• Преподавателю
  • Химия
  • Воспитательная работа по формированию нравственных ценностей на уроках иностранного языка

Воспитательная работа по формированию нравственных ценностей на уроках иностранного языка

В современном обществе существует противоречие между высокими требованиями к личности человека и низким духовно-нравственным уровнем развития молодого поколения. В данной работе мы подчеркиваем важность духовно-нравственного развития личности на занятиях по английскому языку в техникуме. Изучение иностранного языка имеет большой потенциал для воспитательной работы со студентами техникума. Рассмотрение источников социального опыта на занятиях по английскому языку, способствует повышению мотивации...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кошелева Н. П.,

Преподаватель английского языка АУ ЧР СПО чебоксарского техникума коммерции и питания


Формирование ценностных ориентаций обучающихся техникума на занятиях по английскому языку.

Формирование духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций обучающихся - это одна из важнейших потребностей современного общества, которое, с одной стороны предъявляет высокие требования к личности, с другой, обнаруживает низкий уровень духовно-нравственного развития у подрастающего поколения.
Обучение и воспитание неразделимы в современном образовательном процессе. Каждый обучающийся является личностью, формирование которой во многом зависит от того, как организован образовательный процесс в образовательном учреждении. В ходе усвоения знаний и формирования умений по преподаваемой дисциплине, мы не можем игнорировать в обучающемся «личность», которая находится в процессе становления. Мы можем воздействовать на личность словом, вниманием к его потребностям, проблемам и вопросам, которые его интересуют.
Ученый, этнопедагог Г. Н. Волков назвал «слово» «величайшим из человеческих духовных сокровищ». Слово транслирует культурное своеобразие народа, его жизнь и быт.
На занятиях по английскому языку со студентами техникума, мы работаем с разнообразным лексическим материалом. Перевод отдельных слов и текстов, вовлекает обучающихся в размышление над тем, что схоже и различно у представителей разных культур, как они воспринимают те или иные явления. Все это является источником социального опыта для формирующейся личности. Жизненные реалии, со всеми ее радостями и невзгодами, отражены в многочисленных рассказах, изречениях и интервью известных людей. Вопросы, затронутые в подобных материалах, вызывают интерес у студентов, желание размышлять над предложенной проблемой и выражать собственное мнение. Мы поощряем инициативу студентов, направляя ход их размышлений, путем включения в их рассуждения наводящих вопросов.
В ходе устных опросов, были выявлены результаты работы со словесным материалом: повышение мотивации студентов к изучению английского языка, осознание ценности общечеловеческих ценностей и стремление к самосовершенствованию.
Обучающиеся учреждений СПО - студенты в возрасте 15-20 лет. В этом возрасте духовно-нравственный «стержень» личности уже должен быть сформирован. Поэтому, то воздействие, которые мы оказываем на обучающихся, то направление, которое мы им даем, могут лежать в основе формирования, как духовно-нравственных ценностей, так и псевдоценностей и «антиценностей».
Подрастающее поколение принимает те ценности, которые воспринимаются им как наиболее адекватные окружающей реальности и соответствующие его потребностям и интересам. Из чего можно сделать вывод, что воспитательная работа в образовательных учреждениях еще недостаточно адаптирована к особенностям современной действительности.
Поэтому структура программы, формирования духовно-нравственных ценностей на занятиях по английскому языку в нашем техникуме, состоит из 9 этапов воспитания духовно-нравственной культуры, предложенных Н.Н. Лебедевой [3]:

  1. Самоактуализация опыта деятельности

  2. Освоение сути духовно-нравственной ценности объекта

  3. Формулирование гипотез о значимости, смысле духовно-нравственных ценностей

  4. Отсеивание гипотез о духовно-нравственной ценности объекта

  5. Извлечение знаний о духовно-нравственной ценности в виде понятий

  6. Оценка духовно-нравственной ценности объекта

  7. Деятельность на основе ценностных ориентаций

  8. Сравнение собственных ценностей с ценностями других людей

  9. Анализ последствий поступков, поведения.

Каждый из этапов реализуется ходе рассмотрения учебного материала по дисциплине «иностранный язык». Обучающиеся учатся размышлять, оценивать критически те вопросы и проблемы, над которыми они раньше не задумывались, анализировать ситуации морального выбора, проявлять терпимость при выслушивании противоположного мнения, уметь тактично и обоснованно выражать свое несогласие, если в ходе обсуждения спорных вопросов обнаруживаются различия во мнениях участников дискуссии.
Мы считаем, что наиболее показательным результатом нашей работы по формированию ценностных ориентаций у студентов, являются изменение их поведения в общении и деятельности и стремление к духовно-нравственному саморазвитию.

Литература:

  1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Г. Н. Волков. -М. : Академия, 1999. - С. 80.

  2. Кошелева, Н. П. Использование средств и методов этнопедагогики в работе по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся старших классов // Cб. статей / Кошелева, Н.П. Учитель на все времена. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Маликова Р.Ш. - СПб : НОУ «Экспресс», 2011. - С. 29-32

  3. Лебедева, Н. Н. Развитие компетентности педагогов в воспитании духовно-нравственной культуры детей и молодежи // Сб. статей / Н. Н. Лебедева. - Омск: Министерство образования Омской области. -2009. - С. 3-9.


© 2010-2022