Эссе «Кадры «учительского» фильма»

Чтобы быть хорошим преподавателем,                     нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.В. Ключевский     Ребёнок– человек– личность, казалось бы, какая понятная, логичная, и на первый взгляд, простая цепочка. Но сколько же труда и усилий необходимо приложить, чтобы это цепочка не оборвалась, что бы она имела логическое построение. Наш современный мир,  с его сумасшедшим темпом жизни, с новыми технологиями, которые появляются и внедряются буквально на наших глазах,...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Селюнина Татьяна Владимировна

учитель английского языка

МКОУ Скляевская СОШ,

Рамонский район,

Воронежская область


Эссе «Кадры «учительского» фильма»

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский


Ребёнок- человек- личность, казалось бы, какая понятная, логичная, и на первый взгляд, простая цепочка. Но сколько же труда и усилий необходимо приложить, чтобы это цепочка не оборвалась, что бы она имела логическое построение. Наш современный мир, с его сумасшедшим темпом жизни, с новыми технологиями, которые появляются и внедряются буквально на наших глазах, мир, в котором многие ценности пересматриваются и переоцениваются - это тот мир, в котором живём мы и наши дети, мир в котором наши дети должны стать личностями.

Мы, взрослые, не всегда находим время для душевных слов, теплых объятий. И как часто в наших взрослых заботах, мы забываем, что рядом с нами наш ребенок - личность, человек с сердцем, умом, душой ничуть не слабее, чем наш взрослый разум, а в сто раз сильнее, терпимее, добрее. Остановиться, понять душу ребенка, быть ему другом, близким и родным человеком - занятие не из простых.

Профессия учителя представляется мне полнометражным фильмом, длинною в жизнь, снятого из отдельно взятых самых запоминающихся кадров. Так и мой «учительский» фильм снимался и продолжает сниматься из кадров моей жизни. Как говорится, основан на реальных событиях.

Как и любой фильм, мой начинается с предыстории. Все началось с детства. Оставаясь одна дома, я всегда знала, чем мне заняться. Я рассаживала свои игрушки за воображаемые парты, давала им задания в тетрадях, сама же их выполняла, а потом выставляла своим ученикам отметки в нарисованный мною журнал. У меня в классе были все: от отличников до двоечников. Все детские книжки в нашем доме были «проверены», на каждой их странице мной были выставлены отметки. Я хотела быть похожа на свою маму.

Моя мама, Нина Алексеевна, учитель математики. Именно она своим примером пробудила у меня первый интерес к профессии. Учительские дети! Особая судьба…Тяжело учиться, когда твоя мама учитель, так как на тебе висит большая ответственность: ты не имеешь права получать плохие оценки, ты обязан участвовать во всех мероприятиях, ты должен быть примером для всех учащихся. В нашей семье достаточно педагогов и поэтому моя судьба решилась сама собой. Сначала я хотела быть учителем начальных классов, но неожиданно для всех поступила на отделение иностранных языков. Это были первые кадры в фильме становления меня как учителя.

Следующие кадры- это годы обучения в колледже, где нас «мучили»,как я тогда думала, на практике написанием подробных конспектов уроков. Я и не знала, что в дальнейшем умение писать «мучительные» конспекты, мне пригодится. До сих пор хранятся те конспекты: мне все казалось, что еще вернусь к тем записям, воспользуюсь ими. Но этого не случалось. Один и тот же урок никогда не повторяется дважды: меняюсь я - меняются уроки. Там же, в колледже, я пережила переломный момент или ,как говорят в психологии, кризис, когда я решила, что школа и дети- это не моё, но вскоре, под влиянием времени, передумала. Когда окончила колледж, не думала, что буду когда- нибудь работать в родной школе вместе со своей мамой и родными мне учителями, которые меня когда- то учили. Сравниваю себя с ними и спрашиваю: а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других, что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я - учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание с тем, что хотят и видят во мне другие?

Самым запоминающим кадром был мой первый урок. Этого урока я ждала с волнением и нетерпением. Настал счастливый миг. В предвкушении чуда захожу в класс, не захожу, а влетаю, окрылённая! Чудо не заставило себя ждать: недовольные лица, опущенные глаза, показное равнодушие. Тщетно пытаясь выяснить, что происходит, начинаю урок. Эмоции можно сравнить только с туго натянутой струной, она обрывается! Кадры моего провала! На следующий урок идти не хотелось. «Завтра войду в класс строгим учителем, они будут трепетать от одного моего взгляда. »- думала я тогда. Развязка была совершенно неожиданной. Этот урок помог мне понять, что нет никакой технологии, если нет контакта, простого и такого нужного человеческого взаимопонимания. Я знаю, что на уроке главное - не учитель - ученик, а человек с человеком.

Настоящий учитель ведет диалог со своим учеником, в котором иногда ему важнее выслушать, чем наставлять. Мысли и рассуждения учеников для такого учителя ценнее уже известных аксиом, ведь он понимает, что они учат самостоятельно думать и принимать решения. Именно диалоги дают простор для развития ребенка, позволяют формировать умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.

Что касается, основной задачи учителя иностранного языка, то, по-моему, это воспитание активности мысли ученика, желание и умение говорить, искать решения лингвистических вопросов, формирование вторичной языковой личности. Для меня ученик - участник совместного размышления. Он овладевает научным способом познания: учится наблюдать явления речи, сопоставлять факты родного и иностранного языков, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать лингвистические законы. Язык - система, то что закладывает основы эстетического восприятия языка, помогает раскрыть его красоту, выразительность, меткость и богатство. Эмоциональное обучение становится успешным. Австралиец Д. Эдвардс показал, что только пять минут из сорока ученики выполняют работу в соответствии с заданием учителя, а остальное время отвлекаются: занимаются тем, что взрослые не могут описать как полезные и понятные занятия, для большинства - это просто нарушение порядка и пустая трата времени.

Так случилось, что первые годы моего преподавания в школе совпали с годами учебы в институте на отделении психологии и педагогики. Без сомнения, в работе с детьми это помогает. Мой « учительский» фильм приобретает другие окраски. Великий Шекспир сказал: «Весь мир- театр». Школьная жизнь - это тоже театр, начинающийся каждый день с первым звонком, и главное в нём - человеческие души, восприимчивые ко всему и очень ранимые. По-моему, очень важно, чтобы этот театр не стал «театром одного актёра», а для этого надо дать роль каждому, и жизнь засверкает незабываемыми красками!

И снова кадры из фильма- ФГОС. Именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это, должна признать, требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований. Миру нужны люди, умеющие знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе. Учитель - это вообще особая профессия. Обращаюсь к словам Е.А.Ямбурга, сказанным им в одном из интервью: «Учитель - это другая профессия. Это специалист по ребёнку». И быть этим специалистом невероятно сложно, если ты хочешь быть профессионалом. И быть им невероятно здорово, если ты хочешь быть интересен детям, если ты хочешь и можешь их удивлять и вместе с ними постигать мир. И если ты веришь в это, ты будешь его постигать - как будто в первый раз, заново открывая для себя те истины, которые для другого, может, и стали уже обыденными и скучными вещами. Ты - учитель, ты - специалист по ребёнку.

Конец июня - заканчивается очередная серия «учительского» фильма. Переживания, волнения. Каковы будут результаты экзаменов, как сложится будущее выпускников, достаточно ли хорошо они подготовлены к новой жизни? Какие «школьные кадры» останутся у них в памяти?

У каждого человека, наверное, существует свой школьный фильм, но далеко не у каждого есть возможность переписать сюжеты вновь. Я считаю себя счастливой, потому что ежедневно в моих руках камера и всякий миг я создаю новый фильм, при этом помощников у меня великое множество, изумительных и неповторимых. Хочется, чтобы каждая серия моего фильма была яркой, насыщенной, незабываемой, неповторимой, эмоциональной. И никогда не было в этом фильме черно-белых серий.

Моя профессия - самая творческая. Учитель по природе своей профессии - созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - во многом зависит от тебя и от меня. «Цвет своего неба мы выбираем сами!»- такую фразу я встретила в интернете. Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.

Быть учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Как и любого человека, меня волнует многое и помимо моей работы. Прежде всего, это - моя семья. Как и любой человек, я люблю пошутить и посмеяться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

В заключение хочу добавить, моя четырехлетняя дочь, когда играет с бабушкой, моей мамой, «в школу», на вопрос: «Кем ты будешь?», гордо отвечает: « Я- учитель!»


© 2010-2022