Урок по теме: Кислоты: классификация, номенклатура, физические свойства

Урок изучения нового материала по теме «Кислоты: классификация, номенклатура, физические свойства» , который направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД).Планируемые результаты:метапредметные: познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; выбирать основания и критерии для сравнения; классификации объектов;коммуникативные:  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работать в группе;регулятивные: оценивать и контролировать свою деятельность...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Евсеевой М.В.- учителя химии МБОУ « Усть-Таттинская СОШ имени Н.Д.Неустроева», Таттинский улус

Тема урока: Кислоты: классификация, номенклатура, физические свойства.

Класс: 8

Предмет: химия

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Научиться устанавливать принадлежность веществ к классу кислот по формуле; классифицировать кислоты по составу; называть их, изучить физические свойства кислот.

Задачи:

-Обучающая :_Научить определять классы кислот, классифицировать по составу, называть их, знать физические свойства кислот.

-Развивающая : Развить логическое мышление при сопоставлении формул веществ, находить основы для сравнения, развивать познавательную активность и творческие способности при выполнении заданий;

-Воспитывающая:__Воспитывать личностные качества_, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (ответственность, деловитость, работоспособность), творческой деятельности (активность и сообразительность); формировать познавательный интерес к предмету.

Реактивы: образцы кислот: растворы кислот серной, соляной, твердые кислоты: борная, стеариновая.

Оборудование: лимон, яблоко, компьютер. проектор ,

Планируемые результаты:

Предметные: Знать: формулы кислот, называть их , определять валентность кислотного остатка; знать физические свойства некоторых представителей кислот. Уметь: определять по составу принадлежность веществ к классу кислот; классифицировать кислоты по наличию или отсутствию кислорода в их составе; по числу атомов водорода.

Метапредметные: познавательные: использовать ранее полученные знания, выполнять операции со знаками и символами, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов , выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;

Коммуникативные: Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в группе;

Регулятивные: Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи, оценивать и контролировать свою деятельность и деятельность группы, оценивать результат работы.

Личностные: Актуализация устойчивого познавательного интереса.

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

Содержание этапов урока


Форма организации деятельности обучающихся; методы и приемы

Личностные качества и универсальные учебные действия (УУД)

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Учитель (У): На прошлых уроках вы знакомились с классами сложных веществ. Какие классы вы знаете?.

Обучающиеся (О): должны вспомнить оксиды, основания.

У.: читает «О каких веществах идет речь?»

О.: Обучающиеся высказывают свои предположения и называют вещества-кислоты.

У.:Запишите в тетрадях число и тему.

Приветствие учителя и обучающихся. Пожелание продуктивной работы

[ слайд] О каких веществах идет речь?

Эти вещества входят в состав газированной воды, разумеется, без сиропа), лимона, апельсина, яблок, кефира, простокваши, квашеной капусты. Увеличение их концентрации в пище или в напитках вызывает неприятные ощущения, которые как бы предупреждают об опасности. Может, многие из вас испытали на себе укус муравьев или ожог крапивой. Из курса анатомии вам известна роль представителя этих веществ, выделяющейся в желудках животных и человека: разлагать, разрушать вещества пищи на более простые.


Все эти примеры иллюстрируют физиологическое действие кислот.

Обращение с кислотами требует осторожности!

Учитель актуализирует тему урока, его цели, поясняет его этапы.

Впервые термин «кислоты» был введен великим русским ученым М.В.Ломоносовым.



  1. Состав кислот.

  2. Названия кислот

  3. Классификация кислот.

  4. Физические свойства кислот.

Фронтальная;

беседа

Мотивированность на учебную деятельность

Готовность к учебному сотрудничеству .

Умения осуществлять целеполагание.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

У.: актуализация имеющихся знаний обучающихся, ключевых понятий. Коррекция затруднений .

О.:Выполнение заданий;

Проверка и проставление баллов.

Вспомним то, что мы знаем: Работа по заданию

Проверьте себя

  1. Свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого химического элемента называется _____________.(1балл)

  2. Определите валентность химических элементов в следующих веществах:

HCl H2O CH4 (3 балла)

  1. Какие из перечисленных оксидов относятся к кислотным?

BaO , SO3 , Al2O3 , CO2, P2O5 (3 балла)

  1. Докончите уравнение реакции:

CO2 +H2O = … (1 балл)

По окончании работы проверка результатов.

Выводы:

- Какова валентность водорода в соединениях?

-что такое оксиды?

-что такое кислотные оксиды?

Как вы определили их принадлежность к определенному классу веществ? ( по составу, по признакам)

[слайд ] Определение оксидов, оснований, кислот по признакам

Обучающиеся.: строят рассуждения.

Репродуктивный, выполнение типовых заданий.

Индивидуальная с последующей проверкой и самооценкой

Умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Умения строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

3. Изучение нового материала

О.: Работают с текстом учебника, записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы.

Проговаривают определение кислот.

О.: проговаривают формулы кислот, называют, дают характеристику.

[слайд ]Работа с текстом учебника стр.100. запишите уравнения реакций получения водорода из кислот. Почему вытесняется водород из растворов кислот?

-Потому что он входит в состав кислот.

Обращаем внимание, что в состав кислот обязательно входит химический элемент водород. Дайте пожалуйста определение кислот.

Кислоты -это сложные вещества, в состав которых входит элемент водород, способный замещаться металлами и кислотный остаток.

Обучающее задание.

Выпишите из соединений, формулы которых указаны, кислоты:

Al (OH)3 , H2SO4, CaO , Cu (OH)2, NaOH , H3PO4, P2O5, HCl, , KOH, HNO3, H2S

Посмотрите на формулы внимательно, подчеркните атомы водорода.

Найдите в кислотных остатках атомы кислорода.

По каким признакам можно классифицировать кислоты?

[ слайд] Примеры H2SO4 H3PO4, HCl HNO3 H2S

Работа на доске.

-Как определить валентность кислотного остатка?

О.: по числу атомов водорода.

Вывод: Валентность кислотного остатка определяем по числу атомов водорода.

-По каким признакам можно классифицировать кислоты?

Вывод: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие; по числу атомов водорода на одноосновные, двухосновные, трехосновные.

Получение кислот: [слайд ]

Физические свойства: демонстрация

Выполнение заданий продуктивного характера.

Индивидуальный, парный.

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умения устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

Умения применять знаки, модели и схемы для решения познавательных задач

Умения организовывать учебное сотрудничество





4. Первичное закрепление

проговаривание вслух по эталон(шаблону, алгоритму) закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; проведение коррекции)

Работа в парах.

1.Используя таблицу выпишите формулы кислот.

Кислородсодержащие Бескислородные

___________________ _______________

[ слайд] Работа по парам , по карточкам в 3 вариантах

Вариант 1

Заполните таблицу:

Название кислоты

Формула кислоты

Тип кислоты

Валентность кислотного остатка

Иодоводородная



I

H2SiO3




HCl



Фосфорная





III




кислородсодержащая


После выполнения работы устно представляют итоги работы.

Выполнение заданий репродуктивного, продуктивного характера

В группах

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение на основе согласования позиций

Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Владение навыками самоконтроля, самооценки Готовность к сотрудничеству;

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности

5.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Экспресс-диагностика

Проверь себя

А1. В каком ряду приведены только формулы кислот?

  1. Cu (OH)2, H3PO4, Са3 (PO4)2

  2. HCl , NaCl HNO3

  3. Na2O , NaNO3, HNO3

  4. H2SO3, H2SO4, H2S (1балл)

А2. В каком ряду приведены формулы только кислородсодержащих кислот?

  1. HCl , HNO3, H2S

  2. H2SO3, H2S, HNO2

  3. H2SiO3, HF, HNO3

  4. H3PO4, H2CO3, H2SO4 (1балл)

А3. В каком ряду приведены формулы только бескислородных кислот?



  1. H2S, HF, HCl

  2. HCl, HNO3, H2S

  3. H2SO3, H2S, HNO2

  4. H3PO4, H2CO3, H2S

(1балл)

А4. Установите соответствие между формулой кислоты и валентностью ее кислотного остатка:

  1. HNO3 a) I

  2. HCl б) III

  3. H2SO4 в) IV

  4. H3PO4 г) II (4 балла)

А5. Установите соответствие между названием кислоты и ее характерными свойствами:

  1. Уксусная кислота а) летучая, с запахом тухлых яиц

  2. Концентрированная соляная кислота б) летучая, с запахом хлороводорода

  3. Концентрированная серная кислота в) тяжелая маслянистая жидкость,

без запаха

  1. Сероводородная кислота г) летучая, с резким характерным

запахом (4 балла)

А6.Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, ооооообъединяющему две другие.

а) Н2SO4

б) Н3РО4

в) Н2СО3

Выполнение заданий репродуктивного. продуктивного, творческого характера.

Индивидуальная с последующей проверкой и самооценкой

Владение навыками самоконтроля, самооценки

Умение осознанно управлять своим поведением, направленным на достижение цели

6.Итог урока (рефлексия деятельности)

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание. § 32 упр.1стр.104

Домашний эксперимент

Говорят, что впервые индикаторы обнаружил английский химик Р. Бойль (1663). Случайно капнув на листок фиалки серной кислотой , он увидел, что цвет лепестка изменился. Соки других цветов в присутствии кислот также изменяли окраску. Исследуйте действие кислот на лепестки цветков, листья различных растений, окрашенные соки. В качестве кислот используйте уксус, раствор лимонного сока, сок квашеной капусты и др.

Фронтальная.

Владение навыками самоконтроля, самооценки

Умения определять причины успеха/неуспеха решения учебной задачи

Умения оценивать результат своей деятельности


© 2010-2022