- Преподавателю
- Химия
- План-конспект по химии на тему: Основания и их свойства. Основные способы получения оснований
План-конспект по химии на тему: Основания и их свойства. Основные способы получения оснований
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трубникова Е.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Основания и их свойства. Основные способы получения оснований
«Просто знать - еще не всё,
знания нужно уметь использовать»
Гете
Цель: Изучить способы получения и общие свойства оснований
Задачи:
Образовательные
- продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений;
- рассмотреть свойства оснований, основные способы получения;
- систематизировать знания студентов, связанные с положением химических элементов Д.И.Менделеева;
- показать области применения оснований;
- показать межпредметные связи;
- продолжить развитие понятийного аппарата, навыков в составлении ионных уравнений и расстановке коэффициентов.
Развивающие
- развивать логическое мышление и умение выделять главное;
- совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различия в свойствах и составе оснований;
- развивать познавательную деятельность;
- развивать речь с использованием химической терминологии;
- развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные
- прививать интерес к изучению химии;
- развивать навыки индивидуальной работы, чувство ответственности, исполнительности, коллективизма.
Тип урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий
Дидактический материал:
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- тестовые задания.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- видеоопыты обучающей программы «1С: Репетитор. Химия»;
- электронная презентация.
Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ, сообщение), наглядно-иллюстративные (демонстрация), использование информационно-компьютерных технологий (презентация, видеоопыты).
Форма контроля и организации деятельности студентов: индивидуальная, фронтальная, проверочная.
Ход урока:
-
Организационный момент (постановка темы, цели урока, создание эмоционального настроя)
-
Актуализация знаний
-
Изучение нового материала
- основания как электролиты;
- классификация оснований;
- основные способы получения оснований;
- химические свойства оснований в свете электролитической диссоциации;
- сообщение (применение оснований);
- тестовая проверочная работа.
IV. Домашнее задание
V. Подведение итогов
Работа с презентацией
I. Слайд 1 и 2
называется тема, девиз, цель; создание эмоционального настроя.
Целью нашего урока является:
Изучить способы получения и общие свойства оснований.
II. Актуализация знаний
Прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним:
- сколько нам известно классов неорганических соединений? (4 - оксиды, основания, кислоты, соли).
- Что такое оксиды?
- Какова классификация оксидов? Какие оксиды бывают?
- Что означает основные оксиды? Почему они так называются?
-
Изучение нового материала
(слайд 2) запишите определение: основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними ионов гидроксильных групп
(слайд 3), (слайд 4), (слайд 5),
(слайд 6) - задание: дайте названия гидроксидам
- основания являются электролитами, диссоциирующие с образованием гидроксид-ионов ОН- (слайд 7), (слайд 8)
Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуютcя только гидроксид-ионы. Na2SO4 → 2 Na++SO42-
Вещества, растворы которых обладают электрической проводимостью, называют электролитами. К электролитам относят растворы кислот, щелочей, солей. Щелочи проводят ток как в растворенном, так и расплавленном состоянии.
(слайд 9) Классификация оснований
Делятся на гидроксиды, которые растворяются в воде (растворимые), и гидроксиды, которые не растворяются в воде (нерастворимые). Растворимые гидроксиды называют щелочами. Щелочи образуются щелочными и щелочноземельными металлами.
Гидроксиды щелочно-земельных металлов слабее, чем гидроксиды щелочных металлов, их основный характер усиливается вниз по группе:
Ве(ОН)2 - амфотерное соединение
Мg(ОН)2 - слабое основание
Са(ОН)2 - сильное
Ва(ОН)2 - очень сильное
Металлические свойства элементов главной подгруппы III группы выражены слабее, чем у элементов главных подгрупп I и II групп, т.к. тенденция к отдаче электронов у них меньше
Увеличение радиуса от Аl к Тl менее значительно, чем у щелочных щелочно-земельных металлов, поэтому усиление основного характера соединений происходит медленнее.
Способы получения оснований
-
Щелочи получают взаимодействием активных металлов с водой, а также их оксидов с водой:
2Na + 2Н2O = 2NaОН + H2↑
ВаО + Н2O = Ва(OH)2
2. Нерастворимые в воде основания получают в результате реакции обмена между солью и щелочью:
Сu(NO3)2 + KOH = KNO3 + Сu(OH)2↓
Химические свойства оснований в свете электролитической диссоциации:
1. Изменяют цвет индикаторов
2. Щёлочь + оксид неметалла → соль + вода
3. Щелочь + соль → новое основание + новая соль
4. Основание + кислота → соль + вода
5. Амфотерные гидроксиды взаимодействуют с растворами щелочей и кислот
Взаимодействует и с гидроксидом натрия и с соляной кислотой, т.е. с кислотами и со щелочами, значит проявляет амфотерные свойства.
- Что такое амфотерность? (способность в зависимости от условий среды проявлять либо кислотные, либо основные свойства)
Известные соединения алюминия - гидроксид Аl(ОН)3
Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства, т.е. реагирует с кислотами и щелочами
Аl(ОН)3 + 3НCl → Аl Сl3 + 3Н2О
Аl(ОН)3 + NaОН → Na(Аl(ОН)4)
Сообщение - применение оснований
Основания находят широкое применение в промышленности и быту. Например, большое значение имеет гидроксид кальция Ca(OH)2, или гашёная известь - белый рыхлый порошок. При смешивании его с водой образуется так называемое известковое молоко. Гашёную известь применяют для приготовления бордосской смеси - средства борьбы с болезнями и вредителями растений. Известковое молоко широко используется в химической промышленности, например в производстве сахара, соды и других веществ.
Гидроксид натрия NaOH применяют для очистки нефти, производства мыла, в текстильной промышленности. Едкий натр применяется во множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд:
-
Каустик применяется в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит.
-
Для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств. В древности во время стирки в воду добавляли золу, и, по-видимому, хозяйки обратили внимание, что если зола содержит жир, попавший в очаг во время приготовления пищи, то посуда хорошо моется. О профессии мыловара впервые упоминается примерно в 385 г. н. э.. Арабы варили мыло из масел и соды с VII века, сегодня мыло производится тем же способом, что и 10 веков назад.
-
В химических отраслях промышленности - для нейтрализации кислот и кислотных окислов, как реагент или катализатор в химических реакциях, в химическом анализе для титрования, для травления алюминия и в производстве чистых металлов, в нефтепереработке - для производства масел.
-
Для изготовления биодизельного топлива - получаемого из растительных масел и используемого для замены обычного дизельного топлива.
-
В качестве агента для растворения засоров канализационных труб, в виде сухих гранул или в составе гелей. Гидроксид натрия дезагрегирует засор и способствует лёгкому продвижению его далее по трубе.
-
В гражданской обороне для дегазации и нейтрализации отравляющих веществ, в том числе зарина, в ребризерах (изолирующих дыхательных аппаратах (ИДА), для очистки выдыхаемого воздуха от углекислого газа.
-
Гидроксид натрия также используется в сочетании с цинком для фокуса. Медную монету кипятят в растворе гидроксида натрия в присутствии гранул металлического цинка, через 45 секунд, цвет копейки станет серебристым. После этого копейку вынимают из раствора и нагревают в пламени горелки, где она, практически моментально становится «золотой». Причины этих изменений заключается в следующем: ионы цинка вступают в реакцию с гидроксидом натрия (в недостатке) с образованием Zn (OH)42− - который при нагревании разлагается до металлического цинка и осаждается на поверхность монеты. А при нагревании цинк и медь образуют золотистый сплав - латунь.
-
Гидроксид натрия также используется для мойки пресс-форм автопокрышек.
-
Гидроксид натрия также используется для нелегального производства метамфетаминов и других наркотических средств.
-
В приготовлении пищи: для мытья и очистки фруктов и овощей от кожицы, в производстве шоколада и какао, напитков, мороженого, окрашивания карамели, для размягчения маслин и придания им чёрной окраски, при производстве хлебобулочных изделий. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E524.
-
Некоторые блюда готовятся с применением каустика:
Гидроксид калия KOH и гидроксид лития LiOH используют в аккумуляторах.
Завершающим этапом нашего занятия является выполнение тестовой проверочной работы.
В тестовых заданиях возможен только один правильный ответ.
Дополнительное задание:
1. Однажды на складе при побелке потолка гашеной известью были испорчены алюминиевые детали, т. к. они не были надёжно защищены от попадания брызг извести. Порча изделия объясняется тем, что:
а) детали были загрязнены побелочным раствором;
б) произошло химическое взаимодействие изделий с раствором гашёной извести;
в) произошло химическое взаимодействие изделий с водой.
(б)
2. Металлы А и Б принадлежат одному и тому периоду и одной и той же группе. Металл А активно взаимодействует с водой, а металл Б не вытесняет водород из кислот. Металл А образует только один оксид, а Б - два, в одном из которых его валентность численно больше, чем номер группы. Назовите эти элементы. (К, Си)
IV. Домашнее задание
Слайд 19 Домашнее задание - написать уравнения реакций в молекулярной и ионной формах
V. Подведение итогов, выставление оценок.