Учить творчеству, учить творчески

Целых одиннадцать лет человек отдает школе. Она принимает его беззащитного, взволнованного в свои объятия в самом начале жизненного пути. Именно школа должна стать гарантом в развитии и реализации творческих способностей ребят. Для достижения положительного результата в учении необходимо  иметь хорошую мотивацию. Основные мотивы – новизна, включение  в ученый материал  научных фактов, прикладной характер изучаемого материала, практическое применение, занимательность и эмоциональность изложения. Учить творчески – это требование времени, современного общества.  
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горбунова О.С., учитель химии ВКК МБОУ СОШ №71 г. Воронеж

Учить творчеству, учить творчески.

Целых одиннадцать лет человек отдает школе. Она принимает его беззащитного, взволнованного в свои объятия в самом начале жизненного пути. И он растворяется, как все его товарищи, в общем водовороте школьной жизни, становясь одним из многих, на первых порах ничем не примечательным учеником. От того, как сложатся взаимоотношения с учителями, с одноклассниками, каковы будут первые успехи, зависит его дальнейшая судьба.

Именно школа должна стать гарантом в развитии и реализации творческих способностей ребят. Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир. Желание хорошо учиться - красивое человеческое желание. И как говорил Сухомлинский, «оно мне кажется ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни».

Вначале пути этот огонек очень слабый, и нам учителям предстоит очень сложная задача, помочь этому огоньку разгореться, а не потушить. Учителя должны приложить все силы, чтобы развить умственные и творческие способности, данные ребенку самой природой.

Для достижения положительного результата в учении необходимо иметь хорошую мотивацию. Основные мотивы - новизна, включение в ученый материал научных фактов, прикладной характер изучаемого материала, практическое применение, занимательность и эмоциональность изложения.

Я считаю, что решение этих вопросов во многом зависит от личности учителя от его умения заинтересовать учеников. Удачно выбранный вид деятельности в начале урока настраивает ребят на плодотворную работу в течение всего урока, на получение желаемого результата.

Мой опыт показывает, что в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности. Поэтому сложный, научный материал необходимо излагать в интересном, красочном и доступном виде. Только в этом случае можно рассчитывать на получение желаемого результата. Использование сказочных персонажей, приемов ассоциативного мышления при объяснении и закреплении учебного материала целесообразно особенно в начальный период изучения предмета. Материал, изложенный в сказочном повествовании, становится более понятным и усваивается на 100%. Хочется отметить, что такие уроки проходят на одном дыхании и надолго остаются в памяти ребят.

Презентация внеклассного мероприятия «Волшебница Химия».

Большое влияние на развитие познавательной активности оказывает наглядность обучения: демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты. Под руководством учителя ребята знакомятся с химическим оборудованием, с основными правилами по технике безопасности. С большим интересом ребята учатся выполнять несложные опыты, занимаются исследовательской деятельностью. Наблюдение - это важнейший метод познания окружающего нас мира, поэтому на начальном этапе необходимо учить детей наблюдать за происходящими явлениями, сравнивать, обобщать, делать правильно выводы. Справедливо говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще лучше подержать в руках и научиться пользоваться химическими приборами. «Опыт - единственный путь спрашивать природу, и слышать ответ в ее лаборатории»,- говорил Д.И.Менделеев. Хочется отметить, что наблюдение и эксперимент верный путь, позволяющий раскрыть практически безграничные возможности химической науки.

Презентация мультимедийного пособия «Виртуальная лаборатория».

Необходимо отметить, что многие органические и неорганические вещества токсичны, поэтому целесообразно позаботится о здоровье ученика, и для выполнения работы с такими веществами отправить его в виртуальный компьютерный мир. Повторив правила по технике безопасности, определив предмет исследования и выдвинув гипотезу, ребята выполняют работу в строго определенной последовательности, проводят анализ результатов, заполняют электронный журнал и делают выводы. Очень важно, что при необходимости можно повторить эксперимент.

Активизировать интерес учащихся к знаниям можно, используя занимательные формы учебного занятия, такие как сюжетные уроки. Учитывая возрастные особенности школьников, в частности, тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, необходимо проводить уроки с использованием игровых ситуаций, которые пробуждают и развивают интерес к предмету, служат хорошим средством разрядки, снятия напряжения, и в то же время активизируют мышление, воображение, творчество.

Презентация дидактических игр - минуток «Узнай меня», «Третий лишний» и другие.

Урок - ролевая игра позволяет обобщить и закрепить пройденный материал. Ребята выступают в роли директора предприятия, технолога, эколога или фармацевта. «Витамины - чудесные вещества», «Добыча и переработка нефти» и другие.

Урок - соревнование обычно проводится при обобщении большой темы. Ребята делятся на команды, каждая выбирает капитана, консультанта. Сам урок состоит из нескольких конкурсов, например, «Знаешь ли ты формулы минералов?», «Умеешь ли составлять уравнения химических процессов?», «Кто быстрее и точнее опишет свойства предложенных веществ», «Найди ошибки» и другие.

Урок - аукцион, урок - путешествие, урок - экскурсия - особо любимые формы занятий, так как, воздействуя на эмоциональную сферу, способствуют развитию творческих способностей учащихся, приобщению к реальной жизни, сотрудничеству и более тесному и плодотворному контакту учитель - ученик.

Презентация интегрированного урока «Электролитическая диссоциация».

Современное обучение требует не только усвоения уже полученных человечеством знаний, но и ознакомления ребят с наиболее актуальными проблемами, стоящими перед обществом, наукой. Поэтому большое значение имеют межпредметные связи (химия с физикой), (химия с биологией). Это один из путей совершенствования подготовки учащихся.

Презентация модульного урока по теме «Кислоты».

Одним из перспективных направлений в обучении являются модульные технологии, которые необходимо внедрять, начиная с начальных этапов школьного образования. Модульные технологии, используемые на различных этапах урока, позволяют ученикам быть не пассивными слушателями, а активными участниками процесса познания.

Гуманизацию и гуманиторизацию образования стараюсь решать путем усиления духовного начала в процессе образования. В цикле «Галерея великих химиков» особенно хочется отметить уроки по таким темам: «Жизнь Д.И.Менделеева - научный подвиг», «М.В.Ломоносов - основоположник атомно-молекулярного учения», «А.М. Бутлеров - создатель теории органического строения», «Вклад научных трудов С.В.Лебедева в создание резиновой промышленности города Воронежа». Эти уроки проходят под девизом: «Воспитание россиянина на уроках химии». Процесс обучения нельзя отделить от процесса воспитания, поэтому на каждом уроке я стараюсь формировать и воспитывать чувство гордости за российскую науку, свою Родину и свой народ!

Учить творчески - это требование времени, современного общества. Сколько неожиданных исследований, замысловатых приборов, выводов, решений делают ребята! Но толчком к этому является творческая деятельность учителя, его индивидуальность, притягательные личные качества. Вечно ищущий и изобретающий учитель не успокаивающийся и надеющийся, одухотворяя строгие формулы и уравнения, развивает гармоничную, творческую личность. И искренне верит в то, что росток, посеянный им, обязательно взойдет и принесет добрые плоды.



© 2010-2022