• Преподавателю
  • Химия
  • Примерная рабочая программа по химии для студентов 1 курса в соответствии с ФГОС, специальность-20. 02. 01

Примерная рабочая программа по химии для студентов 1 курса в соответствии с ФГОС, специальность-20. 02. 01

Дорогие коллеги предлагаю Вашему вниманию  примерную рабочау программу по химии для студентов 1 курса в соответствии с ФГОС, специальность-20.02.01, "Рациональное использование природоохранных комплексов". Программа апробированна. Имея узкую специализацию по экологическим дисциплинам для подготовки данных специалистов, эта программа учитывает именно те темы в общеобразовательном цикле, на которые опираются преподаватели 2,3,4 курсов спецдисциплин. Эти разделы даются боллее углубленно и часы на и...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ХИМИЯ






























2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины Химия разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС С(п)ОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г.

2.Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности:

280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

3.Учебного плана основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Екатеринбургский энергетический техникум» (далее ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»), утвержденных 10 июня 2013 г. по специальности СПО:

280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

4.Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180)

Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»

Составитель:

Арканова Е. И., преподаватель ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»

Рекомендовано методическим советом ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»

Протокол №____________ от «____»__________2014 г.

Председатель: зам. директора по УР _______________ Е.А.Тищенко



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. условия реализации учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, реализуемой в пределах освоения ОПОП по специальности СПО естественнонаучного профиля: 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП по специальности СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций (в соответствии с ФГОС СПО), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ФГОС С(п)ОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Результаты освоения основной образовательной программы

Коды формируемых общих компетенций

Личностные результаты

ОК 1, ОК 2, ОК 6,

ОК 7, ОК 8, ОК 9,

ОК 10

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости химического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса общения

ОК 1

ОК 2

ОК 6

ОК 7

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

ОК 2

ОК 6

ОК 9

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимание химии как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте

ОК 1

ОК 2

ОК 8

ОК 10

  • сформированность мотивации образовательной деятельности обучающихся как основы саморазвития и совершенствования личности

ОК 1

ОК 2

ОК 6

ОК 7

ОК 9

Метапредметными результатами являются освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее УУД), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации сотрудничества, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

ОК 1, ОК 2, ОК 3,

ОК 4, ОК 5, ОК 6,

ОК 7, ОК 8, ОК 9

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности

ОК 1

ОК 6

ОК 7

ОК 8

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий





ОК 2, ОК 8, ОК 9




ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8




ОК 2, ОК 9



ОК 2, ОК 3




ОК 3, ОК 4, ОК 9




ОК 2, ОК 3, ОК 9



ОК 2, ОК 3, ОК 7,

ОК 8, ОК 9

Познавательные УУД включают:

- умение самостоятельно определять и формулировать цели деятельности и составлять планы деятельности;

- способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели);

  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;



ОК 2, ОК 8, ОК 9




ОК 3, ОК 4, ОК 5,

ОК 8, ОК 9






ОК 4, ОК 5, ОК 6




ОК 4, ОК 5


ОК 2, ОК 3, ОК 9


ОК 3, ОК 8



ОК 5




ОК 5, ОК 6






ОК 3, ОК 5, ОК 8, ОК 9

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

ОК 5, ОК 6, ОК 7

Предметными результатами освоения дисциплины являются:


  • сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;готовность и способность применять методы познания при решении практических задач

  • сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  • владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников




ОК 1





ОК 2, ОК 4





ОК 2, ОК 3, ОК 4,

ОК 5



ОК 2, ОК 3, ОК 4,

ОК 5, ОК 9




ОК 4, ОК 5, ОК 9

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • уверенно использовать химическую терминологию и символику;

  • давать определения изученным понятиям;

  • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

  • оперировать основополагающими химическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;

  • объяснять химическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • решать химические задачи;

  • применять полученные знания для объяснения условий протекания химических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • применять основные методы научного познания, используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

  • обрабатывать результаты измерений,

  • обнаруживать зависимость между химическими величинами,

  • объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • обосновывать собственную позицию по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:


  • роль и место химии в современной научной картине мира, в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • основополагающие химические понятия, закономерности, законы и теории;

  • химическую терминологию и химическую символику;

  • основные методы научного познания, используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

_ структуру периодической системы Д.И. Менделеева, строение электронных оболочек атомов химических элементов;

- виды химической связи, правила определения степени окисления;

- типы химических реакций, тепловой эффект химической реакции, закономерности протекания химических реакций;

- окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса;

- особенности протекания электролитической диссоциации, гидролиза солей и электролиза солей;

- общую характеристику неметаллов;

- общую характеристику металлов, виды коррозии и способы ее предупреждения, комплексные соединения и их применение;

- общие научные принципы химического производства;

- основные положения теории А.М. Бутлерова, явление изомерии;

- правила систематической номенклатуры, эмпирические названия для органических соединений;

- характеристику углеводородов, механизмы протекания химических реакций;

- глобальные проблемы человечества.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 206 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

206

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:


лабораторные работы

20

практические занятия

60

экзамен

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:


Работа с источниками информации (конспектирование, подготовка сообщений, составление опорных схем структуры текста)

Решение задач

Разработка презентаций

Разработка и защита проекта

Составление сравнительных и обобщающих таблиц

Сочинение-рассуждение (эссе)

Самоподготовка к практическому занятию

Самоподготовка к лабораторной работе

Составление терминологического словаря по теме

Составление алгоритмов решения задач

Самоподготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену)

Дополнительные индивидуальные и групповые задания (составление опорных схем и конспектов, составление рецензии на выступление, составление списка основных проблем, связанных с темой; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам)

14



11

3

2

2

1

1

1

1

4

2




8

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


98


Тема 1.1

Основные понятия и законы химии


Содержание учебного материала

4

2

1

Современные представления о строении атомов. Элементарные частицы. Химический элемент. Формы существования химического элемента.

Практические занятия

«Инструктаж по правилам безопасности при работе в химической лаборатории. Химическое лабораторное оборудование и реактивы»

«Расчеты по химическим формулам и уравнениям»

«Вычисление массы (объема) вещества по известной массе (объему) другого вещества, участвующего в реакции»

6



Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Составление уравнений предложенных реакций и выполнение расчетов по предложенным химическим формулам и уравнениям.

Самоподготовка к практическим занятиям

2

Тема 1. 2

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение атома.


Содержание учебного материала

4

3

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Развитие научных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р- электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.

Практические занятия

«Характеристика элементов с учетом местонахождения в периодической системе»

«Составление электронных формул атомов элементов и графических схем ( энергетических диаграмм), заполнение их электронами»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Составление электронографические схемы элементов 3-4 периодов периодической системы Д.И. Менделеева

Подготовка эссе по теме: «Развитие научных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева».

2

Тема 1. 3

Химическая связь. Строение вещества.


Содержание учебного материала

4

2

1

Вещество. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Виды химической связи. Длина и энергия связи. Понятие об электроотрицательности химических элементов. Степень окисления. Ионная связь, ее образование. Заряд иона. Ковалентная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток. Агрегатное состояние вещества: газообразные, жидкие, твердые и дисперсные системы

Практические занятия

«Определение видов химической связи в неорганических соединениях»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации. Расстановка степеней окисления в предложенных химических соединениях и выполнение иллюстраций различных видов химической связи.

Выполнение индивидуальных или групповых творческих заданий.

3

Тема 1.4

Закономерности протекания химических реакций


Содержание учебного материала

2

2

1

Химические реакции и их классификация. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях. Понятие о скорости химической реакции Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

Практические занятия

«Решение задач на расчет теплового эффекта реакции»

«Химическая кинетика»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации. Решение задач и составление типичного алгоритма кинетических задач.

Выполнение упражнений на расчет скоростей химических реакций. Составление терминологического словаря

2

Тема 1.5


Окислительно-восстановительные реакции

Содержание учебного материала

4

3

1

Реакции окислительно-восстановительные. Метод электронного баланса.

Практические занятия

«Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Выполнение упражнений на составление окислительно-восстановительных реакций и алгоритма по ОВР

2

Тема 1.6

Водные растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Электролиз.

Содержание учебного материала

6

2

1

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов солей.

Лабораторные работы:

«Реакции ионного обмена»

«Общие свойства солей, гидролиз солей»

4


Практические занятия

«Составление реакций ионного обмена»

«Составление уравнений гидролиза»

«Составление схем электролиза растворов солей. Решение расчетных задач на электролиз»

6

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Составление уравнений электролитической диссоциации неорганических соединений.

Самоподготовка к лабораторной работе. Подготовка презентаций на выбранную тему:

«Составление реакций ионного обмена»

«Составление уравнений гидролиза»

«Составление схем электролиза растворов солей. Решение расчетных задач на электролиз»

2

Тема 1.7

Неметаллы

Содержание учебного материала

2

2

1

Неорганические вещества. Классификация неорганических веществ. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV - VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Аллотропия неорганических веществ. Многообразие неорганических и органических веществ.

Практические занятия

«Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»

«Вычисление массы вещества в растворе по массе раствора и массовой доле растворенного вещества»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Подготовка презентации на тему «Аллотропия и многообразие неорганических веществ.»

2

Тема 1.8

Металлы


Содержание учебного материала

3

2

1

Общая характеристика металлов главных подгрупп I - III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Медь, хром, железо - металлы побочных подгрупп. Комплексные соединения металлов.

Виды коррозии металлов. Способы предупреждения коррозии. Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных), оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей. Понятие о протолитах.

2

Контрольная работа по темам раздела 1

1

Лабораторные работы:

«Свойства комплексных соединений меди, алюминия и железа»

2


Практические занятия

«Вычисления массы продукта реакции по известной массе реагента, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного»

«Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием соединений алюминия, меди, хрома, марганца»

4

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Подготовка презентации «Виды коррозии металлов. Способы предупреждения коррозии»

Самоподготовка к контрольной работе.

5

Тема 1.9

Обобщение знаний

по общей и неорганической химии

Содержание учебного материала

4

3

1

Роль химии как одной из производительных сил общества. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола).

Познание и применение веществ человеком. Методы исследования объектов, изучаемых в химии.

Практические занятия

«Научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола)». (Разработка проекта технологического процесса)

4


Самостоятельная работа обучающихся

Поиск информации для работы над проектом «Научные принципы химического производства». Подготовка презентации: «Крупнейшие химические производства России»

Составление обобщающей таблицы по неорганической химии

2

Раздел 2

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


108

Тема 2.1.

Основные положения теории химического строения органических веществ

А.М. Бутлерова. Углеводороды.


Содержание учебного материала

14

2

1

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Направления развития теории строения.

Органические вещества. Классификация органических веществ. Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов. Виды гибридизации электронных облаков. Гомологи и изомеры углеводородов. Систематическая номенклатура.

Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. Реакция полимеризации. Реакция горения углеводородов.

Понятие о циклических углеводородах. Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение. Гомологи бензола.

Природные источники углеводородов, их переработка, использование в качестве топлива и органическом синтезе.

Лабораторные работы

«Качественное определение углерода и водорода в органических веществах»

«Получение этилена. Изучение его свойств»

4


Практические занятия

«Составление структурных формул изомеров и названий по номенклатуре алканов»

«Составление структурных формул изомеров и названий номенклатуре алкенов»

«Составление структурных формул изомеров и названий по номенклатуре алкинов и диеновых углеводородов»

«Составление структурных формул изомеров, гомологов и названий по номенклатуре углеводородов»

«Характерные, качественные реакции углеводородов»

10

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Выполнение упражнений на составление структурных формул изомеров и гомологов, названий по систематической (международной) номенклатуре углеводородов.

Подготовка докладов по теме «Природные источники углеводородов, их переработка, использование в качестве топлива и органическом синтезе». Составление тематических кроссвордов по теме.

9

Тема 2.2

Кислородсодержащие органические соединения


Содержание учебного материала

14

2

1

Предельные одноатомные спирты, альдегиды, предельные и непредельные одноосновные карбоновые кислоты. Электронное строение функциональных групп кислородосодержащих органических веществ. Гомологи спиртов, альдегидов, кислот.

Понятие о многоатомных спиртах. Фенол.

Сложные эфиры. Жиры. Понятие о мылах. Углеводы, их классификация. Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих соединений, взаимное влияние атомов в молекулах (на примере фенола и бензола). Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров.

Лабораторные работы

«Химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов »

«Получение и свойства карбоновых кислот»

«Синтез этилового эфира уксусной кислоты»

«Химические свойства углеводов»

8


Практические занятия

«Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода СxНyОz по его плотности и массовой доле химических элементов или по продуктам сгорания»

«Решение задач на практический и теоретический выход продуктов реакции»

«Составление структурных формул изомеров и названий по номенклатуре кислородосодержащих органических соединений»

«Выяснение взаимосвязи между строением и свойствами карбонильных и карбоксильных соединений»

«Характерные реакции аминов, аминокислот, белков»

10

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Выполнение упражнений на составление структурных формул изомеров и названий по систематической (международной) номенклатуре кислородсодержащих органических соединений.

Подготовка докладов по теме: «Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека»

Подготовка презентации по теме: «Пагубные привычки»

9

Тема 2.3 Азотсодержащие органические соединения.


Содержание учебного материала

6

2

1

Амины. Электронное строение аминогрупп. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки как биополимеры. Структуры белков.

Характерные реакции аминов, аминокислот, белков.

Биологическая роль и значение углеводов, жиров, белков.

Лабораторные работы

«Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Выполнение упражнений на составление структурных формул изомеров и названий по систематической (международной) номенклатуре азотосодержащих органических соединений.

Подготовка рефератов на темы: «Использование ферментов в различных отраслях народного хозяйства», «Применение ферментов для здоровья человека».

3

Тема 2.4

Синтетические высокомолекулярные соединения.

Содержание учебного материала

2

3

1

Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Подготовка докладов по темам: «Роль химии в создании новых материалов», «Будущее полимерных материалов» Составление обобщающей таблицы по органической химии

2


Тема 2.5

Обобщение знаний по неорганической и органической химии


Содержание учебного материала

4

3

1

Глобальные проблемы человечества: сырьевая, энергетическая, экологическая. Роль химии в их решении.

Обобщение знаний по неорганической и органической химии.

2

Зачетное занятие. Экзамен.

2

Практические занятия

«Доказательство генетической связи между органическими соединениями, относящихся к различным классам»

«Доказательство генетической связи между классами органических и неорганических соединений»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками информации.

Подготовка сообщений по теме «Химия и экология»

Самоподготовка к экзамену.

5


Всего:

206


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебная литература;

  • комплект таблиц и стендов;

  • нормативные документы;

  • методические указания для выполнения практических заданий;

  • методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  • лабораторное оборудование

  • наглядные пособия по темам.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

  • презентации к занятиям;

  • виртуальный лабораторный практикум;

  • электронное приложение к лекционным занятиям.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ерохин, Ю.М. Химия: учеб. для средних проф. учеб. заведений [Текст] / Ю. М. Ерохин. - 13-е изд., стер. - М.: Академия ИЦ, 2013. - 395 с. -ISBN 978-5-7695-6329-4

  2. Ерохин, Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Ю. М. Ерохин, В.И. Фролов. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 304 с. - ISBN 978-5-7695-4374-6

  3. Саенко, О.Е. Химия для колледжей: учебник [Текст]/О.Е. Саенко. - 2-е изд., - Ростов н/Д: Феникс,2011. - 282. [1]с. - ISBN 978-5-222-14933-1

  4. Габриелян, О.С. Химия в тестах, задачах и упражнениях [Текст]: учеб. пособие для студ.сред. проф.учеб. заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия,2013.-224с. - ISBN 5-7695-4373-9

  5. Габриелян, О.С. Химия для преподавателя [Текст] : учебно -методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. - М.: Академия, 2013.-208с. - ISBN 5-7695-2429-4

Дополнительные источники:

1. Артеменко, А.И. Справочное руководство по химии [Текст]: Справочное пособие/А.И. Артеменко, В.И. Тикунова, В.А. Малеванный. - 2-е изд., переаб. и доп. - М.: Высш. шк., 2009.-367с.: ил ISBN 5-06-004098-4

2. Хомченко, И.Г. Общая химия. Сборник задач и упражнений [Текст]: учеб. пособие / И.Г. Хомченко. - М.: Новая Волна, 2004. - 256с. -ISBN 5-7864-0064-6

3. Хомченко, И.Г. Общая химия [Текст]: учебник / И.Г. Хомченко. - М.: Новая Волна,2010.- 464с. - ISBN5-7864-0026-3

4. Артеменко, А.И. Практикум по органической химии [Текст]: учеб. пособие для студентов строит. спец. вузов/ А.И. Артеменко, И.В. Тикунова, Е.К. Ануфриев. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2009.-187с.: ил. - ISBN 5-06-003987-0

5. Зоммер, К. Химия: Справочник школьника и студента [Текст]/ К. Зоммер, К.Х. Вюнш, М. Цеттлер, пер. с нем. под ред. проф. Р.А. Лидина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 384с. - ISBN 5-7107-7547-9






  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных и проверочных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • уверенно использовать химическую терминологию и символику;


  • давать определения понятиям, называть основные положения изученных теорий и гипотез;

  • оперировать основополагающими химическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;

  • объяснять химическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений, решать химические задачи;


  • применять полученные знания для объяснения условий протекания химических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • применять основные методы научного познания, используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;


  • обрабатывать результаты химических реакций, обнаруживать зависимость между химическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • обосновывать собственную позицию по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

ОК 2


ОК 2,ОК 3, ОК 4

ОК 2,ОК 8, ОК 9

ОК 2,ОК 3, ОК 4, ОК 8


ОК 1

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

ОК 2

ОК 3,

ОК 4,

ОК 5

ОК 9


ОК 3,

ОК 4,

ОК 5,

ОК 7

ОК 8,

ОК 9

ОК 4,

ОК 5,

ОК 6

ОК 7

ОК 9

Оценка результата выполнения письменных проверочных работ, самоконтроль, оценка ответа на экзамене

Оценка результата выполнения письменных проверочных работ, тестов, устный опрос, оценка ответа на экзамене

Устный опрос, анализ и оценка докладов, сообщений.

Оценка хода и результата выполнения практических работ, устный и письменный опрос, анализ и оценка сообщений, участие в конкурсах, деловой игре, оценка ответа на экзамене

Устный опрос, анализ и оценка докладов, сообщений.Оценка хода и результата работы на практических занятия, оценка ответа на экзамене

Оценка хода и результата выполнения лабораторных работ, их защита, устный и письменный опрос, анализ и оценка сообщений, докладов, устный опрос, оценка ответа на экзамене

Оценка хода и результата выполнения проектной работы, сообщений, лабораторных работ

Оценка хода лабораторных работ, анализ построения сравнительных таблиц, анализ и оценка домашних работ, сообщений. Оценка защиты презентаций, докладов, участие в деловой игре.

знать:

  • роль и место химии в современной научной картине мира, в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • основополагающие химические понятия, закономерности, законы и теории;

  • химическую терминологию и химическую символику;

  • основные методы научного познания, используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

_ структуру периодической системы Д.И. Менделеева, строение электронных оболочек атомов химических элементов;

- виды химической связи, правила определения степени окисления;

- типы химических реакций, тепловой эффект химической реакции, закономерности протекания химических реакций;

- окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса;

- особенности протекания электролитической диссоциации, гидролиза солей и электролиза солей;

- общую характеристику неметаллов,- общую характеристику металлов, виды коррозии и способы ее предупреждения, комплексные соединения и их применение;

- общие научные принципы химического производства;

- основные положения теории А.М. Бутлерова, явление изомерии;

- правила систематической номенклатуры, эмпирические названия для органических соединений;

- характеристику углеводородов, механизмы протекания химических реакций;

- глобальные проблемы человечества.

ОК 1


ОК 1

ОК 2, ОК 4

ОК 1

ОК 2, ОК3, ОК 4,ОК 5

ОК 2, ОК3, ОК 4,ОК 5

ОК 2, ОК3, ОК 4

ОК 2, ОК3, ОК 4

ОК 2, ОК3, ОК 4

ОК 2, ОК3, ОК 4

ОК 2, ОК3, ОК 4

ОК 2, ОК3, ОК 4,ОК 5


ОК 2, ОК3, ОК 4,

ОК 8, ОК 9

ОК 2, ОК3, ОК 4,

ОК 9

ОК 2, ОК3, ОК 4,

ОК 5, ОК 9

ОК 2, ОК3, ОК 4,

ОК 9

ОК 2, ОК3, ОК 4,

ОК 5, ОК 9

Оценка ответов, защита сообщений, презентаций, оценка проектной работы, оценка ответа на экзамене

Устный опрос, анализ и оценка докладов, сообщений.

Оценка результата выполнения письменных работ, самоконтроль, оценка ответа на экзамене

Оценка ответов, защита докладов, презентаций, оценка проектной работы, оценка ответа на экзамене

Устный опрос, анализ и оценка докладов, сообщений.

Оценка результата выполнения письменных проверочных работ, самоконтроль, оценка ответа на экзамене

Оценка результата выполнения письменных проверочных работ, самоконтроль, взаимоконтроль, оценка ответа на экзамене

Оценка результата выполнения письменных проверочных работ, самоконтроль, взаимоконтроль, оценка ответа на экзамене

Оценка результата выполнения письменных проверочных работ, тестов, устных ответов

Оценка ответов, защита докладов, презентаций, оценка проектной работы, оценка ответа на экзамене

Устный опрос, анализ и оценка сообщений.

Оценка ответов, защита сообщений, презентаций, оценка проектной работы, оценка ответа на экзамене

Анализ и оценка хода выполнения и результатов практических заданий.

Анализ и оценка хода выполнения и результатов практических заданий.

Анализ и оценка хода выполнения и результатов проектной работы.

Составитель:

ГАОУ СПО СО преподаватель Е. И.Арканова

«Екатеринбургский

энерготехникум»

Рецензенты:

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»

заместитель директора по УР

Е.А. Тищенко

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»

преподаватель, методист


Е. А. Сергеева

РЕЦЕНЗИЯ

на примерную рабочую программу дисциплины «Химия», составленную преподавателем ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум» Аркановой Е.И.

Учебная дисциплина «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО базовой подготовки, и относится к общеобразовательному циклу ОПОП естественнонаучного профиля.

Программа учебной дисциплины «Химия» составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС С(п)ОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г.

-Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности: 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

-Учебных планов основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП) Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Екатеринбургский энергетический техникум» (далее ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»), утвержденных 10 июня 2013 г. по специальности СПО: 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

-Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180)

Наименование программы учебной дисциплины на титульном листе совпадает с наименованием дисциплины по ФГОС СПО.

Паспорт примерной программы учебной дисциплины «Химия» содержит место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины. Перечень умений и знаний соответствует требованиям ФГОС СПО.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины «Химия» устанавливает распределение общего объема времени, на обязательную аудиторную учебную нагрузку и самостоятельную работу обучающегося.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы содержит почасовое распределение видов учебных работ в соответствии с формой, представленной в утвержденном макете.

Структура программы учебной дисциплины, виды учебной работы соответствует принципу единства теоретического и практического обучения. Объем учебной дисциплины и форма итоговой аттестации (экзамен) соответствует учебному плану.

Содержание учебного материала соответствует целям и задачам учебной дисциплины.

Почасовое распределение тем в таблице 2.2. по разделам - оптимально (отражает объем и сложность учебного материала)

Уровень освоения учебного материала (таблица раздела 2.2.) определен с учетом формируемых умений в процессе выполнения практических занятий и самостоятельной работы.

Тематика домашних заданий самостоятельной работы разнообразна и позволяет оценить результат учебно-познавательной деятельности обучающегося.

Объем времени на теоретическую подготовку по всем видам занятий оптимален для усвоения обозначенных знаний. Объем и содержание практических занятий и самостоятельной работы оптимален для формирования обозначенных умений.

В раздел 3 программы «Условия реализации программы дисциплины» представлены Требования к минимальному материально-техническому обеспечению, которые содержат название учебного кабинета и средства обучения (в том числе ТСО), необходимые для реализации программы. Перечисленные средства обучения обеспечивают проведение практических заданий, предусмотренных программой учебной дисциплины.

«Информационное обеспечение обучения» содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, составленный в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

В разделе 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» представлены формы и методы контроля и оценки результатов обучения конкретизированные по знаниям и умениям. Наименования знаний и умений совпадают с ФГОС и с паспортом программы. Приведенные в программе формы и методы контроля достаточны для оценки результатов обучения.

Программа дисциплины «Химия» может быть рекомендована к утверждению Методическим Советом техникума

Рецензент:

ГАОУ СПО СО Зам.директора Е.А.Тищенко

«Екатеринбургский по учебной работе

энерготехникум»


11

© 2010-2022