- Преподавателю
- Химия
- Доклад по химии Pisa
Доклад по химии Pisa
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернявский Д.П. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад "Включение PISA заданий в курсе школьных предметов,"
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать полученные знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения будут
способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни.
Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, то есть подготовку молодежи к "взрослой" жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых
являлась проверка определенных школьными программами предметных знаний и умений, в основном, с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью.
Ниже даются определения и краткие характеристики особенностей каждого из трех направлений данного исследования:
"грамотность чтения",
"математическая грамотность" ,
"естественнонаучная грамотность".
Основные сведения об исследовании PISA
Общая характеристика
• Стандартизированная оценка подготовки подростков 15 лет. Материалы
разработаны совместно странами-участницами международной программы.
• Проводится в 32 странах, 28 из которых являются членами ОEСD.
• Было протестировано от 4 500 до 10 000 учащихся в каждой стране.
Содержание
• Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям:
"грамотность чтения", "математическая грамотность" и"естественнонаучная
грамотность". Каждое из них соответствует определенным школьным предметам.
• Особое внимание уделяется пониманию учащимися основных понятий, овладению ими основными методами, изучаемыми в рамках трех указанных выше направлений, и умению использовать свои знания в разнообразных ситуациях.
• Проверке овладения конкретным содержанием учебных дисциплин не уделяться особого внимания. Изучается состояние основных знаний и умений, необходимых во взрослой жизни и приобретенных при изучении школьных предметов, а также оценке межпредметной компетентности учащихся (использованию знаний, полученных в рамках изучения различных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи).
Методы
• Используется письменная форма контроля (тесты). На выполнение теста ученику отводится два часа (120 минут).
• В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.
• Составляется несколько вариантов тестов. При этом одна и та же группа заданий может быть включена в несколько вариантов.
• Информация об учащихся собирается с помощью анкетирования (на заполнение анкеты учащимся дается 40-45 минут). Директора школ в течение 30 минут заполняют анкеты, в которых они представят информацию о своих школах.
Полученная информация используется для выявления влияния заранее выделенных факторов на результаты обучения.
"Естественнонаучная грамотность"
Естественнонаучная грамотность - способность использовать
естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
При этом окончательное решение во многих случаях принимается с учетом общественно-политических или экономических условий.
Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться в исследовании, в нашей школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:
общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений: выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др.. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, которые
возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты), в жизни человека как члена какого-либо коллектива или общества (например, определение места электростанции относительно города) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления).
Первоначально я использовал задание полученные на курсах с учетам интеграции предметов химии и географии достаточную сложность представляли нехватка времени потому что приходилось одновременна объяснять учащимся для чего им это нужно и усвоение программы
При изучении новой темы очень важно, чтобы ученик развивал свое мышление. Поэтому применение уроков-мышления является очень хорошим методом для его развития. В урок включаются задания, которые позволяют ученику установить сходства и отличия, установить аналогию, сделать логический вывод, классифицировать вещества по сходным признакам. Например: Какую очередность определений вы предложите для описания оксида цинка? Оксид, солеобразующий оксид, сложное вещество, вещество, амфотерный оксид.
Конкурентоспособность любой страны мира в ближайшее десятилетие будет определяться способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большинства людей. Долговременная устойчивость мирового развития сегодня, на прямую зависит от качества человеческого капитала, от тех людей, которые обладают знаниями и квалификациями, востребованными в современном мире.
Именно это становится приоритетной целью для различных национальных систем образования, которые должны:
Являться источником технологических и социальных инноваций;
Обеспечивать профессиональную компетентность и мобильность людей на растущих международных рынках труда;
Обеспечивать взаимную социокультурную адаптацию разных этнических групп;
К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:
Интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающие необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
Переход к информационному обществу и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обуславливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
Демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества;
Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы не квалификационного и мало квалификационного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в переподготовке работников, в росте их профессиональной мобильности;
Возрастание значимости человеческого капитала;
Важнейшими условиями вхождения России в мировое интеграционные образовательные процессы, без которых на современном этапе невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования, являются следующие:
Достижение качества и уровня образования на всех его ступенях, эквивалентного мировым образовательным стандартам;
Приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами; проведение работы по установлению соответствия российских и зарубежных дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании;
Академическая мобильность педагогов, обучающихся и студентов;
Равная доступность государственных ресурсов для различных секторов образования;
Информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета;
Расширение участия Российской Федерации, её регионов и отдельных образовательных учреждений в международных образовательных проектах и программах.
В свете сказанного выше, российская школа стоит на пороге рождения нового урока, который основан на использовании различных областей научного познания.
Понятие "Интеграция" происходит от латинского integer -цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае - пространства предметов изучаемых в школе. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожигова: "интегрировать - объединять в единое целое". Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам - одна из наиболее эффективных форм познания мира. Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет.
При изучении строения и свойств воды - рассмотреть её биологическое значение, этимологию слова "вода", предложить осуществить подбор поговорок, пословиц и загадок по данной теме. Изучая темы курса химии 9 класса, которые рассматривают важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов и т.д. При изучении курса органической химии необходима интеграция знаний в области биологии, географии, литературы химии. Познания в области математики являются основой при решении расчётных задач, любого из курсов химии с 8 по 11 класс. В свете современных инноваций использование информационно - коммуникационных технологий, образовательных ресурсов Интернет, так - же является основой при подготовке интегрированного урока.
Мне хотелось представить Вашему вниманию некоторые моменты из опыта своей работы.
Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих обучающихся низкая, поэтому необходимо обучающимся внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке химии на тему "Одноатомные спирты" я предлагаю обучающимся с помощью учебника составить гомологический ряд спиртов.
В теме «Карбоновые кислоты» очень много интересного материала. Тема объемная, поэтому я делю группу на 4 варианта и они самостоятельно изучают представителей карбоновых кислот. ( 1вариант - изучают уксусную кислоту, 2 вариант - муравьиную кислоту, 3 вариант - щавелевую кислоту, 4 вариант - пальмитиновую кислоту). Затем от каждой группы выступает обучающийся и рассказывает краткую характеристику кислоты.
При закреплении знаний об антропогенезе я предлагаю самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст и на его основе составьте схему эволюции человека.
Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы. Например, при повторении знаний о митозе, предлагается по рисункам схемы митоза, определить фазы; выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Лабораторные работы
Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют лучшему усвоению биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.
Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании, например, при выполнении лабораторной работы «Натуральный и искусственный каучуки» обучающиеся отвечают на вопросы: В чем отличие натуральных каучуков от искусственных? Какие изделия из натурального и искусственного каучука вы знаете?
После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой обучающиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.
Организуя самостоятельную работу, возможно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми обучающимися, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.
Доклады
Формируя у обучающихся навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе, интернет-ресурсам.
Привлекая их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно - популярной литературы обучающиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы.
Например, при изучении темы «Кислоты», мы зачитывали доклад на тему «Кислотные дожди», одновременно слушая текст - обучающиеся записывают в тетрадь вопросы по этому докладу. После выступления мы вместе обсуждаем эти вопросы, которые заинтересовали обучающихся.