- Преподавателю
- Химия
- Открытый урок по химии
Открытый урок по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клевцова С.И. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
Тема урока: Сера и ее соединения.
Предмет: химия
Учитель: Клевцова С.И.
Форма урока: Обобщающий урок с применением КСО с использованием самоконтроля и взаимоконтроля.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.
Цели урока:
Образовательная:
-
Актуализировать и обобщить знания учащихся о сере и ее соединениях
-
Физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций
Развивающая:
-
Развивать навыки составления уравнений химических реакций
-
Развивать логическое мышление и память учащихся
-
Совершенствовать умения доказывать, сравнивать
-
Развивать умения школьников работать самостоятельно, используя в работе учебную и дополнительную литературу, помощь учителя и консультантов.
Воспитательная:
-
Повышение интереса к предмету
-
Установление межпредметных связей
-
Воспитывать внимательность, аккуратность при написании уравнений реакций.
Оборудование урока: учебник Химия 9 кл. О.С. Габриелян 2006, дидактический материал, подготовленный учителем: программированные задания, текст «Применение серы и ее соединений».
Межпредметные связи: география, литература, история.
Девиз урока: «Обобщение устанавливает закономерность, открытую в результате наблюдений» Н.П. Гузик.
Содержание урока:
Учащиеся распределены на группы, в которых назначается консультант.
Актуализация знаний:
«…Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные пары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохся».
- О каких парах идет речь в рассказе? Почему погиб Плиний?
- А где в жизни мы можем встретиться с соединениями этого химического элемента? (Тухлое яйцо, испортившие продукты, спички).
Исходя из этого, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока: «Сера и ее соединения».
Так как мы с вами уже в течение нескольких уроков работали над серой и ее соединениями, поэтому давайте сформулируем цель нашего урока (систематизировать и обобщить все наши знания об этом химическом элементе).
Сера известна человеку довольно давно и не сохранились сведения о ее первооткрывателе. В природе сера встречается очень часто, она входит в состав многих органических и минеральных веществ, а также в самородном виде. Назовите некоторые соединения серы (сернистый колчедан, свинцовый блеск, цинковая обманка, гипс).
А сейчас давайте вспомним, что мы знаем о S, как о химическом элементе (дайте характеристику по положению в ПСХ)
Работа в группах на листочках:
Записать электронную формулу серы, сделать выводы о степени окисления.
(S может иметь разные ст.ок. и в зависимости от ст.ок. образует химические соединения с разными химическими свойствами).
Задание 1. «КТО ЕСТЬ КТО»
S S2- H2 S HSO3- H2 SO4 SO42- SO32- SO2 HS- SO32- НSO42-
1) Выписать ионы, дать название.
Консультанты в группах проверяют правильность решения задания.
Проверка. Сульфит не путайте с сульфидом
Чтоб места не было обидам:
Сульфиды - сероводорода
Родня. И нет в них кислорода!
А вот сульфит, скорей смотри:
В нем кислорода сразу три!
Добавим кислорода атом -
Познакомимся с сульфатом!
2) - Какие классы соединений образует сера? Выписать классы привести примеры.
( ЛВС - сероводород
Кислоты - сернистая, серная
Кислотные оксиды - оксид серы 1У, У1
Соли - средние и кислые) При каких условиях образуются кислые соли? ( избыток кислоты, кис.оксида)
- Назвать соединения с низшей ст.ок. (H2 S)
Высшей (SO3 H2 SO4 )
Промежуточной (SO2H2SO3 )
- Как мы уже говорили, соединения S обладают разными свойствами
Задание 2. Определите соответствие соединений серы и их физических свойств
-
бесцветный газ 7. бесцветная дымящая жидкость
-
желтый цвет 8. не растворим в воде
-
плохо растворим в воде 9. твердое кристаллическое вещество
-
хорошо растворим в воде 10. без запаха
-
резкий запах тухлых яиц 11. резкий запах
-
ядовит
А - S Б - H2 S В - SO2 Г - SO3
Работают в парах, консультанты проверяют результат.
А теперь вспомним химические свойства:
Задание 3. Химические свойства
1. Даны вещества: S K H2NaOH H2SO4O2H2S Fe F2SO2SO3
-
Какие из веществ взаимодействуют с S ( K H2O2Fe F2NaOH)
-
Какое из соединений серы проявляет только свойства восстановителя? ( H2S SO)
-
Какое из соединений серы проявляет только свойства окислителя?( SO3 H2SO4 )
-
Какие из соединений серы взаимодействуют с O2? (H2S SO2)
Задание выполняется 2-3 минуты самостоятельно, результат обсуждается.
2. Даны фрагменты уравнений химических реакций
1. H2S + O2 - 5. H2 S + Pb(NO3)2 -
2. S + O2 - 6. SO3 + H2 O -
3. S + Na - 7. K2 S + H2 SO4 -
4. S + H2 -- 8. S + F2 --
-
Найдите уравнение ионного обмена, идущего с выделением газа. (Распишите полное и сокращенное ионное уравнение) (7)
(Один ученик работает у доски. Обсуждение)
-
Какому уравнению соответствует краткое ионное уравнение S2- + Pb2+ -- PBS (5)
-
Найдите окислительно-восстановительные реакции (1, 2, 3.,4,8)
-
Найдите уравнение горения сероводорода (1)
-
Найдите уравнение получения серной кислоты (6)
-
Найдите уравнения реакций, в которых сера проявляет окислительные свойства, распишите уравнение электронного баланса. (3,4)
(Один ученик работает у доски. Обсуждение)
Зная химические свойства серы и ее соединений можно легко решить следующую задачу.
Задание 4. Осуществите превращения
S - H2S - X - SO3 - H2SO4
S - H2 S - Х - SO3 - H2 SO4 - BaSO4
Весь класс работает с первой цепочкой, ребята, работающие по опережению выполняют обе цепочки.
Геохимик А.Е. Ферсман говорил: «Сера - двигатель химической промышленности..». Как вы думаете, почему?
Выдвигается гипотеза о том, что из серы получают множество химических веществ, которые применяются в промышленности и в быту. Чтобы подтвердить эту гипотезу мы должны подробно рассмотреть, где применяется сера и ее соединения. Работа с текстом или презентацией)
Задание 5. Применение. Составить схему «Применение серы и ее соединений»
Давайте попробуем составить коллективный рассказ о применение серы и ее соединений.
Рефлекция:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Чем он вам запомнился?
Домашнее задание:
-
Составить генетическую цепочку по сере и ее соединениям.
-
Мини-сочинение «Сера-двигатель химической промышленности»