- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока на тему Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева
Конспект урока на тему Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Перова Т.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока | Химия 8 класс |
Тема урока: | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома. |
Тип урока: | Урок усвоения нового материала |
Используемые педагогические технологии: | Информационно-коммуникационные, игровые и технология критического мышления |
Методические приемы: | Словесный, наглядный, объяснительно-эллюстративный |
Организационная форма обучения: | Индивидуальная, парная |
Оборудование: | Мультимедийная доска, презентация, оформленная в Power Point, карточки с символами химических элементов |
Цель урока: | Изучить периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева на основе теории строения атома |
Задачи: | 1.Образовательные - дать понятие о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; - продолжить формирование понятия о химическом элементе и строении атомов; - изучить закономерности периодической системы; 2. Развивающие - развить познавательный интерес к изучаемому предмету; - развить навыки работы с периодической системой химических элементов; - развить умение работать в группах; 3. Воспитательные - формирование мировоззрения на основе изучения периодического закона; - познакомить учащихся с ролью ученого Д.И.Менделеева в развитии химии как науки. |
План урока: |
|
Ход урока: | 1.Организационный момент - Сегодня на уроке мы приступаем к изучению периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, а также продолжим изучать химические элементы. 2.Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) |
? | На какие группы делятся химические элементы |
о | Металлы и неметаллы |
? | По каким признакам химические элементы делят на металлы и неметаллы |
о | На основании сходства характерных свойств элемента |
? | Какие вещества называются металлами? А какие неметаллами |
о | Металлы- это твердые вещества, имеющие характерный блеск, ковкие , пластичные, хорошо проводят электрический ток и тепло. Типичные металлы образуют основные оксиды, из них же получают основания. Неметаллы - это вещества, образующие кислотные оксиды, при растворении в воде которых образуются кислоты. |
? | Достаточно ли такой классификации для полного описания свойств химических элементов |
о | Нет, т.к. существуют элементы с двойственными свойствами, которые называются амфотерными. |
| - дальнейшая работа ученых по классификации химических элементов привела к открытию естественных семейств элементов. |
| 3.Изучение нового материала - Ученые химики разных стран предлагали различные варианты классификации химических элементов, но им так и не удалось найти связь между всеми элементами. Но одному ученому удалось решить эту задачу. Кто этот ученый и как ему это удалось мы выясним в ходе урока. - Прежде чем записать тему урока послушайте рассказ и подумайте о каком химическом понятии идет речь |
Учитель читает рассказ | Дом который построил М. Этот дом построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., жившего в 19 веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтажный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые. На первом этаже проживают только два соседа,, всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах, комнат гораздо больше. На четвертом и пятом этажах по восемнадцать, а на шестом тридцать две. Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется 32 квартиры. Глубоко продумано в доме расположение квартир по этажам, и распределены они с учетом родственных связей между жильцами. Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца поступило всего 63 заявки на места жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографические изменения и заложил дополнительно в проекте около 30 квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов. |
? | О каком доме идет речь |
о | О периодической системе |
? | Какая фамилия у архитектора |
о | Менделеев |
? | Что подразумевается под словом семиэтажный |
о | Периодическая система состоит из семи периодов |
? | Почему этажи в рассказе назывались большие и малые |
о | Малые периоды состоят из одного ряда, а большие из двух рядов |
Слайд 1 Учащиеся записывают тему урока в тетрадь | Открываем тетради и записываем тему урока «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» |
Рассказ учителя | - В работе над классификацией химических элементов Менделеев опирался на труды своих предшественников. Менделеев осознавал, что уровень знаний того времени не давал полного представления о природе химических элементов. Поэтому он положил в основу классификации атомную массу и валентность. Менделеев расположил элементы в порядке возрастания их атомных масс, в результате чего обнаружил: сходные по химическим свойствам элементы встречаются через определенные интервалы . Эту закономерность Менделеев сформулировал в виде периодического закона: |
Учащиеся записывают определение в тетрадь Слайд 4 | Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от атомных масс. |
| - чтобы понять сущность периодического закона, проделаем ту работу, какую проделал Менделеев |
Работа в группах Слайд 5 | - у вас в конвертах находятся символы химических элементов, нужно разложить их с увеличением атомных масс и пронумеровать |
?! | Какая же закономерность выявляется в данном ряду элементов? Что происходит со свойствами элементов от лития до фтора? |
о | Ослабевают металлические свойства |
| - правильно, наблюдается ослабление металлических свойств и усиление неметаллических. В остальных рядах происходит такое же изменение свойств . - такие ряды Менделеев назвал периодами |
Записывают определение в тетрадь Слайд 6,7 | Период - это ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания атомных масс. Период начинается щелочным металлом и заканчивается инертным элементом . - Менделеев расположил периоды друг под другом. Так он получил таблицу, которая является графическим изображением периодического закона - это периодическая система химических элементов. |
Слайд 9
Слайд 10 | 4.Закрепление Игра «Четвертый лишний» Найдите в каждом раду символ элемента, который отличается от остальных по положению в периодической системе химических элементов Н, Не, Ne, Ar Fe, Co, Ni, Ar H, Li, Cs, B F, Cl, Mn, Br Игра «Перевертыши» Составьте русские названия химических элементов О р б е р е с Д о р о л с и к О з е л е ж Р о д о д о в М о р б Д о й О в о л о Игра «Химическая физкультура» Я называю химический элемент, если это металл - то вы поднимаете руки вверх, если неметалл - приседаете. Натрий, кислород, кальций, калий, сера, водород, железо, хлор, бром, магний. |
| «Вопрос - ответ» |
? | Кто открыл периодическую систему химических элементов |
о | Д.И.Менделеев |
? | Какие характеристики он взял за основу классификации химических элементов |
о | Атомные массы и валентность |
? | В каком виде Менделеев представил периодическую зависимость химических элементов |
О | В виде периодического закона |
? | Назовите формулировку периодического закона |
о | Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от атомных масс. |
? | Что является графическим выражением периодического закона |
о | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева |
Слайд 11 | 5.Комментирование домашнего задания Подготовить сообщение «Научный подвиг Менделеева» |
| 6. Подведение итогов урока (выставление оценок) |
Слайд 12 | 7.Рефлексия урока На уроке я работал… Урок для меня показался… За урок я… Мое настроение… Материал урока мне был… |