Технологическая карта урока химии по теме Основания для 8 класса

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

ФИО педагога: Тихомирова Марина Юрьевна

Место работы: МОУ СОШ №4 "Центр образования" г. Тутаев

Должность: учитель

Предмет: химия

Класс: 8

УМК: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.- М.:, Дрофа, 2009.

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2013. - 286 с.

Оборудование: штатив с пробирками, пробирка с газоотводной трубкой, химический стакан, спиртовка, спички, держатель для пробирок; растворы: сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, фенолфталеин, лакмус, метилоранж, гидроксид кальция; таблица растворимости.

ПК, проектор, экран, (презентация), раствор фенолфталеина, ватман с надписью «Основания», выполненной щёлочью, пульверизатор с раствором фенолфталеина.

Тема урока: Химические свойства оснований в свете ТЭД.

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Изучить химические свойства оснований, выявить причину этих свойств.

Девиз урока: «Видеть, спрашивать и отвечать - вот истинный путь познания и обучения".

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Конкретизировать понятия основания.

  2. Обобщить знания о физических и химических свойствах оснований.

  3. Характеризовать (описывать) общие химические свойства изученных оснований, подтверждая это описание примерами соответствующих реакций

Метапредметные:

  1. Понять единство и противоположность: опасности и ценности щелочей

  2. Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата.

  3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Личностные:

  1. Развивать умение управлять своей познавательной деятельностью.

  2. Самоконтроль и самооценка.

  3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

  4. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.


Ход урока

Этап урока, длительность (мин.)
+ скриншот

Учитель

Ученик

Инструменты и функции ИО

1-й этап ВЫЗОВ.

1. Работа с информацией.

2. Актуализация знаний.

3. Работа в группах.

4 мин. - вопросы и определение темы.

2 мин.- определение цели урока.

1.Здравствуйте, ребята!

(Приём «да - нет»)

Я загадала вещество. Нужно задать мне семь вопросов о свойствах этого вещества, на которые я могу ответить только «да» или «нет». Ваша задача - определить, к какому классу относится загаданное вещество.

Тема урока: «Химические свойства оснований в свете ТЭД».

На ватмане щелочью написана тема урока. Учитель опрыскивает надпись раствором фенолфталеина.

Внимание, каждая группа слушает информацию, потому что

Ваша дальнейшая работа будет связана с этой информацией.

Учитель задаёт вопросы о понятии оснований, их классификации.



. 1. Дети составляют семь вопросов. Задают вопросы учителю.


2. Определяют тему урока.


3. Отвечают на вопросы:

1) Что такое основания?

2) Из предложенных веществ выберите основания.

3) Как классифицируют основания?

4) Какими физическими свойствами обладают щёлочи?

5) Какими физическими свойствами обладают нерастворимые основания?

6) Являются ли основания электролитами? Составьте уравнения диссоциации гидроксида натрия, гидроксида кальция.

7) Как можно объяснить изменение цвета надписи на ватмане?

8) Изменяют ли другие индикаторы окраску в растворах щелочей?

(Обучающиеся проводят лабораторный опыт по изменению окраски индикаторов в щелочной среде. Делают вывод о том, что метиловый оранжевый в щелочной среде становится жёлтым, лакмус - синим, фенолфталеин - малиновым).

9) будут ли изменять окраску индикаторов нерастворимые основания?

4.Формулируют цель урока

Этап 2

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Осмысление содержания. Первичное применение знаний.

2 мин. -опыт.

3 мин. - оформление выводов.

15мин.-работа в новых группах



1мин.- озвучивание вывода.



Учитель организует работу

в группах по 4 человека.

Для решения выше поставленных задач нужно провести исследование.

Даю на это 5 минут.

Инструкции для групп написаны в технологических картах.

Помните, что вы группах должны помогать друг другу.

Все этапы исследования написаны на листах.

Итак, проводим 1 этап.

По результатам исследования должен быть представлен чёткий отчёт за 30 сек.

Благодаря вашим выводам мы определим, в какие химические реакции вступают основания.


На доске учителем составлены сокращённые ионные уравнения, отражающие химические свойства оснований (растворимых и нерастворимых):

ОН- + Н+ = Н2О

Ca2+ +2 ОН- +CO2 = CaCO32О или

(6ОН- + P2O5 = 2PO43- + 3 Н2О)

Сu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2Н2О

Cu2+ +2 ОН- = Сu(OH)2








Ребята! Приступаем ко второму этапу изучения.

Помните, по результатам исследования должен быть представлен чёткий отчёт за 30 сек.

Выводы: свойства оснований - это свойства гидроксид-ионов, находящихся в их растворах.









Итак, ребята, результаты наших исследований на экране.




1 этап. Изучение химических свойств оснований. Составление уравнений реакций.

1-я группа: опыт - взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой; задание. (Обучающиеся проводят лабораторный опыт, обсуждают результат. Составляют уравнение реакции).

2-я группа: опыт - получение углекислого газа; пропускание его через раствор известковой воды, задание.

3-я группа: опыт - взаимодействие гидроксида натрия с раствором хлорида железа (III),задание.

4-я группа: опыт - взаимодействие гидроксида натрия с раствором сульфата меди (II), взаимодействие гидроксида меди (II) с раствором соляной кислоты, задание.

5-я группа: опыт - получение гидроксида меди (II), разложение его при нагревании, задание.

После выполнения лабораторного опыта:

Обучающиеся переходят в новые группы, объясняют изученное свойство в новой группе, обмениваются информацией.

Делают выводы о химических свойствах оснований. Заполняют таблицу (см. приложение).

Обучающиеся определяют, каким из реакций соответствуют сокращённые ионные уравнения. Комментируют правильность записей, выполненных в группах

2 этап. Первичное применения знаний.

1) Задание:

Прочитайте аннотацию к чистящему средству и вставьте пропущенные слова:

Domestos - ….. средство, уровень pH которого допускает контакт с кожей рук, однако лучше надеть перчатки, когда вы используете его для мытья полов и рабочих поверхностей!

Существует такая закономерность: чем лучше средство справляется с загрязнением, тем хуже от этого вашим рукам. Ведь хороший результат зачастую говорит о сильной химии препарата. Поэтому всегда при использовании СМС (синтетических моющих средств) следует надевать перчатки, а уж при работе с …… и подавно.

На упаковке средства фирмы Amway предупреждение: вызывает ожоги, работайте в перчатках.

Ничего удивительного: …… - природное средство борьбы с жиром и грязью (мыло тоже …… средство, только уровень pH приближен к нейтральному). В компании наоборот заботятся о Вашем здоровье и предупреждают об опасности, кожу при кратковременном контакте Вы не сожжете, но неприятные ощущения почувствуете.

  1. Окончить предложения:

Щёлочи мылкие на ощупь, т.к. ….

Щелочи едкие, т.к. ….

Щёлочи взаимодействуют с кислотами, т.к. ….

Гидроксид магния и гидроксид меди (II) выпадают в осадок, т.к. ….

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Этап 3.

РЕФЛЕКСИЯ

4 мин.

После выступления групп - выводы:

Приём «Телеграмма» - каждая группа должна написать для других групп кратко самое важное, чему научился на уроке, что было для тебя главным.

Этап 5. Домашнее задание

(3 мин.)

Познакомимся с домашним заданием.

Учитель задаёт вопрос: что изменилось бы, если бы в мире не было оснований?

Технологический комментарий:

Полезные ископаемые «вытаскиваются» из сундука, открытие сайта происходит после нажатия на значок земного шара.

Знакомятся с заданием, записывают его, уточняют выполнение.

Использованные ресурсы:

© 2010-2022