Пропедевтика химических знаний. Материал для учителей химии

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, школьники узнают о материально...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пропедевтика химических знаний

Хмелевская Л. П.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, школьники узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) - трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Изучение химии способствует развитию мышления, закладывает основы творческой деятельности: школьники учатся анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать, выявлять причинно - следственные отношения .Они осознают способы фиксации и выражения фактов, строгую логику их изложения, осваивают приборы, возможность обоснования научных положений опытным путем [2].

Начиная с 2004 года, работаю над проблемой раннего изучения предмета химии - «Пропедевтика химических знаний». Курс предназначен для ознакомления учащихся 5 - 6 классов с широким кругом явлений химии. Изучение данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала на второй ступени обучения. Оно позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению химии; подготовить учеников к систематическому изучению этого предмета.

Преподавание химии в 5 -6 классах ведется по учебнику А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак. «Физика. Химия. 5 - 6»
Введение химии на ранней стадии обучения - в 5 - 6 классах - требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому изложение материала в учебнике имеет нетрадиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, в котором рисунок концентрирует внимание больше, чем текст. Пропедевтический курс строится на основе простейших экспериментов. В процессе изучения курса учащиеся выполняют более 30 лабораторных работ. Лабораторный эксперимент выполняет важную роль в формировании навыков безопасного обращения с веществами.

Цели и задачи курса:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента;

- формирование у учащихся рациональных умений и приемов умственной деятельности;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту.

От теории к практике

Учитывая возрастные особенности учеников 10- 13 лет приходится корректировать стиль своей работы. Для лучшего запоминания материал даю небольшими порциями. Использую на уроках стремление учеников к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Однако, несмотря на увлекательность и кажущуюся простоту, курс не так прост для усвоения учащимися. Поэтому важно, чтобы ученики понимали, что решая кроссворды, слушая сказки, играя в игры, они усваивают очень важный предмет, познают явления природы, учатся использовать открытия науки.
В процессе обучения учитываю ценностные ориентации школьника и структуру его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира, при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель - ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора [4].
Средства организации урока:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе урока дидактического материала;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников;
- создание на уроке педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- создание обстановки для естественного самовыражения учащихся [2].
Ученики с 5 класса изучают такие понятия, как химический элемент, атом, изучают знаки химических элементов. Они учатся делать сообщения, что способствует развитию навыков самостоятельной работы с литературой.
Для повышения эффективности преподавания химии использую в учебном процессе дидактические игры. Они направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. В игре ученик раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении определенного успеха появляется желание играть вновь и вновь. Игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся [3].
Значительная часть учебного времени курса уделена проведению лабораторного эксперимента. Химический эксперимент - важный источник знаний. В сочетании с техническими средствами обучения он способствует более эффективному овладению знаниями, умениями и навыками. Систематическое использование на уроках эксперимента помогает развивать умения наблюдать явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов, формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки, прививает навыки планирования своей работы и осуществления самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к труд. Химический эксперимент способствует общему воспитанию и всестороннему развитию личности [1]. Важно также осуществлять контроль за соблюдением учениками техники безопасности при обращении с реактивами, нагревательными приборами, химической посудой, а также за чистотой рабочего места, бережным отношением к оборудованию и экономным расходованием реактивов, за рациональным использованием времени на проведение отдельных приемов и операций, за дисциплиной.
Опыт и наблюдения показывают, что учащиеся с интересом относятся к изучению пропедевтического курса. Результаты контрольных работ, текущий опрос убеждают, что программа пропедевтического курса доступна для понимания учащимися. Полагаю, что главная цель любого пропедевтического курса, прежде всего, заинтересовать, вовлечь ученика в занимательный процесс познания окружающего мира. Итогом изучения станет подготовка к систематическому изучению химии в старших классах.

Литература

1. Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Т. 1. М.,1973;

2. Гаркунов В. П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. Л., 1974.
3. Плигин А. А. Личностно ориентированное образование: история и практика. - М.: КСП+, 2003;

4.Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.



© 2010-2022