).

Цель кружка: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.

Задачи курса:

  • Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;

  • Обучить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;

  • Создать условия для становления информационной компетентности;

  • Использовать и развивать межпредметные связи.

Программа рассчитана на учащихся 5-6, 7-8 классов, наполняемость групп (10-15 человек). Срок реализации программы 2 года. ( соответствие Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПи 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий).

Усвоение материала по программе можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельным работам, творческим работам, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы можно проследить конференции, устном журнале и др.

Курс «Занимательная химия» предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.





Содержание программы

1-й год обучения

( 5-6 классы)

Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием. (8 часов)

Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок "Занимательной химии"). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки. Нагревание и прокаливание.

Демонстрация фильма.

Раздел 2. Химия в быту.( 28 часов)

2.1. Кухня.(10 ч.)

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль - яд.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды - сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

2.2. Аптечка. ( 4 ч.)

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же - «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

2.3. Ванная комната или умывальник. ( 4 ч.)

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат - для чего они здесь.

Соль для ванны и опыты с ней.

2.4. Туалетный столик. (2 ч.)

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

2.5. Папин «бардачок». ( 6 ч.)

Каких только химикатов здесь нет - и все опасные!

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит - это что-то знакомое.

Бензин, керосин и другие «- ины».

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

2.6. Садовый участок. (2 ч.)

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Раздел 3. Химия за пределами дома. (30 часов)

3.1 Магазин. ( 10 ч.)

Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.

Экскурсия Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».

Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.

Минеральные удобрения и ядохимикаты.

Раствор аммиака. Стеклоочистители.

Экскурсия в хозяйственный магазин каждому необходим.

Экскурсия в магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Знакомые незнакомцы.

Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.

3.2. Аптека. ( 6 ч.)

Экскурсия Аптека - рай для химика.

Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.

Марганцовка и глицерин - опасное сочетание.

Формалин. Как посеребрить монету и стекло.

Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.

Необычный препарат «Ликоподий».

Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.

Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.

Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».

Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

Кто готовит и продаёт нам лекарства.

3.3. Берег реки. ( 14 ч.)

Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек.

Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.

Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.

Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.

Подведение итогов. ( 2 часа)

По окончанию I года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.

  • Когда соль - яд.

  • Полезные и вредные черты сахара.

  • Что такое «антиоксиданты».

  • Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

  • Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

  • Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и

  • вкусовые добавки.

  • Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.

  • Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства

  • марганцовки.

  • Что полезнее: аспирин или упсарин.

  • Какую опасность может представлять марганцовка.

  • Как поступить со старые лекарствами.

  • Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

  • Какие порошки самые опасные

  • Кто такие «токсикоманы»

  • Чем опасны нитраты.

  • Значение различных минеральных удобрений.

  • Керосин и другое бытовое топливо.

Уметь:

  • Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности

  • Проводить простейшие опыты, исследования

  • Применять полученные знания на практике и в быту;

  • Производить простейшие расчеты.










Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения.

(5-6 классов)


Тема, изучаемые вопросы

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием.( 8 часов)

Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

Оборудование кабинета химии. Ведение лабораторного хозяйства.

1

1

Химическая посуда.

Нагревание, взвешивание. Вытяжной шкаф.

1

1

Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др.

2

Профориентационная лекция.

2

Итого:

4

4

Раздел 2. Химия в быту.( 28 часов)

2.1 Кухня. ( 10ч.)

Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.

2

Поваренная соль и её свойства.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

1

1

Растительные и другие масла.

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

1

1

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

1

1

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

1

1

2.2. Аптечка. (4 ч.)

Аптечный иод и его свойства.

1

Домашняя аптечка. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

1

Перекись водорода и гидроперит.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же - «марганцовка».

1

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

1

2.3. Ванная комната.( 4 ч.)

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от

туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла.

1

1

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат - для чего они здесь.

1

1

2.4. Туалетный столик.(2 ч.)

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия.

1

1

2.5. Папин «бардачок». ( 6 ч.)

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Электролит - это что-то знакомое.

1

1

Хозблок или гараж. Бензин, керосин и другие «- ины».

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

1

1

Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве».

2

2.6. Садовый участок. (2 ч.)

Медный и другие купоросы.

1

Сад и огород. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

1

Итого

13

15

Раздел . Химия за пределами дома. (30 часов)

3.1. Магазин. ( 10 ч.)

Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»: вулкан, звездный дождь, фейерверк в середине жидкости, зеленый огонь и др.

2

Сера молотая - для чего она и что с ней можно сделать.

Калийная селитра (калиевая селитра) и аммиачная селитра. А при чём тут порох?

1

1

Хозяйственный магазин. Раствор аммиака. Стеклоочистители.

2

Продуктовый магазин. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Зачем в продуктовом магазине сорбит. Сорбит тоже спирт, только многоатомный.

1

1

Продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Знакомые незнакомцы.

1

1

3.2. Аптека. ( 6 ч.)

Аптека - рай для химика.

1

Ядовитый формалин и бесценная глюкоза - что же между ними общего? Серебрим медные изделия и делаем ёлочные шары. А как получить медное зеркало?

1

Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами

2

Занимательные опыты по теме «Химия в природе»: добывание золота, минеральный хамелеон и др.

2

3.3. Берег реки. ( 14 ч.)

Обнаружение железной руды среди «булыжников»

2

Можно ли спутать золото и медный колчедан? А свинец и галенит?

1

Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём карбонатные породы.

1

Проведение дидактических игр:

кто внимательнее

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление

2

Работа над проектом.

2

Работа над проектом.

2

Работа над проектом.

2

Подведение итогов.

2

Резервное время.

2

Итого ( 68 часов)

27

41























Содержание программы

2-й год обучения

(7-8 классов)

Раздел 1. Введение. ( 14 часов.)

Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.

Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Выпрямитель тока и электролизёр, приёмы безопасной работы с ними. Механические и стеклянные приборы. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

Общие правила техники безопасности в кабинете химии.

Демонстрация фильма.

Раздел №2. Мы в мире химии (54 часа).

2.1. Биосфера - среда жизни человека (4 ч).

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.

2.2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (10 ч).

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

Практическая работа №1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.

2.3. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (8 ч).

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа №2 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.

2.4. Пища, которую мы едим (8 ч).

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

Практическая работа №4. Определение нитратов в плодах и овощах.

Практическая работа №5 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

25. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье

человека (26 ч).

Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

Практическая работа №6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.

Решение задач с экологическим содержанием (2 ч).

Резервное время (2 ч).

Подведение итогов (2 ч).

Учебно-тематическое планирование.

2-й год обучения.

(7-8 классов )



Тема, изучаемые вопросы

Кол-во

часов


Теория

Практика


Раздел 1. Введение. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. (14 часов)

Лаборатория кабинета химии.

Лабораторное оборудование.

2

Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.

Демонстрационное оборудование.

2

Нагревательные приборы и нагревание. Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы.

1

1

Электрические приборы и работа с ними.

1

1

Вытяжной шкаф.

1

1

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

2

Резервное время

2

Итого:

7

7

Раздел 2. Мы в мире химии (54 часа)

2.1. Биосфера (4 часа)

Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами.

2

2

2.2. Атмосфера. ( 10 часов)

Воздух, которым мы дышим. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

2

2

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия.

1

1

Пути решения защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив. Международное законодательство в области охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

1

1

Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность.

2

2.3.Гидросфера. Вода, которую мы пьём.( 8 часов)

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

Вода - универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды.

1

1

Санитария питьевой воды, понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

1

1

Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность.

2

Практическая работа № 3. Определение жёсткости воды.

2

2.4. Пища, которую мы едим. ( 6 часов)

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу

2

Практическая работа № 4. Определение нитратов в плодах и овощах.

2

Практическая работ № 5. Пищевые добавки. Изучение состава продуктов (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и влияние на организм.

2

2. 5. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека. (26 часов)

Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.

2

Пылевые загрязнения помещений.

Практическая работа № 6.

Определение относительной запылённости помещений.

1

1

Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека.

Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

1

1

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

2

Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

2

Проведение игр и конкурсов среди учащихся 7-8 классов членами кружка.

2

Решение задач с экологическим содержанием.

2

Викторина «Химия и охрана природы».

2

Анкетирование или сочинение на тему: «Природа и мы».

2

Профориентационная лекция.

2

Проведение дидактических игр:

2

Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии.

2

Заключительное занятие.

2

Итого: ( 68 часа)

33

35


По окончанию II года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • качественный и количественный состав воздуха;

  • последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;

  • проблему загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

  • роль озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);

  • примерный качественный состав природных вод;

  • роль воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;

  • методы очистки пресной воды от загрязнений;

  • нормирование качества питьевой воды;

  • проблему загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

  • проблему пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);

  • проблему содержания понятия «парниковый эффект»,

  • проблему «кислотных дождей», пути решения проблемы;

  • состав пищи, пищевых добавках, их действии на организм;

  • проблему, связанною с избытком минеральных удобрений в почве;

  • состав строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;

  • основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;

  • законодательство в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

  • экологические проблемы местного значения;

  • роль химии в решении экологических проблем.

Уметь:

  • составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;

  • оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;

  • раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;

  • бережно относиться к воде, экономно её расходовать;

  • применять простейшие методы очистки питьевой воды;

  • анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;

  • использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.

  • вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;

  • оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.



Механизм отслеживания получаемых результатов.


1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

3) на развитие воображения (аукцион);

4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

Ожидаемые результаты.

Повысить свой общекультурный уровень. Научится находить необходимый материал в различных источниках (книги, Интернет и др.) Создавать и представлять доклады в форме презентаций. Пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие химические опыты. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.



Материально - техническое обеспечение.

Наименование

Количество

I.

Печатные пособия

  • Комплект портретов ученых-химиков.

  • Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

  • Серия инструктивных таблиц по химии

  • Серия таблиц по неорганической химии

  • Серия таблиц по органической химии

  • Серия таблиц по химическим производствам

1

1


1

1

1

1

II.

Информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии

  • Электронные библиотеки по курсу химии

  • Электронные базы данных по всем разделам курса химии

1

1

1

III.

Технические средства обучения

  • Компьютер мультимедийный (с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, и наушниками)

  • Экран проекционный

1



1

IV.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения

  • Демонстрационные набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии

  • Специализированные приборы и аппараты

  • Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

  • Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

  • Модели.

  • Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.

  • Набор для моделирования строения неорганических веществ

  • Набор для моделирования строения органических веществ

  • Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации)

  • Набор для моделирования строения атомов и молекул

  • Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Модели - электронные стенды.

10

4

-

6

6

1

1

1

1

1

3

V.

Натуральные объекты, коллекции.

  • Алюминий

  • Волокна

  • Каменный уголь и продукты его переработки

  • Каучук

  • Металлы и сплавы

  • Минералы и горные породы

  • Набор химических элементов

  • Нефть и важнейшие продукты ее переработки

  • Пластмассы

  • Стекло и изделия из стекла

  • Топливо

  • Чугун и сталь

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

VI.

Реактивы

Набор № 1, №2 ОС «Кислоты»

Набор № 3 ОС «Гидроксиды»

Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»

Набор № 5 ОС «Металлы»

Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»

Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»

Набор № 8 ОС «Галогены»

Набор № 9 ОС «Галогениды»

Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

Набор № 11 ОС «Карбонаты»

Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»

Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа».

Набор № 14 ОС «Соединения марганца»

Набор № 15 ОС «Соединения хрома»

Набор № 16 ОС «Нитраты»

Набор № 17 ОС «Индикаторы»

Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»

Набор № 19 ОС «Углеводороды»

Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества»

Набор № 21 ОС «Кислоты органические»

Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины»

Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ»

Набор № 24 ОС «Материалы»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Литература


  1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. - М.: Центрхимпресс, 2001.

  2. Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

  3. Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды.- Волгогра: Учитель, 2005.-119с.

  4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.

  5. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.: 5 за занния, 2007.- 208с.

  6. Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. - Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. - 208с.

  7. Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. - Химия в школе, 5-2004.

  8. Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999.

  9. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. - Химия в школе. 5,1997.

  10. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.:Дрофа, 2004.-120с.

  11. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.

  12. Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. - 3,2004.

  13. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.

  14. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.

  15. Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

  16. Ширшина Н.В.Сборник элективных курсов., Волгоград. Учитель, 2008г.

  17. Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. - Химия в школе.3-2001.



Интернет ресурсы.


  1. hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

  2. en.edu.ru/ - Естественно-научный образовательный портал.

  3. alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

  4. chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.

  5. chemistry.r2.ru/ - Химия для школьников.

  6. college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" - это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.

  7. grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.

  8. bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.

  9. sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.




© 2010-2022