- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии по теме «Неметаллы»
Урок по химии по теме «Неметаллы»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Моторина Н.А. |
Дата | 23.10.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
План - конспект урока химии в 9 классе по теме
«Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух»
по учебнику О. С. Габриеляна
Цель урока:
-
Развивать знания о строении атомов неметаллов, их свойствах
-
На основе особенностей строения сформировать понятия «инертные газы», «галогены»
-
Объяснить причину многообразия веществ - неметаллов на основе аллотропных модификаций кислорода, серы, углерода, фосфора
-
Способствовать развитию знаний о воздухе как смеси газообразных веществ
-
Учить характеризовать применение кислорода, воздуха, озона
-
Развивать навыки в решении задач.
Задачи:
-
Развивать познавательную активность обучающихся
-
Формировать умения работать с учебником
-
Развивать умения сравнивать
Оборудование: на демонстрационном столе образцы серы, фосфора, углерода, модели кристаллических решеток графита, алмаза, таблица «Состав воздуха», ноутбук, экран, проектор
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Анализ контрольной работы, работа над типовыми ошибками.
-
Письменная работа.
А) трое обучающихся работают у доски по карточкам. (Слайды № 2, 3, 4)
Карточка №1. Задание. Составить схему строения атомов неметаллов с порядковыми номерами 6, 7, 8, 9, 10. Сделать вывод о числе внешних электронов в атомах неметаллов.
Карточка №2. Составить окислительно - восстановительные реакции:
K + S → K2S
Mg + Cl2 → ?
Сделать вывод: какие свойства проявляют неметаллы по отношению к металлам - окислительные или восстановительные?
Карточка №3. На примере элементов 3 -го периода сравните радиусы атомов металлов и неметаллов. Сделайте вывод: как радиус атомов изменяется в периодах с увеличением порядкового номера (слева направо). В чем причина?
Б) остальные обучающиеся пишут химический диктант: определить свойства, характерные неметаллам (ставят знак +) и металлам (ставят знак - ):
1. Твердые
2. Встречаются и в твердом, и в жидком, и в газообразном видах
3. Не имеют металлического блеска
4. Электро- и теплопроводны
5. Большинство не проводят электрический ток
6. Ковкие, пластичные, тягучие
7. В твердом состоянии - хрупкие
8. Имеют металлический блеск
В) далее учитель спрашивает: в этом задании речь идет о веществах или о химических элементах? Проверяет выполнение диктанта с места и работы у доски.
-
Изучение нового материала.
Учитель. Обобщим и сравним неметаллы и металлы как химические элементы и как простые вещества (слайд № 5 - 10).
Признаки сравнения
Металлы
Неметаллы
Число внешних электронов
1 - 3
4 - 8
Радиусы атомов
большие
небольшие
Свойства
восстановительные (отдача внешних электронов)
окислительные (прием электронов до заветной восьмерки). Фтор - только окислитель, а кислород - восстановитель только по отношению к фтору
Состояние
твердые (иск.ртуть)
твердые (фосфор, сера, йод), жидкие (бром), газообразные (кислород, азот, хлор, водород, озон)
Металлический блеск
имеют
не имеют (искл. йод, графит)
Электро- и теплопроводность
да
нет (искл. графит и кремний - полупроводники)
Ковкие, пластичные, тягучие
да
хрупкие
Цвет
серебристо - белый
для большинства
красный (красный фосфор), желтый (сера), зеленый (хлор - желто - зеленый газ)
Строение веществ
металлическая кристаллическая решетка
молекулярная кристаллическая решетка (белый фосфор Р4 , О2, О3, N2, галогены),
атомная кристаллическая решетка (алмаз, графит, кремний, бор, красный фосфор)
Наличие явления аллотропии
Аллотропные модификации
(олово - альфа и
олово - бета)
Аллотропные модификации
(фосфор красный Р и фосфор белый Р4, сера пластическая и сера кристаллическая, графит и алмаз - аллотропные модификации углерода, кислород О2 и озон О3)
Переходя к явлению аллотропии, учитель просит вспомнить, что это такое? На примере кислорода и озона объясняет одну из причин аллотропии - разный состав атомов в молекулах, на примере белого и красного фосфора - другая причина: разное строение кристаллических решеток, что элементов - неметаллов в периодической системе всего лишь 22 и, только благодаря явлению аллотропии, веществ - неметаллов в природе очень много, а если провести диагональ от бора до астата, то неметаллы располагаются в правом верхнем углу периодической системы в главных подгруппах.
(Слайд № 11).
Учитель. Среди веществ - неметаллов есть семейство типичных неметаллов - галогенов (солеобразующие). Это VII группа главная подгруппа. Молекула их двух- атомна и формулу пишем F2, Cl2, Br2, I2, At2. VIII группа главная подгруппа - это инертные газы (благородные), молекула их одноатомна.
Некоторые газообразные вещества входят в состав воздуха (таблица).
Характеризуя воздух, учитель акцентрирует внимание обучающихся на то, что воздух не имеет формулы, что это смесь разных газообразных веществ. Приводит диаграмму постоянных составных частей воздуха.(Слайд № 12). Обращает внимание, что кислорода в воздухе 1/5 часть (21%), а азота 78% по объему. (Ребята записывают в тетрадь.)
Есть и переменные составные части воздуха (водяные пары, углекислый газ, озон), и случайные (микроорганизмы, пыльца растений, некоторые газы).
Далее учитель просит ребят вспомнить, что они знают об озоновом слое Земли (слайд № 13), почему так опасно появление озоновых дыр, как предупредить их появление.
-
Знакомство с воздухом, кислородом, озоном. Работа в группах.
Задание1 группе.
Прочитайте текст на стр. 90 - 91 по учебнику О. С. Габриеляна, 9 класс. На основании ранее полученных знаний и текста учебника охарактеризуйте свойства кислорода и области его применения.
Задание 2 группе.
Прочитайте текст на стр. 90 - 91. На основании ранее полученных знаний и текста учебника охарактеризуйте свойства озона и области его применения. Можно ли дышать озоном?
Задание 3 группе.
Прочитайте текст на стр. 92 - 93. На основании ранее полученных знаний и текста учебника охарактеризуйте свойства воздуха и области его применения. Напишите на доске, чему равны молярная масса, молярный объем и плотность воздуха (н. у.).
-
Решение задач №1 стр. 93. Вывод формул через относительную плотность газов по воздуху (Dвозд ), № 2(если позволяет время).
-
Итоги урока. Оценки за работу у доски и с места.
Домашнее задание. § 15, № 2, 3, 4 стр. 93(Слайд № 14)