Программа дополнительного образования «Химия элементов»

Актуальностьпрограммы дополнительного образования по теме «Химия элементов» в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач. Программа ориентирована на  учащихся   9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии и рассчитана на 34 часа в год. При изучении элементов (металлы главных подгрупп, железо, сера, азот, углерод, фосфор) и их соединений рассматривают...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Cпецкурс «Химия элементов» для 9 класса.

Пояснительная записка.



Программа несет естественно - научную направленность, она предназначена для углубленного изучения химии.

Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач. Программа ориентирована на учащихся 9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии и рассчитана на 34 часа в год.

Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Основными задачами курса являются:

· формирование у учащихся устойчивого интереса к химии;

· расширение и углубление теоретических знаний по неорганической химии;

· совершенствование техники химического эксперимента;

· способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения;

· обеспечение успешного прохождения итоговой аттестации по химии и конкурса для поступления в профильный класс естественно-научного направления.

В курсе рассматриваются сведения о элементах и их соединениях в зависимости от положения в периодической системе и строении атома. Учащиеся узнают о распространенности элементов в природе, их использовании.

В целях усиления практической подготовки школьников теоретические занятия сопровождаются лабораторными опытами. Предусмотрено проведение специальных лабораторно-практических занятий.

Программа курса в целом согласуется во времени с основным курсом химии 9 класса, проводимого по учебно-методическому комплексу О.С. Габриеляна.

После краткого введения, где повторяются основные закономерности изменения свойств элементов в периодической системе, знакомства с распространенностью химических элементов, начинается изучение свойств химических элементов и их соединений.

В программу включены темы «Водород» и «Инертные элементы», с которыми в основном курсе предусмотрено лишь краткое знакомство.

При изучении элементов (металлы главных подгрупп, железо, сера, азот, углерод, фосфор) и их соединений рассматриваются , в основном, вопросы, не включенные в программу основного курса. Кроме того, предусматривается краткое знакомство с другими элементами периодической системы. Тем самым глубже просматривается зависимость свойств элементов и их соединений от строения.

При проведении занятий используются следующие формы занятий:

· лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий и др.,

· беседы с учащимися, включающие лабораторные опыты,

· семинарские занятия,

· заслушивание докладов учащихся,

· защита рефератов и другие.

Завершается изучение курса выполнением тестовой работы, которая одновременно является конкурсной для поступления в профильный класс естественно-научного направления.


Содержание учебного материала по курсу

«Химия элементов»

для 9 класса

Введение. (2 часа)

Периодичность свойств химических элементов и их соединений. Классификации элементов. Распространенность элементов в природе Земли и Космосе.

Тема 1.Общая характеристика металлов.(3 часа)

Из истории открытия и использования металлов. Металлы в современной науке и технике.

Электрохимические процессы. Понятие об электродных потенциалах. Гальванические элементы. Способы промышленного получения металлов: пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов. Значение электролиза. Электрохимическое получение алюминия.

Практическая работа №1: Восстановление меди из оксида водородом и углеродом.

Тема 2. Металлы главных подгрупп.(2 часа)

Сравнительная характеристика металлов I, II, III группы главной подгруппы. Строение атомов этих элементов, физические и химические свойства, соединения элементов, их применение. Краткая характеристика элементов: рубидия, цезия, франция, стронция, бария, радия.

Демонстрации: Взаимодействие магния с кислородом, водой, кислотами.

Практическая работа №2: Строение атома элементов: рубидия, цезия, франция, стронция, бария, радия.

Тема 3. Металлы побочных подгрупп.(2 часа)

Хром, марганец, медь, серебро, золото - элементы побочных подгрупп. Строение их атомов. Краткие сведения о свойствах и применении простых веществ и их соединений.

Практическая работа №3: Строение атома элементов: хрома, марганца, меди, серебра, золота.

Тема 4. Инертные элементы.(1 час)

Положение инертных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атомов элементов - причина инертности. История открытия инертных газов. Применение инертных газов. Соединения инертных элементов.

Демонстрации: Видеофильм «Открытие гелия».

Тема 5. Водород.(1 час)

Особое положение (в I и VII группах) химического элемента водорода в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома. Изотопы водорода. Водород - простое вещество. История его открытия. Физические и химические свойства. Способы получения в лаборатории и промышленности. Применение водорода.

Демонстрации: Взаимодействие натрия с водой. Взвыв «гремучей смеси».

Лабораторные опыты: Взаимодействие цинка с соляной кислотой. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды, проверка водорода на чистоту.

Тема 6. Галогены.(3 часа)

Фтор: история открытия, получение, физические и химические свойства. Фтороводород и плавиковая кислота. Применение фтора и его соединений. Хлор: История открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие хлора. Хлороводород и соляная кислота, их получение и свойства. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение хлора и его соединений. Бром, иод, астат: история открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие брома и иода. Радиоактивность астата. Применение брома и йода и их соединений.

Демонстрации: ( Все опыты с хлором проводятся в вытяжном шкафу). Получение хлора. Взаимодействие хлора с медью. Взаимодействие хлора с водородом. Получение соляной кислоты реакцией обмена. Взаимодействие бромной воды с органическими веществами. Растворение иода в воде, растворе иодида калия, этиловом спирте. Взаимодействие йода с алюминием (цинком) в присутствии воды в качестве катализатора. Вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений.

Лабораторные опыты: Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов. Качественная реакция на иод.

Практическая работа №4: Химические свойства соляной кислоты (действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, некоторыми солями, качественная реакция на соляную кислоту).

Тема 7. Подгруппа кислорода (халькогены).(5 часов)

Нахождение элементов подгруппы кислорода в природе. История открытия этих элементов. Пероксид водорода, его физические и химические свойства.

Соединения серы: сероводород и сероводородная кислота, сернистая кислота, сульфиды и сульфиты. Качественные реакции на ионы, содержащие серу. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Селен, теллур, полоний: строение атомов элементов, физические и химические свойства. Радиоактивность полония. Соединения этих элементов. Применение элементов подгруппы кислорода и их соединений. Получение серной кислоты из пирита и отходов металлургической промышленности.

Демонстрации: (все опыты с концентрированной серной кислотой проводятся в вытяжном шкафу). Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком и обнаружение сероводорода. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с неметаллами (серой, углем).

Лабораторные опыты: Обнаружение пероксида водорода действием раствора иодида калия в присутствии крахмального клейстера. Отбеливание тканей пероксидом водорода. Качественная реакция на сульфит-ион.

Практическая работа №5: Окислительные свойства кислорода.

Практическая работа №6: Разложение пероксида водорода при нагревании и действии катализаторов (оксида марганца (1V) и ферментов).

Практическая работа №7: Окислительные свойства серной кислоты.

Тема 8. Подгруппа азота.(6 часов)

Нахождение элементов подгруппы азота в природе. История открытия этих элементов.

Водородные соединения азота: гидразин, диамин, азотистоводородная кислота. Оксиды азота: получение, физические и химические свойства. Азотистая кислота, ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами). Применение азота и его соединений. Водородные соединения фосфора, оксиды фосфора, фосфоросодержащие кислоты. Азот и фосфор - элементы питания растений. Миненральные удобрения. Расчеты содержания элементов питания в минеральных удобрениях. Мышьяк, сурьма, висмут: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения этих элементов. Применение.

Демонстрации: Получение оксида азота (I) и его обнаружение. Получение оксида азота (II) и его окисление (в вытяжном шкафу).

Практическая работа №8: Окислительные свойства азотной кислоты.

Практическая работа №9: Получение минеральных удобрений (фосфата аммония).

Практическая работа №10: Распознавание минеральных удобрений.

Тема 9. Подгруппа углерода.(4 часа)

Нахождение элементов подгруппы углерода в природе. История открытия элементов.

Аллотропные видоизменения углерода: карбин, поликумулен, фуллерены. Искусственные алмазы, их получение и применение. Аллотропия кремния. Применение кремния как полупроводника. Соединения кремния с водоводом. Кремневодороды. Свойства силана. Применение соединений кремния. Германий, олово, свинец: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения этих элементов. Применение.

Демонстрации: Взаимодействие олова с кислотами и щелочам (в вытяжном шкафу).

Лабораторные опыты: Выщелачивание стекла.

Практическая работа №11: Германий, олово, свинец: строение атомов.

Практическая работа №12: Исследование свойств силикатного клея.

Тема 10. Химия и экология.(2 часа)

Химические загрязнители природной среды, нормирование качества среды (ПДК).

Глобальные экологические проблемы и роль химии в их решении.

Практическая работа №13: Выступления учащихся по темам: Кислотные дожди: причины и последствия. Озоновая проблема и пути ее решения.

Металлы - опасные загрязнители природной среды.

Тема 11. Химия и здоровье человека.(3 часа)

Химические элементы в организме человека. Макро- и микроэлементы.

Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека. Витамины, их значение. Авитаминоз и гипервитаминоз. Гормоны.

Итоговое занятие-1 час.









УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема занятия

Количество

часов

Введение.

2

1

Периодичность свойств химических элементов и их соединений. Классификации элементов.

1

2

Распространенность элементов в природе Земли и Космосе.

1

Тема 1.Общая характеристика металлов.

3

3

Из истории открытия и использования металлов. Металлы в современной науке и технике.

1

4

Электрохимические процессы. Понятие об электродных потенциалах. Гальванические элементы. Способы промышленного получения металлов: пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов. Значение электролиза. Электрохимическое получение алюминия.

1

5

Практическая работа №1: Восстановление меди из оксида водородом и углеродом.

1

Тема 2. Металлы главных подгрупп.

2

6

Сравнительная характеристика металлов I, II, III группы главной подгруппы. Строение атомов этих элементов, физические и химические свойства, соединения элементов, их применение. Краткая характеристика элементов: рубидия, цезия, франция, стронция, бария, радия.

1

7

Практическая работа №2: Строение атома элементов: рубидия, цезия, франция, стронция, бария, радия.

1

Тема 3. Металлы побочных подгрупп.

2

8

Хром, марганец, медь, серебро, золото - элементы побочных подгрупп. Строение их атомов. Краткие сведения о свойствах и применении простых веществ и их соединений.

1

9

Практическая работа №3: Строение атома элементов: хрома, марганца, меди, серебра, золота.

1

Тема 4. Инертные элементы.

1

10

Положение инертных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атомов элементов - причина инертности. История открытия инертных газов. Применение инертных газов. Соединения инертных элементов.

1

Тема 5. Водород.

1

11

Особое положение (в I и VII группах) химического элемента водорода в периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атома. Изотопы водорода. Водород-простое вещество. История его открытия. Физические и химические свойства. Способы получения в лаборатории и промышленности. Применение водорода.

1

Тема 6. Галогены.

3

12

Фтор: история открытия, получение, физические и химические свойства. Фтороводород и плавиковая кислота. Применение фтора и его соединений.

Хлор: История открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие хлора. Хлороводород и соляная кислота, их получение и свойства. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение хлора и его соединений.

1

13

Бром, иод, астат: история открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие брома и иода. Радиоактивность астата. Применение брома и йода и их соединений.

1

14

Практическая работа №4: Химические свойства соляной кислоты (действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, некоторыми солями, качественная реакция на соляную кислоту).

1

Тема 7. Подгруппа кислорода (халькогены).

5

15

Нахождение элементов подгруппы кислорода в природе. История открытия этих элементов. Пероксид водорода, его физические и химические свойства.

1

16

Практическая работа №5: Окислительные свойства кислорода.

1

17

Практическая работа №6: Разложение пероксида водорода при нагревании и действии катализаторов (оксида марганца (1V) и ферментов).

1

18

Соединения серы. Качественные реакции на ионы, содержащие серу. Окислительные свойства и концентрированной серной кислоты. Применение элементов подгруппы кислорода и их соединений.

1

19

Практическая работа №7: Окислительные свойства серной кислоты.

1

Тема 8. Подгруппа азота.

6

20

Нахождение элементов подгруппы азота в природе. История открытия этих элементов. Соединения азота и фосфора (гидразин, диамин, азотистоводородная кислота, оксиды азота, азотистая и азотная кислота, водородные соединения фосфора, оксиды фосфора, фосфоросодержащие кислоты ее свойства).

1

21

Окислительные свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами). Применение азота и его соединений.

1

22

Практическая работа №8: Окислительные свойства азотной кислоты.

1

23

Минеральные удобрения. Расчеты содержания элементов питания в минеральных удобрениях.Мышьяк, сурьма, висмут: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения этих элементов. Применение.

1

24

Практическая работа №9: Получение минеральных удобрений (фосфата аммония).

1

25

Практическая работа №10: Распознавание минеральных удобрений.

1

Тема 9. Подгруппа углерода.

4

26

Нахождение элементов подгруппы углерода в природе. История открытия элементов. Аллотропные видоизменения углерода и кремния. Искусственные алмазы, их получение и применение.

1

27

Применение кремния как полупроводника. Соединения углерода и кремния. Кремневодороды. Свойства силана. Применение соединений кремния.

1

28

Практическая работа №11: Германий, олово, свинец: строение атомов.

1

29

Практическая работа №12: Исследование свойств силикатного клея.

1

Тема 10. Химия и экология.

2

30

Химические загрязнители природной среды, нормирование качества среды (ПДК).

Глобальные экологические проблемы и роль химии в их решении.

1

31

Практическая работа №13: Выступления учащихся по темам: Кислотные дожди: причины и последствия.

Озоновая проблема и пути ее решения.

Металлы - опасные загрязнители природной среды.

1

Тема 11. Химия и здоровье человека.

3

32

Химические элементы в организме человека. Макро- и микроэлементы. Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека.

1

33

Витамины, их значение. Авитаминоз и гипервитаминоз. Гормоны.

1

34

Итоговое занятие-1 час.

1





Список используемой литературы:

1. Агафошин Н.П. Периодический закон и пениодическая система элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,1982.

2. Николаев А.Л. Первые в рядах элементов: Элементы 1 группы периодической системы хим. Элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

3. Пурмаль А.П. , Цирельников В.И. Рожденные электричеством: Элементы 11 группы периодической системы Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. _ М.: Просвещение, 1983.

4. Комкова Е.Г. Группа химических астероидов: Элементы 111 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.

5. Шалинец А.В. Провозвестники атомного века: Элементы111 группы периодической системы хим. Элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1975.

6. Вишневский Л.Д. Под знаком углерода: Элементы 1V группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. _ М.: Просвещение, 1983.

7. Фадеев Г.Н. Пятая вертикаль: Элементы V группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1985.

8. Немчанинова Г.Л. Путешествие по шестой группе: Элементы V1 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,1976.

9. Барков С.А. Галогены и подгруппа марганца: Элементы V11 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,1976.

10. Руттен М.Я. Три триады и шесть невидимок: Элементы V111 группы периодической системы Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,1976.

11. Книга для чтения по неорганической химии ( в двух частях ). Составитель Крицман В.А. - М.: Просвещение,1992.

12. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. ( Бабич Л.В., Балезин С.А. и др. ) - М.: Просвещение,1991.



© 2010-2022