• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект урока на тему Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева

Конспект урока на тему Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Химия 8 класс

Тема урока:

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома.

Тип урока:

Урок усвоения нового материала

Используемые педагогические технологии:

Информационно-коммуникационные, игровые и технология критического мышления

Методические приемы:

Словесный, наглядный, объяснительно-эллюстративный

Организационная форма обучения:

Индивидуальная, парная

Оборудование:

Мультимедийная доска, презентация, оформленная в Power Point, карточки с символами химических элементов

Цель урока:

Изучить периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева на основе теории строения атома

Задачи:

1.Образовательные

- дать понятие о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

- продолжить формирование понятия о химическом элементе и строении атомов;

- изучить закономерности периодической системы;

2. Развивающие

- развить познавательный интерес к изучаемому предмету;

- развить навыки работы с периодической системой химических элементов;

- развить умение работать в группах;

3. Воспитательные

- формирование мировоззрения на основе изучения периодического закона;

- познакомить учащихся с ролью ученого Д.И.Менделеева в развитии химии как науки.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

  3. Изучение нового материала (20 мин)

  4. Закрепление (7 мин)

  5. Комментирование домашнего задания (4 мин)

  6. Подведение итогов урока (выставление оценок 3 мин)

  7. Рефлексия урока (3 мин)

Ход урока:

1.Организационный момент

- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, а также продолжим изучать химические элементы.

2.Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

?

На какие группы делятся химические элементы

о

Металлы и неметаллы

?

По каким признакам химические элементы делят на металлы и неметаллы

о

На основании сходства характерных свойств элемента

?

Какие вещества называются металлами? А какие неметаллами

о

Металлы- это твердые вещества, имеющие характерный блеск, ковкие , пластичные, хорошо проводят электрический ток и тепло. Типичные металлы образуют основные оксиды, из них же получают основания. Неметаллы - это вещества, образующие кислотные оксиды, при растворении в воде которых образуются кислоты.

?

Достаточно ли такой классификации для полного описания свойств химических элементов

о

Нет, т.к. существуют элементы с двойственными свойствами, которые называются амфотерными.


- дальнейшая работа ученых по классификации химических элементов привела к открытию естественных семейств элементов.


3.Изучение нового материала

- Ученые химики разных стран предлагали различные варианты классификации химических элементов, но им так и не удалось найти связь между всеми элементами. Но одному ученому удалось решить эту задачу. Кто этот ученый и как ему это удалось мы выясним в ходе урока.

- Прежде чем записать тему урока послушайте рассказ и подумайте о каком химическом понятии идет речь

Учитель читает рассказ

Дом который построил М.

Этот дом построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., жившего в 19 веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтажный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые. На первом этаже проживают только два соседа,, всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах, комнат гораздо больше. На четвертом и пятом этажах по восемнадцать, а на шестом тридцать две. Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется 32 квартиры.

Глубоко продумано в доме расположение квартир по этажам, и распределены они с учетом родственных связей между жильцами. Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца поступило всего 63 заявки на места жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографические изменения и заложил дополнительно в проекте около 30 квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов.

?

О каком доме идет речь

о

О периодической системе

?

Какая фамилия у архитектора

о

Менделеев

?

Что подразумевается под словом семиэтажный

о

Периодическая система состоит из семи периодов

?

Почему этажи в рассказе назывались большие и малые

о

Малые периоды состоят из одного ряда, а большие из двух рядов

Слайд 1

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Открываем тетради и записываем тему урока «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Рассказ учителя

- В работе над классификацией химических элементов Менделеев опирался на труды своих предшественников. Менделеев осознавал, что уровень знаний того времени не давал полного представления о природе химических элементов. Поэтому он положил в основу классификации атомную массу и валентность. Менделеев расположил элементы в порядке возрастания их атомных масс, в результате чего обнаружил: сходные по химическим свойствам элементы встречаются через определенные интервалы . Эту закономерность Менделеев сформулировал в виде периодического закона:

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Слайд 4

Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от атомных масс.


- чтобы понять сущность периодического закона, проделаем ту работу, какую проделал Менделеев

Работа в группах

Слайд 5

- у вас в конвертах находятся символы химических элементов, нужно разложить их с увеличением атомных масс и пронумеровать
- номер, который получает каждый химический элемент называется его порядковым номером

?!

Какая же закономерность выявляется в данном ряду элементов? Что происходит со свойствами элементов от лития до фтора?

о

Ослабевают металлические свойства


- правильно, наблюдается ослабление металлических свойств и усиление неметаллических. В остальных рядах происходит такое же изменение свойств .

- такие ряды Менделеев назвал периодами

Записывают определение в тетрадь

Слайд 6,7

Период - это ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания атомных масс. Период начинается щелочным металлом и заканчивается инертным элементом .

- Менделеев расположил периоды друг под другом. Так он получил таблицу, которая является графическим изображением периодического закона - это периодическая система химических элементов.

Слайд 9



Слайд 10

4.Закрепление

Игра «Четвертый лишний»

Найдите в каждом раду символ элемента, который отличается от остальных по положению в периодической системе химических элементов

Н, Не, Ne, Ar

Fe, Co, Ni, Ar

H, Li, Cs, B

F, Cl, Mn, Br

Игра «Перевертыши»

Составьте русские названия химических элементов

О р б е р е с

Д о р о л с и к

О з е л е ж

Р о д о д о в

М о р б

Д о й

О в о л о

Игра «Химическая физкультура»

Я называю химический элемент, если это металл - то вы поднимаете руки вверх, если неметалл - приседаете.

Натрий, кислород, кальций, калий, сера, водород, железо, хлор, бром, магний.


«Вопрос - ответ»

?

Кто открыл периодическую систему химических элементов

о

Д.И.Менделеев

?

Какие характеристики он взял за основу классификации химических элементов

о

Атомные массы и валентность

?

В каком виде Менделеев представил периодическую зависимость химических элементов

О

В виде периодического закона

?

Назовите формулировку периодического закона

о

Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от атомных масс.

?

Что является графическим выражением периодического закона

о

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Слайд 11

5.Комментирование домашнего задания

Подготовить сообщение «Научный подвиг Менделеева»


6. Подведение итогов урока (выставление оценок)

Слайд 12

7.Рефлексия урока

На уроке я работал…

Урок для меня показался…

За урок я…

Мое настроение…

Материал урока мне был…



© 2010-2022