- Преподавателю
- Химия
- Статья посвящена вопросам здоровьесбережения учащихся
Статья посвящена вопросам здоровьесбережения учащихся
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шашенкова Ю.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Факторы успешного решения сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном процессе.
Цель современной школы - не только дать ученикам прочные знания, но и помочь им сохранить здоровье в процессе получения этих знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей - это труд воспитателя». Я убеждена, если сами учителя, воспитатели не уяснили суть и содержание понятия здорового образа жизни, деятельность наша по воспитанию детей бесполезна. Из всех ценностей, с которыми мы обязаны познакомить детей - это здоровый образ жизни, корректное отношение к себе, своему здоровью, т.е. формирование культуры здоровья как части общей культуры человека.
В течение последних лет я работаю над проблемой «Формирование культуры здоровья обучающихся 8-9 классов в процессе преподавания химии».
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: проблема воспитания здоровой и гармоничной личности стоит на первом месте в любом обществе, тем более, что социальные условия усложняются и требуют от сегодняшних школьников активности, инициативы, предприимчивости, самостоятельности и просто энергии для того, чтобы трудиться.
Наблюдая за работой моих коллег, учащихся на уроках, анализируя результаты мониторинга показателей здоровья обучающихся, я пришла к выводу, что очень часто урок в последние годы характеризуется:
-информационной перегрузкой обучающихся;
-высокой интенсивностью;
-чрезмерным нервно-психическим напряжением;
-стрессовой средой (страх получить плохую отметку, боязнь отвечать у доски, быть наказанным);
-недостаточной двигательной активностью школьников;
-недостаточным вниманием учителя к психофизиологическим особенностям обучающихся.
Отсюда я столкнулась с проблемами:
-как разрешить противоречие между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью школьников, и острой необходимостью формирования культуры здоровья обучающихся;
-как помочь ребенку получить необходимые знания с наименьшей потерей здоровья.
Поэтому целью своей работы я считаю создание оптимальных условий для развития активной, творческой личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Для достижения данной цели определяю такие задачи, как:
создание необходимых условий для практической реализации здоровьесберегающего подхода к обучению и воспитанию на уроках химии;
совершенствование психосоциальной компетенции обучающихся (жизненных навыков и умений);
формирование культуры здоровья обучающихся.
Процесс создания условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроке я осуществляю по трем направлениям: аналитической, конструктивной и рефлексивно-оценочной.
Аналитическая функция включает в себя:
изучение индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, их самочувствие на уроке;
анализ реальных учебных возможностей обучающихся;
определение способов воздействия на обучающихся.
Перед тем, как прийти работать в 8 класс, я изучаю особенности детей, их характеристики, успеваемость.
Предварительная аналитическая деятельность мне позволяет определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока.
Конструктивная функция учителя предполагает формирование и регулирование системы взаимодействий учителя и обучающихся на уроке, направленной на достижение целей урока без ущерба здоровья школьников, определение содержания урока.
Это и:
организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;
создание на уроке ситуаций успеха;
создание положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;
соблюдение педагогической техники учителя.
Например, в 8В классе большая часть детей характеризуется низкой мотивацией к учебной деятельности, низкими показателями обученности. Поэтому на уроке в этом классе преобладают методы обучения, связанные с репродуктивной деятельностью.
Также в классах со слабым уровнем подготовки (9Г) я использую игровые моменты, больше наглядного материала.
Проанализировав содержание учебной литературы по химии в рамках школьной программы, я убедилась, что оно недостаточно ориентировано на формирование культуры здоровья обучающихся. Поэтому в своей работе я дополняю содержание учебной деятельности материалом, направленным на здоровьесберегающую деятельность.
Так, в теме «Кислород» дополнительно изучаем биологическую роль кислорода, это способствует правильному пониманию функции дыхания в организме человека.
В теме «Галогены» рассматриваем биологическую роль йода и его влияние на деятельность щитовидной железы, в теме «Металлы» - биологическую роль магния, железа, кальция. Это важно знать каждому для организации рационального питания.
Как показала практика, формировать в школе ответственное отношение к своему здоровью, природе, окружающей среде напрямую - процесс малоэффективный. Добиться воспитания этих качеств реальнее путем групповой работы на уроке, используя потребность детей в самопознании. Такой способ обучения основывается на применении различных видов общения и дает положительный эффект.
Для групп даю дифференцированные по объему и степени трудности задания.
Так, например, в 9В классе на уроке по теме «Оксиды углерода» одной группе учащихся предлагаю задание: «Изучите физические свойства угарного газа и объясните его вредное воздействие на организм человека» (эта проблема напрямую связана с воздействием выхлопных газов на здоровье человека). Второй группа отвечает на вопрос:
«Объясните способы образования углекислого газа и участие данного вещества в процессе фотосинтеза». Знание этого вопроса необходимо для понимания роли зеленых растений в сохранении чистого воздуха.
Таким образом, работая в группах, учащиеся достигают цели.
Кроме того, я считаю, что в процессе обучения для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо применять индивидуально-дифференцированный подход. Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Такой подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.
Индивидуально-дифференцированный подход к детям и подросткам я осуществляю с учетом их возрастных психофизиологических особенностей (временных характеристик, моторных, сенсомоторных и интеллектуальных навыков), а также отклонений в состоянии здоровья.
Изучая темперамент обучающихся, я установила, что дети сенсорновосприимчивого типа нуждаются в осязаемом восприятии учебного материала через изобразительные средства, конструирование. Они склонны к быстрой смене видов деятельности на уроке, так как быстро теряют интерес к занятиям. Для обучающихся этого типа я использую ролевые и дидактические игры.
Интуитивно-чувствительный тип учеников больше интересует общее представление о предмете, а не детали. Я учитываю это и предлагаю работать в малой группе, участвовать в дискуссии, диалоге.
Учащиеся интуитивно-мыслительного типа, напротив, откликаются на лекционный метод обучения. Характер деятельности на уроке для них должен быть исследовательским или частично-поисковым, а методы обучения - проблемные вопросы и ситуации. А те учащиеся, у которых преобладает репродуктивный способ восприятия, более комфортно чувствуют себя на таких этапах урока, как опрос, повторение пройденного материала. Все я это я и стараюсь использовать в своей работе.
Огромное значение для поддержания работоспособности обучающихся при формировании культуры здоровья имеют активные методы преподавания:
мозговой штурм, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, обсуждение сообщений, защита мини-рефератов, аукцион знаний и т.д.
Например, в курсе органической химии, изучая свойства этилового спирта, применяю такую форму, как мозговой штурм для обсуждения проблемы: «Алкоголь: мифы и реальность».
Большое внимание в плане индивидуального подхода я уделяю «медлительным» детям, при этом:
снижаю темп опроса или провожу его преимущественно в письменной форме;
предлагаю больше времени на продумывание вопроса и ответа;
при организации самостоятельной работы даю задание, одинаковое по сложности с другими обучающимися, но меньше по объему.
Часто для медлительных и ослабленных хроническими заболеваниями обучающихся я использую оправдавшую себя практику выполнения письменных контрольных работ не на уроке, а дома.
Обучающиеся, перенесшие кратковременные заболевания, также требуют индивидуального подхода. В течение первых дней возвращения к учебе работоспособность у них оказывается сниженной. Поэтому я организую для них индивидуальные консультации по предмету.
В процессе изложения учебного материала активно использую информационно - коммуникационные технологии, демонстрации опытов. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом нагрузка осуществляется не только на слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и на зрительный.
Для педагога не менее важно гигиенически правильная организация учебно-воспитательного процесса (освещенность помещений, их воздушно-тепловой режим, проветривание, маркировка мебели и правила посадки учащихся), обеспечение отдыха и необходимого объема двигательной активности, гимнастика для мышц глаз, создание оптимальной освещенности рабочих мест.
Я всегда обращаю внимание на то, как сидят дети на уроке, тщательно изучаю рекомендации медиков по посадке детей с плохим зрением. Делаю с учениками специальную дыхательную гимнастику по методике Семенова. Эти упражнения способствуют быстрому обогащению клеток организма кислородом и восстановлению работоспособности.
Важным этапом педагогического процесса является контроль знаний обучающихся. В своей практике применяю текущий, периодический, итоговый контроль, при этом использую различные методы проверки знаний: наблюдение, устный и письменный контроль, тесты, практические работы. При оценке знаний, навыков, умений, особого внимания заслуживают меры по воспитанию психологического комфорта.
Наиболее приемлемой для детей считаю тестовую форму контроля знаний (тесты с многовариантным выбором ответа).
Большое значение в работе учителя имеет рефлексивно-оценочная деятельность.
Вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая оценка успехов воспитанников, уважительное отношение к ним формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья.
В заключении хотелось бы сказать: здоровье - интегрированная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с постоянно меняющимися условиями среды.
Поэтому одной из главных задач своей деятельности считаю организацию работы по здоровьесбережению. Без этого невозможно в современной школе создать условия для развития интеллектуальных, физических, нравственных качеств каждого ученика.