Открытый урок по химии

Тема урока: Сера и ее соединения. Предмет: химия Учитель: Клевцова С.И. Форма урока: Обобщающий урок с применением КСО с использованием самоконтроля и взаимоконтроля. Форма организации  учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в группах. Цели урока: Образовательная: ·         Актуализировать и обобщить знания учащихся о сере и ее соединениях ·         Физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций Развивающая: ·         Развивать навыки составления ура...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

Тема урока: Сера и ее соединения.

Предмет: химия

Учитель: Клевцова С.И.

Форма урока: Обобщающий урок с применением КСО с использованием самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.

Цели урока:

Образовательная:

  • Актуализировать и обобщить знания учащихся о сере и ее соединениях

  • Физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций

Развивающая:

  • Развивать навыки составления уравнений химических реакций

  • Развивать логическое мышление и память учащихся

  • Совершенствовать умения доказывать, сравнивать

  • Развивать умения школьников работать самостоятельно, используя в работе учебную и дополнительную литературу, помощь учителя и консультантов.

Воспитательная:

  • Повышение интереса к предмету

  • Установление межпредметных связей

  • Воспитывать внимательность, аккуратность при написании уравнений реакций.

Оборудование урока: учебник Химия 9 кл. О.С. Габриелян 2006, дидактический материал, подготовленный учителем: программированные задания, текст «Применение серы и ее соединений».

Межпредметные связи: география, литература, история.

Девиз урока: «Обобщение устанавливает закономерность, открытую в результате наблюдений» Н.П. Гузик.

Содержание урока:

Учащиеся распределены на группы, в которых назначается консультант.

Актуализация знаний:

«…Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные пары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохся».

- О каких парах идет речь в рассказе? Почему погиб Плиний?

- А где в жизни мы можем встретиться с соединениями этого химического элемента? (Тухлое яйцо, испортившие продукты, спички).

Исходя из этого, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока: «Сера и ее соединения».

Так как мы с вами уже в течение нескольких уроков работали над серой и ее соединениями, поэтому давайте сформулируем цель нашего урока (систематизировать и обобщить все наши знания об этом химическом элементе).

Сера известна человеку довольно давно и не сохранились сведения о ее первооткрывателе. В природе сера встречается очень часто, она входит в состав многих органических и минеральных веществ, а также в самородном виде. Назовите некоторые соединения серы (сернистый колчедан, свинцовый блеск, цинковая обманка, гипс).

А сейчас давайте вспомним, что мы знаем о S, как о химическом элементе (дайте характеристику по положению в ПСХ)

Работа в группах на листочках:

Записать электронную формулу серы, сделать выводы о степени окисления.

(S может иметь разные ст.ок. и в зависимости от ст.ок. образует химические соединения с разными химическими свойствами).

Задание 1. «КТО ЕСТЬ КТО»

S S2- H2 S HSO3- H2 SO4 SO42- SO32- SO2 HS- SO32- НSO42-

1) Выписать ионы, дать название.

Консультанты в группах проверяют правильность решения задания.

Проверка. Сульфит не путайте с сульфидом

Чтоб места не было обидам:

Сульфиды - сероводорода

Родня. И нет в них кислорода!

А вот сульфит, скорей смотри:

В нем кислорода сразу три!

Добавим кислорода атом -

Познакомимся с сульфатом!

2) - Какие классы соединений образует сера? Выписать классы привести примеры.

( ЛВС - сероводород

Кислоты - сернистая, серная

Кислотные оксиды - оксид серы 1У, У1

Соли - средние и кислые) При каких условиях образуются кислые соли? ( избыток кислоты, кис.оксида)

- Назвать соединения с низшей ст.ок. (H2 S)

Высшей (SO3 H2 SO4 )

Промежуточной (SO2H2SO3 )

- Как мы уже говорили, соединения S обладают разными свойствами

Задание 2. Определите соответствие соединений серы и их физических свойств

  1. бесцветный газ 7. бесцветная дымящая жидкость

  2. желтый цвет 8. не растворим в воде

  3. плохо растворим в воде 9. твердое кристаллическое вещество

  4. хорошо растворим в воде 10. без запаха

  5. резкий запах тухлых яиц 11. резкий запах

  6. ядовит

А - S Б - H2 S В - SO2 Г - SO3

Работают в парах, консультанты проверяют результат.

А теперь вспомним химические свойства:

Задание 3. Химические свойства

1. Даны вещества: S K H2NaOH H2SO4O2H2S Fe F2SO2SO3

  1. Какие из веществ взаимодействуют с S ( K H2O2Fe F2NaOH)

  2. Какое из соединений серы проявляет только свойства восстановителя? ( H2S SO)

  3. Какое из соединений серы проявляет только свойства окислителя?( SO3 H2SO4 )

  4. Какие из соединений серы взаимодействуют с O2? (H2S SO2)

Задание выполняется 2-3 минуты самостоятельно, результат обсуждается.

2. Даны фрагменты уравнений химических реакций

1. H2S + O2 - 5. H2 S + Pb(NO3)2 -

2. S + O2 - 6. SO3 + H2 O -

3. S + Na - 7. K2 S + H2 SO4 -

4. S + H2 -- 8. S + F2 --

  1. Найдите уравнение ионного обмена, идущего с выделением газа. (Распишите полное и сокращенное ионное уравнение) (7)

(Один ученик работает у доски. Обсуждение)

  1. Какому уравнению соответствует краткое ионное уравнение S2- + Pb2+ -- PBS (5)

  2. Найдите окислительно-восстановительные реакции (1, 2, 3.,4,8)

  3. Найдите уравнение горения сероводорода (1)

  4. Найдите уравнение получения серной кислоты (6)

  5. Найдите уравнения реакций, в которых сера проявляет окислительные свойства, распишите уравнение электронного баланса. (3,4)

(Один ученик работает у доски. Обсуждение)

Зная химические свойства серы и ее соединений можно легко решить следующую задачу.

Задание 4. Осуществите превращения

S - H2S - X - SO3 - H2SO4

S - H2 S - Х - SO3 - H2 SO4 - BaSO4

Весь класс работает с первой цепочкой, ребята, работающие по опережению выполняют обе цепочки.

Геохимик А.Е. Ферсман говорил: «Сера - двигатель химической промышленности..». Как вы думаете, почему?

Выдвигается гипотеза о том, что из серы получают множество химических веществ, которые применяются в промышленности и в быту. Чтобы подтвердить эту гипотезу мы должны подробно рассмотреть, где применяется сера и ее соединения. Работа с текстом или презентацией)

Задание 5. Применение. Составить схему «Применение серы и ее соединений»

Давайте попробуем составить коллективный рассказ о применение серы и ее соединений.

Рефлекция:

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Чем он вам запомнился?

Домашнее задание:


  1. Составить генетическую цепочку по сере и ее соединениям.

  2. Мини-сочинение «Сера-двигатель химической промышленности»



© 2010-2022