• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект бинарного урока по химии и истории Строительный материал в архитектуре Владимиро - Суздальского княжества

Конспект бинарного урока по химии и истории Строительный материал в архитектуре Владимиро - Суздальского княжества

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект бинарного урока по химии и истории

«Строительный материал в архитектуре Владимиро - Суздальского княжества»

Романцева Т.В. учитель химии

Котягина Е.Н. учитель истории

Цель урока: Выявить связь химии и истории, обобщить знания о свойствах природных соединений углерода.

Цели:

Обучающие: расширить представления учащихся об особенностях древнерусской архитектуры Владимиро - Суздальского княжества; изучить физические и химические свойства известняка и области его применения.

Развивающие: развить умение работать с различными источниками информации (текст на карточках, учебник), анализировать и творчески описывать изучаемый материал.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма при работе в группах; способствовать формированию чувства уважения к истории и культуре.

Коррекционные: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся через обогащение словарного запаса, автоматизировать произношение терминов со сложной слоговой структурой.

Задачи:

Организовать образовательный процесс по усвоению новых знаний о строительном материале в древнерусской архитектуре 12 века.

Развить мотивацию (связь изучаемого материала с жизнью, решение проблемных вопросов, знакомство с интересными историческими фактами).

Организовать работу с информацией (работа с текстом на карточках, работа по учебнику, работа с разными источниками информации при подготовке сообщения).

Организовать рефлексию.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: бинарный.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: иллюстративный, проблемный.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям, осуществлять нравственно-этическую оценку событий.

Предметные: ученик научится описывать физические свойства известняка, а также процесс получения негашёной и гашёной извести; узнает об особенностях архитектуры Владимиро-Суздальской княжества в период 12 века.

Метапредметные:

познавательные: владеть смысловым чтением, самостоятельно искать и выделять нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы.

регулятивные: самостоятельно формулировать познавательные цели, находить и исправлять ошибки.

коммуникативные: управлять своим поведением, взаимодействовать и сотрудничать при работе в группе, излагать своё мнение.

Оборудование: выставка образцов горных пород и минералов, содержащих СаСО3; экран, компьютер, компьютерная презентация, фонограмма с инструментальной музыкой и колокольным звоном.

Предварительная работа: подготовка учащимися сообщений на заданные темы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания.

2. Мотивация и целеполагание.

Учитель химии.

Химия окружает нас повсюду, она проникает во все области жизни, она связана с историей, с историей культуры, с историей архитектуры.

Каждый день мы проходим на улице мимо архитектурных построек, при этом, порой не задумываемся, из каких материалов они сделаны. А ведь каждый строительный материал - это химическое соединение, со своими свойствами, которые учитывают строители.

Какие строительные материалы вы знаете?

(кирпич, стекло, бетон, керамика, древесина)

Это современные материалы.

А вот какой строительный материал использовали мастера в 12 веке?

Об этом, наверное, знает не каждый. Сегодня на уроке мы узнаем какой же основной строительный материал был в 12 веке, на примере архитектурных построек во Владимиро - Суздальском княжестве.

Тема урока: «Строительный материал в архитектуре Владимиро - Суздальского княжества».

Cформулируйте цель урока. (Учащиеся формулируют цель урока).

1.Расширить представления об особенностях древнерусской архитектуры Владимиро - Суздальского княжества.

2.Изучить особенности свойств строительного материала 12 века.

3. Изучение нового материала.

Начнём наше путешествие. Сейчас мы мысленно перенесёмся в 12 век во Владимиро-Суздальское княжество. Мы прибыли в город Владимир и слышим праздничный колокольный звон.

Город Владимир - гордость древнерусской архитектуры, со своими белокаменными стенами.

На трёх холмах тебя слагали,

Велику силу даровали,

Победами крестили град

И каждый видеть тебя рад!

12 век - время расцвета каменного дела. Излюбленным строительным материалом архитекторов того времени был белый камень. Химическая формула этого вещества - CaCO3.

Как называется это соединение? (карбонат кальция).

Перечислите ещё раз свойства известняка.

(Мягкий в обработке, его можно шлифовать, распиливать. Стойкий к атмосферным воздействиям. Может быть разной окраски).

Благодаря этим свойствам известняк так широко использовался.

Учитель истории.

В 12 веке Андрей Боголюбский решил сделать Владимир столицей Руси, поэтому необходимо было придать городу соответствующее архитектурное обрамление. Именно известняк был взят как главный строительный материал. Давайте совершим виртуальное путешествие по Владимиру 12 века и познакомимся с самыми знаменитыми постройками.

Учащиеся делятся на группы (по рядам). Работают с карточками. Отвечают на вопросы.

1 группа - Золотые ворота.

2 группа - Успенский собор.

3 группа - Дмитриевский собор.

Карточка 1.

Золотые ворота.

В середине XII в. город был окружён деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые ворота, сохранились до наших дней. Они напоминают высокую триумфальную арку. В древности над ней был водружён одноглавый храм, а створки ворот обиты листами начищенной, сверкающей меди. В 1237 г. Золотые ворота принял главный удар татар, наступавших на город со стороны равнины. Враги не смогли прорваться через ворота и вынуждены были проламывать крепостные стены.

Вопросы:

1. Когда построены Золотые ворота?

2. Отличительные черты Золотых ворот, как архитектурного сооружения?

Карточка 2.

Успенский собор.

В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор. Место для храма было выбрано на редкость удачно - на вершине крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны. Успенский собор - величественный пятиглавый собор. Успенский собор оказался самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения - женские головки, морды львов. Успенский собор был богато оформлен и внутри: полы отделаны плиткой, стены расписаны фресками. На алтаре стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая «Владимирская Богоматерь». На протяжении двух веков Владимирский храм считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей владимирских князей. По сей день здесь покоится прах его строителей - Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Вопросы:

1. В каком году был заложен Успенский собор?

2. Отличительные черты Успенского собора, как архитектурного сооружения?

Карточка 3.

Дмитриевский собор.

В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен ещё один - одноглавый, названный в честь святого Дмитрия Солунского Дмитриевским. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений - фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней! Каменная резьба владимирских ремесленников очень близка к русской народной деревянной резьбе. Вопросы:

1. Когда построен Дмитриевский собор?

2. Отличительные черты Дмитриевского собора, как архитектурного сооружения?

4. Устное обсуждение результатов работы по карточкам.

5. Изучение материала.

Учитель истории. Посмотрите видеофрагмент об одной из жемчужин русской архитектуре - Церкви Покрова на Нерли. Храм был построен в 1165 года близ села Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму. Какие чувства вызывает у вас этот храм? Почему про эту каменную церковь говоря, что она летает?

Видеофрагмент в презентации.

Этот храм не производит ощущение тяжести, а, наоборот, благодаря архитектурным приёмам храм оставляет впечатление лёгкого невесомого сооружения.

Учитель химии.

Владимирские мастера знали и учитывали особенности белого камня. Из каменных блоков выстраивали стены. Наружную поверхность стен отшлифовывали. Промежутки между блоками заполняли обломками горной породы и заливали раствором извести. Этот раствор постепенно затвердевал и скреплял камень. Получалась прочная стена.

Рассмотрим с химической точки зрения приготовления известкового раствора.

Работа с учебником. С.238. Фрагмент текста выделенный мелким шрифтом.

Известняк (камни) обжигали. Они становились легче. (Запись уравнений в тетради).

Обжиг известняка.

СаСО3 = СаО + СО2

Как называется соединение СаО? (Негашёная известь, «кипелка»).

Затем камни обливали холодной водой.

Образование гашёной извести.

СаО + Н2О = Са(ОН)2

Как ещё называется Са(ОН)2? («Пушонка»).

Получалась свежегашёная известь. Её и использовали для приготовления раствора.

Профессия каменщика как в 12 веке, так и сейчас известна и востребована. Послушаем сообщение о современных каменщиках.

Ученик (сообщение).

Каменщик - строительный рабочий, занимающийся возведением или ремонтом каменных и кирпичных конструкций; специалист по кладке кирпича или камня. Ремесло каменщика - одно из древнейших, так как каменные строения существуют с первобытных времён.

При кладке стен каменщик должен выдерживать необходимую толщину и ровность шва, проверять соответствие горизонтальности и вертикальности рядов проектным требованиям, уметь возводить углы и изгибы стены из целых кирпичей (блоков), половинок и четвертинок.

Профессию каменщик в Рязани можно получить в Рязанском строительном колледже и Профессиональном училище №3.

6. Подведение итогов, закрепление.

Учитель истории. Подведем результаты урока. Итак, как вы ответите на вопрос, который был задан в начале урока:

Какой строительный материал использовался мастерами в 12 веке?

Почему был избран именно этот материал? Назовите химическую формулу этого материала и опишите его свойства.

Вспомним поставленную цель урока. Мы достигли этой цели?

7. Рефлексия.

Учитель химии. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал……………..

Меня особенно заинтересовало……….

Что показалось трудным в изучении темы?

Учитель истории. В постройках из белого камня, в их художественном облике можно увидеть многовековой героический путь нашей страны.

«Архитектура, как музыка в камне, звучит в веках» (А.Г. Мордвинов).

Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что научные дисциплины переплетены и взаимосвязаны.

8. Выставление оценок. (Учитывается правильность, глубина, осознанность, полнота, логичность изложения устного ответа).

9. Домашнее задание. Параграф 51 в учебнике Химия:9 класс (авторы Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.)

Используемая литература:

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. - СПб.: Стройиздат, 1993.

Химия: Неорганическая химия: 8-11 классы: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2003.

Химия: проектная деятельность учащихся/ Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2008.




© 2010-2022